Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Золото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций. АннотацияВступлениеИз истории исследования древнерусских измерительных инструментов о геометрических соотношениях саженей


НазваниеАннотацияВступлениеИз истории исследования древнерусских измерительных инструментов о геометрических соотношениях саженей
АнкорЗолото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций.pdf
Дата25.06.2017
Размер1.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZoloto_Drevney_Rusi_Russkaya_matritsa_-_osnova_zolotykh_proports
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#23129
страница6 из 8
Каталогid338854829Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: otvet-gu-mvd-2.gif, 212c91770406e7a7602558c29de71e53_187945_1502486687.gif, Чистый Бланк Бюджетная смета на 2016 для Заполнения РУЧКОЙ-5.doc, Бомбардировка ЖКХ - 2 - Запрос по счёту 810.doc, otvet_iz_GU_MVD.gif, Цой - Романс.doc, БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА.docx, Бомбардировка ЖКХ - 1 - Перерасчёт доли.doc, КОНЦЕПЦИЯ формирования Системы Прямого Народовластия.doc и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
0,00
2 249,5 197,2 0,00
3
0,00 187,1 152,8 4
216,0 176,4 0,00
5
0,00 Пропорции А. Чернова
1
0,00
2 248,4 196,3 158,9 3
0,00 0,00 0,00
4 215,7 176,4 142,1

5
0,00 Итак, можно констатировать, что все три набора саженей имеют одну и туже структуру взаимосвязи, но набор А.А. Пилецкого составляет полную их совокупность, тогда как комплесы Б.А. Рыбакова и А. Чернова — только часть совокупности (отсутствующие сажени показаны числом 0,00). В каждом из этих наборов недостает по пять типов саженей, по числовой же величине все они по столбцам отличаются незначительно в пределах допустимого отклонения, не искажающего соразмерности. Все комплекты разделены на пять групп потри числа в каждом. Две неполные группы по одному числу (наибольшему и наименьшему в наборе) имеются только в пропорциях А.А. Пилецкого. Набор Б.А. Рыбакова составляет три средние группы, в которых отсутствует по одному числу- сажени, а в наборе А. Чернова полностью отсутствует средняя группа саженей. Все числасажени А.А. Пилецкого строго пропорциональны между собой и по диагонали - золотому числу Ф. Сажени Б.А. Рыбакова связаны числом 1,633 (кроме сажени без чети», для нее данное число равно 1,581 и о ней Б.А Рыбаков упоминает как об искусственной в наборе. Сажени А.
Чернова очень близки по своей длине саженям Б.А. Рыбакова и можно было бы предположить, что они получены одним способом. Но критерий по числу Ф не подтверждает этого предположения, поскольку разброс коэффициентов лежит в пределах от 1,580 до 1,635, а это может свидетельствовать о применении двух или нескольких методов восстановления их длины. Но главное — все три комплекса саженей демонстрируют структурное единообразие, системную взаимосвязь и как бы ранговое построение саженей троичными группами. Причем, налицо тенденция отодвигания групп друг от друга. Особенно это заметно по комплексу А. Чернова у которого средняя группа вообще отсутствует. И возникает вопрос Чем объясняется стремление к такому обособлению Какой физический процесс может обусловливать необходимость применения иррациональных инструментов соизмерения До сего времени наука не ответила на этот вопрос. Нов первом приближении можно выдвинуть следующую версию окружающая нас природа живет, пульсирует, дышит. Пульсируют звезды, планеты, астероиды, камни. Пульсируют растения, животные, клетки, в общем, все живое и неживое на Земле ив Космосе. Пульсируют, распространяя от себя колебания в виде самых разнообразных волн, начиная от атмосферных и заканчивая гравитационными [16]. Элементы сооружений, части зданий и их конструкции тоже пульсируют. Пульсируют стены, потолки, мебель, различные механизмы и т.д. Ив своей пульсации испускают стоячие волны уже в самом помещении. Эти волны почти не улавливаются приборами точнее приборы, их улавливающие, еще не созданы, поскольку само явление
не допускается, но очень хорошо чувствуются человеческим организмом. Более того, волны эти воздействуют на организм человека, подавляя его и вынуждая тратить свою энергию на сопротивление волновому воздействию, ослабляют его и способствуют заболеваниям. И чем больше стоячих волн в жилом помещении, тем больше энергии необходимо тратить организму на ее гашение. Энергия стоячей волны и ее лараметры в этом случае определяются как частотой пульсации конструкций, например стен, таки кратностью расстояния между ними определенному рациональному числу-модулю. В нашей архитектуре таким моду лом является шаг в 30 см. Да и сам измерительный инструмент — метр, имея деления через 1 см, всегда обусловливает возведение объектов как минимум с этой кратностью. А потому во всех помещениях, построенных на основе пропорционирования метром, существуют стоячие волны, отрицательно воздействующие на организм проживающих в них людей Древнерусские сажени не являлись в численном выражении рациональными инструментами и потому не имели кратного ни себе, ни своим частям делителя. К тому же, чем дальше они отстояли друг от друга по таблице 7 и чем больше их откладывалось водном измерении, тем меньшей длины отрезок мог оказаться кратным им. А чем меньше кратное, тем меньшей энергией обладает стоячая волна, возникающая в помещении. Более того, уменьшение кратности расстояния и разбалансировка стоячих волн может привести не только к их отсутствию в помещении, но и к возникновению волн, резонирующих с колебаниями человеческого организма, находящегося в нем Такое помещение становится наилучшим для проживания людей. Именно помещения, не имеющие кратности ни одному измерителю нив длину, нив ширину, нив высоту, и строили наши предки. По этой причине в старинных церквях и домах люди чувствуют себя уютно, спокойно и расслабленно, как под воздействием благодати — лечащего фактора, хотя и не понимают, что стоит за этим. Таким образом, необходимость разбалансирования кратности расстояний в помещениях и обусловливала ту странную на наш просвещенный взгляд систему инструментов соизмерения и методику их применения, которая представлена древнерусскими саженями. В подтверждении сказанного приведу несколько примеров использования саженей в построении структуры древних церквей (к сожалению, обмеров сохранившихся древних жилых помещений, по-видимому, почти не проводилось и их достаточно сложно обнаружить. К тому же для точного определения параметров старых построек необходимо производить замер их с точностью до сантиметров, что далеко не всегда делается, а подчастую и невозможно, поскольку всякие реставрации изменяют пропорции этих сооружений. Вот как описывает Б.А.
Рыбаков разбивку Елецкой церкви [4] исходя из своего понимания пропорционирования саженей (приводятся только операции по разбивке главных осей от «вавилона» на восток было отсчитано 6 мерных саженей (по 176,4 см) до крайнего выступа средней апсиды от «вавилона» на запад отсчитано 5 прямых саженей (по 152,76 см) до стены, отделяющей нартекс; далее на запад отложено еще 3 косых сажени (по 216 см, что дало внешнюю линию западного фасада на север и на юг было отложено по 3 косых сажени (по 216 см. Рассмотрим результаты такого порядка разбиения. Итак, длина по оси восток запад
176,4 х 6 + 152,76 х 5 + 216 хм. Данный подход к разбивке осей церкви вызывает большие сомнения. Трудно предположить, что продольная ось разбивалась сразу тремя различными саженями. При таком порядке разбивки путаница практически неизбежна. Но, может быть, так, что полная длина оси определялась одной саженью, а внутренняя разбивка, уже после отбивки оси, другой и даже третьей саженью, что полностью соответствует методике их применения. Поэтому проясним первое сомнение и определим, сколько разв длине оси укладывается хотя бы мерная сажень, с которой начинает замерять ось Б.А. Рыбаков
24,7 : 1,764 = 14,00. Мерная сажень укладывается по длине оси ровно 14 раз. А это сразу же указывает на то, что ось восток—запад размерялась мерной саженью, другие же сажени использовались на втором этапе при разбивке внутреннего объема церкви. Но только ли мерной Разделим длину главной оси 24,7 м на сажень
Пилецкого из первой группы «Всемера» и получим
24,7 : 2,055 = 12 раз. Сажень Пилецкого укладывается по длине церкви 12 раза сажень народная
— 14 раз. То есть у данной церкви главная ось замерялась двумя саженями из различных групп «Всемера». Имея эти числа, можно предположить, в соответствии с каноном, что ширина Елецкой церкви замерялась половиной от 12 или 14, те. 6 или 7 разно иными саженями. Именно 6 саженей косых, по Б.А.Рыбакову, и укладывается в ширине церкви. Найдем ширину
2,16мх6=12,96м. Проверим, какая сажень укладывается в ширине 7 раз мм А это размер, близкий к размеру церковной сажени. К тому Же сажень косая и церковная входят в разные группы «Всемера». Можно предположить, что ширина, как и длина, церкви замерены с ошибкой. Проверим, какова ширина церкви если мерить ее казенной и церковной саженями «Всемера»:
2,176 мх 6= м. Если длина широтной оси составляет ровно 6 саженей казенных, то следует ожидать, что она также включает ровно 7 саженей церковных. Проверим мм. Действительно, ширина вмещает 7 церковных саженей размером всего на 1 мм больше стандартной длины 1,864 м, что несущественно. А следовательно, ширина церкви замерена с ошибкой в 10 см. Отмечу, что и ее длина, по Б.А.Рыбакову, замерена с ошибкой в 6 см. Ноне в этих ошибках главное. А в том, что, используя «Всемер», мы неожиданно обнаружили, что главные оси Елецкой церкви разбивались двумя видами сажени каждая. Причем, одна пара саженей укладывается в осях числом, кратным 7. А это случайностью оказаться не может уже потому, что число 7, как и числа 3, 11, 12, еще со времен Древнего Египта, если не раньше, считаются числами священными, сакральными. Все события, параметры, даты и т.д., образующие эти или кратные им числа, поэтому приобретали особую значимость. И у многих народов ив эзотерике эти цифры до сих пор не потеряли сакральногс значения. Но вернувшись к параметрам Елецкой церкви, можем констатировать, что даже простейшие осевые замеры сохранившихся до нашего времени сооружений без представления о технологии применения системы саженей могут повлечь за собой неадекватное действительности описание производства разбивочных работ древними зодчими. Пятая важнейшая особенность, обусловившая выживание комплекса саженей, — простота восстановления утраченных единиц соизмерения. Выше рассматривались методы восстановления саженей, найденные Б.А.
Рыбаковым, обеспечивающие соразмерность инструментов с точностью до десятых долей процента. Ниже приводятся иные способы их восстановления или возвращения утраченной пропорциональности. Как уже упоминалось [1], мастера работали с деревянными инструментами, а эталонные размеры древних саженей отсутствовали. Служба хранения эталонов — тоже. Тем не менее, их отсутствие никак не отражалось на многотысячелетнем существовании комплекса соизмерительных инструментов. А это возможно только тогда, когда система соизмерения включает в себя несколько простых, понятных грамотному или неграмотному мастеру арифметических или геометрических операций восстановления утраченных саженей. Покажу еще несколько простых
операций по восстановлению соизмеримости саженей при наличии прутка любой, допустим равной какому-нибудь размеру мастера, длины. Для примера возьмем казенную сажень длиной 217,6 см, а значит, мастеру нас роста выше среднего и выбрал он прут, находясь в положении с поднятой рукой
217,6 : 10 = 21,76 , это с точностью до 1% — пядь народной сажени. Умножаем пядь на 8 и получаем
21,76 x 8 = см , что всего на 1,9 см меньше народной сажени — 176,0 см. Выше показано, что такая разница в размерах практически не отражается на их соизмеримости, но все же ее существование в какой-то мере неудобно для привычной нам точности, и поэтому разницу можно уменьшить второй операцией, разделив полученную пядь на 100 и прибавив к ней образовавшееся частное
21,76 + 0,2176 = 21,9776 см, или около 22 см. А это точная величина народной пяди. Сложив локоть казенной сажени и полсажени народной, получаем, как было показано выше, сажень малую. Можно предложить другой численный метод. Например, длину сажени разделить на 110 и умножить на 9:
217,6 : 110 x 9 = см, а это точная величина малой пяди. Умножая ее на 8, получаем сажень малую
17,8 x 8 = см, из которой вычитанием методом Фибоначчи локтя казенного получаем сажень народную
(142,4 - 54,4) х 2 = 176,0 см итак далее. Но эти красивые операции, которых множество, легко производить нам, имея перед собой метрическую длину сажени. А что было делать мастеру-зодчему, особенно безграмотному в нашем Понимании, таких же вначале средних веков было большинство, когда он знал только операции сложения и вычитания отрезков, а о дробях вообще ничего не слышал. Да и сами сажени не имели метрического отображения. Надо полагать, что в этом случае их находили методом геометрической соразмерности отрезков, построенных на одной, эталонной для последующих, длине. Рассмотрим один из простейших вариантов такого построения. Для примера возьмем того же мастера и тот же прут, равный казенной сажени. Проведем на ровной поверхности, например на полу, прямую АС, равную по длине казенной сажени, и, разделив ее натри равные части (см. рис. 16) в точке D, восстановим перпендикуляр В высотой в полсажени казенной (в полпрутка). Соединив точки Аи В прямой, опустим перпендикуляр из точки D в точку Е. Отрезок ED будет только на 1% меньше половины сажени народной и вполне отвечает принципу соизмеримости. По
казенной и народной саженям сложением или вычитанием элементов саженей восстанавливаются и остальные сажени. Рис. 16. Способ восстановления пропорциональности саженей методом треугольника Для получения более точного результата можно из точки С половиной сажени казенной нанести на перпендикуляр В точку К и из нее провести прямую к точке М, центру отрезка DC. Прямая КМ почти на 1% превышает полсажени народной. Если сложить отрезки Е и КМ, то полученная величина с точностью до десятых долей процента равна сажени народной. Можно предложить еще один относительно точный геометррический способ и не последний) получения народной сажени Для этого достаточно из А через точку К провести прямую до пересечения с отрезком ВС в точке Ни из Н опустить перпендикуляр ОН на основание АС. Длина перпендикуляра ОН с точностью до десятых долей процента будет равна половине народной сажени. Таким образом, существует несколько очень простых арифметических и геометрических способов, которые, вероятно, знали мастера восстановления соразмерности саженей даже тогда, когда под руками не было ни одной эталонной сажени. В этом случае эталоном становятся пропорции самого мастера либо его рост, либо размах рук, либо положение с поднятой рукой и т.д. Это обстоятельство способствовало закреплению за элементами саженей названий, относящихся к частям человеческого тела. А поскольку мастеров на Руси было множество и различного роста, то ив результате их творчества было создано множество мерных инструментов, в неприкосновенности сохраняющих лишь одно их качество — соразмерность, а следовательно, и пропорциональность золотому числу. О последнем мастера даже не догадывались. И именно соразмерность превращала обычные строительные объекты мастеров, ее чувствующих, в произведения архитектурного искусства, произведения, недоступные современным архитекторам
Наконец, существует еще одна особенность системы соизмеримых инструментов, позволяющая достаточно просто с точностью дои точнее, тес точностью, достаточной для производства строительных работ, соизмерять диаметры окружностей сих длиной и с длинами вписанных в окружности квадратов. А следовательно, отпадает необходимость как в знании числа , таки в учете его при производстве строительных работ. Возьмем для примера те же три сажени — казенную, народную, и малую
217,6 ; 176,0 ; 142,4
— сажень,
108,8; 88,0; 71,2
— полсажени,
35,6
— локоть,
17,8
— пядь,
8,9
— пясть (полпяди),
4,45
— вершок. Сложим величины сажени казенной, полсажени народной и сажень малую
217,6 + 88,0 + 142,4 = 448 см.
(12) Полученная длина является длиной окружности, для которой малая сажень становится диаметром (с точностью до 0,15%), а ее полсажени — радиусом. Проверим это утверждение
448 : 142,4 = 3,1460 Естественно, что соотношение (12) действительно для любой тройки последовательных по горизонтальному ряду чисел матрицы 3, и каждый мастер, мало-мальски владеющий саженями, знал это соотношение и с успехом пользовался им. Для получения стой же точностью длины стороны вписанного в окружность диаметром 142,4 см квадрата достаточно от полсажени казенной 108,8 см отнять полпяди малой. Полученная сторона вписанного квадрата 99,9 см всего на 0,79 см, или на 0,8%, отличается от истинной, равной 100,69 см. Все эти легко запоминаемые, просто выполняемые и не единственные особенности соразмерной системы саженей обусловили ее существование на протяжении тысячелетий. По-видимому, каждый истинный мастер находил свою систему восстановления пропорций, которую хранил в секрете и открывал только своим ученикам. И только развитие промышленности и излишняя ретивость ученого и администраторского люда привели к насильственной замене естественной системы, обеспечивающей природную гармонию объектам, статическим измерительным эталоном — метром. ТАИНСТВО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Русине рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знало них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея
«Всемер», он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и потому качеству (значимости церкви, например, которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал несоизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект. Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, отображенную в матрице 4 (те. кратную золотому числу. К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил водно предложение
«... скрытая пропорция сильнее явной, а Платон охарактеризовал как «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга (цитируется по [20 ]). Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но размывает его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более расплывчатыми (например, их орнаментами, фризами, кокошниками и т.д.). Возможность изменения длины — вторая составляющая наличия многих видов саженей на территории Руси (первая, как показано выше, — восстановление саженей без ориентации на единый эталон. Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.
Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений ив первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта. Число Христа 7. Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер мирские, открытые для всех, и потаенные, кратные 7. И включала так, что непосвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Также, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины. Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались (это и обусловило, по-видимому, их потерю, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церквью Параскевы Пятницы в Новгороде (или их макетами, даже крупные архитекторы не догадываются о двойной мерной структуризации этих шедевров и осаженной сакральности их пропорций священному числу 7. (И здесь отмечается параллель с древнеегипетской сакральностью) Следует особо подчеркнуть, что возможность совмещенного (сдвоенного) использования мер обусловливало именно наличие системы взаимосвязанных саженей, один из способов выражения которой удалось установить А.А.Пилецкому в образе табличной матрицы «Всемер». Рассмотрим пропорционирование элементов зданий, выполняемых на основе
«Всемера» А.А.Пилецкого, на примере Великой Печерской церкви в Киеве рис. Чертежи и размеры церкви взяты из работы [20] и выполнены
И.Ш.Шевелевым на основе предложенной им методики парной меры геометрического сопряжения мер саженей, по которой пропорции объектов в древности замерялись только двумя — тремя измерительными инструментами, сопряженными между собой в отношении 2 : 5 или 1 : (
5 - 1).
Рис. 17. Великая Печерская церковь [20] Как следует из чертежа, Великая Печерская церковь, построенная в византийской традиции, размерялась по главными внутренним осям двумя мерами саженями, или парной мерой И.Ш.Шевелева [20]. Парную меру, по его мнению, составили сажень «филатерийская» Ф — 214,8 см и сажень мерная М — 192 см. (Отмечу, что обе сажени отсутствуют во «Всемере»
А.А.Пилецкого, но встречаются в параметрах древних сооружений, и потому нельзя исключить, что данная их длина получена мастерами при восстановлении утраченных саженей или это следствие творения зодчего — укороченные для соблюдения гармонии аналоги казенной и царской саженей. Асами они ник «филатерийским», ник иным иноземным образцам, ник Великой Печерской церкви не имеют никакого отношения. К тому же сажени разной длины [7] в различных районах Руси могли иметь одинаковые названия, и потому длина мерной сажени И.Ш. Шевелева отличается от длины мерной сажени А.Б.Рыбакова, равной 175,6 см)
Сопряжение этих саженей, образующее парную меру, определяется пропорцией М : Ф = 2 : 5 , которая послужила И. Шевелеву основой для пропорционирования церкви. Однако корректность трех остальных чертежей, включающих дробные длины саженей и их элементов, вызывает большие сомнения и не только потому, что предлагается использование несоразмерные длины, что до некоторой степени допустимо (рис. 17-2):
20 лкФ = 10,5 лФ + 10,5 лМ, или в метрах
10,74 мм мм. Разница 6 см — ровно вершок сажени мерной, поскольку вся система пропорционирования парной мерой отличается от той, которая исходя из
«Всемера» применялась на Руси. Рис. 18. Пропорции Великой Печерской церкви

сн — сажень народная, сг
— сажень греческая, сф — сажень фараона, псп — полсажени простой, сП — сажень Пилецкого, псм — полсажени меньшей, см — сажень меньшая, псмл — полсажени малой, смл — сажень малая, лк
— локоть кладочный, сб — сажень большая, лмл — локоть малый. ск — сажень казенная,
Основные отличия
- в использовании всего двух саженей
- во введении пропорции 2 :
5 . Уже отмечалось, что такого соотношения древний мастер знать не мог, а уж пользоваться им тем более. К тому же он не мог нарушать ни одного пункта канона. Канон — это правило, определяющее процесс пропорционирования. Нарушение его — прерывание процесса. Превращение пропорционирования вмертвую схему приравнивания параметров объекта к мерному эталону, хотя бы и соизмеримому с элементами золота
- в системе «Всемера» пропорции объекта образуют не отношения саженией друг к другу, а их суммарное отношение по осям, те. изменяемые величины
- в использовании дробных элементов саженей в соизмерениях. Это дробление присуще метрической системе и невозможно всаженной. Возможно, в византийских традициях и использовались сажени с нарушением канона, не могу судить, или просто о нем ничего не знали, но уже тогда логика измерения метром была известна и применялась в строительстве. Хотя следует ожидать, что строили Печерскую церковь не византийские, а русские мастера и но русским, позднее утерянным, правилам, которые постепенно начинают нам открываться. Покажу качественно некоторые положения методики, которой, вероятно, пользовался мастер при проектировании Великой Печерской церкви, пользуясь теми главными размерами (длина, ширина, высота, которые отображены на чертеже (рис. Главная ось делится И.Ш.Шевелевым на две части пропорцией 0,894 и имеет длину в локтях (что, как говорилось, невозможно
32,333 Ф + 32,333 Мм. Воспользуемся Всемером и определим, какая из системы саженей, входящих в него, кратна длине 32,88 м
32,88 : 2,055 = 16 раз 16 саженей Пилецкого — 16 сП. Итак, сажень без названия (в дальнейшем будем называть ее саженью
А.А.Пилецкого) длиной 2,055 м укладывается по главной оси церкви целое число раз — 16 (сакральность 16 равна 7: 1 + 6 = 7). Зная это, можно сразу же предположить, что существует сажень, которая 16 разили раз) укладывается по ее ширине. Проверим это предположение, определив ширину церкви
20 лкФ хм, мм А это сажень меньшая все того же «Всемера». Определим высоту церкви в метрах, зная, что она равна 30 псФ (полсажени филатерийской 1,074 м
30 хм. Найдем пропорции главных параметров отношения высоты к ширине
32,22 : 21,48 = 1,5; и ширины к длине
21,48 : 32,88 = 0,653 Ф те. пропорционально квадрату золотого числа. Поскольку нам неизвестно количество саженей, укладывающихся по высоте церкви, разделим 32,22 м на каждую из входящих во «Всемер» и получаем
32,22 : 1,345 24 раза
32,22 : 2,304 14 раз 14 греческих саженей — 14 сг;
32,22 : 2,584 12,5 раз. Итак, по высоте церкви совмещаются 24 раза сажень меньшая, 14 раз сажень греческая и 12,5 раз сажень большая. Это первый пример (после Елецкой церкви) совмещения в длине одного параметра нескольких саженей. Последняя из них, хотя и хорошо подходит по высоте, ноне соответствует правилам применения — все три главные оси должны измеряться целыми саженями, и дробность их не допускается, а потому возможность ее применения для измерения высоты отпадает. Лучше всего укладывается по высоте сажень меньшая — 32,26 м. Но она уже применялась при замере ширины церкви и потому не может использоваться для измерения высоты (разве что в качестве пары. Остается сажень греческая. Если это так, то можно полагать, что все последующие членения элементов высоты будут кратными 7. Высота же церкви равна 14 сг. Здесь следует отметить, что важность (или значимость) объектов в древности подчеркивали двойным, тройными даже большим совмещением соизмеримых инструментов, используемых для замера одного итого же параметра. Главная ось 32,88 делится на две неравные части в примерных размерах 32,33 Ф 17,36 мим м. Эти отрезки вмещают Первый 17,36 мм саженей казенных — 8 ск. Второй 15,52 мм саженей больших 6 сб. Их уточненная длинам хм м хм А отношение длин
15,5 : 17,4 = 0,891 16/Ф
6
послужило основой для внутреннего пропорционирования параметров церкви. Продолжим рассмотрение элементов Печорской церкви. Определим расстояние от восточной до западной стен храма, памятуя о том, что оно подчиняется пропорции 0,894 и само разделяется осью юг—север в той же пропорции. Поскольку это внутренний размер, то он, как и все последующие, может замеряться как полной саженью, таки полсаженью. Сначала найдем ее длину
22,33 М +22,33 Ф = 22,71 м. Этот внутренний параметр может замеряться любыми саженями, кроме той, которая использовалась для замера полной длины. Снова используем
«Всемер» и получаем
22,71 : 1,345 = 17 раз. Меньшая сажень укладывается в этой длине ровно 17 раз. Но это нечетное число, оно не соотносится с числом 16 и потому меньшая не может быть действительной саженью-измерителем данной оси. Проверим, как в нее укладываются другие сажени
22,71 : 1,76 13 раз
22,71 : 1,424 16 раз 16 саженей малых — 16 смл. Отметим, что из всех результатов наиболее отвечает системе число 16 сакральность которого 7, в дальнейшем отдельно отмечаться не будет, столько раз укладывается сажень малая, и продолжим рассмотрение пропорций, определив на какие части разделена образуемая ею длинам мм. Определим, какие сажени укладываются в этих отрезках
12,04 : 1,345 9 раз
12,04 : 1,508 8 раз 16 полсаженей простых — 16 псп. Ив другом
10,74 : 1,345 8 раз 16 полсаженей меньших — 16 псм;
10,74 : 2,176 5 раз. Здесь в качестве измерителей элементов церкви оказываются сажени меньшая и простая, которые в каждом из отрезков укладываются по 8 раз. А поскольку данные отрезки могут замеряться полсаженями, то их полсажени укладываются в отрезках своими длинами по 16 раз.
И наконец, отметим, что по средней оси откладывается отрезок длиной 12,04 м в той же пропорции 0,8916. Находим длины разделяемых отрезков
12,04: 1,8916 = 6,36 мм. Определяем, какие сажени используются для замера этих отрезков
6,38 : 1,597 = 4 раза или 16 кладочных локтей — 16 лк;
5,70 : 1,424 = 4 раза или 16 локтей малой — 16 лмл, те. имеем по 16 локтей кладочной и малой саженей в длине каждого отрезка. Теперь притвор. У данной церкви как бы ее самостоятельная часть, соединяющаяся с ней коридором, имеет ее ширину длинной, а свою ширину
— равной 2 саженям большим или 8 локтям или 16 пядям. Итак, длины всех осей замерены. Картина получается удивительная Проводя разбивку церкви на плане, мастер пользовался несколькими саженями, полсаженями, локтями, но каждый инструмент откладывался по своей оси одно и тоже количество раз — 16. Для разбивки церкви на местности не надо было запоминать ни одной цифры, а только помнить какими саженями следует работать. Поскольку мастер всю жизнь имел дело с саженями, то и этот набор ему запоминать не требовалось — он запоминался автоматически. И следовательно, перед нами план церкви, выполненный Великим Мастером простейшим из всех возможных способом. Способом, о существовании которого наука XX века даже не подозревает. И это еще не все. Похоже, что Мастер знали понимал христианскую сакральность 7 = 1 + 6. И именно сакральное число 7 было принято для определения набора саженей высоты церкви. Пропорционирование церкви по высоте на основе чертежа (рис, 4) получить почти невозможно, поскольку расчетная высота купола и барабана поп оказывается одинаковой, а по чертежу высота купола около 0,5 высоты барабана. К тому же их суммарная высота не совпадает с высотой по рис. 17-4. Где-то, видимо, имеется опечатка. Не останавливаясь на подробностях вычисления элементов по высоте, приведу полную высоту церкви и каждого ее элемента полная высотам, ив ней укладывается сажень греческая 2,308 м ровно 14 разили в сдвоенном варианте 4,316 м — 7 раз. Высота сводов — 19,93 мили саженей малых пом (мерных по Б.А.Рыбакову). Высота барабанам, что составляет 3,5 саженей греческих или 7 греческих полу саженей пом. И наконец, высота куполам, а значит — 3,5 сажени меньшой или 7 полусаженей меньших пом. Сложив их, получаем
19,93 мм мм полную высоту церкви с куполом.
Размеры всех частей церкви в саженях, полусаженях и локтях приведены на рис. Таким образом, Великий Мастер по всем параметрам церкви, как в плане, таки по высоте, откладывал одно и тоже сакральное число 7. Рис. 19. Церковь Вознесения в Коломенском [20] К тому же, проводя разбивку, Мастер использовал 10 саженей или больше половины саженей, составляющих «Всемер» (вряд ли случайно «Всемер»
А.А. Пилецкого включает 14 саженей, хотя допустить такое возможно. А это однозначно свидетельствует о том, что Мастер знали умело пользовался одновременно всеми саженями «Всемерна
. Из них он так скомпоновал композицию Печерской церкви, чтобы все ее параметры определялись сакральным числом 7. Перечислю сажени использованные при разбивке греческая — 2,308 м, Пилецкого — 2,055 м, народная — 1,76 м, кладочная —
1,597 м, простая — 1,508 м, малая — 1,424 м, меньшая — 1,345 м. И каждая сажень или ее элемент укладывались в своей части плана (а план снят с натуры) 16, а по высоте 7 раз. Поразительно
Рассмотрим не менее поразительную по композиции и соразмерности церковь Вознесения в Коломенском. Начнем с того, что в плане сам храм отображает как бы двойной восьмигранный крест тремя вложенными друг в друга квадратами (рис, имеющими своими сторонами длины следующих пропорций ширина храма (по И.Ш.Шевелеву [20], полагающему, что храм Вознесение тоже построен на основе парной меры М = Т 2 , где М — мерная сажень
1,756 м, Т — сажень тмутараканская 1,424 мА Т = 14,24 м, хотя в [20] приводится несколько больший размер А = 14,30 м. Ним, ним не могут быть истинными потому, что внутренняя ширина Си наружная с притворами Б в соответствии с парной мерой пропорции С = Аи Б = Ах оказываются таких размеров, в которые целое число раз не вписывается ни одна сажень «Всемера», что нарушает правила разбивки главных осей объекта и, по-видимому, не может происходить при разбиении церкви. Подойдем к нахождению этих параметров иначе. В работе [20] неоднократно показано, что
14,24 = Т = М = 14,08. Но это не совсем так, поскольку
14,24 14,08. Предположим поэтому, что А = М = 14,08. Тогда Б и C окажутся равными Б = А 2 = м С = А : 2 = м. И, следовательно, в Б укладывается 7 городовых саженей (или 14 саженей малых, тмутараканских), а в С — 7 тех же тмутараканских саженей. Но может оказаться итак, что А равно 7 саженям А. Пилецкого: Ах без изменения внешней Б и внутренней С длины. Так ли это Необходимо уточнить на объекте, но, поскольку и второе значение не противоречит системе, ее рассмотрение исключать не следует, тем более что образующаяся пропорция Ф принадлежит категории золотых (матрица 5). И оказывается, что все три параметра по ширине содержат одно и тоже сакральное число саженей. Перейдем к рассмотрению храма по высоте. Не останавливаясь на его эстетических и конструктивных достоинствах, отметим, что согласно [20] его структура трехчастна: первый — каменный столп — вертикаль высотой 51,45 м, второй — галереи и крыльцо высотой 6,04 ми третий — крест высотой
4,37 м, а общая высота от поверхности до верхушки крестам, ноне показано, какими инструментами и как она набирается (рис.
Предлагаемая же автором система замера параметров по высоте может оказаться некорректной, поскольку не соответствует правилам пользования Всемером. Итак, высота поверху крестам. В ней укладывается ровно 46 саженей меньших (или по сакральности 4 + 6 = 10, 1 — базис. Высота галереи — 4 сажени простых. (Поскольку идет детализация по высоте, то высота галереи может быть принята ив саженях, ив полсаженях, ив локтях. В последнем случае имеем 16 локтей) Высота от галереи до крестам. В ней укладываются 25 саженей
Пилецкого (51,38 м, сакральность — 7, но можно подозревать и еще одну сакральность в локтях — это 100 локтей, или 1 — снова базис. И последнее
— крест. Его высотам мм, а это 2 сажени казенные. Ширина крестам, или ровно 2 сажени народные, или, что тоже самое, — мерные. Крест сам по себе цельность, и сакральность, и потому его дробление, здесь не производится. Но учет галереи по высоте (не по плану, создающей пропорциональность по частям церкви, не высвечивает ее соразмерность золоту в вертикальном развитии каменного столпа. А столп, от поверхности, тоже делится натри части каменный столп до высоты 33,44 м (а это 16 саженей фараона пом, восьмерик — шатер с барабаном и с полусферой до высоты 57,49 м вмещает 24,05 мили саженей простых пом. И последняя часть — крест. И это расчленение дает пропорциональность золоту
24,05 : 33,44 = 0,720, а это число — третье влево от числа 0,382 главной диагонали матрицы 5. К тому же отношение величины восьмерика к высоте креста тоже образует число, близкое пропорции
4,37 : 24,05 = 0,180, которое находится в том же столбце матрицы 5, что и 0,720, нона числа ниже 0,720 : 4 = 0,180. Но и это еще не все. Похоже, имеет этот храм еще одно потаенное трехчастное членение, скрытое кокошниками и не выделяющее крест из барабана. В этом делении каменный столп имеет высоту 33,54 ми в ней укладывается 21 сажень кладочная (7 х 3). Восьмерик без барабанам до высоты 52,46 ми в нем укладывается
14 саженей меньших
1,345 хм И, наконец, барабан с крестом 9,42 м по высоте до отметки 61,8 м вмещает 7 тех же меньших саженей
1,345 хм. Не исключено, что деление производится на 2 части по 21 сажени кладочной и меньшой, а их сумма 42 в Древнем Египте сама по себе была числом сакральным 7 x 6.) И полная высота всех трех частей
33,54 мм мм. Вернемся к галерее — первому элементу структуры и определим, какой квадрат и квадрат ли образует этот элемент на площади. Вспомним, что А =
14,08 м, Б = 19,91 ми См. Квадрат, очерчивающий галерею с крыльцами, имеет одну сторону, равной АБС, или
14,08 + 19,91 + 9,96 мм и другую Б + Б + См. То есть перед нами не квадратно и не прямоугольника переходная фигура от одного к другому, почти укладывающаяся в пропорции живого квадрата. Разница между сторонами около 2%. Ив длинной стороне квадрата совмещаются пять разных саженей большая — 17 раз, великая — 18 раз, греческая — 19 раз, сажень фараона — 21 рази мерная (народная) — 25 раз. В укороченной стороне совмещаются длины всего двух саженей церковной — 24 раза и кладочной 28 раз. Получается, что и элементы живого квадрата содержат сакральные числа саженей фараонах, народная
25 (2 + 5), кладочной 28 (7 х 4). В структуре композиции церкви Воскресения использованы 12 саженей «Всемера». И вспомним еще раз церковь Параскевы Пятницы. При рассмотрении ее плана выясняется, что ее длина равна 21,1 мили саженей народных пом. а ширина — 18,1 мили саженей простых пом. Эту информацию можно востребовать в любом справочнике по древнерусской архитектуре. Но вот оказывается, что в длину укладывается также 14 саженей простых (а скорее, 7 сдвоенных саженей по 1,508 хи саженей больших. И здесь сакральность. И снова «Всемер». А информация об этом в справочниках пока отсутствует. Таким образом, можно полагать, что планы церквей с самого начала содержали в потаенной форме определенную мистерию сакральных чисел. Но всели В этом еще нет однозначности. И чтобы продемонстрировать это, рассмотрим разметочную структуру церкви Спаса Нередицы в Новгороде.
Церковь Спаса Нередицы в Новгороде, по И.Ш.Шевелеву [20], размерена мерилом новгородского зодчего, в которую входит двойная парная мера саженей с одной стороны, мерная 1,756 ми тмутараканская сажень 1,424 м в пропорции 1,424 : 1,756 = 0,811, с другой, тмутараканская и косая новгородская — 2,004 м в пропорции 1,424 : 2,004 = 0,710. Причем, размерялась они по пропорции двойного золота 0,809 двумя первыми саженями. Поскольку на чертеже (рис) отсутствуют численные элементы плана церкви, то сначала рассмотрим ее пропорции по высоте, отмечая, что И.Ш.
Шевелев размеряет все параметры локтями и долями локтей двух указанных саженей. Определим эти параметры Т + М + Т + Мм. Используя в дальнейшем сажени «Всемера», определяем, какие сажени и сколько раз укладываются в данных параметрах. Полная высота размерена 9 саженями великими и, возможно, 10 саженями казенными (базис. Ширина (сторона квадратной коробки) размерена саженью тмутараканской — 8 саженей — м.
Рис. 20. Церковь Спаса-Нередицы в Новгороде Деление церкви по высоте трехчастное крест — по высоте — сажень греческая — 2,304 м, перекладина — сажень церковная — 1,864 м, купол с барабаном — 8,35 мили сажени фараонам. Высота поверх купола (без высоты крестам десять саженей царских. Длина главной оси церкви не приводится, нона разных схемах отмечен тот набор локтей, который образуется по методике И.Ш.Шевелева: Т + Т +ЗТ + М + ЗМ + Т = 13,45 м. Разбивать такими отрезками главную ось и работать с ней весьма затруднительно, да и зачем это делать, если длина ее ровно 10 саженей меньших (египетский базис.
Удивительно решены пропорции церкви — отношение ширины к полной высоте
11, 46 : 22,04 = 0,520 64/Ф
10
Золото в степени 10!!! Отношение ширины к высоте до макушки купола
11,46 : 19,74 = 0,581 4/Ф
4
Отношение ширины к длине
11,46 : 13,45 = 0,852 Ф. Похоже, такая структура золотых пропорций еще не встречалась в архитектуре. Церковь, по-видимому, построена по сакральности базисной, что скорее всего является отображением некоторой формы язычества. Мастер явственно уклоняется от использования семеричной сакральности и тяготеет к одному из элементов древнеегипетской сакральности круглой базисности. Это же отмечается и И.Ш.Шевелевым: Основное внимание уделено соразмерности крупных форм в экстерьере. В двойном золоте (0,809) соединены диаметр и высота барабана, в отношении золотого сечения диаметр барабана и ширина подкупольного квадрата господствует круглый счет. От подкупольного квадрата до восточной стены — 10 локтей малой, до западной — 10 локтей народной (мерной ядро храма вписано вкруг локтей мерной (народной. Но вот что показательно — Мастер при размерении церкви пользовался 7 различными саженями «Всемера», те. не нарушал канона. Итак, во всех четырех примерах зодчие продемонстрировали знание полной саженной системы «Всемер», а это означает, что данная система была широко распространена по всей территории Руси и применялась начиная где- то с X века (если судить только по вышеуказанным церквям) как минимум до
XVII века. Но знание всех саженей «Всемера» предполагает запись на какой-то носитель в некоторой удобной для применения форме, понятной каждому, даже малограмотному мастеру, и простой в употреблении. Как-то не верится, что весь «Всемер» и методы его применения сохранялись только в памяти мастера, а впоследствии — в памяти его учеников. Это не согласуется с особенностями человеческой памяти. Хорошо запоминается 7 предметов чисел) и их взаимосвязи. А «Всемер» вмещает в два раза больше ив сложном сочетании групп. Запомнить их трудно, поскольку в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из 3 — 5
саженей и постепенно забывало существовании других саженей, конечно, если секрет «Всемера» не был передан ему его учителем — Мастером, который, надо долагать, передавал его не каждому ученику. А потому надежная и секретная передача «Всемера» из поколения в поколение была возможна лишь в том случае, если он был зафиксирован на некотором, пусть даже недолговечном носителе, например на железе или дереве. И есть все основания полагать, что облом мерила новгородского зодчего, найденный в 1970 году в Новгороде у церкви Параскевы Пятницы, является частью инструмента, выполнявшего функции носителя «Всемера». Опишу несколько подробнее б, что представляет из себя обломи какие функции мерило выполняло в зодчестве. Облом мерила сохранился в виде двух обломков четырехгранного елового бруска размером 28 х 36 мм в поперечнике и длиной 22 и 32 см, плотно складывающихся воедино. Три острые грани бруска размечены длинными и короткими зарубками таким образом, что между каждыми двумя длинными зарубками умещается 10 мелких делений, отмеченных 9 короткими зарубками. На одной стороне бруска деления отсутствуют. Деления нанесены на разных гранях на среднем расстоянии 8,35 см, 7,31 см, и 5,93 см довольно глубокими зарубками и потому наблюдаются отклонения от средней величины в обе стороны. Отклонения колеблются от 0,5 до 2-3 миллиметров только водном случае на самой крупной шкале отклонение от средней величины достигло 5 мм. Так как сохранилась только часть древнего мерила и неизвестно его назначение, общая длина и количество делений по шкалам, то найденные средние деления становятся достаточно приблизительными. И все же общее его рассмотрение позволяет сделать некоторые выводы
- отсутствие надписей, цифр, особых отметок и небрежность в отклонениях может быть следствием того, что эта сторона инструмента использовалась редко
- об этом же свидетельствует и нанесение на отдельные части граней десятичных зарубок
- пустая сторона (пустошовка) может быть заполнена со стороны, оказавшейся утраченной. И вероятно, эту часть мерила зодчие сохранили
- наличие трех шкал свидетельствует либо об использовании каждой из них в качестве измерительной линейки (но тогда следовало бы ожидать более качественного нанесения зарубок, либо это некий инструмент для проведения расчетов, напоминающий логарифмическую линейку древности
- в последнем случае отсчет зарубок начинается с одного конца и заканчивается на другом конце мерила с каждой стороны они совпадают, и это совпадение, скорее всего, определено длиной какой-то сажени.
Личное впечатление таково облом преднамеренно выполнен в этом месте, неслучайно сохранен и таким образом, чтобы в течение определенного времени его назначение расшифровано не было (он также совершенно случайно (?) найден примерно в тоже время, когда А.А.Пилецкий подошел к созданию
«Всемера» — теоретическому обоснованию применения в архитектуре системы золотых пропорций. То, что зарубки с каждой стороны выходят на некоторые виды саженей, нашли Б.А.Рыбаков (ограничившись тремя саженями и определив полную длину мерила 1,756 ми И.Ш.Шевелев, тоже тремя, нос полной длиной 2,004 м, назвавший эту длину косой новгородской саженью, кстати, отсутствующую во «Всемере». То есть мерило у них заканчивалось одной зарубкой. Поскольку версию измерительных линеек-саженей Б.А. Рыбаков и И.Ш.
Шевелев отработали, рассмотрим версию расчетной линейки и определим, какая сажень может быть кратной всем трем отрезкам с точностью до ± 1 см, что допустимо, учитывая отклонения между зарубками. Получаем, что с точностью до 1 см все три усредненных отрезка укладываются в сдвоенную малую сажень 1,424 м хм, единственную среди сдвоенных, имеющую собственное название — городовая, и единственную из сдвоенных, входящую во «Всемер»:
8,35 см х 34 = 283,9 см + 0,9 см = 284,8 см
7,31 см х 39 = 285,1 см - см = см
5,93 см х 48 = см + 0,2 см = 284,8 см. А это означает, что все три шкалы начинаются и заканчиваются на концах бруска, ион представляет собой расчетный инструмент, назначение которого еще предстоит выяснить. Теперь уточним среднюю длину каждого отрезка. Разделим длину городовой сажени на 34 и получим среднюю длину наибольшего отрезка с точностью до го знака, равную 8,376 см. Делением длины городовой сажени на 39 и 48 получаем длину среднего отрезка, равную 7,303 см, и меньшего 5,933 см. Сложим длины отрезков по каждой стороне бруска и с удивлением обнаруживаем, что суммируемые на гранях рейки отрезки образуют длины всех 14 древнерусских саженей с точностью ± 1 см, и только в двух случаях получаем несколько большую разницу. Это настолько удивительно, что я позволю себе привести для наглядности таблицу 8 получаемых длин по всем трем шкалам (длины саженей пропечатаны жирным шрифтом Таблица 8

№ п/п Разница С см А см Б см
№ п/п Разница С см А см Б см
1 8,376 5,933 7,303 25 - 0,3
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей