Главная страница

Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. Анализ типичных ошибок участников егэ 2016 год


Скачать 33.13 Kb.
НазваниеАнализ типичных ошибок участников егэ 2016 год
АнкорАнализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года.docx
Дата30.09.2017
Размер33.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года.docx
ТипАнализ
#22452
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы

Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года

Блок 2. Клетка как биологическая система

Клеточная теория. Многообразие клеток. Клетка: химический состав, строение, функции. (Базовый уровень)

перенос ионов калия и натрия с участием мембранных белков и энергии в клетке (36%);

особенность вторичной структуры белка (49%);

наличие рибосом в митохондриях (49%);

наличие лизосом в эукариотической клетке, в отличие от прокариотической (35%);

накопление в комплексе Гольджи синтезированных в клетке продуктов (49%);

исчезновение хвоста у головастиков в связи с деятельностью лизосом (40%);

отличие митохондрий от хлоропластов процессом окисления органических веществ до неорганических (47%);

третичная структура белка, которая формируется за счёт гидрофобных связей между радикалами (21%);

синтез липидов и полисахаридов на гладкой ЭПС (34%).

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза. (Повышенный уровень)

определение числа триплетов в рибосоме при биосинтезе белка, способных присоединять тРНК в момент сборки полипептидной цепи (2 триплета) (20%);

вырожденность генетического кода – наличие нескольких кодонов у аминокислот (19–23%);

определение места протекания процесса по схеме реакции окисления глюкозы до ПВК, представленной в условии задания (28%);

соответствие антикодона и триплета на ДНК одной аминокислоте (35–39%);

выделение всей энергии в виде тепла на подготовительном этапе энергетического обмена (38%).

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. Задания с множественным выбором ответов. (Повышенный уровень)

события, происходящие в митозе: формирование веретена деления, спирализация хромосом, расхождение хроматид к полюсам клетки (31%);

определение процессов, происходящих в темновой фазе фотосинтеза: восстановление углекислого газа, образование крахмала, расщепление АТФ (28%);

характеристика бескислородного (анаэробного) этапа энергетического обмена (19–26%);

процессы, относящиеся к реакциям матричного синтеза (29%);

характеристики процесса трансляции (20%);

характеристика процесса формирования восьмиядерного зародышевого мешка, образования спермиев в пыльцевом зерне, развития пыльцевой трубки при прорастании пыльцы (29%).

Наиболее низкие результаты получены на задание, в котором требовалось определить характеристики хемосинтезирующих бактерий (15%).

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).

Наибольшие трудности вызвало лишь одно задание, в котором требовалось объяснить причину хорошо развитого и многочисленного комплекса Гольджи в клетках нейронов, исходя из функций органоида. Его выполнили и получили максимальные 2 балла только 3% участников. Основная доля участников, которые выполняли это задание, в ответе указали только функции аппарата Гольджи, за что и получили 1 балл (33%). Экзаменуемые не смогли связать его развитие с выработкой специальных веществ – медиаторов, обеспечивающих передачу нервного им-пульса от нейрона к нейрону.

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека в начале интерфазы составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе непосредственно перед началом мейоза и в анафазе мейоза I. Объясните полученные результаты (3 балла – 5%; 2 балла – 8%).

Определение хромосомного набора гаметофита и спорофита хламидомонады (2%), листьев и спор мха кукушкина льна (5%).

Блок 3. Организм как биологическая система

Организм. Онтогенез. Воспроизведение организмов. (Базовый уровень)

развитие с неполным превращением лесного клопа (28%);

начало гаструляции у ланцетника (46%);

уменьшение числа хромосом в 2 раза в телофазе мейоза 1 (43%);

формирование зародышевых листков у ланцетника на стадии гаструлы (42%);

отсутствие расщепления признаков у потомков при вегетативном размножении (40%).

Селекция. Биотехнология. (Повышенный уровень)

Затруднения вызвало только 1 задание, в котором требовалось установить роль клеточной инженерии в сокращении сроков получения нового сорта (32%).

Обобщение и применение знаний об организменном уровне организации жизни. Задания с множественным выбором ответов. (Повышенный уровень)

примеры бесполого размножения организмов (29%);

причины комбинативной изменчивости (29%);

процессы, предшествующие двойному оплодотворению покрытосеменных растений (27%);

методы биотехнологии (25%);

признаки гаструляции эмбриона ланцетника (16%);

структуры организма человека, формирующиеся из мезодермы (13%).

Решение задач по генетике. (Высокий уровень)

В заданиях предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное наследование признаков, анализ родословных.

Незначительные затруднения вызвала одна из задач на анализ родословной (3%) и задача на дигибридное скрещивание на наследование группы крови и цвета глаз (5%).

Блок 4. Система и многообразие органического мира

Царство Растения. Покрытосеменные растения. Строение, жизнедеятельность. Классы покрытосеменных. (Базовый уровень)

По нескольким заданиям получены низкие результаты: образование в завязи зародыша в результате опыления и оплодотворения (47%); развитие побега из вегетативной почки (49%); вегетативное размножение пырея с помощью корневища (44%).

Традиционно слабо усвоен материал по физиологии растений. Вызвало затруднение определение по рисунку среза древесного стебля слоя, за счёт которого дерево растёт в толщину (37%). Правильно назвали ассимиляционную ткань растения, в которой осуществляется фотосинтез, 36% участников; по каким сосудам происходит передвижение воды и минеральных веществ – 34%. Указали отличие клеток устьиц от остальных клеток кожицы листа только 32% участников.

Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности. (Базовый уровень)

появление в процессе эволюции впервые семени у семенных папоротников (34%), стеблей с зачатками листьев у псилофитов (31%).

Неожиданно низкий результат получен при выполнении задания, где требовалось определить, что шишка хвойных растений является видоизменённым побегом (27%).

Хордовые животные. Основные классы, их характеристика. (Базовый уровень)

Экзаменуемые затруднились определить отличие позвоночника лягушки от позвоночника рыбы наличием шейного и крестцового отделов (45%) и значение воздушных мешков для предохранения от перегрева тела птицы во время полёта (35%). По изображению на рисунке утконоса участники не смогли определить его систематическое положение и отнести к группе Первозвери. Это задание выполнили только 29% экзаменуемых.

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов. Задания с множественным выбором ответов. (Повышенный уровень)

Ученики затруднились определить признаки, по которым земноводных, ланцетника относят к типу хордовых (соответственно 20%, 11%), отличительные признаки птиц и пресмыкающихся (27%), признаки человеческой аскариды как представителя типа Круглые черви (11%).

Положительную роль микрофлоры (бактерий) толстого кишечника в организме человека определили только 21%, а общие свойства бактерий и грибов установили 28% участников. Затруднение вызвало и задание, в котором необходимо было определить, какие видоизменения у конкретных растений являются подземными побегами (21%).

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств.

сопоставление признаков круглых и кольчатых червей (28%); кишечнополостных и плоских червей (19%); аскариды, бычьего цепня, печёночного сосальщика (10%);

установление соответствия между признаками паукообразных и насекомых (29%), моллюсков и членистоногих (23%), признаками развития насекомых с полным и неполным превращением (28%);

установление соответствия между признаками однодольных и двудольных растений (15–28%), отделов Хвощевидные и Моховидные (23%); между характеристиками сосудов и ситовидных трубок растений (16%), главного и придаточного корня (29%);

установление соответствия между характеристиками шляпочных и плесневых грибов (24%).

Слабо сформированными оказались умения участников сопоставлять и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов и классов, характеристики органов растений, признаков животных разных типов и классов.

Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.).

В этой линии можно выделить всего 2 задания, которые вызвали затруднение. В 1 задании с изображением цветочной почки требовалось назвать тип почки, определить её части и их функции. На 3 балла его выполнили только 5% участников, остальные не смогли дать полный и правильный ответ.

В другом задании по изображению скелета птицы требовалось назвать киль и цевку и объяснить их функции (3 балла – 4%; 2 балла – 11%).

Задание на анализ биологической информации. Работа с текстом.

В нескольких заданиях участники не смогли правильно определить и исправить ошибки в тексте.

Тексты о питании дыхании и других процессах жизнедеятельности моллюсков (З балла –1%; 2 балла – 7%); о систематике простейших, выделительных и пищеварительных вакуолях (3 балла – 1%; 2 балла – 7%). Многие участники не сумели правильно определить систематическое положение простейших, посчитали его типом.

Тексты о строении и жизнедеятельности кишечнополостных (3 балла – 4%); характерных признаках первичноводных и вторичноводных животных (3 балла – 4%).

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов.

Особенности строения коралловых полипов, обеспечивающие их питание при прикреплённом образе жизни (3 балла – 3%; 2 балла – 23%). В ответе необходимо было отметить не только наличие стрекательных клеток и многочисленных околоротовых щупалец, но и общую кишечную полость. Отсутствие именно этой особенности повлияло на получение максимального балла.

Особенности строения и жизнедеятельности насекомых, способствующие их процветанию в настоящее время (3 балла – 3%; 2 балла – 12%). В задании требовалось не только перечислить особенности строения, но и пояснить их значение. Если пояснение отсутствовало, то элемент ответа считался неполным, и балл не присваивался. Участники, которые отвечали на это задание, чаще ограничивались простым перечислением фактов, что и привело к низким результатам.

По заданию, в котором требовалось указать и объяснить особенности строения двустворчатых моллюсков, способствующих их процветанию, получены также низкие результаты (3 балла – 0%; 2 балла – 6%).

Неожиданно сложными оказались задания, в которых требовалось перечислить признаки, по которым крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся (5%), причины отсутствия в пустынях земноводных, исходя из особенностей их строения и размножения (4%).

Низкие результаты получены и на задание, в котором требовалось указать особенности строения и жизнедеятельности лишайников (3 балла – 1%; 2 балла – 16%). Следует отметить, что задания, проверяющие материал о лишайниках, вызвали затруднения на всех уровнях: базовом, повышенном и высоком. На эти вопросы следует обратить внимание при изучении биологии в школе.

Блок 5. Человек и его здоровье

Человек. Ткани. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, выделительная. Размножение и развитие. (Базовый уровень)

Только по нескольким заданиям получены низкие результаты: на определение по рисунку типа ткани, которая обеспечивает восприятие человеком информации из внешней среды (30%); определение типа ткани, которая выполняет запасающую функцию в организме человека (38%); наличие желтого костного мозга в трубчатых костях человека (39%).

Человек. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, кровообра-щения, лимфоток. (Базовый уровень)

Низкие результаты получены в основном на задания по системе кровообращения и лимфотока: образование лимфы в организме человека из межклеточной жидкости (50%); поступление лимфы из лимфатический системы в полые вены (40%); функции клапанов в сердце человека (44%); определение по рисунку камер сердца, куда поступает артериальная кровь по лёгочным венам (37%); принадлежность слепой кишки к толстому кишечнику (40%).

Нервная система. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. (Повышенный уровень)

определение по рисунку глаза структуры, воспринимающей световые раздражения (33%);

влияние гормона тироксина на регуляцию окислительных процессов в организме (25%);

передача нервного импульса к телу клетки по дендриту (19%).

Гигиена человека. Факторы здоровья и риска. (Базовый уровень)

наличие в слюне обеззараживающих веществ как одной из причин быстрого заживления повреждённой слизистой ротовой полости по сравнению с кожей (46%);

возможность попадания микроорганизмов, вызывающие ангину, в среднее ухо через слуховую трубу (35%);

повышение возбудимости нервной системы, сильное похудение при повышенном аппетите у человека как свидетельство нарушения функции щитовидной железы (39%);

наложение шины на стопу, голень и бедро при переломе голени (29%);

малярия – заболевание, вызванное простейшими (26%) (в качестве дистракторов были даны туберкулёз, грипп, гепатит, которые выбирались примерно в равных соотношениях).

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.

Достаточно низкие результаты получены при выполнении следующих заданий:

установление соответствия: между характеристиками и венами, артериями и капиллярами (25%); между признаками и слоями кожи (30%); между структурами коркового и мозгового слоя почек (1%); между костями пояса и свободной нижней конечности (26%);

сопоставление нервной и мышечной ткани (26%), гладкой и поперечнополосатой мышечной ткани (26%), соматического и вегетативного отделов нервной системы человека (16%), мышц разных органов и видов мышечной ткани (16%);

установление соответствия: между характеристиками и отделами головного мозга (средним, промежуточным, продолговатым) (7%); между функцией и видом нейронов (чувствительным, двигательным, вставочным) (5%); между характеристиками и органами пищеварительной системы (желудком, печенью, поджелудочной железой) (21%); между симптомами диабета и микседемы (3%), диабета и базедовой болезни (21%), заболеваниями человека и недостатком витаминов А, С, D (11%).

Установление последовательности биологических процессов.

Результаты почти половины заданий на последовательность оказались ниже заявленного уровня. К ним относятся задания на установление последовательности структур в ухе (29%), этапов образования и движения мочи в организме человека (25%), движения венозной крови в организме, начиная с капилляров большого круга (28%), процессов, происходящих при повышении уровня глюкозы в крови для его нормализации (29%).

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). (Высокий уровень)

Задание, где требовалось объяснить причину, почему тесная обувь способствует быстрому обморожению пальцев ног, выполнили 7% участников.

Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.). (Высокий уровень)

Задание, которое на максимальный балл выполнили 5% участников. В задании требовалось по изображению сустава назвать его части (суставную сумку и суставные хрящи) и указать их функции.

Задание на анализ биологической информации. Работа с текстом.

2 задания по результатам существенно отличаются от всех остальных.

Задание, в котором в тексте описывались особенности дыхательной системы человека, экзаменуемые выполнили на максимальные 3 балла только 6%, а задание, в котором требовалось найти ошибочное описание лимфы и лимфатической системы, выполнили на максимальный балл только 2%, на 2 балла – 4%. Следует отметить, что задания о лимфе и лимфатической системе традиционно относятся к слабо усвоенным. На это следует обратить внимание при изучении этого материала в школе.

Обобщение и применение знаний о человеке.

К числу проблемных можно отнести задания, требующие объяснения отличий условных и безусловных рефлексов, условия их образования (3 балла – 1%; 2 балла – 14%); особенностей строения и функции гортани человека (3 балла – 2%; 2 баллы – 7%); характеристики особенностей строения вегетативной нервной системы, расположения ядер в центральной и периферической нервной системе, её функций (6%), функций нервной системы в организме человека (7%).

Сравнение результатов выполнения заданий этого блока с результатами предыдущих лет показывает, что трудности вызывают одни и те же вопросы: нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, особенности физиологических процессов в организме человека.

Блок 6. Эволюция живой природы

Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции. (Базовый уровень)

Результаты выполнения 2 заданий оказались ниже среднего: экзаменуемые затруднились определить ведущую роль движущей формы естественного отбора в увеличении биоразнообразия на Земле в процессе эволюции (45%), установить особенность генетического груза популяции – наличие летальных аллелей (35%).

Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира. Задания с множественным выбором ответов. (Повышенный уровень)

По отдельным заданиям результаты оказались ниже среднего: характеристики экологического критерия вида (26%); признаки сходства человека и человекообразной обезьяны (19%); определение организмов, относящихся к ископаемым переходным формам (13%).

Установление последовательности биологических объектов, процессов.

Наиболее низкие результаты получены при выполнении заданий, где требовалось установить последовательность формирования приспособленности у организмов к новым условиям обитания (9%), формирования типов нервной системы в эволюции животных (16%).

Задания части 2.

В задании требовалось определить по рисунку способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы, объяснить его последствия, определить результат эволюции, к которому может привести репродуктивная изоляция. На рисунке подписаны географические области, что является подсказкой для установления географического видообразования. Однако полные и правильные ответы дали только 3% участников.

В другом задании была представлена схема направлений эволюции (по А.Н. Северцову), по которой требовалось определить направление эволюции – ароморфоз и привести примеры ароморфоза млекопитающих. Несмотря на то, что рисунок присутствует во всех без исключения учебниках общей биологии, задание выполнили на максимальный балл только 6% участников.

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира.

Есть задания, по которым максимальные баллы получили менее 5% экзаменуемых. Эти задания требовали:

знать глобальные ароморфозы, которые обеспечили развитие организмов на Земле в архее и протерозое (5%);

объяснить формирование и сохранение в процессе эволюции красной окраски у лягушки квакши (3%);

знать приспособления, сформировавшиеся у древних пресмыкающихся к жизни на суше (3%);

доказать на примере паразитов человека и животных, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса (3 балла – 1%; 2 балла – 5%).

Самым сложным оказалось задание, где требовалось объяснить причины наличия на пастбище в основном низкорослых растений, а на охраняемых территориях наличие как высокорослых, так и низкорослых растений у одних видов или только низкорослых у других видов. Максимальный балл не получил ни один участник, но и 2 балла за задание получили только 3% участников.

Слабо сформированы умения на конкретных примерах определять пути и направления эволюции животных и растений. К типичным ошибкам, повторяющимся из года в год, следует отнести неумение устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности у организмов в процессе эволюции.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Экосистема, её компоненты. Разнообразие и развитие экосистем

Вызвали затруднения: роль семенных растений в смене наземных биоценозов (38%); особенности саморегуляции – ограничение численности одних организмов другими (28%).

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере.

Участники не сумели определить функции бактерий в биосфере – восстановление нитратов до молекулярного азота (44%) и установить главную причину массовой гибели рыбы в озёрах – избыток соединений азота и серы (47%), одну из причин гибели лесов – кислотные дожди (42%).

Неожиданно низкие результаты получены и на задания, где требовалось установить границы и функции биосферы. На вопрос о высокой температуре, как главном ограничивающем факторе распространения жизни в литосфере, правильно ответили только 25% участников. Задание об особенности концентрационной функции живого вещества в биосфере (накопление химических элементов в организмах) выполнили 28%.

Повышенный уровень.

Затруднение вызвали только 2 задания, по которым получены низкие результаты: об особенностях продуцентов влажных тропических лесов (13%); о свойствах экологической пирамиды (8%).

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях. (Высокий уровень)

2 задания, по которым получены низкие результаты: последствия воздействия антропогенного фактора на экосистемы при переходе человечества от собирательства к земледелию и животноводству (3 балла – 3%; 2 балла – 8%); приспособления, которые выработались у растений к совместной жизни с другими растениями и животными в экосистеме (2%).
перейти в каталог файлов
связь с админом