Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Алтухова Т. А., Егорова Н. А


НазваниеАлтухова Т. А., Егорова Н. А
АнкорZanimatelnye igry i uprazhnenia - 2.docx
Дата02.12.2016
Размер2.12 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаZanimatelnye_igry_i_uprazhnenia_-_2.docx
ТипДокументы
#2907
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4


От авторов
В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недоразвитие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учителю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

  1. способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

  2. обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуального развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые проблемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребенок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное предложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух предложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчики и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при условии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чтением и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предложения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насекомые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 2-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

  1. лексики;

  2. грамматического строя речи;

  3. связной речи;

  4. зрительного восприятия;

  5. зрительно-моторных координации;

  6. внимания;

  7. памяти;

  8. логического мышления.



Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря ребенка («Что забыл нарисовать художник?», «Назови части тела у животных» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3—4 признака»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом», «Рассмотри рисунки и назови все одним словом», игра «Четвертый лишний»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами (игра «Какую кашу съел Петя?»);

д)образование притяжательных прилагательных (« Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чей? чья? чье? чъи?);

е)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (« Назови все части тела и черты лица ласково»);

ж)образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками (игра «Маленький — огромный»: глазик глазище);

з)согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»: Подснежник какой? Мать-и-мачеха какая? Незабудки какие?);

и) согласование числительных с существительными (игра «Один — одна»);

к) составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?);

л) падежное согласование существительных (игра «У кого — кто?»: «Назови детенышей животных», «Кто чем управляет?»: «Закончи предложения: Летчик управляет...»);

м) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь описательный рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живет? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детеныши?'». «Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздником». Расскажи по картинкам эту историю»).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и задания:

а)для развития зрительного восприятия — «Найди на рисунке тени масок», «Какие предметы спрятались на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Что перепутал художник?», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», игра «Угадай птицу по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г) для развития логического мышления — «Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несет елку», «Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик, покажи стрелкой. Расположи клеточки-схемы в том же порядке, что и кораблики», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Раскрась картинки», «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку, соединяя точки», ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации. Их наличие является необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных упражнений и заданий.

Все упражнения и задания выполняются ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендациями логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадывание и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:
-— слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);



  • — слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);



-— слова-признаки (определение, выраженное прилагательным);
— предлоги (на, под).


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Обведи по точкам рисунки животных, раскрась и назови их ласково.



2.Назови части тела у этих животных и ответь на вопросы:

Чей хвост? — Козий, кошачий, собачий.

Чей нос? Чья голова? Чья шея? Чье ухо? Чье туловище? Чье вымя? Чьи глаза? Чьи уши? Чьи копыта? Чьи лапы?
3.Рассмотри картинки и назови нарисованных животных. Какое животное не подходит к остальным? Почему? Раскрась все картинки, кроме лишней.



4. Игра «У кого — кто?». Назови детенышей животных.

У кошки кто? — Котенок (котята).

У коровы кто?

У собаки кто?

У овцы кто?

У козы кто?

У лошади кто?

У свиньи кто?

  1. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Составь предложение по схеме к каждому рисунку. Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает? Что? Например: Собака грызет кость.







Загадки

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка)
Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е» (Козел)
С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова. (Коза)

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Поросенок)
С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Голодна — мычит,

Сыта — жует,

Малым ребяткам молочка дает. (Корова)

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший. (Ослик)

С подстриженной гривой

Скачет ретиво,

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?.. (Конь)
Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже с завитком рога. (Баран)


Стихотворения для заучивания



Котик

Вот какой коташка,

Круглая мордашка.

И на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки —

Кубик и катушка.

Котик, точно мячик,

По квартире скачет. (О. Высотская)
Корова

Ходит-бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молока парного.

Саше, Маше и Маринке —

Будет всем по полной крынке.

Всем попить достанется,

И коту останется. (О. Высотская)

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

Ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон — восемь кошек.

Просят у проводника

Восемь плошек молока...

Проводник Гав-гав смущен.

Вход собакам запрещен!

(А. Строило
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей