Главная страница

Античная философия Вопросы Вопросы


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеАнтичная философия Вопросы Вопросы
Анкор3_Drevnegrecheskaya_filosofia.pptx
Дата27.09.2017
Размер2.08 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла3_Drevnegrecheskaya_filosofia.pptx.pptx
ТипДокументы
#20875
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы


Античная философия


Вопросы:

Вопросы:

Характерные черты и периодизация античной философии


Философские школы досократического периода


Философские взгляды классического периода


Философские школы эллинистическо-римского периода





«Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния».

А.Г. СПИРКИН



Возникновение греческой философии
Греческая философия как особое духовное явление возникает в VII-VI столетиях до н. э. в греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.
Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.

С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур.





Древнегреческой называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных центрах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.











Представители



Фалес из Милета(640/624 — 548/545 до н. э.)


Первый древнегреческий философ, представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы.


Родился в г. Милете (Малая Азия).


Был знатного рода, и получил на родине хорошее образование.


Много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.


Считал, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.


Прославился следующими изобретениями: гидравлические часы, арочные мосты, военная технику.


Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки.





Деятельность в астрономии и геометрии


Первым определил угловой размер Луны и Солнца


первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом;


Фалес ввел календарь, по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).


Считается, что Фалес «изобрел глобус»


Фалес первым доказал несколько геометрических теорем





взгляды


существующее возникло из некоего влажного аморфного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника.


Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на водоеме.


Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения;


при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом.


Фалес полагал, что Космос — один [един].





Изречения


Старше всех вещей Бог, ибо он не рожден!


Прекраснее всего Космос, ибо он творение Бога.


О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии.


Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает всё


Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.


Сильнее всего необходимость, ибо она одолевает всех.





Анаксимандр (610-547 до н.э.)

Основные взгляды:

Первоначало всего сущего – «апейрон» – вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.


Бог – первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.


Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.


Центр Вселенной – Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.





Анаксимен (585-525 до н.э.)

Основные взгляды:

Первоначало всего сущего – воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь – воздух – ветры-облака – земля – камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом.

Воздух – источник жизни и психических явлений.


Земля – плоский диск, парящий в воздухе.


Боги отождествляются с Природой.







Основные достижения Пифагора в его школе


доказал теорему, которая носит сейчас его имя;


ввел доказательство в геометрию;


заложил основы теории пропорций (арифметических, геометрических и гармонических);


развил теорию музыки и акустики;


высказал догадку о шарообразности Земли;


посредством чисел пытался осмыслить: справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.





Взгляды


Основа мира - числа, которые образуют космический порядок.


Земля шарообразной формы.


Движение небесных тел подчиняется определенным математическим отношениям.


Все вещи противоположны (правое-левое, мужское-женское, покой – движение


«предельное» - огонь, «беспредельное» – воздух из этого следует, что мир это взаимодействие огня и воздуха (пустоты).


«Все вещи – суть числа»





Изречения


Начало есть половина всего.


Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.


Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.


Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.


Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность.







Основные положения философии элеатов


Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны.

Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).


Единое, исключающее количественную множественность бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.
В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.
В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.





Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), учение которого продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистического направления).

Основные положения философии атомистов





представители



Протагор (480–411 до н.э.)


Протагор происходил из Абдер (берег Фракии).


Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в нескольких греческих городах, в частности, в Сицилии и Италии.


Проводил жизнь в научных занятиях и первым выступил общественным учителем в Греции.


Первым открыто назвал себя софистом.


Был изгнан из Афин по обвинению в «нечестии», которое повлекла его книга О богах, начинавшаяся фразой «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни».



Материалист


Материалист


Бытие постоянно изменяется.


Всякая вещь соединяет в себе противоположности.


Все истинно


Человек – центр мироздания


«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих же, что они не существуют».





Сократ (469-399 до н. э.)



Взгляды


Совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.


Метод диалектических споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов – «майевтика». Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности.

Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.


Непосредственно мы воспринимаем лишь самих себя, свой внутренний мир, свои мысли, свои идеи. Поэтому мы должны познавать прежде всего самих себя. Сократ выдвигает принцип «Познай самого себя» - как общественное и нравственное существо.

Власть в государстве должна принадлежать «лучшим», тем кто разбирается в политике.


Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:



любое знание есть добро;

любое зло, порок совершается от незнания

(«Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество»)

Изречения

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.


Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.


Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.


Женишься ты или нет – все равно раскаешься.


Высшая мудрость – различать добро и зло.


«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»





(427—347 до н.э.)

(427—347 до н.э.)

крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним















Стоицизм

Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика в котором собирались первые стоики.


Основоположник - Зенон Китионский, самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.


Разделили философию на три части: физику, логику и этику.


В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром.


Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.


В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.


В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.













Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.)


Древнегреческий философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад».


Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.


Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым.


Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души.


Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять.


В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.


Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.


Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».





В эпикурействе можно различать учение о бытии (физика), теорию познания (каноника) и этику.


Физику Эпикур заимствует у Демокрита. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи.
Эпикур вводит понятие «клинемен» – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события.

Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая.


Понятие «клинемен», или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного.


Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.






    Первое: объяснение должно позволять безмятежно, т.е. без страданий, существовать объясняющему.
    Второе: объяснение не должно противоречить чувственному восприятию.

Цель познания – не знания того, каковы вещи

сами по себе, но достижение атараксии (безмятежности).
    сам процесс познания Эпикур объясняет через теорию истечения. От предметов отделяются, истекают непрерывно и постоянно тончайшие образы, копирующие сами предметы. Он их называет идейками. Эти идейки достигают наших органов чувств  зрения, обоняния, слуха и т.д.  и порождают в них восприятие предметов, совпадающие с самими предметами.



Этика Эпикура
Этика есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий.
Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.





перейти в каталог файлов
связь с админом