Главная страница

МЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО (курс). Академия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение


НазваниеАкадемия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение
АнкорМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО (курс).doc
Дата02.10.2017
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО (курс).doc
ТипАнкета
#23798
страница1 из 8
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8



«Академия вожатского мастерства»
Азбука вожатого

введение в специальность

Сборник методических советов
Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Задачи детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)

Направления работы с детьми в ДОЛ

Заповеди воспитания от Дэвида Льюиса

Глава №1. Моя профессия — вожатый!

  1. Должностные обязанности вожатого

  2. Заповеди вожатого

  3. Притча «Хрупкие подарки»

  4. Табу для вожатого


Глава №2.Что должен знать вожатый о своих воспитанниках

    • Диагностика личности ребенка ДОЛ

    • Возрастные особенности

    • Развитие детей младшего возраста (5-8 лет)

    • Развитие детей среднего возраста (9-11 лет)

    • Развитие подростков (12-14 лет)

    • Развитие старших подростков (14-16 лет)


Глава №3. Оказание первой медицинской помощи
Глава №4. Как успешно спланировать работу вожатого. Полезные советы
Глава №5.Режим дня и его организация.
Глава №6. Логика развития лагерной смены.

  • Подготовительный период

  • Организационный период

  • Анкета №1. Для организационного периода смены




  • Основной период смены

  • Анкета №2. Для основного периода смены

  • Организация «особых» дней в лагере

  • Родительский день в лагере – один из самых

ответственных дней смены

  • Банный день

  • Экспресс – подготовка коллективных творческих дней (КТД)

  • Заготовки для КТД

  • Заключительный период смены

  • Анкета №3. Для заключительного периода смены

  • В заключительный период смены не забудь!

  • «Огонек» в итоговый период


Глава №7. Особенности работы с активом отряда.
Глава №8. Методы воспитательной работы с детьми.
Глава №9. Игровая деятельность
Глава №10. Палочка-выручалочка. Программы на все случаи жизни «Ох, ух эти детки»

  • Игры с залом

  • Игры для младшего возраста

  • Игры для среднего возраста

  • Игры для старшего возраста



Всего лишь одна лагерная смена, всего 21день.

А для ребят – целая жизнь, а для вожатых эпоха. Эпоха познания, испытания,

утверждения. Познания детства и общения с

ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям
Введение

Цель детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)- создание условий для радостного проживания детей во время летних каникул.

Значит, дети должны быть у нас довольны своей жизнью. А задумывались ли вы, что есть «Жизнь»? Об этом хорошо сказала Мать Тереза:

«Жизнь – это возможность, не упусти ее!

Жизнь – это красота, любуйся ею!

Жизнь - это мечта, осуществи ее!

Жизнь - это испытание, преодолей его!

Жизнь - это богатство, береги его!

Жизнь - это любовь, радуйся ей!

Жизнь - это тайна, разгадай ее!

Жизнь - это горе, вынеси его!

Жизнь - это игра, так играй!

Жизнь - это песня, так пой!

Жизнь - это борьба, так борись!

Жизнь - это приключения, так рискуй!

Жизнь - это жизнь, так живи!

Жизнь так драгоценна, храни ее!»

И мы 21 день смены в лагере с детьми живем: любуемся окружающей природой, мечтаем, радуемся, играем, поем, соревнуемся, влюбляемся друг в друга и плачем при расставании. Так много в нашей жизни происходит за смену, и жаль, что так быстро пролетает время!

Эта цель осуществляется через решение задач оздоровительного, воспитательного и развивающего характера.
Задачи ДОЛ:


  • Укреплять здоровье детей естественными факторами природы: солнце, воздух, вода, витаминизированным питанием;

  • Помочь детям уютно и комфортно чувствовать себя в оздоровительном лагере, доверять своему новому окружению, завести новых друзей и почувствовать себя частью отряда;

  • Развивать самостоятельность и самоконтроль, приобрести позитивное отношение к жизни;

  • Создать условия для развития творчества и самореализации личности каждого ребенка;

  • Развивать познавательные интересы детей в процессе проживания и жизнедеятельности в условиях оздоровительного лагеря (погружения в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов; форм общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством; включения в разнообразное деятельностное поле);

  • Создавать условия для популяризации символики Российской Федерации и оздоровительного лагеря, воспитывать чувство гордости за свой лагерь.



Направления работы с детьми в лагере:


  1. Социальное развитие: адаптация к новому окружению, нахождение «своего» места в новом коллективе

  2. Физическое развитие: гимнастика, турпоходы, спортивные секции и соревнования

  3. Развитие познавательного интереса: открытие разнообразия и красоты окружающего мира, формирование ответственности за него; знакомство с историей, курой и природой родного края через экскурсии и походы

  4. Эстетическое развитие: через музыку, живопись, выступления театральных коллективов, посещение музеев, выставок

  5. Творческое развитие: выступления на концертах, участие в конкурсах и соревнованиях; посещение кружков.

  6. Экологическое развитие: бережное отношение к природе, забота о представителях флоры и фауны на территории лагеря и за ее пределами



ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ ОТ ДЭВИДА ЛЬЮИСА


  • Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения

  • Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез

  • Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему

  • Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения

  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно

  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно

  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать ре­шения и нести ответственность за них

  • Учите ребенка общаться с людьми любого возраста

  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей



Глава 1

Моя ПРОФЕССИЯ – ВОЖАТЫЙ!
Гимн выпускника курсов обучения вожатых

«Академия вожатского мастерства»

«Ты видишь сны о чудесах

И грезишь ими наяву.

Уж летний ветер в парусах,

И я мечтой о нем живу!

Пройдет совсем немного дней,

И станет этот мир твоим.

Он не откроется чужим,

Поверь мне, поверь мне…

Припев: Ты стал вожатым –

Это значит:

Мы потрудились вместе

И сбылась мечта!

Так пусть задор, успех, удача

Будут с тобой всегда!»

(мотив песни Алсу «Дуэт»)


Должностные обязанности вожатого

  1. Обеспечение безопасности жизни и здоровья

    • Ознакомиться с инструкциями, приказами и распоряжениями и выполнять их требования: приказ об охране жизни и здоровья детей и закреплении на отряды, инструктаж по технике пожарной безопасности, инструкция об опасных зонах на территории лагеря, инструктаж по т/б при организации купания, инструктаж по т/б при выходе за территорию, инструктаж по т/б при проведении экскурсий, инструктаж по т/б при проведении спортивных мероприятий и т.д.;

    • Провести необходимые инструктажи с детьми (с 11 лет можно под роспись);

    • Обеспечить безопасность детей во время заезда их в лагерь и отъезда из лагеря;

    • В любой момент точно знать, где находится каждый ребенок из отряда;

    • В любое время суток один вожатый обязательно находится с детьми;

    • Следить за самочувствием детей, своевременно обращаясь за помощью к медицинским работникам, не занимаясь их лечением;

    • В случае острой необходимости оказать первую доврачебную помощь;

    • Быть бдительным и внимательным ко всему, что происходит вокруг;

    • Следить за состоянием своего здоровья.




  1. Обеспечение сохранности материальных ценностей: лагеря, детей, личных

    • Предотвращать порчу лагерного имущества: корпусов, мебели, спортивных сооружений и т.д., а также утерю и порчу спортивного инвентаря, туристического инвентаря, постельного белья и т.д.;

    • Предупредить детей и родителей о недопустимости привоза детьми в лагерь ценных вещей: игрушек, телефонов, украшений, дорогой одежды, больших сумм денег и т.д.;

    • Предложить детям по приезду в лагерь сдать ценные вещи и деньги (под роспись, по списку) на хранение вожатым или в камеру хранения, если такая есть в лагере;

    • Не допускать несанкционированного присутствия посторонних лиц в корпусе;

    • Не оставлять без присмотра вожатскую, если она не закрыта на ключ.




  1. Обеспечение благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, вожатском отряде, в работе с напарниками, в лагере

    • Учитывать динамику развития лагерной смены и интересы детей при планировании мероприятий;

    • Вести диагностику настроения детей в отряде;

    • Своевременно выявлять, предотвращать, и при необходимости разрешать конфликтные ситуации (возможно при помощи администрации и службы психологического сопровождения);

    • В случае необходимости корректировать поведение детей;

    • Быть ко всем доброжелательным, терпеливым и толерантным;

    • Не допускать грубости или пренебрежительного отношения к любому ребенку из отряда;

    • Соблюдать правила педагогической и общечеловеческой этики;

    • Стремиться к созданию товарищеской, доверительной атмосферы в отряде и в лагере;

    • Работать с напарниками, соблюдая принцип единства педагогических требований;

    • Быть вежливым и внимательным ко всем сотрудникам лагеря.




  1. Организация быта

    • Четко и без промедления организовать расселение детей по комнатам, обеспечить каждого спальным местом и постельными принадлежностями;

    • Организовать дежурство по палатам, по корпусу и по лагерю с целью обеспечения порядка, и приучению детей к самообслуживанию;

    • Стремиться к созданию уютной, домашней атмосферы;

    • Организовать ежедневную уборку территории;

    • Следить за внешним видом детей, а также своевременно планировать посещение ими душевых и прачечной, при необходимости организовать стирку детских вещей;

    • Следить за исправностью мебели и другого оборудования корпуса, в случае необходимости оперативно сообщать о неполадках соответствующим службам;

    • Контролировать хранение детских вещей;

    • Организовать хранение и доступ детей к сладостям и фруктам;



  2. Соблюдение режима лагеря

    • С первого дня приучать детей вовремя и организованно выполнять режимные моменты: подъем, зарядка, уборка, линейка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, подготовка ко сну, отбой;

    • Контролировать выполнение отрядом режимных моментов и не допускать их нарушение;

    • Соблюдать режим лагеря.




  1. Организация спортивно-оздоровительной работы в отряде с участием необходимых специалистов (медицинских работников, инструкторов по физкультуре и плаванию)

    • Планируя работу на день, стремиться организовывать больше мероприятий на открытом воздухе;

    • Регулярно совершать прогулки, дающие детям возможность живого общения с природой;

    • Участвовать в спортивной жизни лагеря;

    • Организовать купание отряда в соответствие с установленным графиком, соблюдая технику безопасности;

    • Допускать к участию в спортивных мероприятиях и купании только детей, имеющих разрешение врача;

    • Пропагандировать здоровый образ жизни.




  1. Организация досуга

    • Заранее планировать и готовить досуговые мероприятия, ставя в известность о них администрацию лагеря;

    • При организации досуговых мероприятий ориентироваться на программу и планы лагеря, учитывать возрастные особенности детей, следовать логике развития лагерной смены;

    • При организации досуговых мероприятий использовать различные безопасные виды деятельности, способствующие творческому, интеллектуальному, личностному росту каждого ребенка, а также становлению детского коллектива;

    • Организовать участие отряда в общелагерных досуговых мероприятиях, а также принимать участие в их планировании и подготовке.




  1. Организация воспитательной работы

    • Применять в работе современные приемы, методы и формы трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования коллектива с учетом возраста, потребностей и интересов детей;

    • Уделять особое внимание к организации мероприятий, формирующих гражданскую патриотическую позицию, толерантность, экологическую культуру, ценностное отношение к семье, ответственность;

    • Организовать самоуправление в отряде с целью реализации и развития лидерских качеств у детей;

    • Оформить вместе с детьми отрядный уголок и своевременно менять оперативную информацию: план на день, поздравления, результаты конкурсов и соревнований.

    • Анализировать успехи и неудачи, находить пути выхода из затруднительных ситуаций и учить этому детей;

    • Вести работу с родителями, раскрывая для них лучшие качества их детей и корректно сообщая им о возникших трудностях.




  1. Ведение отрядной документации

    • Иметь список детей отряда с датами их рождения, с именами и номерами телефонов родителей, домашним адресом и другой полезной информацией;

    • Иметь список ослабленных или больных детей с допусками врача лагеря к участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях;

    • Вести журнал работы, в котором:

- отражена работа с родителями;

-график приезда родителей и временной контроль возвращения ребенка в отряд;

- заявление родителей об ответственности за жизнь и здоровье ребенка;

- производится сбор отзывов родителей о работе лагеря и вожатых;

    • Иметь план-сетку на смену с внесенными в него отрядными мероприятиями;

    • Ежедневно вывешивать в отрядном уголке план на день;

    • Иметь график дежурства вожатых по корпусу в ночное время;

    • Составление и ежедневная работа с графиком проживания детей в отряде (график на случай эвакуации и сверки при пожаре);

    • Иметь график работы душевой и прачечной;

    • Иметь график купания;

    • Иметь расписание банных дней;

    • Иметь график выходных вожатых отряда;

    • Иметь рабочую тетрадь, блокнот или дневник, где фиксируется вся поступающая информация;

    • Иметь ежедневно заполняемый список детей ночующих в корпусе.




  1. Соблюдать договорные обязательства и трудовую дисциплину

    • Своевременно предоставить все необходимые для трудоустройства документы;

    • Своевременно пройти медицинский осмотр, при необходимости оформить медицинскую книжку, предоставить соответствующие документы медицинским работникам лагеря;

    • Согласовывать с администрацией выходные дни, вовремя уходить и возвращаться с них;

    • Не нарушать режим лагеря;

    • Четко соблюдать все обязательства, закрепленные в договоре о приеме на работу.


Заповеди вожатого

      • Общение с ребенком строй на позиции трех «П»:

«понимание» - смотрю на окружающий мир глазами ребенка;

«принятие» - я люблю тебя такого, какой ты есть;

«признание» - ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь;

      • Умей выслушать и услышать каждого ребенка;

      • Жалок вожатый, лишенный чувства юмора;

      • Помни: от улыбки хмурый день светлей, от улыбки солнышко смеется;

      • Говорят, как пройдет первый день, так пройдет и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми;

      • В воспитании мелочей не бывает;

      • Помни: ты пример для подражания;

Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, когда ты думаешь, что они спят;

  • Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает даже строптивых;

  • Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки;

  • Не сердись на ребенка долго – это не профессионально;

  • Научись все видеть, но кое-что не замечать, все слушать; но кое-что не слышать;

  • Не всегда ищи виновного;

  • Не читай нотаций – все равно не помогут;

  • Главный путь к сердцу ребенка – любовь и справедливость;

  • Ставь себя на место счастливого и, особенно несчастного ребенка;

  • Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить зло.


Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Табу для вожатого


  • Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;

  • Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;

  • Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;

  • Не держаться изолированно от детей;

  • Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;

  • Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;

  • Не быть безразличным к недисциплинированности детей;

  • Не заниматься своими личными делами в рабочее время;

  • Не всегда искать виновного;

  • Не приказывать, а просить;

  • Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;

  • Не позволять равнодушного отношения к детям;

  • Не потакать ленивым;

  • Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;

  • Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;

  • Не срывать свое плохое настроение на детях;

  • На пляже не загорать, а смотреть за детьми;

  • Не унижать детей и не смеяться над ними;

  • Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;

  • Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.


  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом