Главная страница

Арт-теропия. Хрестоматия. Арт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии


Скачать 7.13 Mb.
НазваниеАрт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии
АнкорАрт-теропия. Хрестоматия.doc
Дата12.01.2018
Размер7.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАрт-теропия. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#34573
страница1 из 28
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


хрестоматия

серия

Арт-терапия

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2001

АРТ-ТЕРАПИЯ

Серия «Хрестоматия по психологии» Составление и общая редакция А. И. Копытина

Главный редактор Е. Строганова

Зав. психологической редакцией Л. Винокуров
Зам. зав. психологической редакцией И. Карпова

Ведущий редактор А. Борин

Художник обложки С. Маликбва

Корректоры Л. Комарова

Верстка , 3. Семенова

ББК 53.57я7 УДК 615.851(075)

А86 Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). ISBN 5-318-00450-4

Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вы­шедшим книгам «Практикум по арт-терапии»(под ред. А. И. Копытина) и «Системнаяарт-терапия» (А. И. Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех, ко­торые совершенно не освещены в отечественной литературе. Авторы ра­бот, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень совре­менных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.

Хрестоматия предназначена для психотерапевтов, психологов, врачей-психиатров, социальных работников, искусствоведов, педагогов и других специалистов.

© А. И. Копытин, составление, 2001 © Издательский дом «Питер», 2001

ISBN 5-318-00450-4

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 25.09.2001. Формат 84x108'/32- Усл. п. л. 16,8.

Тираж 5000 экз. Заказ № 4S3. ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» _ (типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати, телерадиовешания и средств массовых коммуникаций. 191023, Санкт-Петербург, Iia6. р. Фонтанки, 59.

Содержание

Арт-терапия: европейская перспектива ............................ 5

Раздел I. Современные подходы к научным

исследованиям в арт-терапии.................................... 13

Линда Гантт. Арт-терапевтические исследования ........... 14

Барбара Болл. Интеграция научных исследований,

теории и практики арт-терапии.........................................31

Съюзан Хоган. Проблемы идентичности:

деконструирование тендера в арт-терапии .....................54

Салли Скейфи. Диалектика арт-терапии ................................88

Раздел II. Новые модели и области

арт-терапевтической практики................................ 105

Съюзан Хоган. Вопросы самоидентичности,

сексуальности и материнства в арт-терапии............... 106

Мишель Вуд. Арт-терапия в лечении

невротических расстройств питания ............................. 143

Кэроул Уэлсби. Часть целого: арт-терапия в школе......... 160

Фелисити Элдридж. «Шоколад» или «говно»: эстетика и культурная нищета в арт-терапевтической работе с детьми......................... 182

Доминик Сене. Арт-терапевтическая студия

как инструмент социальной интеграции...................... 201

Раздел III. Вопросы использования рисуночных

текстов в арт-терапевтической практике .................. 209

Рашелъ Лев-Визель. Использование теста «Рисование фигуры человека» Маховера для подтверждения фактов перенесенного сексуального насилия............. 210

Кристина Аллессандрини, Хосе Дуарте, МаргаридаДупас и Мориса Бианко. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии....................... 226

Александр Копытин. Стандартизация

рисуночного теста Сильвер в России............................ 249

Раздел IV. Вопросы психопатологической экспрессии в арт-терапии ......................................................... 273

Людгер Юткейт и соавторы. Творчество

душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице Мюнстера.......................... 274

Дэвид Маклаган. Образ в арт-терапии:

от символа к эстетическим качествам........................... 293

Ти Ру. Опицинус де Канйстрис:

болезнь и творчество........................................................... 304

Сведения об авторах ................................................... 314

АРТ-ТЕРАПИЯ: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Эта статья является своеобразным предисловием состави­теля, в котором кратко излагаются его взгляды на процесс про­фессионализации арт-терапии и активизацию диалога между представителями арт-терапевтических сообществ разных стран, прежде всего стран Большой Европы, частью которой являет­ся Россия. Выходе свет «Хрестоматии по арт-терапии» можно рассматривать как красноречивое подтверждение этих процес­сов, свидетельство качественно нового этапа в развитии Оте­чественной психотерапии и арт-терапии в частности.

Основная задача этой книги — дать отечественным специ­алистам определенное представление о современной арт-тера­пии и многообразии ее направлений, во многом определяемых своеобразием национальных и региональных традиций и форм арт-терапевтической практики.

Большую часть материалов «Хрестоматии» составляют статьи европейских арт-терапевтов и специалистов в области психопатологии экспрессии из Великобритании, Германии и Франции. В то же время в книгу включены несколько ста­тей, подготовленных авторами из Соединенных Штатов Аме­рики, Бразилии и Израиля. Большинство статей были ранее опубликованы в журнале «Исцеляющее искусство», учреж­денном в 1997 году Арт-терапевтической ассоциацией и полу­чившем в начале этого года статус международного издания.

Информационная политика журнала и деятельность Арт-терапевтической ассоциации, развивающей разные виды со­трудничества с европейскими коллегами, являются еще одним подтверждением формирования транснационального арт-те-рапевтического сообщества, отвечающего интересам специа­листов и клиентов разных стран, способствующего развитию арт-терапевтического образования, теории и практики.

«Хрестоматия по арт-терапии» дополняет ранее выпущен­ные издательством «Питер» «Практикум по арт-терапии» (под ред. Копытина, 2000) и «Системная арт-терапия» (Копытин, 2001) и, надеемся, послужит формированию целостного пред-

ставления об этом направлении как у тех, кто уже использует в своей работе определенные элементы арт-терапевтического подхода, так и тех, кто еще только знакомится с этим направ­лением.

Авторы включенных в «Хрестоматию» статей подчас по-разному понимают основные факторы лечебного воздействия в арт-терапии и применяют несколько различные приемы ра­боты. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие прин­ципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности.

По нашему мнению, эти принципы заключаются в следую­щем:

1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разно­образных изобразительных материалов и средств визуальной, пластической экспрессии с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.

2. Работа клиента с изобразительными материалами и раз­личными средствами визуальной, пластической экспрессии протекает в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содер­жаний своего внутреннего мира.

3. Работа клиента с изобразительными материалами и сред­ствами визуальной пластической экспрессии протекает, в боль­шинстве случаев, в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содер­жание изобразительной продукции клиента и выступать в ка­честве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразитель­ной продукцией.

4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает исполь­зование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженные в его изобразительной продук­ции содержания своего внутреннего мира.

При всем этом частные формы'й техники арт-терапевтичес­кой работы могут существенно друг от друга*о¥Личаться; Так, они могут of сличаться друг от друга способом вовлечения кли-

ента в изобразительную деятельность, мерой структурирован­ности и управления со стороны специалиста; методом осуще­ствления функции «посредника» в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией; использованием или отказом от вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтиче­ских интервенций; значением, придаваемым фигуративным ма­териальным и эстетическим особенностям изображения и т. д.

Все это определяется системой взглядов специалиста, ха­рактером психотерапевтического запроса клиента и условиями, в которых осуществляется арт-терапевтическая работа, в част­ности ее социально-экономическим, политическим, правовым, культурным и институциональным контекстами.

Это становится очевидно при знакомстве с разными наци­ональными и региональными арт-терапевтическими школами. Являясь частью глобального и общеевропейского информаци­онного, культурного и, в значительной мере, социально-эконо­мического и политического «пространства», эти школы в то же время отражают своеобразие местных культур и укладов, а также разную степень «зрелости» самого метода в той или иной части мира. Не секрет, что между отдельными группами специалистов внутри профессионального сообщества арт-терапевтов могут порой существовать настолько глубокие раз­личия, что они ставят под сомнение само существование этого сообщества и могут приводить к серьезным внутренним кон­фликтам.

Анализируя разные точки зрения на арт-терапию и исполь­зуя при этом социологические представления, Д. У эллер ( Wal­ler, 1991) предлагает использовать «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и кон­фликты внутри сообщества использующих арт-терапевтиче-ские приемы специалистов являются факторами осознания ими своей социальной миссии и того, что становление и раз­витие арт-терапии представляет собой сложный, эволюцион­ный процесс.

«Различные сегменты (профессионального сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентичностью, разным пониманием своего прошлого и целей своей дальнейшей рабо­ты, включаясь в то же время в разные виды организованной совместной деятельности, помогающей им отстоять свои ин-

ституциональные позиции и реализовать свою социальную миссию. Соревнование и конфликты между разными сегмен­тами профессионального сообщества приводят к изменениям в профессиональных позициях. Благодаря использованию этой модели, можно было бы показать, как конфликты в арт-тера-певтическом движении, часто воспринимаемые как потенци­ально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на но­вый уровень его развития» {Waller, 1991, pp. XIV-XV).

Более того, если говорить о развитии современной психо­терапии, к которой, несомненно, относится и арт-терапия, то, по нашему убеждению, существование множества ее форм и направлений с характерными для них и далеко не всегда согласующимися системами взглядов, является вполне ес­тественным и отвечающим реалиям современного общества и плюралистическому контексту психотерапии на нынешнем этапе ее исторического развития, выступающему в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов, а также тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации по психотерапии (ЕАР, 1991);

Все это также соответствует основным задачам деятельно­сти и политики такой авторитетной международной организа­ции, как Европейский консорциум арт-терапевтического обра­зования (ЕСАгТЕ, 1999а, 1999в).

Выступая на одной из последних конференций консорци­ума в Лондоне, его председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизма и источ­ником дивергентного мышления и поведения в среде профес­сионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои соб­ственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow, 1999).

Таким образом, часто произносимый в последнее время ло­зунг «Единство в многообразии», отражающий активно про­текающие интегративные процессы разного уровня, в полной мере соответствует современному этапу развития европейской арт-терапии, для которой характерно стремление специалис­тов разных стран сопоставить свои точки зрения и создать ус-

ловия для наиболее продуктивной профессионалйюй комму­никации.

Наличие разных точек зрения на арт-терапию в европей­ском контексте представляется тем более естественным, что она является относительно молодой специальностью, появив­шейся в результате объединения опыта передовых врачей-пси­хиатров, художников и арт-педагогов, искусствоведов и пси­хоаналитиков.

Дальнейшее развитие европейской арт-терапии невозможно без создания перспективной и отвечающей реалиям XXI сто­летия организационной и методологической базы, что, в свою очередь, связано с решением трех основных задач.

1. Эффективный обмен информацией между региональными и национальными арт-терапевтическими сообществами в том, что касается организационных, теоретических и практиче­ских вопросов арт-'тераяии, а также разных аспектов профес­сиональной политики в этой области (что связано с переводам и публикацией зарубежных арт-терапевтических изданий, под­готовкой совместных книг, созданием транснациональных профессиональных периодических изданий, развитием элек­тронных средств коммуникации).

2. Развитие научных исследований в области арт-терапии и формирование научнообоснованной системы представлений и приемов практической работы. Немаловажная роль в этом может принадлежать двуеторрнюш*м«01таеторо1шим иссле­довательским проектам арт-терапевтов разных стран, между­народным конференциям и другим мероприятиям.

3. Создание международных, в частности общеевропейских образовательных стандартов в области арт-терапии, кото­рые позволят готовить специалистов высокого уровня, способ­ных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги в любом европейском государстве. В настоящее время суще­ствуют региональные и национальные образовательные стан­дарты, однако общеевропейские стандарты еще не выработаны. В то же время создан проект общеевропейской арт-терапевти-ческой учебной программы «Европейский мастер», поддержан­ный Европейским Союзом. Основным препятствием на нуги решена* этой задача можно считать автономизацию нацио­нальных и региональных учебных программ и-весыиа значи-

тельные различия между местными законами, регулирующи­ми деятельность в сфере профессионального арт-терапевти-ческого и психотерапевтического образования и практики.

Обсуждая вопросы формирования общеевропейских стан­дартов в области арт-терапевтического образования и практи­ки, в качестве некоторых важнейших условий Л. Коссолапов (Kossolapow 2000) называет:

1) европейскую интерактивность, позволяющую арт-тера-певтам работать с представителями разных культурных сооб­ществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, религиозной и половой принадлежности;

2) европейскую самокритичность, связанную со способно­стью специалистов критически оценивать свои взгляды и про­фессиональные позиции;

3) европейскую мобильность и ориентированность специ­алистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах;.

4) европейский профессионализм — способность специа­листов гибко взаимодействовать с членами арт-терапевтиче-ских и мультидисциплинарных бригад, состоящих из специа­листов разных стран Европы;

5) европейскуюмультикультуральность —способностьспе­циалистов сравнивать глобальные, национальные и региональ­ные социокультурные традиции.

Европейская мультикультуральность — феномен особого рода, тесно связанный с пониманием того, что Европа — это динамическое, постоянно развивающееся социально-истори­ческое и культурное целое, включающее множество нацио­нальных и региональных культур, политических систем и эко­номик. К сожалению, многие современные, в том числе оте­чественные специалисты пока еще явно не готовы принять мультикультуральные представления, что нередко ведет к гру­бой подмене понятий и попыткам использования редуктивных детерминационных моделей. Так, например, один из авторов «Психотерапевтической энциклопедии» (под. ред. Карвасар-ского, 2000) смешивает понятия транскультуралыгой и муль-тикультуральной психотерапии, не видя между ними большой разницы. Неслучайно, обсуждая вопросы мудьтнкулыгураль-ной психотерапии, он почему-то считает уместным цитировать

Б. С. Положил (1997), утверждающего, что «клиническая пси­хиатрия всегда представляет собой транскультуралыгую психи­атрию». В том- то и дело, что клиническая психиатрия, возмож­но, и не чуждая транскультуральности, в большинстве случаев оказывается резистентной к мультикультуральному подходу.

С этой точки зрения закономерно, что арт-терапия, обладая высокой степенью «культурной сенситивности», с начала свое­го появления формировалась главным образом за пределами клинического направления, тяготея к динамическим и фено­менологическим формулировкам. Клиническое же направле­ние, напротив, как правило, связано с выработкой внешних, формализованных диагностических стандартов, а потому (в осо­бенности если речь идет о моноаксиальной диагностике), мо­жет рассматриваться в качестве одной из форм редуктивного (в частности, биологического монизма)/

Современная европейская мультикультурная арт-терапия, по сути, является антидотом любым монистическим подходам. Конечно, европейская, в частности наша отечественная, исто­рия богата примерами построения различных унификацион-ных, редуктивных теорий, неизменно выдаваемых за «пана­цею» в решении проблем того или иного рода. Все они доста­точно убедительны на бумаге, но, увы, обнаруживают свою несостоятельность при соприкосновении с многомерной чело­веческой реальностью. Два наиболее характерных примера этого типа — марксизм и психоанализ. Обе эти доктрины име­ли определенное влияние и на европейскую арт-терапию. Обе они стремились объяснять феномены разного уровня путем использования жестких моделей детерминизма. Первая — прин­ципом экономического, вторая — сексуального детерминизма. Обе эти доктрины оказались связаны с практикой дискрими­нации и разделения людей.

Российская ментальность, к сожалению, часто оказывает­ся малорезистентной к подобным моделям, а потому интегра­ция отечественных специалистов в европейское арт-терапев-тическое сообщество, конечно же, потребует весьма болезнен­ного пересмотра собственных установок и взглядов и развития способности к работе в условиях многомерной невтфеделен-ностпи. Последняя же связана с необходимостью рассмотрения того или иного феномена вб множестве его проявлений и под

разными углами зрения, что нередко чревато эклектичностью профессиональных позиций.

Арт-терапии, как молодой специальности, возникшей в ре­зультате синтеза разных подходов к изучению психических явлений и природы творческой деятельности, посчастливи­лось избежать явной редуктивности и сохранить то внутрен­нее богатство и противоречивость, которые столько ценны для любого развития.

Притягательность и сила европейской арт-терапии как раз заключается в ее способности быть отражением того многоли­кого целого, которое именуется Большой Европой, и выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутри-личностной, межличностной и межкультурной. Идея о том, что творческая деятельность обладает способностью исцелять лю­дей и помогать им в решении различных вопросов своего бытия, тесно связана с европейской культурной традицией. В то же время эта идея в настоящее время дополняется признанием того, что современные условия жизни, в частности механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказыва­ются на состоянии людей, что требует более активного ис­пользования их креативного потенциала в целях гармониза­ции и исцеления. Однако использование этого потенциала, в частности на основе арт-терапевтического подхода, вряд ли может быть осуществлено в форме неких универсальных тех­нологических приемов. Европейская арт-терапия отнюдь не стремится вырабатывать стандартные подходы и способы ре­шения проблем. Она больше ориентирована на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и систе­мы их отношений. Она вырастает из местных культур, без ко­торых она являлась бы не более чем эрзацем исцеления либо очередной душеспасительной утопией. Использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта отличает современную ев­ропейскую арт-терапию, развитие которой определяется исто­рией и культурой народов Европы в их взаимодействии друг с другом и мировой цивилизацией.

Александр Копытам

I.Современные подходы к научным исследованиям в арт-терапии

Основные темы и понятия раздела

Арт-терапевтичесше исследования

Интеграция научных исследований, теории и практики в арт-терапии

Проблемы идентичности

Диалектика арт-терапии

Линда Гантт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов
связь с админом