Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Арт-теропия. Хрестоматия. Арт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии


НазваниеАрт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии
АнкорАрт-теропия. Хрестоматия.doc
Дата12.01.2018
Размер7.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАрт-теропия. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#34573
страница14 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28
ЧАСТЬ ЦЕЛОГО: АРТ-ТЕРАПИЯ В ШКОЛЕ1

Введение

Система образования постоянно находится в фокусе обще­ственного внимания, и любое ответственное правительство стремится к ее совершенствованию. Однако по мере того, как повышаются образовательные стандарты и возрастает учебная

1 Weisby С. A part oe the Whole. Art-therapy in a Girls Comprehensive School // Inscape. - 1988. - V. 3, № 1. - P. 33-40.

нагрузка, учителя начинают все чаще испытывать «синдром выгорания». Поэтому неудивительно, что в большинстве школ сейчас у преподавателей нет ни сил, ни времени, для того чтобы заниматься неблагополучными и отстающими детьми, а число неуспевающих и исключенных из школы детей продолжает расти. Причины такого положения дел являются предметом постоянного обсуждения в обществе.

Цель данной статьи — показать, что арт-терапия может быть использована в системе общего образования и выступать в ка­честве эффективного средства помощи неуспевающим и небла­гополучным детям.

Школа

Арт-терапия была внедрена в эту крупную лондонскую шко­лу для девочек в 1991 г. Поначалу арт-терапевтическая работа проводилась здесь в порядке эксперимента, но спустя семь лет она стала одним из важных элементов комплексной мульти-дисциплинарной программы помощи учащимся. Налажива­ние арт-терапевтической работы в этой общеобразовательной школе потребовало большого энтузиазма и энергии, а также терпения и веры в успех начатого дела. И конечно же, очень значимой была поддержка директора школы и установление тесных контактов с учителями. Все это было совершенно не­обходимо, тем более с учетом ограниченного финансирования учебных программ.

В школе обучается более 1000 девочек от 11 до 18 лет. По­мимо учителей по разным предметам, для занятий с девочка­ми каждый год назначается координатор, который лучше, чем кто-либо другой, знает, какие проблемы имеются у той или иной девочки. Координатор отвечает за тех девочек, которые плохо учатся или имеют нарушения поведения. Он же пыта­ется разобраться в характере и причинах всего этого. Порой бывает очень трудно выяснить, какую природу имеют те или иные проблемы учащихся — связаны ли они с физическими, сенсорными, познавательными, эмоциональными или пове­денческими факторами и насколько серьезны эти проблемы. Так, например, замкнутая, тихая девочка может иметь более
серьезные проблемы, чем непослушная и эмоционально не­уравновешенная девочка, хотя первая может оставаться без внимания со стороны специалиста. V. Sianson (Sianson, V. 1991) пишет, что «дети с ограниченными возможностями выраже­ния своих чувств, плохо понимающие свои переживания, мо­гут быстро почувствовать благотворный эффект от занятий, связанных с проявлениями бессознательного» (с. 17).

Большинство учеников более или менее успешно справля­ются с трудностями подростковой поры и теми нагрузками, которые ложатся на них дома и в школе. Однако, если все это оказывается для ребенка слишком тяжелым бременем, ему предоставляется помощь со стороны Службы семьи, Социаль­ной службы и врача общего профиля (GP), а также со стороны волонтерских организаций. Как специалист по арт-терапии, работающий в относительно новой сфере ее практического при­менения, я знаю, насколько важно установить тесный контакт с другими специалистами, если они практически ничего не зна­ют об арт-терапии. Установление этих контактов порой требует немало сил и времени. Однако нам посчастливилось получить поддержку со стороны местного Отдела помощи детям, кото­рый оплачивал мои супервизии. Сотрудничество с этой служ­бой оказалось очень важным для нашей работы. Я не только имела возможность регулярных консультаций, но и избежала профессиональной изоляции от персонала школы.

Налаживание эффективной психотерапевтической работы в крупной школе — дело не из легких. Школа — это отнюдь не тихая клиника, где такая работа могла бы проводиться наибо­лее успешно, но бурлящее жизнью место, открытое для внеш­него мира. Проведение психотерапии в таких условиях может представляться парадоксальным и требует от специалиста твер­дости и в то же время гибкости.

Важной задачей является исчерпывающее информирова­ние персонала школы о роли и задачах арт-терапии, и эта за­дача первоначально решалась путем проведения презентаций и мастерских. Однако наиболее эффективной, на мой взгляд, оказалась организация неформальных дискуссий с работника­ми школы. В ходе них нам удалось обсудить такие проблемы, как, например, нарушения нормального хода занятий и необ-

ходимость в конфиденциальности в процессе арт-терапевти-ческой работы. Задача адекватного представления особенно­стей и задач арт-терапии облегчалась тем, что до моего назна­чения на должность школьного арт-терапевта и даже после начала моей арт-терапевтической практики я некоторое время работала в этой школе учителем рисования.

Условия и организация работы

Мне хотелось бы кратко коснуться условий и организации нашей работы, и я надеюсь, что мне при этом удастся избежать упрощенного взгляда на весьма сложные вопросы. Наша арт-терапевтическая деятельность осуществляется в соответствии в разработанным БААТ (Британской Ассоциацией Арт-Тера-певтов) Кодексом этических стандартов и принципов профес­сиональной деятельности. В большинстве случаев инициатива по направлению тех или иных учащихся на арт-терапию при­надлежит координаторам или школьному психологу. Иногда подростки могут самостоятельно обращаться к нам за помо­щью. При этом мы готовим соответствующую документацию, включая письмо к родителям учащегося с объяснением при­чин его направления на еженедельные занятия по арт-терапии. Их согласие необходимо для начала работы. Организуется и встреча с родителями, в ходе которой я получаю от них инфор­мацию о ребенке, объясняю причины его направления на арт-терапию и отвечаю на их вопросы. В дальнейшем возможны повторные встречи с родителями и специалистами, работаю­щими с ребенком. Необходимость в этих встречах и время их проведения определяются в процессе работы, однако очень важно, чтобы родители воспринимали меня в качестве союз­ника.

Хотя каждый случай направления учащихся на арт-терапию уникален, в большинстве случаев при направлении ребенка используются самые общие формулировки, такие как «эмоци­ональные и поведенческие нарушения». Под эту категорию подпадают случаи повышенной агрессивности, злобности, зам­кнутости, неуправляемости ребенка и т. д. Как правило, это случаи, когда по тем или иным причинам ребенок не может

справиться с учебной программой. После первоначальных консультаций с педагогами и координатором следует четырех­недельный этап оценки состояния ребенка, определяется вре­мя арт-терапевтических занятий (которое в наименьшей мере мешало бы посещению школьных занятий) и начинается их проведение (по 45 минут).

В настоящее время я работаю по три дня в неделю, прово­дя индивидуальные и групповые арт-терапевтические заня­тия. Продолжительность курса арт-терапии в каждом случае определяется особенностями проблем и состояния ребенка. Это может быть несколько недель, месяцев или даже лет, од­нако во всех случаях я стараюсь поддерживать основные ус­ловия работы, определяемые понятием «психотерапевтиче­ского пространства». В фокусе моего внимания неизменно находятся и проявления переноса. Во всех случаях разнооб­разные проблемы, связанные с арт-терапевтической работой, решаются проще, если клиенту понятны основные требова­ния и если и он и я открыты для искреннего обсуждения лю­бых вопросов.

Описание работы

Люси (здесь и в дальнейшем имена изменены) около 17 лет, и вплоть до последнего года ее опыт учебы в этой школе был вполне рутинным. Она была спокойным, прилежным подрос­тком — «хорошей девочкой», не вызывавшей у учителей ка­ких-либо вопросов. Она успешно сдавала экзамены и в тече­ние последнего года начала в большем объеме осваивать три предмета, одним из которых было изобразительное искусство. Во втором семестре ее поведение внезапно стало ухудшаться. Спокойная и прилежная девочка превратилась в шумную и ле­нивую, она стала пропускать занятия и уклоняться от учебы и даже совсем перестала посещать один из основных предме­тов, а по другому едва успевала. Лишь занятия изобразитель­ным искусством оставались для нее интересными. Сознавая угрозу возможного отчисления из школы, Люси обратилась ко мне за помощью — как ученица старших классов она могла это делать самостоятельно.

На первом занятии она пожаловалась мне на невозмож­ность сосредоточиться. Ей было трудно дочитать книгу до кон­ца, и она предположила, что причиной этого могли быть обсто­ятельства в ее семье. До этого она никому об этом не расска­зывала, и в школе никто не знал о том, что происходит у нее дома, в этом не было никакой необходимости. Арт-терапев-тическая работа с этой девочкой, которую я намерена далее описать, протекала в течение двух с половиной лет.

И мать и отец Люси страдали хроническими душевными заболеваниями. Они впервые познакомились в одной из психи­атрических больниц Лондона, где проходили лечение. Им обо­им ставился диагноз личностного расстройства. Отец Люси был интеллектуально развитым, начитанным человеком, однако декомпенсация его состояния, произошедшая в возрасте 18 лет, помешала получению им университетского образования. Он страдал агорафобией и почти все время проводил дома. В тече­ние многих лет он был безработным, а его социальные воз­можности были сильно ограничены. Он был крайне несдер­жан, часто ругался и позволял себе скабрезные реплики в ад­рес Люси. Он плохо понимал ее и безответственно относился к необходимости обеспечивать семью материально и что-то делать по дому, хотя финансовое положение семьи и бытовая сторона ее жизни были крайне тяжелыми. Люси призналась мне, что воспринимает свою близорукость как благо, посколь­ку благодаря этому она не может видеть всей той грязи и запу­щенности, которые царят в их доме. Ее отец вел себя как ребе­нок, устраивая бурные сцены всякий раз, когда его желания оказывались неудовлетворенными.

Мать Люси страдала сахарным диабетом и депрессивным расстройством, из-за чего она в первые годы жизни Люси вы­нуждена была находиться на стационарном лечении. В начале моей работы с Люси ее матери было за пятьдесят, и она про­должала регулярно посещать дневной центр при местной пси­хиатрической больнице, получая социальную помощь. Она об­ладала определенным творческим потенциалом, хотя из-за физического и психического заболевания он остался нереали­зованным, и на протяжении многих лет она не могла ни рабо­тать, ни успешно вести домашнее хозяйство.

Хотя отношения между супругами всегда были непросты­ми, у них родился сын (Сэм), а через три года — дочь (Люси). Существовали серьезные основания сомневаться в том, что им удастся справиться со своими родительскими обязанностями. В начальных классах школы Сэм учился очень слабо, и ему оказывалась специальная помощь, от которой его родители, однако, отказались. Люси характеризовала брата как доброго, умного и внимательного человека; их взаимоотношения были довольно теплыми и проникнутыми взаимной заботой. Посту­пив в университет, Сэм уехал от родителей, и Люси по нему очень скучала.

Социальные связи этой семьи были очень ограничены, а ма­териальное положение — просто бедственное. У Сэма и Люси было только два близких им человека — бабушка по материн­ской линии и замужняя тетя — сестра отца. Бабушка была сла­бохарактерной и ранимой, но в то же время достаточно разум­ной и доброй. Тетя же отличалась психической неуравнове­шенностью, но была неплохо обеспечена. Поскольку у нее не было своих детей, она любила общаться с Люси и Сэмом, чем вызывала ревность и раздражение у их матери. У Люси все это вызывало противоречивые чувства: с одной стороны, она же­лала общения с тетей, а с другой стороны, — боялась причи­нить боль своей матери.

Сама Люси была довольно умна и психически устойчива, однако отсутствие брата являлось для нее фактором эмоцио­нальной нестабильности, что отражалось на ее поведении и успе­ваемости. Хотя она настойчиво просила взять ее на арт-тера-певтические занятия, поскольку ей еще не было 18 лет, мне необходимо было получить согласие ее родителей. Ее мать после некоторых колебаний, идя навстречу просьбам дочери, разрешила начать с Люси арт-терапевтическую работу. За вре­мя этой работы Люси смогла создать довольно много рисун­ков, анализ которых вряд ли был бы возможен в одной статье. В данной публикации я остановлюсь лишь на некоторых ас­пектах этой работы, которые отражают три основные темы:

1) симбиотическую зависимость Люси от матери;

2) развитие ее ложного представления о себе самой;

3) желание Люси дистанцироваться от матери.

В приведенном ниже описании арт-терапевтического про­цесса основное внимание будет уделено анализу рисунков. Проявления переноса и ход отдельных занятий специально анализироваться не будут. Обладая художественным талан­том, Люси охотно использовала технику живописи в качестве средства самовыражения. Это позволяло ей спрятать свои пе­реживания в художественных образах и избежать необходимо­сти в прямом контакте со мной. Лишь постепенно она смогла установить со мной более близкие отношения. Возможность спрятать свои переживания в художественных образах была для Люси очень важна, поскольку это давало ей ощущение того, что, в отличие от ее матери, я разрешаю ей оставаться самодостаточной.

Прежде чем проанализировать ее первый рисунок, имеет смысл обратиться к некоторым описаниям, раскрывающим диалектику близости и дистанцирования матери и ребенка. «Мать, как известно, посредством своей заботы о ребенке фор­мирует для него определенное "пространство", дающее ему ощущение надежности. Она переживает состояние "первич­ной материнской заботы", в котором ее собственный младен­ческий опыт, актуализируясь при уходе за собственным ребен­ком, позволяет наилучшим образом удовлетворять его потреб­ности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от матери, и он должен ощущать, что она его понимает и в лю­бую минуту готова удовлетворить его потребности» (Case, 1990, р. 133).

Первое занятие (рис. 2.26): рисунок Люси отражает то, что произошло с ней на предыдущей неделе, когда она вместе с дву­мя другими девочками прогуляла уроки. Гуляя за городом, они сбились с дороги, вернулись в школу очень поздно и были на­казаны. Рисунок весьма символичен. Однако я вынуждена его прокомментировать очень кратко. На нем изображены три де­вочки, сбившиеся с пути и застрявшие в болоте. Как пояснила Люси, одна из изображенных девочек — та, что запуталась в вет­вях упавшего дерева, — это она сама. На мой взгляд, этот рису­нок отражает начало процесса ее дистанцирования от матери. Оно сопровождается не только переживанием сильной трево­ги и вины перед матерью, но и проявлением аутоагрессивных



Рис. 2.26

тенденций. Люси неосознанно реализовала их, нарушая нормы поведения, уйдя с уроков и потерявшись во время загородной прогулки. При этом она застряла в ветвях упавшего дерева, подобно тому как она «застряла» в состоянии своей симбио-тической зависимости от матери. Ее рисунок является метафо­рой вопроса: «Могу ли я обрести независимость от матери, не потерявшись при этом?»

Кейз {Case, 1990) поясняет: «Для того чтобы преодолеть инфантильную привязанность к матери, и ребенок и мать долж­ны "отпустить" друг друга, преодолеть инерцию взаимной сим-биотической зависимости и перейти на новый этап отноше­ний, имеющих совершенно иной характер. Любое развитие сопряжено с утратой» (с. 134). Вероятно, психическое заболе­вание матери Люси являлось одной из причин того, что они никак не могли «отпустить» друг друга.

На рис. 2.27 представлена другая работа Люси, также вы­полненная в ходе первого занятия. Рисунок красноречиво выражает чувства Люси, связанные с ощущением зависимости от матери. Девочка представляется маленьким корабликом, на пути движения которого (справа) возникает некое препят­ствие (мать), стремящееся отбросить его назад (вернуть в со­стояние симбиотической зависимости от матери).

Поведение Люси в школе оставалось вызывающим. Каза­лось, что ее желание вырваться на свободу и обрести незави-

симость, из-за страха причинить вред родителям, реализова­лось в нарушении правил поведения и уходах с уроков. С со­гласия Люси я рассказала о ситуации в ее семье классному руководителю, благодаря чему его отношение к поведению Люси стало более терпимым, и давление на нее со стороны персонала школы было несколько ослаблено.

По мере более глубокого знакомства с Люси и ее рисунками мне стала очевидна серьезность ее проблем. Казалось, она нео­сознанно искала возможности обрести безопасную среду для выражения своих чувств, и наконец это произошло на занятиях арт-терапии. Она вспомнила о бурных сценах, которые ее мать устраивала дома, и ее регулярных отлучках в психиатрическую больницу. Она также рассказала мне о вспышках гнева, оскорб­лениях в свой адрес со стороны отца, а также о его стремлении спрятаться от жизни и ее проблем и навязать Люси роль своей няньки. В их дом редко кто-либо приходил, и Люси было трудно приглашать к себе друзей. Она ощущала свое бессилие и, уха­живая за родителями, была убеждена в том, что ее школьные проблемы связаны лишь с тяжелым материальным положением семьи. Она как-то сказала мне: «Учителя считают меня хулиган­кой только потому, что мы бедные». Было трудно представить себе, как Люси смогла благополучно доучиться до шестого клас­са, и тем более непонятно, почему представители психиатриче­ской и социальной служб, занимаясь с ее родителями, ни разу не обратили внимания на то, что переживала Люси.

Рис. 2.27
Спустя четыре недели, которые были посвящены моему знакомству с Люси и оценке ее состояния и проблем, я встре­тилась с ее матерью и убедилась в том, что ситуация даже еще серьезнее, чем я предполагала. Мать Люси переживала депрес­сию, на фоне которой у нее временами возникали вспышки агрессии. Она заявила мне, что Люси составляет единствен­ный смысл и ценность в ее жизни и что рождение Люси яви­лось для нее единственным значительным поступком за всю жизнь. Мать Люси мне напомнила ребенка, желающего заполу­чить для себя вожделенную игрушку и наконец овладевшего ею в лице Люси. Дочь являлась для матери оправданием ее суще­ствования, и обе они сформировали симбиотический союз, для которого отец Люси был угрозой. Общение с матерью Люси позволило мне осознать то, что проведение арт-терапии на базе школы, а не клиники, имело ряд преимуществ. Мать Люси никогда не дала бы своего разрешения на проведение арт-тера­пии с дочерью, если бы она предполагалась на базе медицин­ского учреждения, потому что всеми силами стремилась к тому, чтобы дочь не попала в «мясорубку» психиатрической системы. Ввиду симбиотического характера ее отношений с Люси я вела себя крайне осторожно, чтобы не вызвать в матери чувств ревности и ощущения исходящей от меня угрозы для этих от­ношений. Я испытала явное облегчение, когда в конце разго­вора мать Люси дала согласие на продолжение арт-терапевти-ческой работы с дочерью. Согласие матери имело принципи­альное значение для успеха этой работы.

На рис. 2.28 представлена работа Люси, созданная ею пос­ле моей встречи с ее матерью. Люси впервые захотела обсудить со мной содержание своего рисунка. Она начала изображать радугу, после чего поверх нее нарисовала нечто, напоминаю­щее огромное хищное насекомое, стремящееся поглотить голу­бую сферу. На мой взгляд, этот рисунок может символизиро­вать мать Люси, стремящуюся удержать ее в своем «чреве». В этом изображении, как и в ряде других рисунков, выполнен­ных Люси, объекты сливались друг с другом и между ними практически не было пустого пространства. Это в свою оче­редь может отражать отсутствие «транзитного пространства» во взаимоотношениях Люси и ее матери (Winnicott, 1971).



Рис. 2.28

Борис (Boris, 1989), обсуждая это понятие, введенное D. Winni­cott, пишет, что «транзитное пространство выполняет роль бу­фера, нейтральной зоны между двумя существами («демилита­ризованной зоны»), позволяющей проявляться свободной игре воображения и в то же время осознавать реальность» (с. 319).

Наступили летние каникулы, и у меня вызывало озабочен­ность состояние Люси, которая должна была теперь большую часть времени проводить дома. К счастью, ее брат также приехал домой на каникулы. Кроме того, школа предоставила Люси воз­можность поработать в свободные месяцы, что помогло упоря­дочить ее жизнь и внести в нее определенный смысл. Когда в сен­тябре, после каникул занятия возобновились, Люси выгляде­ла удрученной. Ей предстояло учиться последний год.

Следующий рисунок (рис. 2.29) был выполнен Люси мел­ками в папке для набросков и отражал то, что произошло с ней в первый же вечер после начала каникул: она упала в обморок в ванной комнате. Она изобразила себя черным цветом, лежа­щую в эмбриональной позе. На заднем плане нарисованы дет­ские фигурки. Дверь сотрясается от ударов. Разозленный и ис­пуганный отец яростно пытается открыть дверь в ванную ком­нату. Рассказывая о случившемся, Люси сообщила мне, что ощущала в эти минуты тошноту, страх и дрожь. Ее доставили в отделение неотложной помощи в ближайшей больнице, од­нако никакого заболевания обнаружено не было. В течение


1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей