Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница5 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Всякая человеческая деятельность имеет целенаправленный характер, те. подчинена достижению какого-то заранее предполагающегося результата. Это, в частности, означает прежде чем быть действительно освоенным, предмет первоначально выступает в виде возможности, как то, что еще надлежит осуществить. Предмет потребления, до того как быть потребленным, выступает как объект потребности. Пока продукт находится в процессе производства, совершает путь к потребителю и противостоит ему в качестве внешнего ему предмета, он на какое-то время застывает в этом качестве возможности. Тоже самое происходит и со средствами производства, предметами и орудиями труда раньше чем превратиться в реальные производственные силы они долгое время могут оставаться в качестве еще нереализованной возможности и составляют материальное богатство, материальные ценности, отличные от предметов потребления. Так или иначе используемые человеком природные или созданные им предметы, задолго до того, как они действительно используются, выступают как потенциально полезные. Преобразуемая действительность вообще предстает перед человеком как поле развертывания его возможностей, а если человек ставит перед собой вполне определенную цель — как то, что еще должно стать соответствующим цели.
Эта заключенная в предмете возможность, поскольку предмет уже вовлечен в орбиту социального движения (или осознан в качестве имеющего социальное значение, но еще не присвоен человеком полностью, не реализовал себя, и есть то, что мы называем ценностью.
Н о в силу противоречивости исторического процесса, социальных антагонизмов, присущих классовому обществу, различных форм социального отчуждения может случиться итак, что эта возможность остается нереализованной. Осуществление возможности, потенциально заложенной в предмете и выраженной в ценностных представлениях, бесконечно удаляется от реальной действительности, бытия человека. Предмет потребления из-за своей недоступности для потребителя как бы застывает в виде противо-
Некоторые аспекты проблемы ценностей. lino ему богатства, становится объектом неутоленной страсти \
чинили культура, выработанная предшествующими поколе- ми, иногда омертвляется в виде культурного наследства про­
совокупности догматизированных принципов, не исполь- чч'ммх рсалы-ю в практической жизнедеятельности людей, косный мнит, по подлежащий критическому, творческому освоению. Моральный идеал оборачивается недоступным для простых смертный, совершенством, осуществление которого переносят на «свя- пеликих деятелей прошлого или настоящего, которым затем начинают поклоняться. Произведение искусства, рассматриваемое просто как уникальный и неповторимый образец, как застывший отпечаток прошлого низводится до положения музейного экспо* мдта, не имеющего отношения к реальной практической деятельности современного человека.
Тогда эта омертвленная форма ценности приобретает вид абсолюта, становится рафинированными очищенным от практического интереса атрибутом вещи самой по себе, превращается и загадочный символ, мистифицирующий действительное общественное отношение человека к предмету. Эта фетишизация ценности, которая довольно часто совершалась в истории, является источником множества теоретических мистификаций о тем не менее эта форма ценности не составляет, с нашей точки прения, ее действительной сути. (Ценность возникает,,нД-^эснове противоречивого характера практической деятельности человека как не р али зова н наяТ: но уже требующая своей реализации (воз) м о ж носхь^ Но для возникновения феномена ценности, как мы старались показать, вовсе необязательно, чтобы это противоречие приняло форму неразрешимого конфликта между потребностями, способностями и целями человека и реальной действительностью его положения.
Здесь необходимо сделать одно принципиальное замечание. Мы подчеркивали, что ценность есть лишь внешняя форма какого-то социального отношения. В самом деле, то, что внешне выступает как отношение человека к предмету или отношения предмета к человеку, в действительности является отношением человека к самому себе, к другим людям или к обществу. Если предмет выступает по отношению к че\овеку как полезный, как благо, добро, прекрасное, то речь идет не столько о возможностях самого предмета, сколько о возможностях человека, о том, как он осваивает данный предмет. И предмет является для человека как бы зеркалом, отражающим ему его собственную социальную природу. Эта мысль проходит красной нитью через многие работы Маркса. В частности, при эстетическом освоении природы человек ищет в ней отражение своей собственной сущности. Когда предметы выступают как стоимости
О. Г Дробницкий потребительные стоимости, средства производства и потребления, когда поступки данного индивида и окружающих его людей предстают передним как обладающие моральным достоинством, то за этими ценностями предметов и явлений скрываются социальные отношения. Именно от характера этих отношений будет зависеть, станет ли предмет для человека реальной возможностью или возможностью, отчужденной от действительных условий его бытия, недоступной для него возможностью.
Используя термин Маркса, часто применяемый в Капитале, можно охарактеризовать ценность как превращенную форму социального отношения, в которой последнее выступает как отношение человека к предмету или отношение предмета к человеку, а затем и как свойство предмета, внешнего человеку. Таким образом, ценность — это предметная форма проявления социального отношения.
Иногда указывают на необходимость различения понятий овеществление и опредмечивание социальных отношений. Как нам представляется данный вопрос, он сводится к различению естественной и общественной сторон водном и том же предмете. Маркс различает природное и общественное не как две пространственно и предметно разграниченные области, а как две
«взаимосопроницаемые» сферы, как два аспекта одной и той же реальности. С одной стороны, всякий предмет природы есть вместе стем общественный предмет. Маркс указывает на то, что в обществе природа выступает как основа. собственно человеческого бытия и что поэтому предмет, имеющий природное происхождение, становится для человека общественным предметом С другой стороны, всякий предмет, имеющий общественное происхождение, являющийся произведением человека, вместе стем представляет собой естественное явление. Товар является природным телом, хотя и произведен трудом. Да и сам труд, если его рассматривать как обмен веществ, преобразование энергии и материальной формы предметов, представляет собой естественный процесс, подчиняющийся природным законам. Маркс говорит, что человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, те. может изменять лишь формы веществ Таким образом, природное и общественное — это не два различных рода предметов, а две стороны одного итого же предмета. Естественный предмет (вещь, явление, про КМ ар кси Ф . Э н гель с , Из ранних произведений, М , 1956, стр. 590, 593.
6 КМ ар кси Ф . Э н гель с , Сочинения, т. 23, стр. 51— 52.
Некоторые аспекты проблемы ценностей
37
пссс) есть природный субстрат, носитель того, что мы называем общественным предметом».
Соотношение этих двух сторон Маркс специально рассматривает на примере товара. С одной стороны, товар — это внешний предмет, вещь, тело это совокупность механических, физических и химических свойств, форма, вес, цвет, вещество, из которого он состоит. С другой стороны, эта вещь (товар) выступает как предмет, вовлеченный в сферу общественного бытия, те. как общественный предмет, наделенный целым рядом специфически социальных характеристик он является продуктом труда, чьей-то собственностью, предметом потребления, предметом обмена, может стать средством обмена или превратиться в капитал. И Маркс показывает, что именно в этом своем общественном качестве товар является носителем стоимости и потребительной стоимости.
Подобным же образом можно расчленить всякий предмет, обладающий ценностью, но способ этого расчленения каждый раз будет различным в зависимости оттого рода ценности, который мы хотим выделить. Ив каждом отдельном случае носителем ценности будет неестественный предмета предмет в своем общественном содержании. Например, акт воровства состоит не в пространственном перемещении предмета от одного человека к другому, а в незаконном присвоении собственности, те. для описания этого акта мы пользуемся исключительно понятиями, которые обозначают специфически общественные явления. И именно в силу этого общественного содержания поступок обладает положительным или отрицательным моральным достоинством.
Различие общественной и естественной сторон в предмете имеет важное значение для критики буржуазных концепций ценности, в которых ценность связывается непосредственно с естественными свойствами предмета.
Примером такого рода отнесения ценности к естественному субстрату является интуитивистская концепция моральной ценности. Этики-интуитивисты, хотя и отличают ценность от естественных свойств предмета, пытаются затем связать первую со вторым. Вполне понятно, что им таки не удается объяснить, как же в естественном явлении возникает ценность сих точки зрения, можно говорить лишь о том, что ценность необъяснимым образом сопутствует естественным свойствам. Но тогда, чтобы допустить возможность усмотрения ценности в объекте, в котором человек видит только естественные свойства, приходится признать существование какой-то совершенно особой познавательной способности — интуиции.
Таким образом, мы выделили в вещи или явлении определенную сторону, которую мы можем назвать общественный пред
О. Г. Дробницкий мет». Но что это такое по своей природе Если речь, скажем, идет о материальном предмете, тов нем уже не остается, как говорит Маркс, ни грана вещества природы это уже не тело, обладающее химическими, биологическими характеристиками, а предмет культуры. Это кристалл, в котором как в фокусе, отражаются общественные отношения, это узловая точка социальных связей и зависимостей, предмет, выступающий в своих самых различных назначениях и определениях. Этот предмет движется в мире общественного бытия по совершенно иным законам, чем законы механики, физики, химических реакций и обмена веществ. Но как и предмет природы, он относительно устойчив, обособлен, способен вступать в самые различные отношения с другими предметами и сохранять при этом свое внутреннее единство, тождество самому себе. Только в этом смысле это предмета не в смысле составляющего его материально-вещественного субстрата. И только по отношению к этому общественному предмету можно говорить о ценности как его характеристике.
Здесь заключен вопрос, который выходит далеко за рамки проблемы ценности. Это вопрос о понимании природы общественного бытия вообще в философском плане. Вопрос этот касается того, можно ли ив каком смысле говорить о специфическом общественном бытии как об особой реальности, обладающей не только своими собственными законами, отличными от природных, но и как о специфической предметной действительности, воплощенной в особых, общественных предметах Нас же сейчас интересует более узкий вопрос. Если вся общественная реальность есть сфера человеческого бытия, те. в ней нет ничего, кроме жизнедеятельности человека (субъекта деятельности, ее предметов и продуктов, то это означает следующее. Неправильно говорить о предмете как о чем-то внешнем бытию человека, а человека представлять только как субъекта, противостоящего миру объектов. Общественный предмет — это иная форма бытия самого человека он создан трудом человека. Поэтому предмет выступает как сгусток общественных отношений и, следовательно, заключает внутри себя все определения, которые мы относим к этим отношениям. Исходя из этой посылки, мы и решаем вопрос, который вызывает наиболее резкие разногласия можно ли говорить о ценности как о свойстве самого предмета, как о внутренне присущем ему атрибуте?
С нашей точки зрения, можно. Но повторяем, что речь идег об общественном предмете. Против такого решения вопроса иногда высказывается следующее возражение ведь не предмет сам по себе обладает ценностью, а человек делает его объектом своей потребности в процессе своей практической деятельности. Мы имеем здесь дело не со свойством, ас общественным отношением
Некоторые аспекты проблемы ценностей
39
Ми нее дело в том, что в этом возражении предмет рассматри- щите и безотносительно к человеку, те. в сущности как природа человек — как субъект, противостоящий этому природном}*
у
»(гьекту. Если же мы возьмем предмет как общественный предмет,
I..IK частицу общественного бытия человека, хотя и внешнюю ему
\<лк субъекту, тов нем самом мы можем обнаружить все те определения, которые де\ают его ценностью. Предмет здесь уже не противостоит человеку как нечто отличное от его (человека) обще- етпенного бытия, а является частным выражением последнего.
Ндесь субъект и объект оба находятся в границах социального
<>ытия человека.7
В плоскости самых различных общественных отношений предмет поворачивается к субъекту своими различными сторонами, способен выполнять различные роли и удовлетворять различные потребности. И эти отношения, в которых участвует предмет, не являются чем-то внешним его природе, накладываемым на него. И общественном предмете, собственно, ничего больше нет, кроме способности участвовать в жизни социального целого в плане различных отношений. В тот или иной момент данный предмет может не служить в качестве орудия производства, предмета потребления, не быть включенным в процесс обмена, не служить объектом эстетического наслаждения, словом, не выполнять никакой общественной роли. Нов нем, как в предмете культуры, дремлет эта способность выполнять то или иное общественное назначение в нем кристаллизовалась определенная способность человека. Таким образом, говоря о ценности как о свойстве предмета, мы имеем ввиду лишь то, что в предмете кристаллизовано общественное отношение.
Конечно, вопрос о том, является ли ценность свойством предмета, нельзя решать до тех пор, пока мы не исследуем тот общественный механизм, действие которого порождает феномены ценности. Ив каждом случае, будет ли идти речь о материальных- моральных или эстетических ценностях, этот анализ встретится со специфическими проблемами.
Мы рассмотрели только одну сторону отношения между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом, ценность как характеристику предмета. Не меньший интерес представляет вопрос Вовсе необязательно понимать под предметом то, что в естественном отношении представляет собой вещь или процесс, внешние человеку. Таким предметом является и сам человек как индивид, отличный от всех остальных, или даже как общественный класс, персонифицируемый как совокупный рабочий, совокупный капиталист. И если можно сказать, что вещная форма отношений является характерной для капиталистической формации, то и тогда, когда общественные отношения имеют непосредственно личностный характер, другой участник отношения выступает для меня как общественный предмет
О. Г. Дробницкий о понимании природы духовных ценностей, который мы не можем сколько-нибудь подробно раскрыть в статье сжатого объема. Ограничимся лишь одним общим замечанием. Проблема духовных ценностей отнюдь не совпадает по объему с проблемой мировоззрения, это лишь один из его аспектов. На наш взгляд, понятие духовные ценности вычленяет в явлениях общественного сознания лишь нормативно-оценочную сторону, которая относится к той готовой выраженной в виде абстрактных императивов и оценок, предельно простых формул социальной ориентации людей) форме, в которой мировоззрения того или иного класса, идейная позиция какого- либо общественного движения и т. п. выступают по отношению к стихийно усваивающему ее индивиду, к человеку, который руководствуется официально или неофициально санкционированными идеалами, лозунгами, стереотипными понятиями, не будучи в состоянии проникнуть в их социальный смысл. Иными словами, если уж употреблять термин духовные ценности применительно к нашему коммунистическому мировоззрению, то лишь к той эмоцио- нально-психологической форме, в которой оно иногда выступает в обыденном массовом сознании и популярной пропаганде. Номы всегда должны иметь ввиду, что эти ценности скрывают за собой подлинно научное отношение к действительности, основанное на теоретическом понимании сущности исторических законов
ЦЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Употребление категории ценность представляется целесообразным лишь в том случае, если за нею будет закреплена определенная познавательная нагрузка, если она будет относиться к тем аспектам реальности, которые не охватываются остальными философскими категориями. Между тем это условие не всегда выполняется. Часто о ценности говорят как об эквиваленте понятий блага, нормы поведения, идеала, истины и т. п. Тогда теряется специфика проблемы ценности.
В последнее время категорию ценности широко используют советские и зарубежные философы-марксисты при исследовании явлений морали, искусства и общественной жизни. В советской литературе начало этому положил В. П. Тугаринов, который убедительно показал актуальность проблемы ценности в политике, этике, эстетике Однако не подлежит сомнению актуальность данной проблемы ив естественнонаучном плане, в плане укрепления связи диалектико-материалистической философии с современным естествознанием, прежде всего с теми его разделами, которые изучают механизм функционирования живых систем и природу их целесообразного поведения. Известно, что в биологии оперируют понятием ценности факторов внешней среды а способность дифференцировать окружающие условия по критерию их вредности и полезности считается характерным признаком живого. С другой стороны, предпринимаемые кибернетикой попытки моделировать адаптивное поведение живых систем оказываются наиболее перспективными в том случае, если учитывается способность животного и человека производить систематическую оценку выгодности компонентов внешней среды и собственных действий
Классификация событий, ситуаций и сообщений по их ценности становится одной из центральных проблем искусственного мыш­
В. А. Васи лен ко В. П. Туга р и нов. О ценностях жизни и культуры. МВ. А. Василенко ления. Современная теория информации не учитывает фактор ценности сообщения. Это обстоятельство признается очень серьезным ограничением данной науки. Дальнейший ее прогресс, по мнению многих авторов, в частности Л. Бриллюэна, потребует введения элемента, выражающего ценность информации. Этому прогрессу должна способствовать философия. Неслучайно Л. Бриллюэн пишет Когда мы дойдем до проблем ценности, то мы начнем уже вторгаться на территорию, принадлежащую фило­
софии».2
Таким образом, философское исследование природы ценности может оказать помощь в решении ряда важных проблем в конкретных науках. Справиться с этой задачей может только теория ценности, развитая на базе диалектического материализма С Категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого./Прочие философские категории позволяют человеку ориентироваться в таких аспектах взаимодействия материальных систем и образований, как временная последовательность, пространственная рядоположность, причинно-следственная зависимость, связь существенная и несущественная, необходимая и случайная и т. дно они не затрагивают непосредственным образом указанного момента значи­
мости.
Субъектом ценностного отношения выступает та сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой. Представляется необходимым различать субъект ценностного отношения и субъект познания ценности. Они не всегда совпадают. Так, если микробиолог выясняет ценность той или иной среды для существования данного вида бактерий, то субъектом ценностного отношения здесь будут бактерии, а субъектом познания ценности среды для бактерий — человек. Напротив, в том случае, когда человек изучает влияние климатических условий на жизнедеятельность своего организма, субъект ценностного отношения и субъект познания его совпадают. Под такое понимание субъекта подпадает любое явление, границы бытия которого можно определить.
Речь идет о бытии конечного образования в том смысле, что можно указать границу, отделяющую бытие данного явления от его небытия. Для достижения этой цели интересующее нас явление, вещь, организм и т. д. должны быть рассмотрены как системы. Система — это совокупность динамических элементов (частей или переменных, внутренние связи которых прочнее внеш Л. Бриллюэн. Наука и теория информации, М, 1960, стр. 16.
Ценность и ценностные отношениям х Из всего множества переменных сравнительно легко выделить подмножество существенных переменных, по состоянию которых можно судить, есть данное явление или его уже нет. Внутренние связи в системе могут превосходить внешние лишь при условии, что существенные переменные не выходят за определенные пределы. В противном случае система распадается (переходит в небытие).
Трудности, с которыми связано рассмотрение явлений как систем, будут, очевидно, различными в зависимости оттого, ока ких явлениях идет речь — неорганической природы, живого мира пли таких чрезвычайно сложных системах, как человек и общество.
Пытие неорганических систем, в частности термодинамических, представляется возможным описать путем указания границы, за которую не должна выходить величина их энтропии. В случае явлений жизни, даже простейших ее форм, дело обстоит гораздо
(ложнее. Но и здесь принципиально приемлем этот метод описания бытия. Предельно упрощая, о существовании или смерти чело- иека можно судить по состоянию всего лишь одной переменной — пульсации сердца. С другой стороны, снимая упрощения и вводя дополнительные переменные, можно дать более или менее исчерпывающее описание бытия человека не только как биологического, пои как социального существа. Можно даже выработать вполне приемлемый эталон существования представителя определенного класса, социальной группы или исторической эпохи.
Эти соображения указывают направление, в котором должна двигаться наша мысль, чтобы обнаружить феномен ценности. Действительно, если мы можем установить границу, отделяющую бытие данного явления от его небытия, то мы будем в состоянии проследить сдвиги относительно этой границы, которые происходят в нем под влиянием других явлений и систем. Направление и величина сдвига характеризуют момент значимости или ценности воздействия, причинившего этот сдвиг ъ

екттр^
1>таошёния"— это то, с чем субъект взаи- модействуё^^Гчто имеет для него ценность. Носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом. Объект ценностного отношения необязательно должен быть внешним по отношению к субъекту явлением. Вполне допустимо ставить вопрос о ценности какой-либо подсистемы, находящейся внутри самого субъекта, для бытия его как целого. В этом случае речь будет идти о ценности отдельного для общего, части для целого О понятии системы см НМ. А м ос о в . Моделирование информации и программ в сложных системах. Вопросы философии, 1963, № 12, стр. У. Росс Э ш б и . Системы и информации. Вопросы философии, 1964, '№ 8, стр. 82 и др
В. А. Василенко
Как видим, понятия субъект и объект используются здесь в несколько специфическом смысле. Под них могут быть подведены любые системы и явления. Возможно, следовало бы подыскать другие термины. Но суть дела не в этом. Главное состоит в том, чтобы отличить систему, бытие которой берется за критерий ценности, от той, ценность которой предстоит выяснить. Это чрезвычайно важно, так как в случае взаимодействия двух систем — допустим В и С — имеют место два ценностных момента
1) ценность С для В и 2) ценность В для С. Эти ценности могут быть прямо противоположными. Введение понятий субъект и объект ценностного отношения устраняет неопределен­
ность.
С другой стороны, предположенные понятия ценностного отношения помогают выработать такое понятие ценности, которое может использоваться во многих науках, в том числе естественных. Следует заметить, что в марксистской литературе имеются высказывания, будто человек есть единственный непосредственный адресат ценности Такое понимание субъекта ценностного отношения резко сузило бы сферу применения понятия ценности и лишило бы методологической помощи многие из естественных наук, оперирующйе этим понятием.
Действительно, человеческое познание в конечном счете призвано выяснить, что в мире обладает ценностью для человека и каким образом мы можем использовать то или иное явление в своих интересах. Но для того чтобы определить ценность ка­
кого-либо явления для себя, человек зачастую должен установить его ценность для другого явления. Так, изучая ценность различных видов растительности для культивируемых травоядных животных, человек выясняет окольным путем их ценность для собственного существования и жизнедеятельности. В данном случае ценностное отношение представляет собой цепь, состоящую из двух звеньев первое, где растительность — объекта домашнее животное — субъект второе, где культивируемое травоядное животное — объекта человек — субъект. Подобные цепи могут состоять из множества звеньев, и только какая-то часть их непосредственно связана с центром ценностных отношений — чело­
веком.
Поскольку философский анализ ценности исходит из человека как конечного субъекта ценностных отношений, важно отметить, что он может быть представлен конкретно-историческим индивидуумом, определенной социальной группой (как-то: семьей, производственным коллективом, сословием, классом, народом и т. д И. Паси. Проблемата за ценностите. Ново време», 1963, № 2, стр. 25.
Ценность и ценностные отношения
45
человечеством в целом Переход от отдельного, те. индивидуального человека, ко всеобщему, те. обществу в целом, опосредован множеством звеньев. Любая социальная общность может выступать как самостоятельный субъект ценностного отношения, нето­
ждественный отдельным ее членам. Признание данного факта нив коем случае не означает релятивизации критериев ценности, ибо оно предполагает признание соподчиненности различных субъектов ценностных отношений. Так, бытие класса является более высоким критерием ценности, чем бытие одной из групп, в него входящих, а тем более, чем бытие отдельного представителя данного класса. Нос другой стороны, бытие класса не отрицает наличия такого критерия ценности, как бытие отдельных членов его и т. д. Диалектику единичного и всеобщего в субъекте необходимо учитывать и при решении вопроса о природе ценности. Дело в том, что одно и тоже явление имеет разную ценность для разных субъектов. Более того, в современном капиталистическом обществе, например, монополистическая форма частной собственности на орудия и средства производства для одних является благом, для других — злом. Техника как усилитель физических (или умственных) способностей человека является ценностью, но техника как стимулятор процесса вытеснения из производства рабочей силы и роста безработицы теряет это качество.
Последние примеры подводят нас и к мысли о том, что реальные ценностные отношения субъекта и объекта сложны и противоречивы. Окружающая человека действительность одновременно является как условием и предпосылкой его жизнедеятельности, таки вместилищем сил, выступающих причиной его гибели.
Поскольку ценность детерминирована обеими сторонами ценностного отношения, постольку ее величина и характер одновременно зависят и от определений субъекта (субъективный фактор ценности) и от свойств объекта — носителя ценности (объективный фактор ценности. В этом смысле можно сказать ценность есть функция двух переменных.
Субъективный фактор ценности не следует при этом отождествлять с сознанием субъектом ценностного отношения является не сознание, не мышление, а (в конечном счете) человек как материальное и практически действующее существо. Поэтому, когда ставится вопрос о субъективном факторе ценности, задача сводится к тому, чтобы в самом человеке отыскать характеристики его как практически действующего общественного существа. Таковыми являются потребности во всем их многообразии. Человеческое бытие настолько сложное явление, что в каждом конкретном взаимодейст­
5 Необходимость диалектического понимания человека как субъекта ценностного отношения уже отмечалась в работах В. П. Тугаринова, а также И. Паси (Проблемата за ценностите, стр. 23).

46
В
А. Василенко вии с объектом принимает участие лишь одна его сторона. Поэтому для выяснения ценности конкретного явления недостаточно установить субъект отношения, а необходимо в самом субъекте отыскать ту часть, подсистему, частную потребность, через которую субъект взаимодействует сданным объектом. В зависимости от вида потребности субъекта можно говорить о материальной, производственной, социально-политической и т. д. ценности объекта.
С другой стороны, явления окружающего мира вовлекаются в сферу жизнедеятельности субъекта тоже лишь частично, одной своей стороной. Каждая вещь, указывал К. Маркс, есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы потребления вещей, есть дело исторического развития С целью отделить те свойства и стороны явлений, которые втянуты в сферу жизнедеятельности субъекта, а тем самым принимают участие в определении ценности объективный фактор ценности, от свойств и характеристик, которые остаются вне отношения к субъекту, целесообразно использовать понятия сущего для нас и сущего в себе Кстати,
В. И. Ленин в Философских тетрадях обратил внимание на крайнюю правильность и меткость подобных терминов. Конечно, такое членение сущего является весьма условным. Познанные предметы и явления представляют единство сущего в себе и сущего для нас, а те явления, которые остаются пока только сущими в себе, лежать е поля досягаемости человеческой практики и познания.
Тезис о двойной зависимости ценности делает понятным, почему ценность нельзя отождествлять с ценностным объектом, предметом, явлением, событием, поступком и т. д, выступающим в качестве носителя ценности. Ценность не является естественным свойством предметов, как они непосредственно даны в природе, хотя она неразрывно связана со своим носителем и немыслима без него. Поэтому было бы несправедливым применять к ней понятие объективности, что иногда наблюдается в литературе. С другой стороны, ценность не может быть названа субъективной — даже в том случае, когда под субъективностью ценности мыслится ее зависимость от материальных определений субъекта (а не его сознания. Категория ценности отражает единство субъекта и объекта, которые составляют абсолютную предпосылку ценностного отношения и ценности как его момента. Несостоятельна субъективно-идеалистическая точка зрения на ценность, согласно КМ ар кси Ф . Э н гель с , Сочинения, т. 23, стр. 43— 44.
7 См. также И. Паси. Оценъчни съеждения. «Философска мысъл*
1962, № 5, стр. 138.
8 ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 185.
Ценность и ценностные отношения
47
которой она объявляется всецело зависимой от субъекта, редуци­
руемого зачастую к сознанию. Неоспорим тот факт, — пишет, например, американский философ Винн, — что ценности больше чем субъективны Можно было бы привести большое количество высказываний субъективных идеалистов, в которых они критикуют приписывание объективного свойства ценности существующему или возможно существующему объекту утверждают, что ценности — это факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире, вне центров опыта что личная свобода является единственной основой ценности и т. д. и т. п. Если отвлечься от множества нюансов, существующих во взглядах на ценность в отдельных школах субъективного идеализма, общий тезис их будет таков ценность — это то, что за таковую прини­
мается.
Выше было сказано ценность — это момент единства субъекта и объекта. Ни бытие предметов сих имманентными свойствами объективная предпосылка ценности, ни наличие человека с потребностями (субъективная предпосылка ценности) взятые сами по себе ценности не дают. Лишь в акте^|1а1а1идшшт^з^ ствия субъекта обла^да^^его потребностью, и о6ъекта^__наделен- нога не н т н ьщ и __сщэ ед н ий^п рд_аб р^аея^д^но^сть для первого. Именно практика ставит предметы и явления внешнего мира в реальное ценностное отношение к челозеку. Вне практического взаимодействия предметы окружающего мира остаются пассивными, внешними ценностному отношению, исчезает реальная связь субъекта и объекта. Стало быть, только практика сообщает актуальность тому отношению человека с миром, в котором ценность выступает как универсальный момент взаимодействия.
В этой связи могут различаться ценности актуальные и потенциальные. Явления и процессы, втянутые в орбиту практической деятельности субъекта, обладают актуальной ценностью, а те, взаимодействие с которыми только возможно, — потенциальной. Реально неценное сегодня может стать реальной ценностью в последующей практической деятельности субъекта.
Рассматривая ценность как момент практического взаимодействия человека и мира, необходимо выяснить вопрос о влиянии типа взаимодействия на характеристику самой ценности. Подтипом взаимодействия в данном случае понимается наличие или отсутствие опосредующих звеньев. В зависимости от сложности R. В. W i п п. American philosophy. New York, 1955, p. 22.
10 С. J. L e w i s . A n analysis of knowledge and valuation. La Salla, 1946, p. 375.
11 D . H . P a r k e r . The philosophy of value. Univ. of Michigan Pres, 1957, p. 210.
12 J. P. S a r t r e . L ’etre et le neant. Paris, 1950, p. 76.
В. А. Василенко цепи опосредований, которой связывается конкретно-исторический субъект с явлениями мира, ценность последних может быть непосредственной или опосредованной. К числу объектов, имеющих непосредственную ценность, относятся предметы потребления в собственном смысле этого слова (эта ценность реализуется через акт самого потребления. Напротив, косвенную ценность будут иметь объекты, которые являются фактором в образовании или разрушении носителей непосредственных ценностей. Данное подразделение весьма относительно, ибо чрезвычайно трудно отыскать однозначные критерии непосредственности и опосредованности. Взаимодействие, которое при одном подходе может считаться непосредственным, при рассмотрении под иным углом зрения будет классифицироваться как опосредованное. В силу этого подразделение ценностей на непосредственные и опосредованные поначалу кажется схоластичными малоинтересным. Нов действительности оно заслуживает серьезного внимания, так как позволяет осмыслить один из существенных аспектов преобразовательной деятельности человека. В Святом семействе К. Маркс писал Самое материю человек не создал. Даже те или иные производительные способности материи создаются человеком только при условии предварительного существования самой материи Речь идет о смысле созидания, о природе того нового, что человек привносит в мир своей практической деятельностью. Применительно к интересующей нас проблеме вопрос можно поставить так какой смысл имеет выражение человек создает новые ценности Ведьмы часто говорим, что входе социально-исторического прогресса зло превращается во благо. Но что это значит Возьмем, к примеру, такое общеизвестное вещество, как серная кислота (тот факт, что она является продуктом деятельности человека, в данном случае не имеет значения. Непосредственное взаимодействие с этим веществом имеет для человека крайне неблагоприятные последствия. Что же означает превращение этого зла во благо Создание такой серной кислоты, которая не вызывает гибельных ожогов Очевидно, нет. Человек отыскал способ таким образом взаимодействовать с этим веществом, что оно становится носителем ценности. Для этого он избрал цепи опосредований, будучи включенной в которые серная кислота становится фактором благотворящим в прямом смысле этого слова. Одна из таких цепей, изображенная схематически, выглядит так серная кислота -> минеральные удобрения —> плодородная почва -> злаки человек, Этот пример при всей своей примитивности показывает, что, во-первых, непосредственная и опосредованная ценности одного итого же явления могут быть совершенно различными и, во-вторых, создавать новые КМ ар кси Ф . Э н гель с , Сочинения, т. 2, стр. 51.
Ценность и ценностные отношения
49
ценности, преобразовывать зло во благо — значит отыскивать такие цепи опосредованных отношений, которые позволяют выя- пить ценность того или иного явления. Таким же образом происходит и превращение блага во зло. Примером может служить общеизвестное явление уничтожение продовольственных запасов отступающим войском. Очевидно, продовольствие представляет благо для данного субъекта. Но оно благо лишь непосредственно. А будучи опосредовано врагом, это продовольствие становится злом, фактором неблагоприятным для существования нашего субъекта. Поэтому его следует уничтожить, чтобы не допустить образования цепи отношений. Подобных примеров можно отыскать множество в самых разнообразных областях жизни человеческого общества. Они свидетельствуют о том, что создание новых ценностей сводится к отысканию соответствующих опосредствующих звеньев и цепей.
В заключение обратим внимание еще наследующее обстоятельство. Защищаемое здесь понимание ценности накладывает определенное ограничение на употребление этого понятия. Последовательно придерживаясь его, мы не можем, не впадая в логическое противоречие с самим собой, говорить о ценности чего-либо самого по себе безотносительно к чему-то другому. Закрепить за категорией ценности строго определенную познавательную нагрузку означает вычленить и подвергнуть самостоятельному анализу один из множества аспектов во взаимоотношении человека с миром и другими людьми, отдифференцировать ценностные свойства сущего, которыми оно обладает только в рамках отношения к субъекту, от его свойств и характеристик, которыми оно обладает и вне такого отношения Проблема ценности
И. А. Май з ель Н АУ КА ИПР ОБЛ ЕМ А ЦЕННОСТЕЙ Вопрос о месте и роли наукй в жизни человечества стал одним из центральных вопросов современности. Закономерным следствием этого является вовлечение науки в орбиту аксиологического анализа. Наука все чаще становится объектом пристального рассмотрения в работах, посвященных общим проблемам аксиологии. В свою очередь изучение науки как специфического общественного явления необходимо затрагивает ее ценностный аспект.1
Однако в буржуазной философии и социологии оценка науки эволюционирует таким образом, что оказывается в обратном отношении к реальному развитию науки.
В X V I I — X V I I I вв., когда экспериментальная наука делала лишь свои первые шаги, ее восторженно приветствовали мыслители, взгляды которых определяли духовный климат того времени. Видя в науке путь к превращению природы в царство человека, они связывали с наукой и свои надежды на осуществление разумного общественного строя.
С тех пор отчетливо выкристаллизовались существенные тенденции развития науки. Несмотря на неполноту и приблизительность фактических данных, обнаружилось, что все основные показатели научного прогресса — число научных работников, объем ассигнований на научно-исследовательские работы, количество научных публикаций, научных совещаний, принципиально важных научных открытий — возрастают по экспоненте Вместе стем Показательно, что в повестку дня X I Международного конгресса истории науки, состоявшегося в Польше в 1965 г, был включен доклад Социальные ценности и наука. См X I Congress International d’histoire des sciences.
Sommaires, Section № № 1— 3. Varsovie— Cracovie, aout 24— 29, 1965.
2 На протяжении последних 300 лет общий объем работы и достижений в науке удваивается в среднем каждые 10— 15 лет. См P. A u g e r . Ten­
dances actuelles de la recherche scientifique. Paris, 1961; D. J. de Solla
P r i c e . 1) Science sinse Babylon. New Haven, Yale University Press, 1961;
2) Little science, big science. Columbia University Press, 1963,
Наука и проблема ценностей
51
наука вышла далеко за пределы кабинетов теоретиков, исследовательских бюро, лабораторий и институтов. Все более активно воздействуя на остальные стороны общественной жизни, она пронизывает теперь собой производство, культуру, быт.
Отношение же буржуазных идеологов к науке радикально изменилось. Тон их выступлений приобрел пессимистическую окраску, энтузиазм уступил место разочарованию. Все громче звучат голоса, говорящие о кризисе научного разума и даже оде- монии» науки. Своеобразным теоретическим выражением этой переоценки ценности науки и является аксиологическое направление в современной буржуазной философии и социологии. Дитя своего класса и своего века, буржуазная аксиология с момента рождения обременена стремлением превзойти точку зрения науки На первый взгляд спектр аксиологических концепций науки является чрезвычайно пестрым. Это обусловлено прежде всего неопределенностью, расплывчатостью основного понятия аксиологии ценность. Расширение с годами его объема сопровождается растущим многообразием его трактовки различными философскими течениями. Составитель недавно изданной в США антологии Философия общественных наук М. Натансон напоминает, что еще вначале века М. Вебер характеризовал термин ценность как незадачливое дитя нищеты нашей науки и порицал хаос, порожденный его двусмысленным употреблением. Сегодня, почти шестьдесят лет спустя, — с полным основанием продолжает МН а ­
тансон,— ситуация в лучшем случае остается все еще запутанной термин ценность" используется учеными и философами во множестве различных смыслов, и споры вокруг проблемы ценностей далеки от завершения».3
Сказывается в данном случае и отсутствие единства в понимании науки, что также вызвано раздробленностью современной буржуазной философии и социологии наряд течений, противостоящих друг другу в рамках идеалистического миропонимания. Тем не менее имеются некоторые общие черты в подходе буржуазных аксиологов к науке.
Коренясь еще в провозглашенном Кантом противопоставлении теоретического и практического разума, этот подход более непо­
3
Philosophy of the social sciences. A Reader. Ed. by M. Natanson. New
York, 1963, p. 351.
4
*
И. А. Майзелъ средственно дал знать о себе в концепциях баденской школы неокантианства. Именно ее представители — Р. Виндельбанд, Г Рик- керт, — вырывая пропасть между естествознанием и наукой об обществе («культуроведением»), настойчиво пропагандировали дополнение науки ценностной точкой зрения.
Если, по их мнению, естествознание вскрывает общие законы природы и ищет за чувственным миром абстрактную сущность вещей, лишенную красок и запахов, тов познании общества дело обстоит принципиально иным образом. В обществе действуют индивиды, одаренные сознанием, волей, имеющие различные интересы и преследующие каждый свою собственную цель. Поэтому здесь нет места естественноприродной повторяемости, здесь все — неповторимо индивидуально, и задача общественной науки может заключаться лишь в наглядном описании конкретных единичных событий, в воссоздании истории того, что однажды было. Научное мышление в первом случае выступает как номотетическое, его цель — общее аподиктическое суждение во втором — как идеографическое, имеющее целью суждение единичное, ассерториче­
ское.
Отсюда следует, что научная мысль якобы не в состоянии уловить какую-либо закономерность общественной жизни, предвосхитить ход общественных событий и вскрыть устойчивые мотивы человеческих поступков. Бессильная и безмолвная, она останавливается у порога вопросов о назначении человека, о смысле человеческой жизни. Эти вопросы могут быть решены только в свете некоторых непреходящих человеческих ценностей — этических, эстетических и других, уяснение которых возможно также лишь на путях индивидуализации. По словам В. Виндельбанда, всякий человеческий интерес и всякая оценка, все, имеющее значение для человека, относится к единичному и однократному. Вспомним, как быстро притупляется наше чувство, когда предмет его умножается или когда обнаруживается, что есть тысяча однородных с ним предметов. На единичности, на несравнимости предмета покоятся все наши чувства ценности Система ценностей, всецело связанных с внутренним духовным миром человека, лмеющих нормативно-телеологический характер и неуловимых для науки, объявляется определяющей по отношению к общественной жизни.
В результате двухчленная схема — естествознание и обществознание требует третьего звена — философии как аксиологии, учения о ценностях. Дихотомия переходит в трихотомию, человеческие знания все больше дробятся на противостоящие друг другу замкнутые области. Внешне этот процесс напоминает ре В. Вин дель банд. Прелюдии. СПб., 1904, стр. 328.
Наука и проблема ценностей
53
альную дифференциацию научного знания. В действительности же он означает сужение области науки — ее теснит аксиология, восполняющая ее якобы принципиальную слабость.
Для современного этапа развития буржуазной философии характерно дальнейшее преувеличение роли ценностной точки зрения, абсолютизация ценностного подхода ко всем явлениям общественной жизни, объявление его безусловным исходным моментом социального исследования. Печатью такой абсолютизации отмечены, в частности, доклады Р. Гартмана, X . Ку- риеля, Ф . Ринтелена и ряда других участников X I I I Международного философского конгресса, состоявшегося в Мексике в 1963 г.5
Возвышение аксиологии над наукой частично заслонено тем обстоятельством, что формально ценностный и научный аспекты рассматриваются в большинстве случаев не как исключающие друг друга, а как расположенные в различных плоскостях ив известном смысле дополняющие друг друга.
Э. Кассирер приводит в этой связи следующую аналогию Идол, которому поклоняются в святилище, может быть описан согласно чисто научным принципами представлен согласно понятиями категориям науки. Таким путем он будет кусочком природы, подчиненным, как и всякий другой, физико-химиче- ским законам. Однако мы знаем, что с помощью всех этих определений мы не проникаем в полное его значение. Оно не исчерпывается простым перечислением научных данных. Оно требует других, принципиально отличных критериев. Неважно, со сколь многих точек зрения мы можем наблюдать и анализировать мрамор как научный объект, — результат никогда не скажет нам чего-нибудь о его форме и красоте этой формы или о его религиозном значении как предмета религиозного поклонения Точно также, полагает Кассирер, в рамках научного познания неуловимы все остальные ценностные характеристики — их рассмотрение должно основываться на автономной упорядоченной структуре воли. Не менее определенно в этом плане высказывается Р. Гартман: Самолет, который несет атомную бомбу к городу, есть объект естествознания или, другими словами, факт, когда он изучается в свете науки о навигации, физики, механики, аэродинамики и т. д. Но он становится объектом аксиологии, или ценностью, когда он проверяется в свете этой науки. Так, замечание, сделанное вторым пилотом „Энола Гей — самолета, который сбросил атомную бомбу над Хиросимой, — в бор Человек и эпоха. М, 1964.
6 Е. C a s s i r e r .
Implications of physics for ethics. In:
The structure of scientific thought. Ed. by H. Madden. Boston, 1960, pp. 338— 339.

54
И
А . Майзелъ товом журнале самолета Боже, что мы сделали является объектом не естествознания, но аксиологии».7
Основываясь на том факте, что ценностные характеристики выражают особый аспект действительности, не вскрываемый естествознанием, значительная часть буржуазных аксиологов делает вывод о принципиальной несовместимости науки и сферы ценностей. В результате они дают отрицательный ответ на оба вопроса, вокруг которых по сути дела концентрируется исследование взаимоотношения науки и ценностей возможно ли научное познание и обоснование человеческих ценностей Включает ли наука в себя ценностные моменты?
Основной стержень ценностных характеристик, свойств и отношений усматривается в конечном итоге в иррационалистически интерпретированной внутренней природе человека. Чрезвычайно характерно в этом отношении утверждение Дж. Сантаяны: Ценности возникают из непосредственной и неизбежной реакции жизненного импульса и из иррациональной стороны нашей природы Различные течения в понимании ценностей (признание некоего надиндивидуального мира ценностей или слияние ценностей с индивидуальным волеизъявлением) не выходят за рамки расхождений между объективными субъективным идеа­
лизмом.
Что же касается науки, то она часто рассматривается как явление аксиологически нейтральное, внеценностное. Такое понимание науки объединяет столь отличающихся друг от друга теоретиков, как М. Вебер и А . Айер, Р. Перри и К. Ясперс. Разграничивая полезность в узкоутилитарном смысле и ценность, Ясперс, например, не отрицает практической пользы науки, но одновременно провозглашает, что научное знание, как таковое, не представляет собой никакой действительной ценности Об этом, по его мнению, свидетельствует и тот факт, что великие ученые-откры- ватели, теоретики-исследователи, как правило, небыли изобрета- телями-практиками. Аналогичный взгляд высказывает и Перри, полагающий, что как чистая наука, таки общая технология полезны, но безразличны к целям, которым они служат Бесстрастно повествуя лишь о том, что реально существует в окружающем человека мире, а не о том, что представляется человеку желательным, добру и злу внимая равнодушно, наука, с этой
R. S. H a r t m a n . Value theory as a formal system. «Kant-Studien»,
Bd. 50, H . 3, 1958/59. S. 290.
8 Дж. Санта я на. Три рода красоты. В кн Современная кн эстетике. Антология. М, 1957, стр. 242.
9 К. J a s p e r s und К. R o s s m a n n . Die Idee der Universitat. Berlin— Cot- tingen— Heidelberg, 1961, S. 45.
10 R. B. P e r r y . Realms of value. Harward University Press, 1954, p. 315.
Наука и проблема ценностей
55
точки зрения, способна приобщаться к миру ценностей только косвенно и выступает в лучшем случае как инструментальная ценность. Поэтому там, где человек исходит из науки, он отрешается от ценностных соображений, от внутренних импульсов, от эмоций и стремлений к свободе. Напротив, ценностные принципы требуют преодолеть научную точку зрения и рассматривать действительность сквозь призму субъективных, прагматических тре­
бований.
С наибольшей четкостью несовместимость сферы науки и сферы ценностей формулируется неопозитивизмом. Выдвинутая первоначально применительно лишь к этическим ценностям, неопозитивистская концепция в дальнейшем оказалась фактически распространенной и на остальные виды ценностей. Вместе стем методология неопозитивизма при рассмотрении ценностных объектов была в значительной степени усвоена и другими философскими течениями. Суть дела (независимо от видоизменявшихся со временем и подчас смягчавшихся формулировок) заключается в том, что проблема взаимоотношения науки и ценности интерпретируется как чисто формальная проблема несовместимости дескриптивных (описательных) предложений науки и прескрип- тивных (предписательных) ценностных предложений (воплощением чего являются слова есть и должно. Первые констатируют факты и являются верифицируемыми, те. в принципе допускают сопоставление с эмпирическими данными. Вторые же выражают субъективное отношение человека к чему-либо, формулируют некоторые пожелания или приказы, являются неверифи- цируемыми, не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты и, не являясь ни истинными, ни ложными, в научном плане лишены смысла Высказывания типа убийство есть зло, помощь ближнему есть добро и т. д. — все это завуалированные императивы, предписания определенной линии поведения не убивай или помогай ближнему своему. Используемые в них предикаты, выражающие понятия блага, добра, красоты и т. д, являются, строго говоря, псевдопредикатами, не более как «эмо- тивными знаками. Совпадение логической формы тех и других предложений принципиально ничего не меняет.
Один из видных американских аксиологов Д. Паркер отмечает в связи с этим, что может возникнуть вопрос почему ценности изучаются путем анализа соответствующих предложений, а не непосредственно Разумеется, можно исследовать, например, розу посредством рассмотрения высказываний ботаников и поэтов, нов конце концов кто-то должен покинуть библиотеку и. C a r n a p . Philosophy and logical syntax. London, 1945, p. 24.
ИЛ. Майзелъ направиться в сад В том-то, однако, и заключается своеобразие человеческих ценностей, утверждает Паркер, что они могут быть познаны только с помощью словесных выражений, ибо любая ценность всегда есть ценность для кого-то, и ценностное высказывание дает информацию именно о внутреннем состоянии данного субъекта. В результате субъективистское понимание ценностей связывается со своеобразным вариантом конвенциона­
лизма и приводит к полному аксиологическому релятивизму.
Взаимоисключение научной и ценностной сфер вызывает возражения со стороны другой — также весьма неоднородной — группы буржуазных теоретиков. Одной из центральных ее фигур был Дж. Дьюи, провозгласивший, что проблема восстановления единства и сотрудничества между убеждениями человека о мире, в котором он живет, и его убеждениями о ценностях и целях, которые должны направлять его поведение, является наиболее глубокой проблемой современной жизни Апеллируя к могуществу науки, способной решать любые задачи, в том числе и задачи ценностного характера, он настаивал на том, что ценности должны изучаться как природные факты, а факты подлежат оценке.
Однако сама наука истолковывается Дьюи лишь как явление инструментально-прагматического порядка, как своего рода технология достижения успеха, безотносительно к ее объективному содержанию. В тоже время отрицается какая бы тони было специфика ценностных представлений, нормы общественного поведения растворяются в естествознании и объявляются не более, чем разновидностью технологии, технологией технологий. Практически такое отождествление науки и ценностей приводит к освобождению естествознания и технических наук от соображений гуманистического характера.
Несколько иную позицию занимает ряд аксиологов, которые полагают, что единство научных и ценностных воззрений не перечеркивает их специфики и что, следовательно, наука не должна игнорировать моральные соображения, человеческие ценности, требования гуманизма. Один из них, М. Рейдер, полемизируя с Дьюи, не без основания замечает, что это особенно важно иметь ввиду в наш век атомного распада, когда бомбы угрожают разнести вдребезги всех нас, даже технологов и все их труды 12 D. И . P a r k e r . The philosophy of value. Univ. of Michigan Press, 1957, p . 6 0 .
13 J. D e w e y . The quest for certainty. New York, 1960, p. 255.
14 M. R a d e r . Comment on Dewey’s ethical views. In: The structure of scien­
tific thought. Ed. by H. Madden- Boston, 1960, p. 362,
Наука и проблема ценностей
57
Основным аргументом в данном случае является ссылка на то обстоятельство, что в поведении людей всегда сливаются рациональное и эмоционально-иррациональное начала, поскольку люди вынуждены подчиняться внешним природными общественным условиям, но вместе стем стремятся преодолеть внешнюю детерминацию, добиваясь свободы, под которой подразумевается независимость от внешних факторов и действие лишь внутренних ценностных импульсов.
Так обстоит дело ив области научной деятельности. Касаясь ее особенностей, другой американский философ Р. Раднер упоминает, что, по мнению многих ученых, наша персональная идиосинкразия не должна влиять на нашу научную работу — ценностные суждения не должны влиять на труд подлинного ученого. Однако, полагает Раднер, такие требования лишены смысла и неосуществимы, ибо каждый раз, когда ученый принимает или отвергает ту или иную научную гипотезу, он уже выносит вне- научное, необоснованное рациональными доводами, ценностное суждение. Поэтому надо открыто признать необходимость исходить в самой науке из немотивированных рационально ценностных решений. Следовательно, наивное представление об ученом как человеке хладнокровном, бесстрастном, безликом и пассивном, созерцающем совершенное изображение мира сквозь идеально отшлифованные стекла своих очков в стальной оправе, теперь уже неадекватно, если было когда-нибудь адекватно».15
То, что ученый — всегда живой человек, наделенный не только способностью мышления, но и чувствами, страстями, волей, а также выражающий интересы определенных социальных групп, не подлежит сомнению. Однако эти черты отнюдь необязательно противоречат научной трезвости и объективности. Напротив, личная и социальная позиции мыслителя могут служить необходимым условием такой объективности. В представлении же Раднера, они при всех обстоятельствах исключают друг друга.
Таким образом, попытки совместить водной плоскости научный и ценностный подходы к действительности фактически не только не выходят за рамки признания их сосуществования, но реально' осуществляются ценой отрицания объективности содержания науки. По справедливому замечанию известного социолога Ф . Знанецкого, некоторые философы-аксиологи и некоторые естествоиспытатели пытаются преодолеть грань между сферой природы (как исключительно областью объективного научного метода) и сферой культуры (как исключительно областью оценочного философского метода) путем утверждения абсолют
R. R u n d пег. Value judgments in scientific validation. In: The structure of scientific thought. Ed. by H . Madden. Boston, 1960, p. 365.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей