Главная страница
qrcode

АООП для ТНР. Аооп мадоу детский сад 14 Дельфинчик Учитель логопед Маркина Т. С


НазваниеАооп мадоу детский сад 14 Дельфинчик Учитель логопед Маркина Т. С
Дата13.01.2020
Размер12.3 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаАООП для ТНР.pptx
ТипПояснительная записка
#66222
Каталог

АООП

МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик»

Учитель – логопед Маркина Т.С.

Структура АООП

1.Целевой раздел

2. Содержательный

3. Организационный

1 РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ

Пояснительная записка

Цель обязательной части адаптированной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и поддержку их инициативы и самостоятельности, обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

Цель части, формируемой участниками образовательных отношений: Воспитание полноценной социально успешной личности ребенка с общим недоразвитием речи средствами рекреационного, эколого – оздоровительного, краеведческого туризма. Формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого – познавательной, речевой деятельности. Освоение детьми ценностей общества, природы Забайкальского края, народностей Забайкалья, здоровья через реализацию Парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок» А. Чеменевой, А. Ф. Мельниковой., В. С. Волковой.

Формирование правильной речи, социально- коммуникативных навыков через интерактивные игры (парциальная программа комплексно – тематическое планирование «Компьютер- развивайка» Маркина Т.С.) и работу детско – родительского клуба «Говорунчики».

Задачи обязательной части АООП


1 Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психо - речевом развитии воспитанников:
развивать и корректировать моторную сферу (артикуляционную, мелкую и общую моторику); развивать графомоторную функцию руки ребенка через ориентировку на листе бумаги, в процессе продуктивных видов деятельности
формировать полноценную фонетическую систему языка (навыков звукопроизношения, слоговой труктуры, фонематического слуха и восприятия);
уточнять, расширять и обогащать лексический запас дошкольников с ОНР, практическое усвоение лексических средств языка;
ормировать грамматический строй речи, развивать навыки связной речи дошкольников;
осуществлять коррекцию психических процессов: развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
2 Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

3 Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства через реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с речевыми нарушениями.

4Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития, охраны и укрепления здоровья детей.

5 Создать оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы, всестороннего гармоничного развития детей с ОНР, формирования предпосылок универсальных учебных действий как основы их успешного овладения программ начального общего образования
Задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений:

1 Речевые: Формировать умения владеть речью как средством общения и культуры, обогащать активный словарь, развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь через интерактивные игры «Конструктор картинок» и рекреационный туризм.

2 Оздоровительные: создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;

образовательные:

• способствовать формированию первичных представлений о малой родине -Забайкалье и Отечестве, о социокультурных ценностях народов Забайкальского края, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;

• содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;

• развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;

• содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;

• воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;

• формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками

3 Социально- коммуникативные: Развивать социальную отзывчивость, самостоятельность, умение регулировать свое поведение, контактировать со сверстниками, взрослыми

Значимые для разработки и реализации

Программы характеристики

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5- 7 лет подробно сформулированы в Авторской комплексной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. СПб. ООО «Издательство «Детство -Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014г (5-6 лет - стр.17; 6-7 лет - стр.19)

Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющими речевые нарушения. В ФЗ №273 «Об образовании» (гл.1,ст.2,п.16) ребенок с ОВЗ определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус ребенка с ОВЗ (в нашем случае с общим недоразвитием речи) определяет ПМПК и рекомендует обучение и воспитание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

Характеристика детей с ОНР -2 подробно рассматривается в программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной (стр.48); ОНР- 3 уровня (стр.65); ОНР-4 уровня (стр. 102).

.

Целевые ориентиры

Возможные достижения ребенка с ТНР к концу дошкольного образования (см. ФГОС ДО) «Речевое развитие» ( из Программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной )
К шести годам
К семи годам
-Овладел умением фонематического восприятия;

-усвоил слоговую структуру слов и слов доступного звукослогового состава; различает на слух гласные и согласные звуки; выделяет в слове первый ударный гласный звук;
ау, уа;
-ое-, -ев-, -ин-, -ын-, -ий-, -ья-, -ье-, -ан-, -ян-;
к с дательным, от - с родительным падежом, с/сос винительным и творительным падежами);
, сложноподчиненных предложений с разными при­даточными и союзами (потому что, чтобы).
усвоил навык составления рассказов по картине, серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.);
стол, шарф] двухсложных слов со стечением согласных в середине слова (кошка), в нача­ле (стакан); трехсложных слов типа панама, капуста, стаканы; умеет находить пропущенные буквы в напечатанных карточках;
ко — шко — школа;
над, между, из-за, из-под;
Планируемые результаты освоения Программы в части, формируемой участниками

образовательных отношений
Программы, технологии
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Речевое развитие
Программа комплексно – тематическое планирование «Компьютер- развивайка» для детей группы компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет» (разработчик Маркина Т.С.)
У детей более высокий уровень когнитивного развития (речевого развития, развития мелкой моторики и артикуляционной моторики, зрительно-пространственного восприятия и ориентировки, развития внимания, памяти, мышления, самоорганизации.
Физическое развитие, познавательное, речевое , социально – коммуникативное развитие
А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова., В. С. Волкова Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок»
физическое здоровье:

– ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО;

психическое здоровье:

– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;

проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

социальное здоровье:

– ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;

– овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;

– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

– применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;

– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой
Сформированы коммуникативные навыки общения со сверстниками и со взрослыми; у детей чистое звукопроизношение, развита диалогическая и монологическая речь.
Система оценки индивидуального развития воспитанников

в период освоения АООП

Воспитатели ведут «Дневник наблюдения» и Карты развития детей от 3-7 лет» (научный руководитель – академик РАО А.Г. АСМОЛОВ), учитель – логопед - «Психоречевую диагностику ребенка 5–7лет» Кольцовой Е.П. ; педагог – психолог использует Комплекс диагностических методик для выявления уровня умственного развития по Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду» и др.



В группе работают действующие стенды, через которые также прослеживается оценка индивидуального развития детей - это «Экран успеха», Персональные странички «Я научился красиво и правильно говорить», «Тьютор - наставник и ребенок- ученик» ( в качестве тьютора выступает ребенок, овладевший каким либо материалом лучше , чем другие дети).

В соответствии с ФГОС ДО
Стенд «Экран успеха»

Помогает стимулировать детей, поддерживать стремление говорить

чисто, правильно, красиво. Воспитывает умение преодолевать трудности, помогать друг другу

Персональные странички

«Я научился красиво говорить»,

на которых дети рассказывают, что им помогло овладеть красивой правильной речью

Стенд «Тьютор - наставник и ребенок – ученик»

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
АООП (Адаптированная основная образовательная программа) для детей с нарушениями речи (ОНР)
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Дошкольный возраст
1.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию 7декабря 2017г. Протокол №617)

2. Т.Б.Филичева, Туманова Т.В., Г.В.Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации». М.: Дрофа, 2010.-189 с.

3.«Детство»: основная образовательная программа дошкольного образования детей от 2 до 7 лет в условиях детского са­да [Т. И. Бабаева, А.. ООО «Издательство Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева]. — СПб
ОО «Развитие речи»:

-Программа «Комплексно – тематическое планирование «Компьютер- развивайка»» для детей группы компенсирующей направленности (с общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет» (разработчик Маркина Т.С.)

--Интерактивная Программа «Конструктор картинок»: дидактический комплекс интерактивных дидактических материалов с учетом ФГОС ДО (Разработчик «Мерсибо»)

ОО «Физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи»:

А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова., В. С. Волкова Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок»
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

- Лидия Свирская «Утро радостных встреч»

- Алиева Э. Ф., Радионова О. Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения : методические рекомендации / — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 144 с
ОО «Познавательное развитие»: Е.В. Колесникова « Математика для детей 5-6», «Математика для детей 6-7» ТЦ «Сфера» 2012г
Название парциальной программы

технологии
Запросы участников образовательных отношений, которые легли в основу выбора данной парциальной программы
1 А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова., В. С. Волкова Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок»
1 У детей, посещающих группу компенсирующей направленности, в основном 2 гр здоровья, поэтому важно осуществлять работу по физическому развитию (запрос от родителей)

2 Актуальность изучения темы «Краеведение» (запрос от минестерства образования Заб края)

3 В процессе реализации этой программы идет уточнение, закрепление всех изучаемых логопедических лексических тем; решение познавательных, речевых задач (запрос от логопеда, воспитателей)
-Программа «Комплексно – тематическое планирование «Компьютер- развивайка»» Маркина Т.С. учитель –логопед МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик»

(С включением интерактивной Программы «Конструктор картинок»: дидактический комплекс интерактивных дидактических материалов с учетом ФГОС ДО (Разработчик «Мерсибо»)
1 Дети быстрее овладевают нужным материалом через интерактивные игры (запрос от детей)

2 Детям нравится играть в компьюторные игры, если они подобраны правильно, учтены требования СаНПина. (запрос от родителей)

3 Воспитанники качественнее усваивают речевой и познавательный материал через ИКТ, есть возможность осуществить виртуальный турпоход в места, где воочию побывать не можем.
Проект Детско – родительский клуб «Говорунчики» (общесадовский проект «Мы вместе: взрослые и дети»)
1 Детям очень нравится, когда родители бывают на разных мероприятиях, хотят вместе играть в разные интересные игры (запрос от детей)

2 Нужна помощь в выборе игр для ребенка, в обучении организации этих игр дома (запрос от родителей)

3 Совместные встречи детей, родителей и педагогов сплачивают коллектив, позволяют делать коррекционный процесс наиболее эффективным (запрос от педагогов группы)
Выбор парциальной программы: обоснование формируемой части содержательного раздела АООП

Содержание образовательной деятельности (обязательная часть)

Содержание образовательной деятельности определено образовательной программой «Детство» ( см Программу «Детство»))
Образ. область
Тематические блоки
Старшая группа
6-7 лет
Социально-коммуникативное развитие
]Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Стр. 84-85
Стр. 88 - 89
Развиваем ценностное отношение к труду.
Стр. 85 - 86
Стр. 89 - 91
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Стр. 87
Стр. 91 - 92
Познавательное развитие
Развитие сенсорной культуры
Стр.97-
Стр.100-
Формирование первичных представлений о себе , других людях
97-98
101
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
98
101
Ребенок открывает мир природы
98-99
101-102
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
99-100
102
Речевое развитие
по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
См.ниже
Ознакомление с художественной литературой
Стр. 127
Стр. 112, 133
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительное искусство. Задачи, содержание(декоративно – прикладное, графика, живопись,архитектура, посещение музеев)
Стр 123-124
Стр 129- 131
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества в рисовании, аппликации, лепке, конструировании
124-127
131-133
музыка
Стр 128 -129
Стр 134
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Стр 140
Стр 142-144
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
141
144-1454
Период
Шестой год жизни, старш. гр.
Период
Седьмой год жизни, подготов. группа
I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.81)

Формирование правильного звукопроизношения (стр.82)
I сентябрь

октябрь

1-я пол .ноября
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.97)

Формирование правильного звукопроизношения (стр.98)
II

Декабрь,

январь, февраль, март
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.83)

Формирование правильного звукопроизношения (стр.84)
II

2-я пол. ноября, декабрь,

январь,

февраль
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.98)

Формирование правильного звукопроизношения и обучения элементам грамоты (стр.100)
III

Апрель, май, июнь
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.85)

Формирование правильного звукопроизношения (стр.86)
III

март,

апрель,

май, начало июня
Формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи (стр.100)

Формирование правильного звукопроизношения и обучения элементам грамоты (стр.101)
Основное содержание образовательной области

«Речевое развитие»

(по программе Филичевой Т.Б., Т.В. Тумановой, Чиркиной Г.В.«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»)

2.1.4. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой участниками

образовательных отношений
Наименование парц. программы,,авторы
Образовательная область
Цель
Учебно-методический комплект к программе
Программа «Комплексно – тематическое планирование «Компьютер- развивайка»» Маркина Т.С. учитель –логопед МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик»

(С включением интерактивной Программы «Конструктор картинок»: дидактический комплекс интерактивных дидактических материалов с учетом ФГОС ДО (Разработчик «Мерсибо»)
Речевое развитие, познавательное развитие
Развитие речевых умений и ннавыков, психических процессов: внимания, памяти, мышления
Диск «Конструктор картинок»

Диск «Звуковой калейдоскоп»:Бедный дракончик (звук – буква), свинки – копилки ( буквы, слоги); находчивая буква, меткий стрелок (фонематический слух) и др.

Диск «Школа на курьих ножках»: Ёж и яблоки (Составление слов из набора букв, написанных на яблоках), Улитка (развитие навыка чтения. составление слов разной категории из букв) Диск «Лунтик. Русский язык»

Диск «Уроки тетушки Совы»

Школа маленьких зверят

Алик скоро в школу Презентации (Волчик Г) по лексике – грамматике Презентации по звукопроизношению (Волчик Г)

Презентации по звукопроизношению (Маркина) и др.
Наименование парц. программы, авторы
Образовательная область
Цель
Учебно-методический комплект к программе
1 А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова., В. С. Волкова Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок»
Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Целостное развитие личности ребёнка сэколого-познавательной деятельности; освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

редствами рекреаци-

онного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;

формирование мотивации к самостоятельной двигательной

–и
1Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе, в подготовительной:

1 Рюкзачок открывает мир:

Природа родного Забайкалья; Мой город Краснокаменск; Дорога к дому;

2 Рюкзачок готовится в поход:

О туризме и туристах; Путешествуем по карте

3 Здоровье в рюкзачке:

Охраняй здоровье в походе; Скорая помощь юному путешественнику; Народная мудрость на здоровье нам дана

4 Веселый Рюкзачок занимается физкультурой:

Игры Веселого Рюкзачка (стр20); Оздоровительная прогулка – поход «Вот моя улица, вот мой дом» (стр 20)

5 Пора в путь дорогу

Экологическая прогулка по тропе природы (стр 21); Прогулка – поход «В гости к золотой осени»; Краеведческая прогулка – поход «Парк Покровского – любимое место отдыха» (стр22); «Зимние тропинки(стр 23

2 Рабочии тетради по рекреационному туризму

3Создание уголка Туриста
Наименование парц. программы, авторы
Образовательная область
Цель
Учебно-методический комплект к программе
Проект Детско – родительский клуб «Говорунчики» (Маркина Т.С.)
Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Формирование социально- коммуникативных навыков, речевое развитие детей
1 Конспекты сценариев клуба «Говорунчики»

2 РППС группы
Образов. обл
Задачи
Мероприятия
социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.

Воспитывать толерантность к ародам, живущим в Забайкалье (к бурятам, казакам, эвенкам и др)
Экскурсии к историческим местам, беседы, образовательные ситуации, проекты;

Встречи и беседы с бурятами, нашими ближайшими соседями;

Просмотр презентаций о Забайкалье ( о растительном и животном мире, разных народах..)

Обще садовский проект «Мое Забайкалье»;

Групповой проект «Народы Забайкалья. Национальные костюмы»
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории Забайкальского края, родного города Краснокаменска. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, редкими растениями, животными, занесенными в Красную книгу.
Проект детского сада «Мое Забайкалье»,

Просмотр презентаций о народах Забайкалья, костюмах.

Знакомство с лепбуком «Край родной Забайкалье», с иллюстрациями, ширмами о растительном и животном мире.

Рассматривание Красной книги Забайкалья.

Экскурсии по г. Краснокаменску, знакомство с достопримечательностями
Речевое развитие
Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи при ознакомлении с Забайкальем и г. Краснокаменском. Развивать речь, мышление, первичное восприятие речи через знакомство с народами Забайкалья, их национальными костюмами( у семейских – сарафан, рубаха, запан, на голове кичка, у девушек – кокошник; у бурятов: халат, пояс, остроконечные шапки с маленькими полями, кисточки – залаа и т.д ); с устным народным творчеством. Приобщать к литературному творчеству писателей и поэтов края, города
Проекты, образовательные ситуации, ознакомление с художественными произведениями о Забайкалье, фольклором, словотворчество,

Подбор литературы Забайкальских писателей и поэтов, заучивание,

Пальчиковые гимнастики, логоритмические упражнения «Разные народы живут в Забайкалье с давних пор» и т.п.

Занятия «Мы живем в Забайкалье»
художественно-эстетическое

развитие
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Забайкальского края.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Праздники, обряды, обычаи.

Рассматривание кукол в национальных костюмах (русские – семейские, казаки; буряты, эвенки),

КОП «Изготовление элементов национальной одежды эвенков, казаков..)

Образовательные ситуации: рисование орнамента к костюмам народов Забайкалья;

Игры с куклами, настольные «Собери картинку, назови народность» (растение, животное…)

Создание мини музея
физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Забайкальского края.
Подвижные игры народов Забайкалья, спортивные состязания, игрища.
Ознакомление дошкольников с Забайкальским краем в образовательных областях

Формы организации детей в процессе реализации Программы:

-Образовательная деятельность

- Совместная деятельность ребенка со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками

- Самостоятельная деятельность

Основной формой коррекционного обучения в группах компенсирующей направленности являются  логопедические занятия.
Форма организации занятий
Подгрупповые
Фронтальные
Индивидуальные
Подвижными

микрогруппами
Год обучения
1-ый год обучения
2-ой год обучения
1-ый год обучения
2-ой год обучения
1-ый и 2-й годы обучения
Содержание
Приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению элементам грамоты.

Формируют умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи).
Направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой
Дают возможность варьировать цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников
Длительность
25 мин
30 мин
10 мин.
15-20мин
Особенности образовательной деятельности

разных видов

Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом для получения определенного продукта. Образовательные ситуации могут проходить в конкретный период образовательной деятельности, могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. (Подробно см. стр 158 «Детство»)

2.3.1.Виды детской деятельности, в процессе которых происходит коррекция нарушений

1. Игровая деятельность: творческие игры (с /ролевые игры , игры – драматизации…); игры с правилами (дидактические, подвижные…)

2 Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование; моделирование…)

3Коммуникативная деятельность со взрослым: ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная; со сверстником: эмоционально-практическая; внеситуативно-деловая; интуативно-деловая.

4Самообслуживание и элементы бытового труда: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд

5Конструирование из различных материалов: из строительных материалов; из коробок, катушек и другого бросового материала; из природного материала и т.д.

6 Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание), декламация; разучивание; ситуативный разговор

Разные виды игровой деятельности

Особенности образовательной деятельности разных

видов и культурных практик

Во 2-й половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Виды культурных практик:

-Совместная игра педагога и детей, ситуация общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта, творческая мастерская,

-Музыкально – театральная и литературная гостиная (детская студия)

-Сенсорный и интеллектуальный опыт, детский досуг

-Коллективная и индивидуальная

трудовая деятельность

Способы и направления поддержки детской инициативы

( стр 159, 163 «Детство»)

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. ООП ДО стр.85; стр 159-160,162 Детство)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель(или принять ее от воспитателя, друга), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Используются средства, помогающие планомерно и самостоятельно осуществить замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты (пошаговые инструкции).

Высшей формой самостоятельности является творчество. Важно и обязательно нужно создавать игровые ситуации в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в труде, внедрять словесное творчество.
Игровой центр
Деятельность, в которой проявляется инициатива
Театральный уголок
Постановка спектакля, настольные, кукольные театры
Музыкальный центр
Подготовка концерта для малышей
Центр по знак-ву с худ. литературой
Придумывание и запись « Волшебной книги» с историями,

придумывание продолжение историй
Центр конструирования
Появление новых предметов, побуждающих к проявлению интеллектуальной, конструктивной деятельности
Центр с/ролевых игр
Показ таинственных писем - схем, посылок из космоса и т.д., разгадывая которые дети испытывают радость открытия и познания.
Словесное творчество
Во время группового сбора, Сочинительство рифмовок, стишков, чистоговорок, Придумывание сказок, рассказов: «Звуки изучаем, рассказы сказки сочиняем»
Работающие стенды
«Мое настроение»
Формирование возможности подарить теплые эмоции своим друзьям, проявить инициативу в организации игры или другой деятельности с ребенком, у которого плохое настроение
Тьютор- наставник и ребенок
У детей формируется желание быть наставником, помощником. Оказание помощи товарищам по тем вопросам, которые у них хорошо получаются.
Доска выбора
С помощью стенда ребенок делает свой выбор деятельности в том центре, который соответствует его интересам и желанию. Ребенок участвует в выборе темы, планировании, сам принимает решение, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде партнером…
Модель 3-х вопросов
Во время общего обсуждения 3-х вопросов важно, чтобы дети проявляли желание отвечать, были инициативны при поиске информации.
2.6. Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников
А) Обязательная часть

- Раскрываются принципы взаимодействия с семьями воспитанников

- Цель: установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей в условиях МАДОУ и семьи; создание единого образовательного пространства

- Задачи

- Формы взаимодействия

-Модель сотрудничества
2.6.2. Б) Часть, формируемая участниками отношений:

Цель: Выстроить систему методической помощи для организации грамотного сотрудничества родителей с ребенком по преодолению дефектов развития через детско- родительский клуб «Говорунчики»

- Организация деятельности сайта МАДОУ (страничка логопеда с рекомендациями для родителей)

- Работа персонального сайта логопеда в социальной сети работников образования nsportal- http:// nsportal markina-tatyana-stepanovna
Совместная деятельность с родителями, детьми, педагогами
Мониторинговые исследования
Информационное направление
Коррекционное направление
Организационно-педагогическое направление
Аналитическое направление
- индивидуальные беседы и консультации;

- использование информационного стенда: «Логопед советует»

-ширмы: Логоафиша,,«Фонематический слух, что это такое.» «Роль логопедического массажа в постановке звуков», «Звуковой анализ и синтез», « Роль ИКТ в коррекционном развитии детей», «Азбука речевого развития» и др.

-мини баннеры: «Логопедическая тропа к красивой и правильной речи» и др.

- папки-передвижки;

- выпуск газет «Логопедический ликбез», буклетов; презентаций

-обучающие семинары, педагогические мастерские;

- родительские собрания;

- демонстрация занятий;

- демонстрация видеофильмов индивидуальных и подгрупповых  логопедических занятий;

--курсы повышения родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников

- мастер – классы: «Как правильно делать звуковой анализ», «Знакомим детей с буквами, играя» и др.

- логопедическая академия «Об этом нужно знать», - Справочное бюро
Совместная работа родителей и детей по выполнению заданий учителя-логопеда в домашних условиях:

- листы – рекомендации

- тетради «Поиграйте с ребенком дома»;

- серии рабочих листов;

- картотеки игровых упражнений по лексическим темам.

-проведение индивидуальных занятий с ребенком совместно с родителем

-школа для родителей «Артикуляционная гимнастика – ключевое средство для постановки и автоматизации звуков»:

Весёлый язычок в гостях у родителей.


Воздушная струя – для звуков нам она нужна.

Пальчики помогают говорить.

-детско – родительский клуб «Говорунчики»
- логопедические досуги «Чествование победителей по итогам работы Экрана успеха» (каждую неделю);

- проектная деятельность «Создание персональных страничек»;

- организация выставок к праздничным датам;

- совместные праздники, конкурсы, фестивали, развлечения;

- дни открытых дверей

- оформление портфолио дошкольника;

-клубный час

- встречи родителей и детей с целью знакомства с профессиями

- участие в декадах психолога, в акциях на разные темы

- помощь в создании развивающей предметно- пространственной среды
- изучение рекомендаций, полученных в результате посещения врачей – специалистов воспитанниками.

- беседы с мамами с целью выяснения анамнеза развития ребенка

- анкетирование «Видна ли динамика речевого развития в конце 1 г. обучения»;

- интервьюирование;

- «родительская почта»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Распорядок и режим дня: При планировании распорядка дня детей группы компенсирующей направленности включены:

- фронтальные в старшей гр. – 3 занятия в неделю, в подготовительной - 4 занятия в неделю

-гидрогимнастика (после сна)

- Индивидуально -подгрупповая коррекционная работа по заданию логопеда (логочас) каждый день во 2 пол. дня;

- во всех режимных моментах - приобщение к нормам коммуникации, игры на развитие мелкой моторики, лексико – грамматические игры, по звукопроизношению

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Б) Часть, формируемая участниками образовательного процесса:


Развивающая предметно- пространственная

среда в группе

Предметное содержание логопедического модуля представляет рекомендуемое количественное и номенклатурное наполнение РППС для группы детей с ОНР с учетом численности детей в группе, особенностей содержания реализуемой Программы и основными направлениями речевого развития:

1. Развитие просодической стороны речи.

2. Коррекция звукопроизношения.

3. Расширение и активизация словаря.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи и коммуникативных навыков.

6. Развитие фонематических процессов и подготовка к обучению элементам грамоты.

7. Развитие психологической базы речи.

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Психолого-педагогические условия

)

Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

- Использование в коррекционно-развивающей деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным индивидуальным особенностям детей(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

- Построение коррекционно-развивающей деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнкаи учитывающего социальную ситуацию его развития

- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

- Защита детей от всех форм физического и психического насилия

- Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в коррекционно-развивающую деятельность

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ
перейти в каталог файлов


связь с админом