Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Алгоритм работы над сочинением


Скачать 145.9 Kb.
НазваниеАлгоритм работы над сочинением
АнкорАлгоритм работы над сочинением.pdf
Дата13.05.2017
Размер145.9 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAlgoritm_raboty_nad_sochineniem.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18591
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1
Алгоритм работы над сочинением:
• Выбор и обдумывание темы сочинения.
• Выявление ключевых слов темы сочинения.
• Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
• Определение главной мысли сочинения.
• Подбор литературного материала.
• Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения
(составление плана)
• Обдумывание структуры и композиции сочинения в процессе написания работы на черновике.
• Редактирование, переписывание и проверка
Типичные ошибки в содержании итоговых СОЧИНЕНИЙ
1. Неумение выявить ключевые слова темы
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:
• Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях е психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны?
• Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
• Может ли природа помочь человеку понять себя?
• Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
• Чем опасна свобода без ограничений?
2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:
• дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;
• герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
3. Неумение определить главную мысль сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений:
• Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)
• Почему тема войны не уходит из литературы?
• Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
• Почему так важно сохранять связь между поколениями?
• Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
4. Ошибки в подборе литературного материала
• В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.).
• Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
• Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам.
• Не определен аспект доказательства главной мысли сочинения
NB При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
• Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) •
Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны.
• Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война»,
«нравственный выбор на войне» и др.
• Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…
5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание
(составление плана)
Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.

2
Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
• Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении
6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на
черновике
При написании черновика выпускник должен:
• постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;
• чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе;
• следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;
• при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;
• выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы;
• проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения;
• определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
NB Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто, потому что черновик работы экспертами не проверяется.
7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
При редактировании черновика следует:
• выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
• обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
• определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно:
• помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
• обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
• определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
• внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок

3
АНАЛИЗ НАПИСАННОГО СОЧИНЕНИЯ
Оценка качества вступления к сочинению:
• Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части?
Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
• Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
Оценка качества главной части сочинения:
• Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
• Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
• Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
• Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
• Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
• Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
• Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
Оценка качества заключения:
• Есть ли в заключении связь со вступлением?
• Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей