Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница9 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
т
Н. 3 . Коротков в действительности абстрагирование и конкретизация в эстетическом восприятии связаны воедино. Нет и не может быть единого принципа композиции, который способствовал бы нейтрализации эстетической утомляемости вне зависимости от смысла и значения конкретного произведения искусства. Всегда часть развивающаяся или повторяющаяся с распознаваемым подобием имеет тенденцию сделать свою форму легче воспринимаемой, — пишет Т. Манро. — Но это может также привести к монотонности, подобной тиканью часов мы теряем эстетическое отношение к ней, или, если это усиливает наше внимание, оно становится раздраженным. . . В некоторых фазах искусства, таких как архитектурный орнамент, художник не стремится поразить нас частными деталями. В других он пытается удержать наш интерес, стимулируя его неожиданными фигурами и их повторением в тонких вариациях и нерегулярно. В стиле других он хочет поразить нас шоком резко и радикально меняя форму, цвет или мелодию, совершенно неожиданно превращая события в фикцию».21
Таким образом, композиционные принципы, направленные против эстетической утомляемости, находятся в единстве с содержательной стороной ансамбля воспринимаемых свойств. А следовательно, эстетическая ценностная ориентация на объект связана с учетом смысла и значения этого объекта в конкретной системе других предметов или призведений искусства. Отсюда неизбежно вытекают сопутствующие ориентации. Функциональная ориентация. Она связана с пониманием значения предмета для удовлетворения какой-либо жизненной потребности человека. Так, архитектурное произведение оценивается не только как форма, но ив связи сего жизненным на­
значением.
Функциональная ориентация в восприятии искусства предполагает дифференцированное отношение к функциям познания и общения, понимание диалектики отражения и выражения в искусстве. Это непосредственно связано с пониманием различных методов обобщения в искусстве, таких как типизация, идеализация или натурализм. Конструктивная ориентация. Эта ориентация направлена на оценку мастерства в обработке материала, способа упорядоченности отдельных частей, элементов условности и т. п. Конструктивная ориентация особенно характерна для современного эстетического видения. Вместе стем она требует большой подготовки и знаний само восприятие искусства превращается в искусство 21 Т . М u п го Эта мысль наиболее полно развита в эстетике Б. Брехта (В . Кл ю е в О философском театре Брехта. В сб.: Вопросы эстетики, № 16, М, 1964).
Эстетическое восприятие и проблема оценки 3. Ориентация на ориентацию. Произведение искусства, которое мы воспринимаем, создавалось художником в определенной системе его ценностного отношения к действительности, его ориентации на идеал или действительность, типизацию или идеализацию и т. п. В этом смысле произведение искусства является соотношением реального и идеального Это соотношение, являясь следствием познавательной и коммуникативной функций искусства, образует широкие вариационные ряды, которые, однако, можно свести к типическим. В отличие от буржуазной эстетики, где типы художественной ориентации определяются, как правило, произвольно и эклектично марксистская эстетика связывает художественную ориентацию того или иного произведения искусства с конкретной исторической эпохой, с классовыми симпатиями и идеалами художника.
Современное эстетическое восприятие характеризуется поистине удивительным проникновением в художественную атмосферу древнейших цивилизаций. Это требует знаний и навыков восприятия, которые и создают необходимые предпосылки для возникновения ценностной ориентации на ориентацию.
Итак, установка на эстетическое восприятие ведет за собой активизацию более или менее сложной системы ориентации, которая, с одной стороны, зависит от объекта (при восприятии природы, например, отсутствует функциональная ориентация или ориентация на ориентацию, с другой от эстетических идеалов и вкусов личности, связанных в свою очередь с общественными эстетическими идеалами и вкусами.
Подключение системы ориентации, а следовательно вкусов и идеалов личности, и определяет ценностный характер эстетического восприятия. Вместе стем в акте эстетического восприятия образуется и специфическая структура, способы взаимосвязи отдельных внутренних свойств перцептивной деятельности. В частности, целостность и структурность, константность и ассоциативность восприятия в эстетическом акте, осуществляющем синтез познания и оценки, находятся в активном единстве взаимодействия. В этом внутреннее отличие эстетического восприятия от других видов перцептивной деятельности, в частности от научного Концепция соотношения реального и идеального, из которой мы здесь исходим, изложена в книге МС. Кагана Лекции по марксистско-ленинской эстетике (Л ., 1963).
24 Так, Филипп Бим в книге Язык искусства различает в живописи природную ориентацию с ее типологической вершиной в творчестве Тернера, противоположную ей интроспективную ориентацию с типологическими вершинами в творчестве Эль Греко и Сальвадора Дали, а также социальную Дж отто), религиозную Фра Анджелико) и абстрактную (Мондриан, Кан­
динский) (Ph. B e a m . The Language of art. New York, 1958, pp. 58—79),
Н. 3 . Коротков наблюдения. Например, в научном наблюдении структурность восприятия, как правило, не соотносится с ансамблем воспринимаемых свойств тес целостностью в восприятии вещи, предмета, явления, а имеет самодовлеющее значение как совокупность общих, внутренних и определяющих объективных связей и явлений При этом науку интересуют повторяющиеся, однотипные структуры, на основе которых можно установить определенные закономерности. В. И. Свидерский приводит следующий пример однотипности структуры рассматривая человеческие жилища, начиная от хижины и мазанок до многоэтажных зданий, мы везде наблюдаем это ядро явления в виде единства основных элементов пола, стен, потолков, крыши и т. п, объединенных однотипной структурой. Их зародыши мы отмечаем в виде простого лиственного, соломенного или деревянного навеса, их первоначальными формами могут служить пещера, шалаш, юрта и т. п Из приведенной цитаты совершенно очевидно, что наука интересуется конструктивной однотипностью структуры, в то время как структурность эстетического восприятия неизменно сочетается с целостностью воспринимаемого ансамбля. В эстетическом восприятии человека интересует, как именно этот пол, эти стены, окна, потолок, крыша образуют в своей структуре данное конкретное жилище. В поисках однотипности научное наблюдение отбрасывает несущественные детали, такие, например, как конек на крыше русской деревенской избы, резьба на наличниках окон и прочие украшения, а в эстетическом восприятии несущественных деталей нет в ценностной ориентации на объект учитываются все без исключения детали в их связи с целыми в результате эстетической оценке подлежит неповторимое своеобразие конкретного предмета.
Кроме того, в научном наблюдении воспринимаемая структура часто является кодом иной структуры, опосредованное познание которой является целью наблюдения. Например, опытный сталевар по цвету пламени в смотровом окне с большой точностью определяет температуру нагрева печи. Тоже самое наблюдается в различного рода сигнализирующих приборах и установках, знаковых системах и т. п, когда структура воспринимается как кода следовательно, рационально (а не эстетически, не в соотношении рационального и эмоционального. Разумеется, и у наблюдателя могут возникать эмоции (врач, например, неравнодушен к показаниям электрокардиаграммы, ученого-исследователя волнуют ре ВИС виде р с кий. О диалектике элементов и структуры. М, 1962, стр. 51.
26 Там же
Эстетическое восприятие и проблема оценки
125
зультаты эксперимента, фиксируемые в структуре кривой измерительного прибора, но это эмоции иного порядка, несвязанные с диалектическим единством целостности и структурности восприятия, которое проявляется при эстетическом ценностном отношении к предмету.
Нечто подобное происходит и с ассоциативностью восприятия. Ассоциативность восприятия означает известного рода отрыв от непосредственно воспринимаемого, вторжение в восприятие представления, несущего с собой знание о другом предмете. В научном наблюдении ассоциативность восприятия получает самодовлеющее значение в качестве научного сравнения, которое обладает общностью с изучаемым объектом лишь в сфере функционально­
конструктивной структуры. Это обстоятельство делает научное сравнение относительно независимым от восприятия. У Р. Эшби, например, при изучении проблемы адаптации поведения прибегает к следующему сравнению На протяжении всего нашего анализа нам будет удобно иметь какую-нибудь практическую проблему в качестве типовой проблемы, на которой можно было бы контролировать общие положения. Я выбрал следующую проблему. Когда котенок впервые приближается к огню, его реакции непредсказуемы и обычно не соответствуют ситуации. Он может войти чуть ли в самый огонь, может зафыркать на него, может тронуть его лапкой, иногда он пытается обнюхать его или подкрадывается к нему, как к добыче. Однако позже, став взрослым котом, он реагирует по-иному.
«Я мог бы взять в качестве типовой проблемы какой-нибудь эксперимент, опубликованный психологической лабораторией, но приведенный пример имеет ряд преимуществ. Он хорошо известен его особенности характерны для большого класса важных явлений,
и, наконец, здесь можно не опасаться, что его сочтут сомнительным в результате выявления какой-нибудь значительной погреш-
27
ности».
Это удобное сравнение с поведением котенка у читателя книги У Р. Эшби возникает довольно часто при знакомстве с различными проявлениями адаптации. Иногда читатель сам усилием воли вызывает это сравнение, чтобы разобраться в трудно понимаемом абстрактном рассуждении автора. Иногда автор сам считает нужным напомнить об этой ассоциативной связи. Сравнение оказывается необходимым как раз тогда, когда в тексте нет чувственных черт сходства. Неслучайно сам выбор сравнения произволен.
В эстетическом восприятии ассоциативные представления не абстрагируются от конкретного, чувственно воспринимаемого ан У Р Э ш б и . Конструкция мозга. М, 1962, стр. 34.
Н. 3 . Коротков самбля свойств. Они только придают ему особый эмоционально- смысловой оттенок, образуя дополнительную эстетическую ценность и вызывая, естественно, новую волну эмоций, которая входит в общий поток эстетического чувства. Например, карикатура
Кукрыниксов, изображающая Гитлера в виде рязанской бабы Потеряла я колечко) воспринимается константно, те. целостный образ не нарушается представлением о реальном Гитлере или реальной бабе, и вместе стем в диалектическом единстве с константностью восприятия проявляется его ассоциативность сложный образ одновременно напоминает и бабу (плаксивое выражение лица, платок с длинными кистями на голове) и Гитлера. Именно единство ассоциативности и константности приводит к острой реакции смеха.
Благодаря тому, что в эстетическом восприятии ассоциативность находится в единстве с константностью, а вместе стем и это очень важно подчеркнуть — в единстве с целостностью и структурностью, благодаря этой дружной игре познавательных способностей восприятия, которая направлена не рефлекторно на субъект, как полагал Канта на объект, отражая его действительную структуру, благодаря этому сложному взаимодействию, в котором осуществляется чувственный анализ и синтез воспринимаемого, и возникает единство рационального и эмоционального в широком диапазоне их взаимодействия. Это единство полностью соответствует ценностному характеру эстетического восприятия.
Взаимосвязь целостности и структурности, константности и ассоциативности и является той общей основой, на которой базируется чувство удовольствия и неудовольствия, с одной стороны, и способность рассудка, с другой. Понимаемая так творческая, активная, деятельность восприятия противопоставляется исходному положению Канта о несводимости эмоциональной и рациональной способности души к общему основанию. Таким общим основанием для деятельности рассудка, воображения и эмоциональной реакции удовольствия и неудовольствия является чувственная ступень познания. Оценочный характер эстетического восприятия обеспечивает творческую активность перцепций. Источником активной деятельности рассудка, воображения и чувств становится не только познаваемый объектно и система ориентаций, обеспечивающая его эстетическую оценку. Критерием оценки выступают вкусы и идеалы личности, обусловленные общественными эстетическими идеалами, нормативами, вкусами. Общность эстетических оценок, наблюдающаяся в практике, проистекает, таким образом, не из субъективного предположения общего чувства, как полагал Канта из действительной общности эстетических идеалов и вкусов, обусловленной общностью миро
Эстетическое восприятие и проблема дцекКи
127
воззрения, классовой идеологии и общественной психологии. Разумеется, классовая идеология и общественная психология в конечном счете зависят от экономической структуры общества, но это не решает им обладать относительной самостоятельностью и оказывать влияние на эстетические вкусы и взгляды лю­
дей.
Будучи оценочным по своей сути, эстетическое суждение не является суммой перцепций или чистой интуицией оно подразумевает познание объекта и его оценку на основе соотношения рационального и эмоционального, вкусов и идеалов, непосредственного видения и сложного искусства мыслить и чувствовать эстетически, искусства воспринимать
Е. АРу дель сон НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ ФР ЕЙ БУР ГС КА Я ШКОЛА В буржуазной философии учение о ценности заняло самостоятельное место со второй половины X I X в. и выделилось в особый философский раздел, названный аксиологией. Аксиологическая проблематика укрепилась благодаря телеологическому идеализму ГР. Лотце и неокантианству фрейбургской (баденской) школы, что оказало отрицательное влияние на исследование категории ценности. Лотце и неокантианство прочно и надолго связали понятие ценности с идеалистическим мировоззрением. Многие последующие аксиологические теории были созданы под значительным влиянием неокантианской концепции ценности.
Продолжающееся до сего времени обсуждение проблемы ценности в буржуазной философской литературе не только не способствует ее научному пониманию, но скорее является препятствием на пути к данной цели. Из этого следует необходимость всесторонней материалистической критики всех идеалистических аксиологических теорий как условия научного решения этой проб­
лемы.
Неокантианское понимание ценности наиболее полно изложено двумя видными представителями Фрейбургской школы — В. Вин- дельбандом (1848— 1915) и Г Риккертом (1863— 1936). Оба они исходят из теории Канта. Строго логическая аналитическая философия Канта, вскрывшая антиномии теоретического разума и поставившая над ним практический разум, волю, категорический императив, оказала большое влияние на формирование всей буржуазной аксиологии. Кант вынес за пределы философии все реальное содержание человеческого знания, ограничив ее функции лишь критическим исследованием тех форм, в которых совершается познание. Философия, в понимании Канта, должна быть критическим изучением того, каким образом и по каким законам

Неокантианское учение о ценностях (Ф рейвургская школа)
129
в сознании личности и всего человечества вырабатываются суждения, которые, несмотря на свое эмпирическое происхождение, имеют необходимое и всеобщее значение.
Такой принцип исследования, примененный сначала к теории познания, был последовательно распространен Кантом на области этики и эстетики, ибо моральные и эстетические суждения также рассматривались им как суждения, претендующие на общезначимость. Моральные и эстетические суждения Кант не противопоставлял логическим (как это сделала позднее буржуазная философия — И. Ф . Гербарт, Э. Гартман, Б. Кроче, логический позитивизм, современная аксиология. Он был занят обоснованном общезначимости всего человеческого знания, независимого от его психического происхождения. Именно поэтому он про- типопоставлял эмпирический субъект сознанию вообще. Главная шдача философии, в представлении Канта, заключается в критическом исследовании правомерности притязаний человеческих
< \ ждеиий (логических, моральных, эстетических) на всеобщность и необходимость 1.\ этих принципов исходят неокантианцы. В. Виндельбанд, к ни старший представитель фрейбургской школы, в своей лекции о Канте (1881 г) так резюмирует смысл его теории Философия не должна быть копией мира, ее задача — доводить до сознания людей те нормы, от которых зависит ценность и значение вся- i
nnro мышления От Канта, — продолжает он в статье Что та-
\'ое философия, — начинается современное понимание предмета
|ш/\ософии, она становится не quaestio factis, a quaestio juris (не
(шеледопание фактов, а исследование права, — ЕР Все эти
Синоды Канта стали для неокантианцев фрейбургской школы оптипыми предпосылками их теории познания, учения о разделении науки учения о ценностях. Неокантианцы пытаются об- опюмать понятие ценности как центральное понятие философии. С тех пор, — пишет Виндельбанд, — как Лотце энергично выдвинул пнеред понятие ценности и поставил его во главе как логики, таки метафизики, часто делаются попытки установить теорию ценностей" как новый вид философской основной науки По мнению Виндельбанда, под влиянием позитивизма философия утратила самостоятельное значение среди других наук, истощила свою метафизическую энергию, все больше погружаясь в эмпирические исследования, растворяясь в естествознании. Поэтому он требует преобразования философии В. Вин дель банд. Прелюдии. СПб., 1904, стр. 113.
2 Там же, стр. 21.
3 В. Вин дель банд. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками, т. II. СПб., 1905, стр. 379.
9 Проблема ценности

130
Ё . А . Руделъсон
Стремление освободить философию от позитивистских тенденций вполне законно. Ноу Виндельбанда это стремление связано с отказом от познания реальности, которая, по его мнению, может быть предметом конкретных наук, ноне философии. Исходя из идеи Канта о философии, как науке, призванной критически исследовать формы познания, Виндельбанд окончательно отрывает ее от изучения реального мира и вводит в трансцендентную сферу должного, нормативного, осуществляющего свою власть над разумом индивидуума и его поведением. Подчеркивая свою мысль об особом предмете философии, Виндельбанд пишет Яне отрицаю исторической подвижности значения слова философия" и не отнимаю ни у кого права называть философией все, что ему угодно. я могу понимать под философией в систематическом (а не историческом) ее смысле только критическую науку об общеобязательных ценностях это определяет предмет философии, критическую науку, это определяет ее метод Таким образом, предмет философии и содержание понятия ценность с самого начала ставятся в зависимость друг от друга. Аргументация в данном случае сводится к следующему. Предмет философии не может быть тождественным предметам естественных наук. Ее задача — стать выше эмпирически воспринимаемой реальности, изучить область всеобщих принципов, норм, идеалов и выразить их в определенной системе ценностей, без которой немыслимо ни индивидуальное, ни социальное человеческое существование. Вот что поэтому поводу пишет его последователь Г. Риккерт: Все науки о бытии, как бы они не различались, имеют то общее, что стараются уловить то, что есть и как оно есть. Теория познания, как наука о теоретических ценностях, никогда не задается подобным вопросом. Единственная проблема ее — это ценности, которые должны обладать значимостью, чтобы ответы на вопросы о бытии (что есть) вообще имели бы смысл».5
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей