Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Арт-теропия. Хрестоматия. Арт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии


НазваниеАрт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии
АнкорАрт-теропия. Хрестоматия.doc
Дата12.01.2018
Размер7.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАрт-теропия. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#34573
страница28 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


Арт-терапия и эстетические качества изображения

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны, причем в тесной связи с психиатрией (Waller, 1991). Художественные студии или отделения, функциони­рующие при психиатрических больницах, служили созданию более терпимой и свободной атмосферы, в которой работы больных фактически не интерпретировались (Lydiatt, 1970). Можно предположить, что в этой обстановке художественные, стилистические и эстетические качества изобразительной про­дукции получали белее высокую оценку.

Вместе с развитием системы арт-терапевтического обра­зования к концу 1970-х гг. сформировалась более тесная связь с традиционными психотерапевтическими подходами и теори­ями. Нет сомнений в том, что это предполагало определенные Стратегические преимущества, в частности позволило студен­там освоить психодинамический подход. В то же время, это привело к углублению разрыва между изобразительным ис­кусством и психотерапией, и в частности — к игнорированию связи между эстетическим и психологическим содержанием изобразительной продукции.

Несомненно, что благодаря этому арт-терапевты освоили различные подходы к интерпретации изобразительной про­дукции'. Теория объектных отношений оказалась особенно популярной. Однако необходимо признать, что за несколько

десятилетий было опубликовано крайне мало работ, посвя­щенных обсуждению формальных или эстетических аспектов изобразительной продукции, в связи с чем порой возникает вопрос: «Зачем студентам.арт-терапевтических отделений необ­ходимо было вообще получать художественное образование?»

Почему это произошло? Во-первых, эстетические качества изображения ассоциировались с изящными искусствами и прак­тикой оценивания художественной продукции с использова­нием критериев красоты, композиционности и т. д. Предпола­галось, что арт-терапевтическая практика с характерным для нее представлением о том, что художественная экспрессия доступ­на каждому, должна быть свободна от таких оценок. Во-вто­рых, считалось, что эстетические оценки являются субъектив­ными и часто имеют произвольный и тенденциозный характер. В-третьих, признавалось, что эстетические достоинства худо­жественной продукции очень трудно описать словами и разоб­раться в их воздействии на человека.

Для того чтобы подойти к анализу эстетических качеств изображения, нам необходимо сделать следующее. Во-первых, мы должны отделить эстетические переживания от оценки качества изобразительной продукции. Иными словами, мы должны признать, что эстетические переживания являются реакцией на формальные качества изображения независимо от того, является ли изображение «утонченным» или «гру­бым», привлекательным или отталкивающим, примитивным и банальным или изощренным. Изобразительное творчество в арт-терапии не связано с использованием профессиональных художественных приемов и техник, идет ли речь о создании изобразительной продукции или о ее восприятии. Однако оно предполагает развитие восприимчивости к эстетическим каче­ствам изобразительной продукции независимо от их природы. Во-вторых, мы должны понять, что эстетические качества изоб­ражения связаны со свойствами реального продукта художе­ственного творчества. Конечно же, может иметь место непони­мание того, что мы пытаемся описать и интерпретировать при оценкезстетииескихлсачествизображения^- реальный продукт или свои реакции, и эти два уровня описания и анализа порой бывает разделить весьма сложно. Однако это не значит, что

подобная оценка является сугубо субъективной и связана лишь с проекцией личных переживаний зрителя на чужую изобра­зительную продукцию;

В-третьих, когда произведение изобразительного искусст­ва вызывает у нас определенную реакцию, мы часто не можем ее объяснить. Для того чтобы это сделать, нам необходимо обладать определенным savoir-faire. И наконец, при оценке эстетических качеств изображения мы должны принимать во внимание не только те чувства, которое оно вызывает, но и те­лесные ощущения, так как нередко при восприятии художе­ственной продукции имеет место сублиминальная идентифи­кация зрителя с движениями художника, а также с определен­ными соматическими процессами и состояниями. Во всех этих случаях эстетические качества изображения вызывают реак­ции, протекающие на превербальном и невербальном уровнях, и с трудом поддаются вербализации.

Учет эстетических качеств

Эстетические качества изобразительной продукции, свя­занные с особенностями линий, цвета и формы, обусловлива­ют определенный эффект ее воздействия на зрителя. Помимо содержания изображения, его фигуративных особенностей и тех ассоциаций, которые способны вызывать символы, эс!е-тические качества работы могут оказывать на нас определен­ное воздействие, и это воздействие будет связано не только с эмоциональными реакциями, но и более размытыми или суб-лиминальными эффектами, которые слишком сложны для того, чтобы их можно было'обозначить понятием «бессознательно­го». С начала появления абстрактного искусства немало гово­рилось о естественной связи между эстетическими качествами изображения и эмоциональной экспрессией. Можно говорить и о том, что различные потребности и переживания человека могут находить спонтанные и неосознаваемые проявления в случайных И незапланированных им самим особенностях фактуры изображения. Однако то, что составляв* стилисти­ческие особенности изображения, далеко не всегда является проявлением «бессознательного» в психоаналитическом эиа-

чении Этого понятия. Иногда они отражают более общую картину психического состояния человека.

В арт-терапевтической литературе трудно найти какую-либо теоретическую модель, позволяющую оценить стилисти­ческие аспекты изобразительной продукции в их искусство­ведческом аспекте, в тесной связи с оценкой содержания пе­реживаний и установок автора работы. Рита Саймон пишет о «круге стилей»гв котором она выделяет две основных груп­пы стилей — «традиционные», связанные с постренессансной традицией изобразительного искусства, и «архаические», бо­лее тесно связанные с первобытными или доренессансными формами художественной экспрессии. Каждый стиль может отражаться в «линейной» (в которой преобладает линия) или «массивной» форме (в которой изображение состоит из отдель­ных цветовых «блоков») (Simon, 1992). Между двумя группами стилей она располагает четыре переходных стиля. Все стили имеют определенные качества эмоционального воздействия. Так, изображения в архаическом, «массивном» стиле могут вы­зывать мощный эмоциональный отклик, в то время как изоб­ражения, созданные в традиционном, «линейном» стиле спо­собствуют эмоциональному дистанциованию и затрагивают сферу представлений.

Интересно и то, что идеи Саймон могут быть использова­ны применительно к композиционному анализу более широ­кого круга работ, чем идеи Эренцвейга, распространяющиеся лишь на произведения с «нечленораздельной» формой. Кроме того, классификация стилей Саймон Теснее связана с юнгиан-ской моделью четырех основных психических функций (ин-теллект, чувства, ощущения и интуиция), чём с традиционным психоаналитическим интерепретативным подходом.

Упоминание о Юнге заставляет обратиться к вопросу о свя­зи между эстетическими и психологическими качествами ви­зуального образа, отражающими особенности индивидуально­го развития человека. Арт-терапевты обычно обращают основ­ное внимание на выражение в изобразительной продукции неосознаваемых психических процессов. Тем не менее мы должны быть очень осторожны с тем, чтобы не ограничиться

в своей оценке изобразительной (продукции проявлениями бессознательного^ лишь потому что такой подход в большей степени отвечает усвоенным нами'психологическим представ­лениям. Одной из опасностей такого подхода является то, что в психотерапевтическом контексте изобразительная продук­ция клиента воспринимается специалистом исключительно как отражение его личных переживаний, так же как прианали­зе его сновидений психотерапевты нередко полагают, что снр-виденческие образы обязательно должны отражать те или иные аспекты личности клиента.

В юнгианском подходе подобная тенденция видеть во всем, что делает или говорит клиент, отражение его личности, неза­висимо от того, отражает ли это сознательный или бессознатель­ный аспекты его психики, часто уравновешивается анализом всего этого в более широкомТсонтексте «психики» (Jung, 1968). В работах постюнгианца Джеймса Хиллмана отходит персо-нализации всего, что делает или говорит клиент, обозначен еще более отчетливо. Он считает, что нам нет необходимости ни рассматривать образ через призму «я» клиента, ни пытать­ся интерпретировать его с точки зрения представления о сим­волах или таких понятий, как «либидо» или «анима». Вместо этого мы можем воспринимать образ как таковой. Хиллман применяет этот метод к работе со сновидениями, однако оче­видно, что онможет быт* использован для работы с образами в арт-терапии ( McNiff, 1992).

Каким же образом можно описать словами психологические и эстетические качества визуального образа? В любойситуации, художественной или психотерапевтической, мы доетаточно хорошо понимаем границыДопустимого использования фигу­ративного языка — подобий, аналогий и метафор («этот крас­ный круг — опухоль, а эта черная линия

- то, что препятствует ее распространению»). Подобные суждения могут являться крайними проявлениями того, что может быть допустимым в арт-терапии. Такие фигуративные выражения в тех случаях, когда они не вытекают из эстетических качеств изображения, могут лишь уводить в сторону. Вто же время если они макси­мально ориентированы на учет материальных качеств художе-

ственного образа, то могут являться ценным видом работы, по­зволяющей расширить и углубить «ощущение» работы.

Фигуративный язык не является лишь способом «раскоди­рования» экспрессивных или неосознаваемых «текстов», заклю­ченных в образе. Такой язык является способом его «анимации» и раскрытия того образного ряда, который в нем содержится. Иногда этот образный ряд соответствует репрезентационной теме художественной работы и ее развивает; иногда он отражает лишь один из ее аспектов или ей вовсе не соответствует (на­пример, «мирный» пейзаж, вызывающий у зрителя состояние напряжения).Таким образом, ассоциации с работой и чувства, которые она вызывает, могут не соответствовать содержанию работы: некоторые из них могут быть связаны с материаль­ными свойствами визуального образа, в связи с чем представля­ет интерес понятие «материального воображения» Бэчеларда (Bachele№d,197i, p. XXII—XXIV). Возможно, как некоторые эстетические качества изображения нуждаются в «расшиф­ровке», так его фигуративные элементы нуждаются в «эстети­зации».

Что можно сказать в ответ на то, что любые толкования и ам­плификации визуального образа являются не чем иным, как нашими собственными ассоциациями, иными словами, они отражают лишь особенности восприятия зрителя, а не сами свойства и содержания образа? Во-первых, мы на своем соб­ственном опыте знаем о том, что определенные описания спо­собны помочь нам лучше понять творчество того или иного художника. Почему нечто подобное не может происходить в арт-терапевтической группе? Вербальные образы, рождаю­щиеся у участников группы при восприятии визуальных обра­зов, вовсе не обязательно должны отражать их субъективные мнения или содержания их бессознательного; они могут отра­жать внутренние качества самого визуального образа. Иногда реакции участников группы, вызванные тем или иным обра­зом, поразительно совпадают, хотя носят личный характер. В других случаях ряд явно противоречивых реакций обнару­живает нечто общее. Ни одна из этих реакций сама по себе не будет точней, чем другие, и это вполне естественно, когда речь

идет об «искусстве». Все они — не что иное, как «сотрясание воздуха вокруг образа».

Хиллман призывает нас «прилепиться к образу» (НШтап, 1916, раздел первый). Мне бы хотелось вслед за ним указать на необходимость имажинативной верности эстетическим ка­чествам реального изображения. Я вовсе не пытаюсь заменить символическое прочтение образов таким, которое основано на учете их эстетических качеств, но хочу подчеркнуть значи­мость последнего и использовать первый и второй подходы как дополняющие друг друга. Конечно, первостепенный учет эстетических качеств изображения наиболее оправдан в тех случаях, когда оно имеет нефигуративный характер. И это бу­дет не криком отчаяния, но исследованием еще малоизвестной территории и творческим развитием нового языка, с помощью которого мы могли бы описывать визуальные образы.

Литература

Bachelard, G. 1971. On Poetic Imagination & Reverie, transl. Gau-din, C., London: Bobbs-Merrill.

Ehrenzweig, A. 1953. The Psychoanalysis of Artistic Vision and Hearing. London: Routledge.

Freud, S. 1925. Collected Papers. V. 4. Hogarth Press.

Hillman,}. 1991. A Blue Fire, selected writings, ed. Moore, Т., Harper.

Jung, C. G. (1959) A Study in Individuation, C. W., V. 9. London: Routledge.

Jung, C. G. 1960. On the Transcendent Function, C.W., V. 8. London: Routledge.

Jung, C. G. 1968. Analytical Psychotherapy. London: Routledge.

Lydiatt, E. M..1970. Spontaneous Painting & Modelling. London; Constable.

MacNiff, S. (1992) Art as Medicine, London: Shamballa.

Prinzhom, H. 1922. Artistry of the Mentally III, New York: Springer. Simon, R. 1992. The Symbolism of Style, London: RoAtledge; Waller, D. 1991. Becoming a Profession, London: Routledge.

Ги Ру

ОПИЦИНУС ДЕ КАНИСТРИС: БОЛЕЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Вы будете ломать головы над тем,

что означают мои произведения,

три сотни лет.

Джеймс Джойс

Страдая начиная с 1334 г. тяжелым психическим заболева­нием, католический монах Опицинус де Канистрис написал много книг, иллюстрируя их совершенно необычными, эзо­терическими рисунками. Изучение его личности, творчества и заболевания требует мультидисциплинарного подхода, соче­тающего исторический и клинический анализ. В данной ста­тье делается одна из попыток идентификации психического заболевания Опицинуса на основе его автобиографического произведения.

Поистине странная жизнь была у Опицинуса де Канистри-са — загадочной фигуры первой половины XIV века. Он по­лучил более чем скромное признание и с большим трудом до­бился священнического сана. До этого он в течение многих лет пытал счастья на самых разных поприщах, брался то за одно, то за другое и практически ничего не доводил до конца. Не­ожиданно появившись в Авиньоне — на месте нового папского престола, ему непонятно как удалось добиться благоволения его преосвященства Папы Иоанна XII, который, высоко оценив его «De preeminentia spiritualis imperil* — произведение, в сущ­ности, еретическое как по стилю, так и по содержанию, предо­ставил ему место писаря при высшем трибунале.

Впрочем, подобный успех Опицинуса вскоре вызвал гнев представителей папского окружения, и против него было нача­то следствие, в конце концов приведшее его к помешательству.

Все его книги, кроме двух, были утеряны. Более того, одна из них в XVIII веке была приписана некому «анониму из Па-вии», и лиш& в XX веке благодаря открытию Codex Palatinus в 1993 г. удалось доказать авторство Опицинуса.

Это произведение оказалось настолько «неудобоваримым», что ни одному психиатру, несмотря на неоднократные предло­жения историка Ришара Селамона, заподозрившего душевное заболевание автора, так и не удалось сформировать ясную кар­тину заболевания Опицинуса. И только в начале 50-х гг. пси­хоаналитик Эрнст Крис, познакомившись с работой Селамо­на, пришел к выводу, что Опицинус все-таки страдал шизо­френией.

Найденная рукопись оказалась неординарной и в том пла­не, что содержала «автобиографию в картинках». Это было настолько необычно для средневековых произведений, что начиная с 1936 г. она вызывала неизменный интерес специа­листов. Сам Опицинус признается в своем душевном-забо­левании (датируя его начало мартом—апрелем 1334 г.), что подтверждается также тем, что начиная с этого момента он предпочитает все чаще прибегать к рисунку как основному сред­ству выражения своих мыслей.

Мы можем составить определенное представление о том, что было до и после упомянутого Опицинусом эпизода, связанно­го с дебютом его заболевания, однако все эти факты и обстоя­тельства окажутся «отфильтрованными» измененным воспри­ятием самого творца автобиграфичеекого произведения.

• Предшествовавший заболеванию период характеризовался
крайне неустойчивым поведением Опицинуса. Он брался
то за одно, таза другое, безуспешно пытаясь определить
«дело своей жизни». .

• То, что последовало после 1334 г., было связано с его пре­быванием в Авиньоне, дальнейшим развитием болезни, его службой в должности писаря и попытками творческого са­мовыражения, продолжавшимися вплоть до кончины. Начиная с определенного момента, он теряет интерес к на­писанию религиозных произведений и посвящает почти все свое время работе над странными книгами, включающими в се­бя разнообразные тексты, рисунки и схемы. Двум из «их было суждено Дойти до нас лишь в XX веке. Ими оказались Codex Palatinus я Codex Vaticanus. Оба этих произведения оказались страннойзгааяервый взгляд совершенно непонятной смесью аллиз^рацйй^адйфояйй » нумеролотических «головоломок»,

которые, хотя и были свойственны многим средневекомым произведениям, использовались Опицинусом просто в неимо­верном количестве. Для того чтобы в отсутствие каких-либо объективных исторических сведений как-то разобраться в осо­бенностях личности и заболевания Опицинуса, нам придется обратиться к его рисункам (общее число которых составляет 52), а также к его рукописи под номером 6435 из Ватиканской коллекции. Однако одних рисунков будет для этого недоста­точно — при их восприятии мы получили бы лишь эстетиче­ское представление и не смогли бы по достоинству оценить широту взглядов Опицинуса, а потому нам потребовалось бы обратиться к многочисленным заметкам на полях его руко­писей.

Конечно же, имея в своем распоряжении лишь автобиогра­
фическое произведение, нам трудно воссоздать картину психи­
ческого заболевания этого средневекового автора. Наши склад
мышления и речи, наверное, плохо подходят для понимания
особенностей душевного расстройства, клинические проявле­
ния которого были очень изменчивы^яо это все, чем мы рас­
полагаем.'

Итак, мы можем говоритьотрех периодах в течении заболе­вания Опицинуса:

• о периоде, продолжавшемся до того момента, как ему ис­полнилось 38 лет (то есть до Пасхи 1334 г.);

• об относительно коротком периоде продолжительностью несколько недель или месяцев, последовавшем после Пас­хи 1334 г.;

• о периоде с 1335 г. до смерти Опицинуса в 1351 г. (имеет также смысл выделить короткую фазу заболевания, про­должавшуюся с июля по ноябрь 1337 г.). В течение первого периода Опицинус характеризует себя как весьма нерешительного и неуверенного в себе человека, которому трудно на чем-либо сосредоточиться. Кроме того, он пишет о том, что в то время его часто посещали богохульные мысли, он нередко смеялся в самых неподходящих обстоя­тельствах и испытывал переутомление. На момент появления в Авиньоне он переживал сильную тревогу, многократно ис­поведовался и просил отпустить ему грехи. Его исповедника-

ми при этом были самые авторитетные и влиятельные святые отцы. Каясь, он тем не менее говорил о себе как о чрезвычайно важной особе, что столь ярко проявится в дальнейшем, в его мегаломаническом бреде. Кроме того,, создается впечатление, что он весьма неконкретен и непоследователен в описании своих недостатков и прегрешений. Он, в частности, ни разу не упоминает о том, что затем послужит основанием для возбуж­дения против него следствия Святого Трибунала. В тот пери­од он отмечает свойственные ему непомерные претензии, раз­нообразие и парадоксальность интересов, способность легко приспосабливаться к разным обстоятельствам, а также стрем­ление любыми средствами добиться признания.

Несколько моментов в его биографии являются для нас недостаточно проясненными. Один из них связан с ею службой в качестве священника одного из приходов Павии, которую он внезапно оставил-и вскоре появился в Авиньоне. Не пытался ли он тем самым уйти от обвинений? Будучи назначенным на должность писаря Святого Трибунала, он внезапно отправ­ляется в Италию, и нам трудно отказаться от предположения, что им руководило при этом желание добиться прекращения возбужденного против него следствия, чего, впрочем, сделать не удалось. В этот период из-под*его пера выходит весьма ин* тересная книга о его жизни и церковной службе в Павии — эта книга будет обнаружена Муратори лишь в XVIII веке. Оста­ется загадкой, как ему все же удалось получить должность писаря Святого Трибунала при том, что он сам тогда находил­ся под следствием. Ответов на все эти вопросы мы, увы, найти не_можем.

Дебют заболевания совпадает с временем Пасхи 1334 г. — тем моментом, когда Опицинус готовился к допросу Святого Трибунала.1 До этого он, скорее всего, имел лишь невротическое расстройство (проявившееся, в частности, в его заикании). Лич­ностные особенности Опицинуса соответствуют «сенеитивно-му характеру» (понятие, введенное Э. Кречмером), имеющему много общего с так называемым «гиперэмотивным характером» Дюпре^'Даяебшххарактернызасагенчивость, скрытность, скруг пулезност^яерешятельность, склонность к постоянным со-мнениям'В правильности своих действий, а также повышенная

амбициозность, чувствительность к мнению и реакциям дру­гих людей и ощущение собственной неполноценности. Таким образом в личности Опицинуса сочетаются обсессивные, ис­терические и паранойяльные черты преморбида. Его книги и рисунки позволяют также говорить о нем как о человеке, обладающем определенными чертами «анального характера», описанного 3. Фрейдом и К. Абрахамом. Так, например, Опи-цинус пишет о том, что постоянно страдал запорами. На нали­чие черт «анального характера» указывают и свойственные ему раболепие, проявленное им в отношении папы Бенедикта XII — его склонность к порядку и аккуратности, его упрямство и постоянные занятия рисованием как средством упорядочи­вания своих чувств и мыслей.

В дальнейшем у Опицинуса появляются галлюцинаторные и делириозные переживания (но отнюдь не «чувственный бред отношений»). Мы можем констатировать острое начало пси­хоза, проявившегося в симптомах делирия, к которым приме­шивались то меланхолические, то маниакальные проявления. Заболевание развилось в период предшествовавшего Пасхе Великого Поста. Для квалификации состояния Опицинуса мы можем с достаточным основанием использовать термин «пер­вичных делириозных переживаний» К. Ясперса. Столь же уме­стным будет и понятие «онейройДных переживаний», введен­ное Майер-Гроссом, которые чаще всего развиваются у доста­точно тонких, сенситивных натур, к которым в полной мере можно отнести Опицинуса.

Мы также можем рассматривать подобную клиническую картину, как проявление сумеречного состояния, развившего­ся по механизму истерической конверсии и включающего ми­стические и эротические переживания, столь напоминающие проявления острого онейройдно-делириозного психотическо­го состояния. Таким образом, Опицинусжил в атмосфере «Чи­стой Пятницы» (о которой пишет( К: Ясперс), которая в год начала его заболевания совпала с подготовкой к допросу Свя­того Трибунала, что в значительной мере определило парадок­сальную смесь переживаний, связанных с темами смерти и но­вого рождения, характерными для онейройдного состояния. Его возвращение из состояния небытия и депереонализацион-

ной утраты привычного чувства «я» было типичным для оней-ройда и напоминало «пробуждение ото сна».

Майер-Гросс полагает, что личностные черты, предраспо­лагающие к развитию подобных острых психотических эпизо­дов, нельзя отнести ни к шизоидным, ни к циклотимическим и что они включают прежде всего склонность к активному воображению. Онейройдное же состояние предполагает ощу­щение того, будто Вселенная является полем борьбы добра и зла — поистине апокалиптическая атмосфера, в которой про-фетические откровения и сверхчувственные восприятия пред­ставляются вполне уместными.

После онейройдного эпизода Овдщииуе, судя по всему, пе­реживал хронический делирий, которыйфаэные школы психи­атрии могут трактовать по-разному, темВолее с учетом того, что сам Опицинус описывает свое состояние достаточно слож­но. Если рассматривать состояние Опицинуса с точки зрения англо-саксонской или немецкой школы психиатрии, то можно вполне согласиться с Э. Крисом, квалифицировавшим заболег вание Опицинуса как шизофрению. Можно также принять точку зрения Крепелина, отрицавшего дихотомию шизофре­нии и паранойи и использовавшего дополнительное понятие «парафрении» — близкое к понятию имажйнативного делирия Дюпре и Логра. Тем не менее это понятие, обычно используемое во французской школе психиатрии, не было включено в по­следние международные классификации психических рас­стройств и оказалось объединенным с другими состояниями под общим названием параноидной шизофрении (DSM-IIQ или паранойи (DSM-ШЩ — последнее, по крайней мере, включает определенные конфабуляторные и фантастические формы пара­френии. Следует подчеркнуть, что так называемая фантасти­ческая парафрения, а точнее—«хронический фантастический делирий» (Г. Эй} — тот диагноз, который, по нашему мнению, в наибольшей мере подходит для квалификации заболевания Опицинуеа — характеризуется поздним началом (примерно с 40 лет), преобладанием переживаний архаического и магиче­ского характера, .нередко включающих архетипические и при-марные коллективные образы, сложную смесь различных пер­сонажей, разнообразные идентификации мегаломаничеекого

и абсурдного характера. Все это можно видеть на многочислен­
ных странных рисунках Опицинуса. Хронический фантасти­
ческий делирий также характеризуется бредом преследова­
ния, особым размахом и нередко приобретает космические
масштабы. v

Хотя в начале психоза всегда отмечаются слуховые и зри­тельные галлюцинации, они вскоре теряют свою яркость, усту­пая место болезненным фантазиям. Руководствуясь взгляда­ми Крепелина, можно было бы провести ретроспективную оценку галлюцинаторных переживаний Опицинуса, хорошо проявившихся в иллюстрации № 20, изображающей момент его конфирмации. В конце концов фантастический делирий обретает целостное?зй»завершенность. Паралогические сужде­ния и делириозные "мифологические представления при этом отнюдь не препятствуют успешной социальной адаптации и по­вседневной деятельности человека. Делириозные сюжеты хо­рошо проявляются в наиболее поздних иллюстрациях Опици­нуса.

С июля по ноябрь 1337 г. парафренные переживания Опи­цинуса приобретают особенно экспансивный характер, что отражается в общей дезорганизации его рисунков, многочис­ленных пропусках в его текстах и резком увеличении количе­ства нумерологических обозначений. Этот момент, скорее все­го, -может совпадать с экзальтацией ощущения собственного могущества и уверенности в том, что все противники Опици­нуса потерпели окончательное Поражение.

Каково же было содержание делирия Опицинуса? Судя по всему, он представлял себя Иисусом Христом — умершим и воскресшим. Его книги, таким образом, есть не что иное, как Новое Евангелие. В этом контексте папа Бенедикт XII — на­местник Иисуса на Земле — представлялся узурпатором боже­ственных полномочий, а потому возбужденное им против Опи­цинуса следствие было неправедным. Земная же церковь, укло­няясь от покаяния, лишала себя Божьей милости, Данные переживания хорошо видны на рисунках Опицинуса, создан­ных на пергаменте.

Все эти рисунки, выполненные с большой скрупулезностью, производят довольно сильное впечатление. Они создавались

с помощью компаса и других средств, выступавших в качестве «мерных инструментов Земли», столь широко использовавших­ся средневековыми архитекторами и алхимиками. Даже неза­конченные рисунки отличаются ясностью и продуманностью концепции.

Ватиканский манускрипт, выполненный на бумаге, лишен этой магической ауры. Имея довольно сумбурный характер, он содержит в основном описание повседневных событий, анекдоты и прочие банальности. Тем не менее эти сообщения тщательно датированы, и это относится также к многочислен­ным дополнениям, внесенным в последующем. Это сильно от­личается от Codex PalatimtSfB котором все рисунки, за исклю­чением двух, не датированы.

Кроме того, все иллюстрации, кроме первой и пятидесятой, выполнены на обеих стор&нах пергамента, что весьма нетипич­но для средневековых манускриптов. Можно ли это связать с особой бережливостью Опицинуса? Скорее всего, нет, по­скольку он нередко идентифицирует себя с пророками, в осо­бенности с Иезекиилем. Может быть, последний тоже страдал шизофренией? Судя по всему, Опицинус заимствовал у Иезе-кииля некоторые откровения и идею о сверхъестественном перемещении в пространстве, которой он воспользовался при описании своего путешествия в Венецию (где ни разу на самом деле не был). Он также перенял у Иезекииля некоторые спо­собы описаний, напоминающие афазическую речь, имитиро­вал описанные тем приступы каталепсии и гемиплегические расстройства, что позволяет считать предположения о нали­чии у него сосудистого заболевания с соответствующими ему осложнениями в форме гемипареза, не имеющими под собой веских оснований. Судя по всему, Опицинус воспользовался описанным Иезекиилем видением о «простертой руке», держа­щей книжный свиток, ислисанный «внутри и снаружи» и на­поминающий апокалипсическую «Книгу под семью печатями». Можно предположить, что Codex Palatinus с его 52 иллюстра­циями, по замыслам Опицинуса, должен был явиться новой версией «Книги под семью печатями». При этом рисунок под № 20 должен был являться первым (поскольку он занимает обе стороны листа), а рисунок под N° 50 — последним (зани-

мает одну сторону листа). Между ними же должно распола­гаться кратное семи количество недатированных иллюстраций (7 х 7= 49). Рисунок же под № 1, признанный Селомоном наи­более поздней иллюстрацией, выполнял роль «Открытойкни-ги Апокалипсиса».

Подобное предположение станет тем более обоснованным после знакомства с «иллюстрацией черепахи» (из Codex Vati-canus), Опицинус отметил на спине черепахи 38 делений (он заболел, когда ему было 38 лет), а на ее животе — 11 (число апостолов, оставшихся после Воскресения Иисуса и само­убийства Иуды). 38 + 11 = 49, что также составляет общее ко­личество недатированных иллюстраций в Палатинском ману­скрипте.

7x7 (семь дней недели, семь смертных грехов, семь свойств Святого Духа и т. д.) - 49. Это чвсдр получается также, если от 52 (общего числа иллюстраций, числа недель в году) отнять 3 (число датированных иллюстраций, число Святой Троицы). В то же время 49 является результатом сложения 46 (иеруса­лимский храм был построен за 46 лет) и 3 (число дней, отде­ляющих момент смерти Христа от момента его Воскресения — Иоанн 2:20).

Персонализированная картография Опицинуса составляет одну из наиболее удивительных примет его книг. Благодаря характерному для них эффекту «зеркального отражения» обра­зов, они предполагают множество способов их восприятия. Ло-добно тому как это имело место в его делириозных пережива­ниях, в своих рисунка Опицинус мог наложить схему собствен­ного тела на план города, на карту Средиземноморья, а также общий план строения Вселенной. Его рисунки могли нести в себе идею перемены пола, характерную для другого широ­ко известного парафренного больного — Шребера, чья книга «Мемуары больного, страдавшего нервной болезнью» послу­жила поводом для написания в 1911 г. статьи «Психоаналити­ческие заметки по поводу паранойи, обнаруживающейся в авто­биографии Шребера».

Опицинус неоднократно использует свое имя в качестве зашифрованного обозначения своей работы (opus), повторяя то, что до него уже делал Св. Франциск Ассизский. Кроме того, из своей фамилии он вычленяет слово canistrum, или корзина,

имея при этом в виду корзину Св. Павла, с которой было свя­зано чудо умножения хлебов, а также сито, помогающее отде­лить «зерна от плевелов».

Опицинус ясно дает понять, что не кто иной, как он сам является «главным героем» своих книг и иллюстраций и по­следовательно или одновременно играет роли всех упоминае­мых и изображаемых им библейских персонажей, которые, по существу, являются не более чем его собственными «теня­ми» и предтечами. Их основная функция заключалась в том, чтобы возвестить его пришествие и занимать уготованное для него место до момента его фактического появления.

***

Таковы некоторые соображения, позволяющие разобраться в особенностях болезни и деятельности Опицинуса де Кани-стриса. Они составляют лишь небольшое число тех разнооб­разных мыслей, которые могут возникнуть у любого исследова­теля, знакомящегося с его книгами и иллюстрациями. То, что в зашифрованном виде скрыто в его работах, превалирует над тем, что он нам открыто сообщает. Он всякий раз нечто скры­вает, для того чтобы открыть нам некую «сгину, и нередко от-тсрывает ее лишь для того, чтобы нас запутать. Зияющие «пу­стоты» и недомолвки в его книгах, по сути, являются весьма удачным средством, позволяющим гораздо более убедительно, чем любые слова, донести до нас определенный опыт. Они при­дают его работам, в сочетании с делириозной картиной его пе­реживаний, особое обаяние и притягательность некого скры­того смысла, едва просвечивающего сквозь вуаль затейливых графических и словесных конструкций — утонченно^вычур-ных, отстраненно-формальных и герметически-многозначных.

Именно таким образом Опицинус представляет нам себя, свои переживания и мистические откровения. Порою он нелеп и карикатурен, но в своем страстном и отчаянном стремлении воссоздать из обломков и праха себя и «свой» мир и в своем неумении сойти с заоблачных высот на землю, он как нельзя более «симптоматичен» — являясь одним из тех, кто, не до­жидаясь Пришествия, берет на себя смелость спроецировать Образ Божий на пустой пергамент Вечности.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Салли Скейфи — преподает психотерапию и групповую
психотерапию в Колледже Гольдсмита в Лондонском универ­
ситете. Она работала во взрослой психиатрической сети в те­
чение многих лет и является членом редакционного совета
журнала «Inscape» (печатного органа Британской ассоциации
арт-терапевтов).

Мишель Вуд после окончаниялсихологического факуль­тета лондонского университета в 1982г: работала в области пси­хиатрии и в системе защиты психического здоровья населе­ния. Занималась арт-терапией с разными группами пациен­тов включая лиц с расстройствами питания. В последние 7 лет она возглавляет программу по использованию арт-терапии в работе с ВИЧ-инфицированными лицами.

Барбара Болл дипломированный арт-терапевт, полу­чила образование в Нуртингентском университете (Германия), а затем в Нью-Йоркском университете, где защитила.доктор­скую диссертацию. В настоящее время преподает арт-терапию на базе Kollegfur Weiterbildimg und Faschung (Берлин).

Линда Гантт — ранее занимала пост президента Амери­канской арт-терапевтической ассоциации, в настоящее вре­мя — член редакционного совета «Американского журнала арт-терапии», руководитель программы по арт-терапии в Tra­uma Recovery Institute, Morgantown, West Virginia, клинический инструктор на (факультете бихевиоральной медицины и пси­хиатрии в West Virginia University.

Рашель Лев-Визелъ психотерапевт, клинический пси­холог, лектор на факультете социальной работы Университе­та Бен-Гуриона (Израиль).

Дэвид Маклаган художник, арт-терапевт, лектор курса арт-терапии, визуальных искусств и психоанализа при Центре психоаналитических исследований Шеффилдского универси­тета, Великобритания; автор многочисленных статей, посвя­щенных обсуждению психологических и эстетических аспек­тов восприятия визуальных образов и брутального искусства.

Доминик Сене художница; сертифицированный арт-терапевт, получила арт-терапевгическое образование на базе Университета Рене Декарта в Париже (Сорбонна), работает в художественной студии для безработных.

Кэроул Уэлсби в течение многих лет являлась препо­давателем рисования в общеобразовательных и специализиро­ванных школах. После получения в 1992 г. квалификации арт-терапевта начала работать с учащимися в новом качестве; яв­ляется представительницей Б A AT (Британской ассоциации арт-терапевтов) в Национальном Совете по психическому здоровью детей « Young Minds».

Фелисити Элдридж получила подготовку в области текстильного дизайна, закончила факультет арт-терапии при Колледже Гольдсмита. В течение нескольких лет работала арт-терапевтом в составе мультидисциплинарной бригады на базе социального центра. В настоящее время работает в частном агентстве, занимающемся оказанием психологической и соци­альной помощи приемным детям.

Ги Ру — психиатр, президент Международного общества психопатологии экспрессии и арт.-терапии (SIPE), автор мно­гочисленных публикаций по вопросам клинической психиат­рии и психопатологической экспрессии, в частности такой книги, как «Art etfolie au Moyen Age»- (в соавторстве с Мюриел Лахари).

Людгер Юткейт управляющий А
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей