Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кр Биоэтика. Актуальность темы. Биоэтика, появилась в начале 70-х годы 20 столетия, и была своего рода криком о помощи


НазваниеАктуальность темы. Биоэтика, появилась в начале 70-х годы 20 столетия, и была своего рода криком о помощи
Дата14.10.2019
Размер152 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКр Биоэтика.doc
ТипДокументы
#64232
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Кр Биоэтика

Содержание


















Актуальность темы. Биоэтика, появилась в начале 70-х годы 20 столетия, и была своего рода «криком о помощи» со стороны людей, которые оказались перед лицом риска и отрицательных последствий биомедицинских технологий. Она возникла как ответ на технологические вызовы в медицине, как интуитивное чувство, согласно которому долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации, возможно только при разработке новой этики – этики жизни.

Биоэтика стала формой обретения этического самосознания для биологии и медицины, выхода их проблем в широкий общественный контекст.

Объект исследования - биоэтика.

Предмет исследования – понятие боэтики и ее содержание

Цель работы – охарактеризовать боэтику.

Были выделены следующие задачи исследования:

1. Описать понятие биоэтики, ее содержание, объективные и субъективные причины развитие биоэтики, объект предмет, главная идея, цель и задачи, структура биоэтики.

2.  Рассмотреть биоэтику как практику и особый тип знания. Биоэтику как науку.

3. Описать основы направления биоэтики.

4. Охарактеризовать основные проблемы биоэтики.

В работе использованы труды следующих ученых: В.А. Киселева, Е. М. Брызгалиной, Т.Я. Дубнищевой, В.Н. Лавриненко, П. Д. Тищенко, О.П. Щепина, Б.Г. Юдина и др.



Биоэтика - (с греческого языка βιοσ - жизнь, ετηοσ - обычай), нормативное знание, охватывающее моральную проблематику, связанную с развитием биомедицинских наук, касающихся вопросов передачи жизни, генетики, медицинских исследований, терапии, заботы о здоровье и жизни человека [1, с. 75].

В понятии «биоэтика» парадоксальным образом соединяется слово «био» («жизнь, живое») и «этика». Этика – это философское знание, раздел философской науки о морали, об общественном сознании, которое регулирует отношения между людьми с позиций добра и зла, должного и недолжного поведения [1, с. 76].

Термин «биоэтика» ввел в 1927 Фриц Ягр в статье «Биоэтический императив», как понятие о моральных основах использования лабораторных животных и растений[1][2]. Современное представление о биоэтике разработал в 1971 году американский биохимик Ван Ренсселера Поттер с целью выделения учение о нравственности человеческого поведения с позиции биологически-медицинской отрасли и других социально-ориентированных наук о жизни [9, с. 12].

Формирование и развитие биоэтики обусловлено следующими причинами:

1. Массированное внедрение в повседневную практику новых биомедицинских технологий, и возникающие в связи с этим вопросы морально-этического и правового характера.

2. Технологическое перевооружение современной медицины.

3. Нетрадиционные методы вмешательства в организм человека.

4. Трансформация традиционной этики в условиях НТП.

5. Новое понимание характера взаимоотношений между врачом и пациентом [14, с. 57].

Быстрое развитие биоэтики обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

Объективные причины развитие биоэтики:

1. Прогресс в области биологических и медицинских исследований.

2. Научно-техническое развитие, техническая унификация, компьютерно-информационный бум. Всё это позволило осуществить технологическое перевооружение материальной базы биологической и медицинской наук.

3. Кардинальные изменения в медико-клинической практике и ценностной нагруженности знания, вызвавшие усложнение ситуации принятия решения и разрешения морально-правовых проблем, встающих как перед медицинским персоналом, так и перед представителями других профессий [2, с. 1].

Субъективные причины развитие биоэтики:

1. Возрастание роли Человека как “меры” и как творца, повышение качества и нормативно-ценностной определенности человеческой жизни, установка на расширение прав человека и повышения моральной ответственности личности как гражданина и профессионала.

2. Глобализация мировых процессов, последовательно ведущая к расширению диалога между культурами, профессиями и людьми [2, с. 1].

В отечественной биоэтической литературе выдвигаются следующие общецивилизационные причины возникновения биоэтики:

1. Уровень развития медицинской науки и практики. Бурное развитие фундаментальных медико-биологических наук: расшифровка структуры генома человека; цитология (открытие рецепторного аппарата, феномен Хайфлика и др.); иммунология (расшифровка механизма клеточных коопераций) и др. Биомедицинские технологии, получившие широкое применение во второй половине ХХ века (трансплантация, реанимация, искусственное оплодотворение, генная терапия, дефибрилляция сердца, вентрикулярная, респираторная поддержка, мониторинг и стимуляция сердца, регулирование и выравнивание обменных процессов, диализ, плазмоферез, гемофильтрация и др.), обострили традиционные этические проблемы (например, врачебная тайна) и поставили совершенно новые: - необходима ли реанимация, если нет надежды привести пациента в сознание; - имеет ли пациент право на достойную смерть; - необходимо ли поддерживать жизнь новорожденных с серьёзными пороками: гидроцефалия, спина бифида и др. Медицинская наука, развиваясь в национальных рамках, выходит за их пределы, приобретая наднациональный, универсальный характер. Ярким свидетельством тому является проблема клонирования человека, исследования генома человека. Современные медицинские эксперименты остро ставят вопросы о правах испытуемых, доноров, пациентов. В конце XX века, по словам академика Ю. Лопухина, страх перед бомбой атомной сменился страхом перед «бомбой» медико-биологической [8, с. 177].

2. Рост «социальной чувствительности» по отношению к достижениям современной науки, в том числе и медицины.Социальная амбивалентность результатов научных исследований (использование во благо или во зло) остро ставит задачу контроля и регулирования как на этапе эксперимента, так и на этапе практического внедрения. Первым документом, поставившим проблему социальной ответственности ученых, стал Нюрнбергский кодекс (1947г.), принятый и утвержденный Международным военным трибуналом на основании материалов медицинских исследований с опытами на человеке, осуществленными нацистскими врачами. В 1964 г. Всемирная медицинская ассоциация принимает Хельсинкскую Декларацию, в соответствии с которой этическое обеспечение медицинских исследований становится обязательным условием их проведения. С тех пор был принят ряд международных и национальных документов, призванных защитить права и достоинство человека, предотвратить неблагоприятные последствия для жизни и здоровья человека при оказании медицинской помощи и проведении биомедицинских экспериментов.В России на смену «Присяге врача СССР» (1971 г.) приходит «Клятва российского врача» (1994 г.), принимается первый в истории отечественной медицины Этический кодекс российского врача (1994г.). В 90-е годы прошлого века разрабатываются и принимаются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), учитывающие не только отечественный правовой и медицинский опыт, но и ориентированные на международные стандарты в медицине [8, с. 179].

3. Ценностно-мировоззренческое основание. Особенность его состоит в многообразии различных форм миропонимания. Различные этические (утилитарная, кантианская и др. доктрины), религиозные (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) представления, этнические традиции – всё это в условиях современных медицинских технологий и демократического признания равноправия различных ценностных установок обостряет проблемы диалога, взаимопонимания, ответственности врача и пациента, медицины и общества [8, с. 182].

Термин «биоэтика» соединяет несколько смыслов, представляя интерес и как наука, и как особого типа социальная практика, и как особая учебная дисциплина, и как формирующийся социальный институт нового типа. В биоэтике в явном виде проявляется ряд характеристик постнеклассической науки. В первую очередь, это ее принципиально междисциплинарный характер, комплексность и проблемная ориентированность. Биоэтика формирует особые способы описания и предсказания возможных сценариев поведения человека как субъекта современной биомедицины, в том числе с серьезной опорой на методы исторической реконструкции, сложившиеся в гуманитарном знании. Биоэтика в явном виде провозглашает отсутствие свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек, вырабатывает основания и правила таких ограничений. В содержании и структуре способа описания биоэтических проблем необходимо входят аксиологические факторы [7, с. 151].

Биоэтика в силу своего происхождения приобретает характер мировоззренческий (все её проблемы – это проблемы человека, «заброшенного» волей судьбы в медицинскую практику в качестве врача, пациента, донора, реципиента, испытуемого, клиента); междисциплинарный (в ней взаимосвязаны медико-биологические знания, правовые, этические, религиозные, эстетические, экономические, политические ценности); она является полем специфических проблем (врач-пациент, медицинская тайна, эвтаназия, «суррогатное материнство» и др.); новой формой социальной практики (биоэтические комитеты, научные центры).

Биоэтика – это междисциплинарная область знания, которая возникает на стыке философии, права, медицины, социологии, политологии, демографии, культурологии, религиоведения. Она исследует нравственные аспекты отношения человека к жизни и смерти и включает самый широкий круг социально-экономических, морально-этических и юридических проблем современной медицины. В этом смысле, биоэтика представляет собой концепцию морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, защиты качества жизни, физической и психической неприкосновенности человека и его человеческого достоинства. Она изучает противоречие междуинтересами людей, а такжеих сообществвобласти здоровьяидостижениями биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредовано могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни [7, с. 154].

Как наука биоэтика занимается анализом действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей. Исходя из данной трактовки, содержание биоэтики включает:

Поиск диалога и солидарности граждан в защите добра и противопоставлении его злу в ситуациях, порожденных НТП в области медицины: аксиологические проблемы современной медицины; этическое отношение к жизни и смерти; этико-правовые отношения «врач-пациент»; нравственное отношение человека ко всему живому.

Объект биоэтики. Нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере, в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни. В сферу интересов биоэтики включаются также проблемы создания и интродукции в биосферу трансгенных растений и животных, использование генетически модифицированных пищевых продуктов[4, с. 1].

Предмет биоэтики. Охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения. Моральные аспекты войны, убийства, аборта, самоубийства, эвтаназии [4, с. 1].

Главная идея биоэтикисостоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов. Человек является частью природы, ему необходима здоровая пища, свежий воздух, чистая вода, дикие уголки природы, он не может существовать без животных, без лесов, рек и почвы, которые являются не только экологическими ресурсами, но и главным условием выживания человечества [34, с. 1]. 

Цель биоэтики: поиск морально-правовых решений нетрадиционных медико-биологических ситуаций, связанных с началом и концом жизни и вмешательством в жизнь человека, а так же выработка морально нравственных норм, требований и принципов, иных механизмов, обеспечивающих использование научно-технических достижений только во благо человека и природы [3, с. 1].

Задача биоэтики: разработка теории правовой защиты личности и ее реальное осуществление на практики [3, с. 1].

Биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых,- это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

В-третьих,- это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций)этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения [5, с. 565].

Уставом ЮНЕСКО определена структура биоэтики как науки:

1) теоретико-философская биоэтика (философские аспекты биологических, медицинских, фармацевтических и ветеринарных наук; биоэтика в различных социокультурных контекстах; история биоэтики);

2) Биомедицинская этика (клиническая биоэтика);

3) Фармацевтическая биоэтика;

4) Биоэтика создания и клинических испытаний ЛС [6, с. 122].

Исходя из содержания, цели и задачи биоэтики, мы видим, что это не просто новый раздел профессиональной медицинской этики. Это феномен более глубинный за счёт охвата широких морально-этических, правовых, медицинских, философских и религиозных проблем современной медицины. Все эти проблемы стянуты в единое целое новым пониманием прав человека в рамках биомедицины, морального отношения к жизни и смерти, ко всему живому.

Структура биоэтики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура биоэтики [13, с. 1]
Биоэтика
Знания,

ценности
Принципы
Проблемы
Социальная

практика
медико-биологические,

правовые,

этические,

религиозные,

эстетические,

экономические,

психологические
«не вреди!»

«делай добро!»

конфиденциальности,

уважения автономии личности,

справедливости,

информированного согласия
врач-пациент,

медицинская тайна,

эвтаназия,

в психиатрии,

в трансплантологии,

в технологиях деторождения,

в медико-биологическом эксперименте
комитеты биоэтические,

научно-исследовательские центры

В отечественной литературе термин «биоэтика» используется в «широком» и «узком» смысле. В широком смысле под биоэтикой понимают совокупность этических проблем, связанных с отношением к живому вообще (Огурцов А.П. и др.). При таком подходе биоэтика сближается с экологией и своей этической составляющей смыкается с философскими учениями Востока, русской философией. Но, тем самым, она теряет специфику биоэтических проблем собственно медицинской практики.

В узком смысле биоэтика – это биомедицинская этика, включающая этические, правовые и другие социальные последствия применения новейших медицинских технологий. Эта точка зрения и представлена в данном словаре [13, с. 1].


Биоэтика формировалась как интеллектуальная деятельность, связанная с дескриптивным описанием некоторых социальных практик в области биомедицины и исследований. Первоначально обсуждались вопросы морального оправдания определенных практик (практики абортов, новых репродуктивных технологий, практики эвтаназии, вивисекции и т.д.). Выявляя практические казусы, возникающие с появлением новых технологий в биомедицине, биоэтика описывала поведение субъектов, оказавшихся в ситуациях выбора варианта поведения. Таким образом, биоэтика стала практикой анализа реальных отношений в конкретной области деятельности и одновременно основанием для регламентации деятельности людей, позволив представить последствия биомедицины для других областей человеческого бытия. Сегодня биоэтика как практика затрагивает подавляющее большинство населения, поскольку каждый человек в той или иной мере оказывается потребителем медицинской помощи, выступая как информированный пациент и автономный субъект принятия решений [10, с. 1].

Следует отметить, что особенностью практической, а затем и теоретической биоэтики, стало акцентирование внимания на активной позиции обычного человека, субъекта действия и биомедицинского воздействия. О биоэтике можно говорить как о феномене особого типа знания. Этот тип знания отличается тем, что мнение обычного человека (человека «с улицы»), его представления о благе и должном, его религиозная позиция становятся основанием принятия практических решений и действий других людей. Диалог субъектов, принимающих изначально различные позиции относительно блага и зла, обладающих различным исходным уровнем специальных компетенций, вплоть до полного их отсутствия, происходит на обыденном языке. Например, специалист-исследователь на доступном для потенциального участника эксперимента языке должен объяснить цели, методы, побочные эффекты, возможные риски, ожидаемые результаты исследования. При этом объяснение должно быть персональным, ориентированным на индивидуальный уровень понимания и знаний, должно учитывать эмоции человека, именно его систему ценностей. Биоэтика как социальная практика отличается от многих видов интеллектуальных практик тем, что она не требует специального языка, специальной подготовки. Эта позиция, будучи по сути своей индивидуальной, не допускает оценки в терминах «правильно-неправильно» или «истина-ложь» со стороны других субъектов, участвующих в биоэтическом диалоге. Никто не может сказать человеку, который отказывается, например, от применения к нему экстраординарных методов борьбы за жизнь: «ты не прав». Отказ – это, в данном случае, проявление личной автономии, требующей уважения к себе со стороны других лиц, организаций, общества и государства.

Такое положение вещей – симптом определенных идеологических изменений в интеллектуальной атмосфере современного сообщества. У любого человеческого страдания признается как бы два профиля – биологический и биографический. Биолог, генетик или врач компетентен в интерпретации состояния больного с точки зрения биологического профиля, но они не компетентны, чтобы интерпретировать события с позиции биографии больного. Личное решение больного человека, в котором присутствует знание об обстоятельствах личной жизни, о своих экономических возможностях, религиозных убеждениях, жизненных планах фактически уравнивает непрофессионалов (пациентов) с профессионалами. Именно в личном решении проявляется автономия личности. Такое понимание человеческого страдания обеспечивает содержательный диалог, создает условия для взаимодействия профессионалов с непрофессионалами при принятии решений о моральной допустимости новых биологических технологий. Биоэтика как практическая интеллектуальная деятельность дает пример человеческой активности и выбора в критических для выживания человека и человечества вопросах [10, с. 1].

Биоэтика как практическая деятельность фактически является способом ослабления негативных последствий коммерциализации медицины и фармации, которые неизбежно подчиняются общим законам и механизмам товарно-денежных отношений и нравственным отношениям «рынка». Эти законы и отношения можно охарактеризовать понятием «прагматизм». Прагматизм – это социально-нравственный стереотип поведения, для которого характерно понимание как должного и правильного того поведения, которое приводит в той или иной конкретной ситуации к наибольшей пользе не столько для других людей, сколько, прежде всего для самого действующего лица. Законы рынка и финансовые механизмы получения прибыли позволяют удовлетворять интересы одних субъектов в буквальном смысле «за счет» интересов потребителей их услуг. Рыночная реальность уже проявляет себя во множестве негативных явлений практического здравоохранения. Даже на уровне анализа обычного языка можно обратить внимание: понятие «медицинская помощь» все более вытесняется понятием «медицинская услуга». Медицинская услуга отличается от медицинской помощи тем, что содержит в себе конкретную стоимость помощи и цену на рынке услуг населению. Практика биоэтики – это попытка остановить разрушающее воздействие рыночных отношений и прагматизма на медицину [12, с. 1].

Кроме этого, биоэтика – это раздел знаний. Это нормативная наука, выявляющая проблемы и угрозы для человека и человечества, возникающие в связи с развитием биомедицины, и ищущая общие принципы их разрешения. Примерно с середины 90-ых годов ХХ века биоэтика трактуется как систематическое исследование нравственных параметров достижений биологических и медицинских наук с привлечением разнообразных этических методологий в междисциплинарной формулировке. Предметом этой междисциплинарной науки становятся последствия биомедицинских технологий. Рождение и смерть все больше оказываются зависимыми от решения какого-либо субъекта (родителя, врача, самого человека). Например, использование технологий суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения делают возможным появление новой жизни в таких ситуациях, когда естественным путем зачатие и рождение не состоялись бы. В таких ситуациях врач, поддерживая решение семьи или отдельного взрослого человека, фактически принимает решение о начале новой жизни. С развитием реаниматологии между состоянием «определенно жив» и «определенно мертв» возникает некая «зона неопределенности», в которой врачи принимают окончательное решение о продлении жизни или констатации биологической смерти пациента. Пределы жизни человека (рождение и смерть) утрачивают сугубо естественную причину, становятся контролируемым процессом, началом и ходом которого можно манипулировать, используя для этого современную медицинскую технику и технологии. При этом сделанный человеком выбор может повлечь за собой чувство вины и ответственность, вплоть до юридической ответственности.

Биоэтика рассматривает и проблемы отношения к животным и к жизни вообще как объектам биомедицинских и исследовательских манипуляций. Например, перспективы ксенотрансплантации связаны с задачей преодоления дефицита человеческих донорских органов. Но возникает фундаментальная этическая проблема: является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами, покушается на идентичность личности и разрушает традиционное восприятие человеком собственного тела [12, с. 1].


 Эвтаназия (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.          Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть. « Эвтаназией» также называют усыпление лабораторных и бродячих животных.           Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным – по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» – при вполне возможной «смерти мозга» [11, с. 1].


Биологическая смерть субъекта не означает одномоментную биологическую смерть тканей и органов, составляющих его организм. Время до смерти тканей и органов, составляющих тело человека, различно. Наиболее короткое время жизни при отсутствии кислорода наблюдается у ткани головного мозга, если более точно, у коры головного мозга и подкорковых структур. Стволовые отделы и спинной мозг имеют большую сопротивляемость, вернее устойчивость к кислородному голоданию. Другие ткани тела человека обладают этим свойством в более выраженной степени. Так, сердце сохраняет свою жизнеспособность в течение 1,5-2 часов после наступления биологической смерти. Почки, печень и некоторые другие органы сохраняют жизнеспособность до 3-4 часов. Мышечная ткань, кожа и некоторые другие ткани вполне могут быть жизнеспособными в сроки до 5-6 часов после наступления биологической смерти. Костная ткань, являясь самой инертной тканью организма человека, сохраняет свои жизненные силы до нескольких суток. С явлением переживаемости органов и тканей тела человека связана возможность их трансплантации и чем в более ранние сроки после наступления биологической смерти изымаются органы для трансплантации, чем более жизнеспособными они являются, тем больше вероятность их успешного дальнейшего функционирования в новом организме.        В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.     Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий. В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором.        Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).       Ксенотрансплантация, или межвидовая трансплантация – трансплантация органов и/или тканей от животного другого биологического вида. Обычно идёт речь о ксенотрансплантации от иммунологически наиболее близкой человеку свиньи или от высших приматов. Ксенотрансплантация остаётся невозможной и неосуществимой при нынешнем уровне развития трансплантологии. Даже при очень сильном угнетении иммунитета организма реципиента ксенотрансплантат от свиньи не выживает в организме человека в результате сверхскоростной реакции отторжения. Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов – коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным [11, с. 1].


Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён. В зависимости от срока беременности, её прерывание проводится различными методами. 1) медикаментозная провокация самопроизвольного аборта (2-8 недель) – термин «фармацевтический» или «медикаментозный» аборт обозначает прерывание беременности, вызванное лекарственными средствами, вместо хирургического вмешательства; 2) вакуумная аспирация (2-5 недель)-  мини-аборт; 3) медицинский – хирургическое удаление плода (абразия, в просторечии называемая «выскабливанием»; 6-12 недель, иногда до 22 недель) – классический аборт; 4) поздние аборты – провокация преждевременных «родов» (свыше 22 недель) – искусственные роды.     Основными показаниями для прерывания беременности являются смерть плода в утробе или угроза жизни матери, в силу её состояния или неправильного протекания беременности (например внематочная беременность). Также показаниями к аборту является неправильное внутриутробное развитие или необходимость в медицинских процедурах, пагубно влияющих на него (например, трансплантации органов). В большинстве случаев, окончательное решение о применении искусственного аборта остаётся за родителями (или за их родственниками).     В современном мире допустимость абортов и её пределы – остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах (например, в США, Польше) эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточённое противостояние в обществе. Первый моральный вопрос, вызывающий споры, – прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь? Противники абортов говорят о «зачатом ребёнке», «не рождённом младенце», «ребёнке в лоне матери». Многие верующие, в частности христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития. По мнению сторонников права на аборт, эмбрион не может считаться ребёнком ни с юридической, ни с социальной, ни с биологической точки зрения. Второй дискуссионный моральный вопрос касается приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь превыше всего. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом [11, с. 1].


Клони́рование челове́ка – действие, заключающееся в формировании и выращивании принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего. Пока технология клонирования человека не отработана. В настоящее время достоверно не зафиксировано ни одного случая клонирования человека. Однако, уже сегодня есть методы, позволяющие с большой долей уверенности говорить, что в главном вопрос технологии решён. Наиболее успешным из методов клонирования высших животных оказался метод «переноса ядра». Именно он был применён для клонирования овцы Долли в Великобритании, которая, как известно, прожила достаточное число лет (6), чтобы можно было говорить об успехе эксперимента. Репродуктивное клони́рование человека – предполагает, что индивид, родившийся в результате клонирования, получает имя, гражданские права, образование, воспитание, словом – ведёт такую же жизнь, как и все «обычные» люди. Репродуктивное клонирование встречается со множеством этических, религиозных, юридических проблем, которые сегодня ещё не имеют очевидного решения. В некоторых государствах работы по репродуктивному клонированию запрещены на законодательном уровне. Терапевти́ческое клони́рование челове́ка  – предполагает, что развитие эмбриона останавливается в течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых клеток. Законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах (США, Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено. В терапевтическом клонировании используется процесс, известный как пересадка ядер соматических клеток, состоящий в изъятии яйцеклетки (ооцита) из которой было удалено ядро, и замена этого ядра ДНК другого организма. После многих митотических делений культуры (митозов культуры), данная клетка образует бластоцисту (раннюю стадию эмбриона состоящую из приблизительно 100 клеток) с ДНК почти идентичным первичному организму. Цель данной процедуры – получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским организмом. Например, из ДНК больного болезнью Паркинсона можно получить эмбриональные стволовые клетки, которые можно использовать для его лечения, при этом они не будут отторгаться иммунной системой больного. В настоящее время такая терапия в России не осуществляется, и развитие технологии клонирования было приостановлено до того момента, когда в правительстве наконец решат разрешить исследования в этой области. Стволовые клетки способны: образовывать любую из примерно 350 типов клеток организма; при введении в организм, находить зону повреждения и фиксироваться там, исполняя утраченную функцию; делиться неограниченно; при делении (часть из них) изменяться и частично оставаться стволовыми и за счет этого образуют самоподдерживающуюся популяцию.        3 февраля 2011 года Федеральная службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдала разрешение на применение новой медицинской технологии ФС № 2011/002 (лечение донорскими стволовыми клетками следующих патологий: возрастные изменения кожи лица второй или третьей степени, наличие раневого дефекта кожи, трофической язвы, лечение аллопеции, атрофическое поражение кожи, ожоги, диабетической стопы) [11, с. 1]


Суррогатное материнство – вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам – генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.        Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику. В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами: 1) Cемейный Кодекс РФ, ст. 51-52.; 2) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона»; 3) Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16; 4) Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».      Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО      »Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью [11, с. 1].


Евге́ника (от греч. ευγενες – «хорошего рода», «породистый») – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.       Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.        В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна). Цель позитивной евгеники – содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда – высокий интеллект). Цель негативной евгеники – прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.        Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека. «Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами евгеники позитивной. Основные мировые религии, исходя из принятой ими сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику в целом – как попытку вмешательства в деятельность высших сил.


Биоэтика – это то пространство диалога, где позиция врача-профессионала и позиция пациента стремятся быть равными, в этом диалоге рождается уникальная личностная позиция относительно следующих биоэтических ситуаций [2, с. 1].

Первый блок проблем биоэтики – это проблемы начала жизни: обсуждение вопроса о статусе эмбриона, об оправдании практики абортов, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий – искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, – это проблемы, связанные с концом жизни: проблемы смерти и умирания, критериев смерти, оправданности, легализации эвтаназии. Биоэтика обращает внимание на то, что в современной медицине начало и конец человеческой жизни теряют статус естественной заданности, становятся событиями, зависящими от чьего-то решения: отдельного пациента, семьи, врача, исследователя.

Третий блок проблем – это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека – при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок проблем биоэтики – это проблемы, возникающие как конфликт между интересами государства, общества с одной стороны и интересами индивида с другой стороны в вопросах охраны здоровья. Например, ситуация вакцинации, ограничение свободы человека на перемещение, если он, например, оказался на территории, где объявлен карантин по какому-либо заболеванию.



Биоэтика является системным ответом на так называемые «проблемные ситуации» этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в частности – в современной клинической практике.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В настоящее время биомедицинская этика - обязательная учебная дисциплина в медицинских вузах.     

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Объект биоэтики. Нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере, в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям.

Предмет биоэтики. Охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения. Моральные аспекты войны, убийства, аборта, самоубийства, эвтаназии.

Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов.

Цель биоэтики: поиск морально-правовых решений нетрадиционных медико-биологических ситуаций, связанных с началом и концом жизни и вмешательством в жизнь человека, а так же выработка морально нравственных норм, требований и принципов, иных механизмов, обеспечивающих использование научно-технических достижений только во благо человека и природы.

Задача биоэтики: разработка теории правовой защиты личности и ее реальное осуществление на практики.

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности.

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт.

К основным направлениям в биоэтике можно отнести следующие:

- защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

- справедливости в здравоохранении;

- взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

- аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

- проведения экспериментов на человеке и животных;

- выработки критериев диагностики смерти;

- трансплантологии;

- современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

- манипуляций со стволовыми клетками;

- клонирования (терапевтического и репродуктивного);

- оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

- самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Биотический словарь: Учебное пособие \ Сост. В.А. Киселев.- 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, УГМА. 2016.- 152 с.
  • Брызгалина Е. М. Биоэтика в контексте формирования постнеклассической науки [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/92, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Брызгалина Е. М. Что такое биоэтика? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bioethics.ru/rus/whatbio/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Брызгалина Е. М. Биоэтика как новый тип знания [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vechnayamolodost.ru/articles/bioetika/kakprbiizsokl8e/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник - М.: ИКЦ «Маркенинг», 2011. - 832 с.
  • Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 303 с.
  • Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2015. - 349с.
  • Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: Учебник. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2013. - 392 с.
  • Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее / В.Р. Поттер. – Киев, 2002. – 216с.
  • Тищенко П. Д.. Биоэтика [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://encyclopaedia.biga.ru/enc/medicine/BIOETIKA.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Тищенко П. Д.. Биоэтика: вопросы и ответы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Щепин О.П. Основные проблемы биоэтики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://medbe.ru/materials/obshchestvennoe-zdorove-i-zdravookhranenie/osnovnye-problemy-bioetiki/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Юдин Б.Г. Биоэтика как наука [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studfiles.ru/preview/5866060/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.11.2016).
  • Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики. – Сб.: «Биоэтика: проблемы и перспективы». М.: АСТ, 2012. – 467 с.





  • перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей