Самоанализ работы воспитателя Беккер О.Б.
Свою педагогическую деятельность в качестве воспитателя ДДУ начала в году, работу веду в соответствии с ГОСО РК ; типовой учебной программой, а также использую парциальные программы:
- «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Л.В. Куцакова)
- «Юный эколог» (С.Н. Николаева)
- «Математика в детском саду» (В.П. Новикова) и современные образовательные технологии.
Самостоятельно изучаю современную методическую литературу, используя ресурсы интернета и применяя все это в своей работе.
За последние 3 года прошла курсы повышения квалификации:
В 2015 г в АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» прошла курс 36 ч. обучения по теме:
«Использование развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
В 2018г. центр Астана «ЖАҢА БІЛІМ» курс :педагогическая культура родителей. «Рухани Жаңғыру»
Свою профессию я выбрала неслучайно. С детства я мечтала быть воспитателем. И вот уже тридцать четыре года я работаю с детьми дошкольного возраста и очень горжусь своей профессией.
Каждый день я с удовольствием иду на работу к своим воспитанникам и чувствую, что они меня ждут, им со мной интересно. Мне нравится находиться с ними, видеть их удивлённые глаза, которые ловят каждое твоё слово. Ведь именно от воспитателя зависит, каким вырастет каждый ребёнок, кем он станет в будущем. Поэтому самая большая награда -это успех моих воспитанников. Я искренне радуюсь, когда у ребёнка впервые что-то получается. Моя работа стала моей жизнью. Мне легко с детьми, несмотря на то, что они забирают много сил, но в ответ они дают гораздо больше!
Воспитательно - образовательный процесс осуществляю в соответствии с типовой учебной программой дошкольного образования. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Цель моей педагогической деятельности - гармоничное развитие личности каждого ребёнка с учётом его возраста.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДДУ условий, в своей практической деятельности использую следующие современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологии предметно-развивающей среды;
- технология «метод проектов»;
- технология исследовательской деятельности;
Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей работе является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровьесберегающие технологии.
Каждое утро в детском саду начинается с зарядки, в тёплый период зарядка проводится на свежем воздухе, что даёт бодрый заряд на весь день. В течение дня соблюдаются режимные моменты, физ.минутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, релаксация, прогулки, подвижные игры.
Для развития мелкой моторики рук применяю в своей работе Су-Джок терапию, с использованием компьютерных технологий («Сказка про ёжика»). С детьми старшего дошкольного возраста я использую Су-Джок мячики при звуковом анализе слов.
Всё это способствует закаливанию детского организма и снижению заболеваемости.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною были разработаны ряд мероприятий: спортивные праздники с родителями и детьми, консультации, наглядная агитация, анкетирование, встреча с мед.персоналом. С воспитанниками принимаю активное участие в проведении «Недели здоровья». Дети участвуют в соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья».
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным являются личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Я стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности. Способ общения - это понимание, признание и принятие личности ребёнка. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Стараюсь поддерживать детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.
Предоставляю возможность детям выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь по возможности на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.
Также использую игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольника - игра. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра-это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнёра, помощника, но никак не наставника. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные и т.д., которые включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Для того, чтобы достичь определённых результатов, в группе создана предметно-пространственная среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка: книжный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок природы и экспериментирования, уголок для изобразительной деятельности, спортивный уголок, уголок конструктивной деятельности, уголок настольно-печатных игр, уголок для театральных игр и музыкальной деятельности, уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Все уголки расположены в группе так, чтобы детям был доступен материал. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но и становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.
В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, так как они позволяют:
- сделать подбор иллюстративного материала к ОУД и оформления стендов группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к ОУД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
- создание презентаций для повышения эффективности ОУД с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Учитывая в своей работе тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, используя инновационные технологии я создала мультимедийные презентации , разработала ряд дидактических игр и упражнений, таких как:
- «Какой герой сказки лишний?»
- «Бабушка - загадушка»
- «Я начну, а ты закончи»
- «Подбери по смыслу»
- «Назови ласково» и т.д.
Я считаю, что интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Воспитательно-образовательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства.
Практика моей педагогической деятельности и результаты мониторинга показали успешность применения современных образовательных технологий.
В своей работе я внедряю в практику технологию-метод проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. «Метод проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, ребёнок - родители, воспитатель - родители. Поэтому стараюсь вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения. В технологии проектирования каждому ребёнку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне разные виды ОУД с использованием традиционных методов и приёмов. В ОУД я использую новые технологии и методы обучения дошкольников:
-метод проблемно-поисковый, на занятиях стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребёнка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие.
-исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Стараюсь быть партнёром для ребёнка на занятиях. Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путём «Проб и ошибок».
-метод экспериментирования. Дошкольники - прирождённые исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Часто с детьми проводим различные опыты с водой, воздухом, песком и т.д. Также дети имеют возможность самостоятельно экспериментировать в специальном уголке, где есть всё необходимое.
При реализации данных технологий отмечена их универсальность, что позволяет использовать их при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря им, воспитательно - образовательный процесс становится интересным и увлекательным.
Я разработала программу дополнительного образования «Волшебная кисточка», которую реализую один раз в неделю. Цель: развитие творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.
Участие в кружке помогает детям реализовать свои творческие возможности, раскрыться как личности, обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей, как для способных детей, так и с особыми возможностями здоровья.
Работаю надпро проблемной темой «Формирование коммуникативной компетентности через использование моделирования в развитии связной речи детей». Цель моей работы: разработка системы схем- моделей и определение эффективности их использования в процессе формирования монологических высказываний разных типов как компонента коммуникативной компентентности.
Ежегодно родители участвуют в конкурсах, предлагаемых детским садом:
-«поделки из природного материала»;
-«мастерская кормушек»;
- «книга нашей семьи»;
-«ёлочные украшения» и т.д.
Также посещают открытые мероприятия, проводимые мной, спортивные праздники. Принимают активное участие в проведении осенней ярмарки, новогодних праздников, развлечений, национальных праздников что стало традицией нашего учреждения.
Я считаю, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие для полноценного развития воспитанников, обеспечивающее усилие компетентности родителей в области воспитания.
Регулярно со своими воспитанниками участвуем в конкурсах разного уровня:
2016-2017уч.г.
-областной конкурс «Балапан» центр «ДАРЫН»(сертификат-3, участие – педагоги)
- республиканский конкурс «Үркер»(Диплом);
2018г
-областной конкурс «Балапан» центр «ДАРЫН»(грамота участника 1 место- 3 , участие – педагог и ребёнок)
-международный конкурс- игра «Человек и природа»(сертификаты, участие – педагог и ребёнок)
Принимаю активное участие, выступаю с докладами на семинарах, педсоветах. Провожу круглые столы, семинары-практикумы, дискуссии.
В 2018 г. выступала на секции с докладом : «Инновационные подходы во взаимодействии ДДУ и семьи»
В 2017г в августе печаталась в республиканском журнале «Маман» (свидетельство за ОУД «В гости к Царице Математике»; «В гости к цыплёнку»)
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии (как в профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог-это высокий профессионализм, с хорошими знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться!
Таким образом, можно отметить, что современные образовательные технологии, которые я применяю в своей работе, приносят «хорошие плоды». В результате проделанной работы, благодаря использованию современных педагогических технологий, мной были достигнуты хорошие результаты по развитию познавательных, творческих, интеллектуальных, физических способностей у детей.
Воспитатель ______________________________/ О.Б. Беккер/
Результативно работаю над повышением эффективности воспитательно-образовательного процесса, использую нетрадиционные формы, методы и приемы активного обучения, развиваю у детей учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности. Внедряю элементы инновационных педагогических технологий: здоровьесберегающей, игровой, развития творческих способностей, информационно-коммуникативной, проблемного обучения, познавательно-проектной деятельности.
Проектирую воспитательно-образовательную деятельность на основе анализа достигнутых результатов. Реализацию индивидуальных маршрутов по развитию дошкольников, а также результативность своей работы отслеживаю через мониторинг развития умений и навыков у детей дошкольного возраста и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития.
Для проведения мониторинга использовались следующие методы работы: Наблюдение Беседы Анализ продуктов деятельности Диагностические ситуации. Требования Стандарта предполагают наличие трех уровней развития ребенка:
1 – ый уровень – ребенок воспроизводит те или иные действия и знания
2 – ой уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний
3 – уровень - ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.
Образовательная область 2014-2015 уч. г. 2015-2016 уч.г. 2016-2017 уч.г. 2017-208 уч.г. 2018-2019 уч.г вводная итоговая вводная итоговая вводная итоговая вводная итоговая вводная Здоровье 45% 92% 53% 94% 66% 97% 47% 93% 53% Физическая культура 45% 92% 55% 97% 67% 99% 47% 93% 50% Основы безопасного поведения - - 50% 90% 64% 95% - - 55% Коммуникация 34% 73% 36% 76% 53% 84% 36% 74% 76% Развитие речи 35% 78% 40% 85% 50% 87% 36% 76% 71% Худ. литература 32% 68% 45% 75% 56% 89% 31% 72% 81 % Основы грамоты - -
Драма - - 31% 68% 65% 83%
Познание 51% 76% 65% 88% 68% 94% 51% 78% 68% ФЭМП 55% 78% 75% 86% 78% 96% 51% 82% 79% Конструирование 54% 79% 63% 90% 66% 97% 54% 82% 65% Естествознание 43% 70% 57% 89% 59% 90% 43% 70% 59% Творчество 41% 70% 65% 88% 73% 95% 41% 75% 77% Рисование 32% 56% 55% 87% 68% 92% 34% 73% 75% Лепка 45% 78% 70% 89% 73% 95% 42% 82% 83% Аппликация 45% 77% 69% 88% 77% 97% 45% 70% 72% Социум 54% 79% 58% 83% 75% 96% 51% 83% 66% Самопознание - - 57% 79% 80% 98% - -
Ознакомление с окружающим миром 53% 79% 60% 84% 76% 96% 50% 84% 68% Основы экологии 55% 78% 58% 85% 70% 95% 51% 82% 64% Проведенный анализ показал, что по образовательной области «Здоровье» у дошкольников сформированы основные умения и навыки. Дети с первым уровнем отсутствуют, на втором уровне произошло увеличение на 12%, с третьим –на 32%. Качество знаний – 94%. Воспитанники выполняют все виды перестроений, основные виды движения, демонстрируют силу, ловкость, самостоятельность и инициативу в организации знакомых игр, ориентируются в пространстве и т.д. в соответствии с возрастными особенностями. Кроме того, знают строение тела человека, понимают необходимость соблюдения режима дня, отдыха, сна, питания, различают полезные и вредные продукты питания, называют номер телефона скорой помощи, полиции и пожарной службы.
В области «Коммуникация» дошкольники умеют составлять рассказ по сюжетной картинке, серии картинок и схеме, а так же из личного опыта; понимают слова с переносным значением, используют в речи обобщающие слова, слова с противоположным значением и близким значением. Пересказывают прослушанный текст по иллюстрациям, сохраняя последовательность, определяют жанры произведений. Дети с первым уровнем отсутствуют. Со вторым увеличились на 15%, с третьим – на 8%. Качество знаний составляет – 84%
Работа в образовательной области «Познание» велась через формирование элементарных математических представлений, конструирование, естествознание. Дети с первым уровнем отсутствуют, со вторым увеличились на 12%, с третьим – на 8%. Качество знаний составляет 94%. Дети ориентируются на листе бумаги, описывают расположение геометрических фигур на карточках, сопоставляют предметы по ширине, толщине, высоте, считают в прямом и обратном порядке, определяют предметы во множество по определенному свойству, знают временные представления (части суток, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, дни недели, месяцы, год). Классифицируют растения на группы: деревья кустарники, травы, сравнивают комнатные и дикорастущие растения, сохраняют интерес к диким, домашним животным и птицам (умеют описывать), определяют влияние сезонных изменений на живую природу. Конструируют в соответствии с алгоритмом работы.
В образовательной области «Творчество» усвоение программного материала составляет 95%. Развитие детей осуществлялось на средне-высоком уровне и характеризуется следующими показателями: дети с низким уровнем отсутствуют, на 16% увеличился со вторым уровнем и на 10% - с третьим. Решались следующие задачи: развитие творческих способностей, знакомство с казахским народным творчеством, формирование основных технических навыков в изображении предметов, сюжетов, человека и животных через лепку и аппликацию. Использование разнообразных материалов, игровых приемов обучения, коллективные формы работы, наблюдения – все это способствовало решению поставленных задач.
Образовательная область «Социум» уровень освоения программного материала составляет – 96%. Дети с низким уровнем отсутствуют, о вторым увеличились на 24%, с третьим на 8%. В результате целенаправленной работы у детей прослеживается первичное представление о человеческих ценностях, проявляется любовь к родному очагу, Родине, своей причастности к ней; анализируют свои поступки, мысли, дают им нравственною оценку; знают о роли воды, воздуха и тепла для всего живого на Земле, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой.
В связи с выпуском в 2017 году детей в 1 класс и набором новых воспитанников в 2017 - 2018 учебном году усвоение программного материала составило по образовательным областям: «Здоровье» - 93%, «Коммуникация» - 74%, «Познание» - 77%, «Творчество» - 72%, «Социум» - 81%.
В 2018 -2019 учебном году проведена только вводная диагностика, изменение показателей произошло вследствие введения раздела программы - обучение грамоте.
Мониторинг усвоения программного материала за 5 лет:
Выстроенная мною система обучения даёт положительные результаты: за последние 5 лет наблюдается положительная динамика в освоении детьми умений и знаний в каждой из образовательных областей, и Типовой программы в целом. Изменения видны только в связи с выпуском детей в первый класс и набором новых воспитанников, а также нового раздела «обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста». Это можно объяснить подбором технологий при проведении учебной деятельности. Использованием информационно-коммуникационных технологий. Отслеживанием эффективности применения той или иной технологии обучения.
Регулярно со своими воспитанниками участвуем в конкурсах разного уровня.
2016- 2017 уч.г.
- областной конкурс «Балапан» центр «ДАРЫН» (сертификат- 3, участие-педагоги)
- республиканский конкурс «Уркер» (диплом)
2018 год:
- областной конкурс «Балапан» центр «ДАРЫН» (грамота участника 1 место 3, участие- педагог и ребенок)
- международный конкурс- игра «Человек и природа» (сертификаты, участие- педагог и ребенок)
Углубленно осуществляю работу по методической теме «Формирование компетентности дошкольников через использование моделирования в развитии связной речи детей». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время увеличивается рост числа детей с нарушением речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных казахстанцев развития новых качеств. Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Цель исследования – является разработка системы схем- моделей и определения эффективности их использования в процессе формирования монологических высказываний разных типов как компонента коммуникативной компетентности.
Объект исследования – речевая деятельность дошкольников.
Предмет исследования – формирование монологических высказываний как компонента коммуникативной компетентности дошкольников в процессе использования схем- моделей на занятиях.
Гипотеза исследования - формирование монологических высказываний как компонента коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно если в процессе организации речевой деятельности на занятиях по развитию речи использовать систему схем- моделей.
Задачи исследования: Обосновать эффективность использования схем- моделей на занятиях по монологической речи, направленную на формирование коммуникативной компетентности. Выделить виды схем- моделей. Исследовать методику и использование схем- моделей на речевых занятиях. Разработать конспекты занятий по развитию речи с использованием схем- моделей Экспериментально доказать эффективность предполагаемой системы занятий. Воспитательные задачи: Изучение психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Наблюдение за деятельностью дошкольников. Опытно- экспериментальная работа, направленная на формирование монологической речи дошкольников. На первом этапе работы заменяла ключевые слова в предложениях значками- символами, учила зарисовывать предметы не только символами, но и буквами. Самостоятельно с помощью знаков- символов заполнять схему- модель. Далее использовала схему- модель как план перессказа, таким образом с помощью схем- моделей у детей появилось желание пересказывать сказки, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни, расширился круг знаний об окруающем мире и активизировался словарный запас.
Оказываю помощь молодым педагогам в их профессиональном направлении.
Используемые в процессе организационно- учебной деятельности, игры помогают повышать уровень сформированности монологической речи с использование схем- моделей, помогают развитию памяти, мышления, воображения. Применяю индивидуальные, групповые, парные формы ОУД.
Моя педагогическая деятельность позволяет мне повышать профессиональную компетентность, качество воспитания и обучения детей. Применять передовой опыт.
В дальнейшей работе ставлю перед собой следующие задачи: Продолжать работу по совершенствованию профессионального мастерства, применению в работе инновационных методик и технологий в области дошкольного обучения и воспитания. Преодолеть у детей робость, застенчивость, научить свободно держаться перед аудиторией. Совершенствовать предметно- развивающую среду, способствующую формированию умений и навыков у дошкольников. Для продуктивной деятельности вести совместно- активную деятельность по воспитанию и развитию детей с педагогами детского сада и родителями детей.
|