Главная страница

МЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО. Академия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение


НазваниеАкадемия вожатского мастерства Азбука вожатого введение в специальность Сборник методических советов Санкт-Петербург Содержание Введение
АнкорМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО.doc
Дата02.10.2017
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧКА ВОЖАТОГО.doc
ТипАнкета
#23435
страница5 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 7

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТИВОМ ОТРЯДА
«Ядром любого коллектива является актив».

А. С. Макаренко
Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30-40 человек всегда проявятся 12-15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. Поэтому, вожатый, запомни:

  1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;

  2. пользуйся любым случаем, чтобы подчеркнуть твое уважение к детям-организаторам;

  3. чаще доверяй своим воспитанникам;

  4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем отряде.


Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожатый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.

Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей самостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне неверно.
Как провести выборы в актив (совет) отряда?

В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уверенности в кандидатах.

Актив (совет) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор. На сборе происходят выборы (возможно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда, (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

командир отряда - главный помощник вожатого,ответственный, пользующийся уважениемвсего отряда, представляет отряд на совете лагеря, помогает во всех организационных моментах.

физорг отряда организует спортивную работу отряда: посещение утренней зарядки, участие детей отряда в спортивных секциях, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении общелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде: заправка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный внешний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил личной гигиены, за четкость выполнения графика дежурства в комнатах.

староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из палаты, оставляя ее в чистоте и порядке.

редактор опираясь на актив отряда, участвует в оформлении отрядного уголка, организует выпуск утренней «Молнии» и следит за наличием отрядного плана на текущий день в отрядном уголке.
Объединяющее начало

Детский временный коллектив — отряд (экипаж, бригада, команда, группа и т.д.) — это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способствующие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря: единый распорядок дня, организованное самоуправление, совместное участие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудовые и творческие дела.

Символика — немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей, на протяжении длительного времени своей деятельности, использует единую, традиционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика», и какая символика используется в детских оздоровительных лагерях? Это элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же макету), эмблемы (лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за достижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утренней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изготовленная руками самих ребят, более эффективна в воспитательном плане.

На основе коллективных дел, под влиянием личности воспитателя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детского коллектива (отряда) и лагеря в целом.
Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддерживающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель данной традиции — провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела, создать положительный настрой на предстоящую коллективную деятельность. Общее построение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, при встрече гостей, поздравлении с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с Днем рождения и т.д.)
Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Исходя из полученных положительных результатов проведения вечерних свечек, важно отметить важность систематичного проведения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуации, поддерживают комфортный психологический климат.

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым, повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичности в процессе мозговой атаки достигается путем передачи инструкции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бояться оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочувствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Известно, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику — логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки суммируются.
Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко разрозненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность творческой деятельности. Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра — мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».
Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сценарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в решении задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным вариантом костра также можно считать кольцовку песен, в котором основной акцент делается на песню, выбранную тематику.
Отзывы

Эффективный способ получения обратной связи. Способов получения отзывов достаточно, чтобы воспитатель мог выбрать для себя самые оптимальные. Среди таких способов мы выделим настроение (график настроения, шкалу настроения, «Я сегодня» и т.п. варианты названий); анкетирование в соответствии с периодом смены (о лагере, о товарищах, и т.д.); отрядные газеты-молнии, отрядный листок пожеланий, дерево желаний (отдельный стенд с нарисованным деревом, куда дети могут прикалывать листочки с желаниями); «А напоследок я скажу...» (обычно воспитатели разворачивают обратной стороной рулон обоев во всю стену, рисуют заглавие и вешают за день до отъезда). Каждый ребенок может написать на такой «стене» свои пожелания, мысли, размышления, оставить свои координаты. Другой вариант — забор «А напоследок я скажу...»: на том же рулоне обоев рисуют забор, в котором количество досок соответствует количеству детей, отрядных вожатых и администрации. Каждая доска становится именной, т.е. на ней пишется имя, кому следует написать свое пожелание. Так, каждый ребенок, вожатый, администратор может выразить свое мнение о конкретном человеке.

Глава 8

Методы воспитательной работы с детьми
Вожатый, в своей работе с детьми использует различные методы воспитательного воздействия на детей. Методы воспитательной работы будут действенны, если их применять в системе. К числу ведущих методов воспитательной работы относятся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.
Убеждение

Убеждение как метод является целенаправленным воздействием на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение этого метода таит в себе опасность чисто словесного воспитания, так как воспитанники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздействуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между словом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушинский: «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков...»

Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убеждение словом достигло цели? Прежде всего, темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируемого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеждения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавливается в живой и убедительной дискуссии.
Поручение

Поручение как метод воспитательного воздействия, может быть адресовано как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе отрядов широко используют такие поручения, как физорг, организатор игры, спортивных соревнований, танцев, музыкальный организатор и т. д.

Эффективность поручений обеспечивается соблюдением ряда педагогических требований. Прежде всего, поручение должно обладать общественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений зависит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в выполнении этого поручения. Следовательно, чтобы поручение воспитывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности своих воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанности и т.д.

Вожатому также следует помнить, что поручение должно соответствовать особенностям возраста, быть посильным и в то же время, предоставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, настойчивость, упорство, инициативу.

Эффективность поручений зависит от контроля за их выполнением. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и подсказку, а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению.
Игра

Для вожатого игра — самый удобный, приятный, хотя одновременно и нелегкий, метод воздействия на детей.

А.С. Макаренко говорил об игре: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует...

...Я утверждаю, что детская организация должна быть пропитана игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу — время, а потехе час, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать».

Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные особенности детей, сам организует игру. Игрой надо умело руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений и непродуманного прямого вмешательства взрослых. Надо играть вместе с детьми.
Соревнование

Соревнование не следует рассматривать как универсальное средство на все случаи воспитательной практики, распространять на любой вид детской деятельности, в любом коллективе и на любые сроки.

Соревнование дает положительные результаты только тогда, когда оно организуется на основе следующих принципов: гласности, взаимопомощи, конкретности условий и сравнимости результатов. В противном случае соревнование порождает безнравственную погоню за первенство любыми средствами, развивает зависть, недружелюбие.

Соревнование приобретает воспитательный смысл, если оно становится творчеством самих детей при условии точной педагогической подготовки. В условиях лагеря соревнование уместно в труде, техническом и эстетическом творчестве, спорте и туризме.

Задумывая всякое соревнование, вожатые должны подобрать жюри, разработать основные положения, определить сроки проведения, форму подведения итогов, награды победителям.
Поощрение и наказание

Поддержка отряда, похвала нужна ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощрение — палка о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в некоторых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.

В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Использование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо больший воспитательный эффект достигается, если наказанием становится ограничение права трудиться. Причем в данном случае труд — не обязанность ребенка, а его стремление, желание, хотение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной секции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанностям.

В отдельных случаях, если необходимость поработать воспринимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил — убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.

Основное требование к применению индивидуального наказания — было оправданным и обязательно справедливым.


О наказании (по Владимиру Леви)

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным. Однако, мы забываем об этом подумать, так как наказываем чаще всего в порыве гнева.

  • Если есть сомнения, наказывать или нет, лучше не наказывать. Никаких наказаний «для профилактики» или «на всякий случай» быть не должно.

  • За один раз одно наказание. Салат из наказаний – блюдо не для детской души. Наказание - не за счет любви! Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.

  • Если что-то совершено давно - не наказывайте. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности.

  • Наказан – прощен. Страница перевернута. Жизнь начинается с нового листа.

  • Наказание без унижения. Наказание не должно восприниматься как торжество нашей силы над слабостью ребенка. Наказание тогда действует в обратную сторону.

  • Ребенок не должен бояться наказания. Он должен бояться нашего огорчения.


ГЛАВА 9
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра.
Дети младшего возраста

Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в тоже время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять.

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.

  • Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.

  • Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

  • Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.

  • Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень часто соблюдал правила игры».

  • Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

  • Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.

  • Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.

  • Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Как ввести детей в игру?

  1. Объяснить правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

2. Делить ребят на группы также как и в случае с детьми младшего возраста.

3. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять: лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Подростки

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная.

  • Она может быть рассчитана на длительную подготовку.

  • Важно, чтобы подростки осознавали важность игры, полезность ее.

Во временном детском объединении игра выполняет важную роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым в летнем лагере видам деятельности.
Как ввести подростка в игру?

Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении.

Разделить подростков на команды можно раннее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Если в ходе подготовки к игре выяснится, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступить следующим образом:

- Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки.

- Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду, затем «новичок» приглашает следующего и т.д.

Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.

Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом