1
Алгоритм работы над сочинением: • Выбор и обдумывание темы сочинения.
• Выявление ключевых слов темы сочинения.
• Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
• Определение главной мысли сочинения.
• Подбор литературного материала.
• Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения
(составление плана)
• Обдумывание структуры и композиции сочинения в процессе написания работы на черновике.
• Редактирование, переписывание и проверка
Типичные ошибки в содержании итоговых СОЧИНЕНИЙ
1. Неумение выявить ключевые слова темы Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:
• Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях е психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны?
• Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
• Может ли природа помочь человеку понять себя?
• Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
• Чем опасна свобода без ограничений?
2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:
• дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;
• герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
3. Неумение определить главную мысль сочинения Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений:
• Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)
• Почему тема войны не уходит из литературы?
• Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
• Почему так важно сохранять связь между поколениями?
• Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
4. Ошибки в подборе литературного материала • В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.).
• Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
• Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам.
• Не определен аспект доказательства главной мысли сочинения
NB При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
• Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) •
Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны.
• Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война»,
«нравственный выбор на войне» и др.
• Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…
5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.
2
Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
• Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении
6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике При написании черновика выпускник должен:
• постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении,
главной части и заключении;
• чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе;
• следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;
• при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;
• выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы;
• проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения;
• определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
NB Выпускник должен
успеть переписать итоговое сочинение начисто, потому что черновик работы экспертами не проверяется.
7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения При редактировании черновика следует:
• выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
• обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
• определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно:
• помнить, что работа
должна быть написана разборчивым почерком;
• обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
• определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
• внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
•
прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок