Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО. Академия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение


НазваниеАкадемия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение
АнкорМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО.doc
Дата02.10.2017
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО.doc
ТипАнкета
#23435
страница2 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 2

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОЖАТЫЙ О СВОИХ ВОСПИТАННИКАХ
Диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может прогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качестваследует стимулировать, а какие – устранить.

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторыенаправления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1.Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2.Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3.Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); какой раз в лагере; о чем мечтает и другие.

4.Выявление лидеров. Помочь выявить лидеров может игра «Постройте ромб, квадрат…». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки, и (сам стоит в сторонке, наблюдает), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюдения за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей испытывающих сложности адаптации, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на которых можно положиться.

5.Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находитсявдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

6.Изучение развития ребенка. Для детей младшеговозраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он приписывает своим героям; предметы которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.

Тест «Несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

Вподростковом возрастеважное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

  • если бы я был руководителем отряда, то…

  • чтобы в лагере было интересно, нужно…

  • если бы я был..., то ...

7. Изучение настроения ребенкапосле проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отраде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

  • красный — восторженное настроение;

  • оранжевый — радостное;

  • желтый — спокойное;

  • зеленый — уравновешенное;

  • синий — грустное;

  • фиолетовый — тревожное;

  • черный — уныние.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень

важно учесть, что долгое пребывание ребёнка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти цвета.


ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Развитие детей младшего возраста (5-8 лет)

Физический рост и развитие

  • Руки и ноги растут быстрее тела;

  • Общее управление телом хорошее;

  • Координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

  • Сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

  • Невелик запас прочности опорного аппарата;

  • Слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т. д.), нарушение осанки.


Характерные особенности

  • Кризис 7 лет — «кризис непосредственности»;

  • Высокий уровень активности;

  • Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

  • Лучшая награда — похвала;

  • Стремление получить время на самостоятельные занятия;

  • Формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;

  • Считают друзьями тех, кого видят чаше других;

  • Любознательны;

  • Отличаются конкретностью мышления;

  • Подвижны;

  • Не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

  • Высокий авторитет старшего товарища;

  • Суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.



ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА


Прогнозируемые ситуации

Варианты решения

Болезненно переживают

разлуку с семьей.

Отвлечь интересными делами, переключить внимание.

Раздражительны, тоскуют по дому.

Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Задают множество вопросов.

Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Быстро утомляются.

Быстрее «бежать» к финишу, к результатам – в игре, труде.

Трудно засыпают, просыпаются

по ночам «попить», не умеют застелить постель разбрасывают

и теряют вещи.

Терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.



Советы вожатому

  • Организуй подвижные игры с ограничением прыжков и бега;

  • Развивай умения лазать и пользоваться качелями;

  • Используй ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;

  • Обучай правильным навыкам труда;

  • Обеспечь детей конкретными поручениями и творческой свободой при их выполнении;

  • Предоставляй детям свободу действия, развивай способности (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.).



Развитие детей среднего возраста (9-11 лет)
Физический рост и развитие

  • Рост девочек опережает рост мальчиков;

  • Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

  • Учащается сердцебиение;

  • Чаще появляется головная боль;

  • Ускоряется развитие скелета, рук, ног;

  • Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.


Характерные особенности

  • Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

  • Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;

  • Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

  • Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;

  • Шумны, спорят, влюбчивы;

  • Боятся поражения, чувствительны к критике;

  • Интересы постоянно меняются;

  • Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;

  • Укрепляется волевая сфера;

  • Бурно проявляют эмоции;

  • Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

  • В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;

  • Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

  • Увлекаются коллективной деятельностью;

  • Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

  • Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

  • Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.



ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА


Прогнозируемые ситуации

Варианты решения

Неуверенны всебе.

Давать нагрузку с учетом физического здоровья,

без акцентирования

на этом внимания.

Привыкли есть медленно, всухомятку

Увидеть таких детей и принять все меры дл предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем,

чтобы съедали первое

Готовы пробовать все на вкус

Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях

Быстро теряют интерес к занятиям,

внимание рассеянно

Рекомендуется частая смена видов деятельности,

которые не должны быть продолжительными по времени

Слезы и страхи в темноте

Не оставлять одного

ребенка в темноте

Проявляют желание играть с младшими детьми

Поддерживать, поощрять

и направлять действия детей

по опеке малышей

Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых

Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

Постоянно опаздывают

Не давать поручений,

связанных с учетом времени.

Впечатлительны

Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»

Постоянно рискуют, склонны к травматизму

Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом

за соблюдением правил безопасности

Обидчивость, повышенная чувствительность

к несправедливости

Внимательное доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей

Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртногоупотребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия.

Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять

их в приемлемое русло


Замкнутость, одиночество Обостренное переживание

своих недостатков

Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры

Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними


Проявление таинственности (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости

Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики


Советы вожатому

  • Поощряй детей и хвали;

  • Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;

  • Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;

  • Организуй разумное руководство;

  • Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;

  • Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.


Развитие подростков (12-14 лет)
Физический рост и развитие

  • Девочки обычно выше мальчиков;

  • Половое созревание;

  • Быстрый рост мускулатуры;

  • Завершение роста скелета;

  • Быстрый рост мускулатуры;

  • Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;.

  • Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.


Характерные особенности

  • Дети испытывают внутреннее беспокойство;

  • Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;

  • Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

  • Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;

  • Стремятся к соревновательности;

  • Подчиняют свои интересы мнению команды;

  • Сопротивляются критике;

  • Появляется интерес к заработку;

  • Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

  • Отчуждение от взрослых;

  • Стремление утвердить свою самостоятельность;

  • Остро ощущаемая потребность в активности;

  • Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.

  • Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;

  • Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;

  • Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;

  • Способны противостоять влиянию окружающих;

  • Могут воздействовать на сверстников.


Советы вожатому

  • Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);

  • Отдавай предпочтение спортивным играм;

  • Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;

  • Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.


Развитие старших подростков (14-16 лет)

Физический рост и развитие

  • Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам);

  • Завершается рост скелета;

  • Усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть;

  • Развивается мужское и женское поведение;

  • Завершается формирование социальных установок.


Характерные особенности

  • Ориентация на мир взрослых;

  • Достижение личностного самоопределения;

  • Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;

  • Желание поставить себя в позицию взрослого;

  • Мужество, одежда, смелость — важные связи с социальной позицией;

  • Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

  • Наблюдается беспокойство о своей внешности;

  • Рождается первая любовь;

  • Растет социальная активность.

  • Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;

  • Происходит выбор будущей профессии;

  • Появляются крайности в поведении, например: «Я знаю все!»;

  • Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;

  • «Пренебрежение» к советам старших;

  • Кризис независимости;

  • Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;

  • Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.



ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ – ПОДРОСТКОВ


Прогнозируемые ситуации

Варианты решения

Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя»

Поведение такого ребенка полностью зависит от того,

как Вы себя будете с ним вести.

Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство Стремление

к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли.

Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.

Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале

В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше


Интерес к себе.

В коллективной беседе находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.


Советы вожатому

  • Оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;

  • Построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без «лишнего» вмешательства и давления со стороны взрослых;

  • Создавай необходимые условия для отдыха;

  • Организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.



1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей