Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Арт-теропия. Хрестоматия. Арт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии


НазваниеАрт-терапия Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2001 арт-терапия серия Хрестоматия по психологии
АнкорАрт-теропия. Хрестоматия.doc
Дата12.01.2018
Размер7.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАрт-теропия. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#34573
страница7 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28

Рис. 1.9



Рис. 1.10

ными, как работы Б. Крюгер, это Илэм Китченер. На рис. 1.10 показана одна из фотографий серии работ, названной «На кре­сте» и отражающей жизнь австралийских притонов. Данная фотография показывает, что женское тело может быть матери­алом, на котором запечатлеваются различные формы «идеоло­гий». На женщине попросту что-то пишется. Изображенная на фотографии женщина производит впечатление находящейся под алкогольным или наркотическим «кайфом». Может воз­никнуть естественная аналогия с приемом транквилизаторов либо — на метафорическом уровне — с воздействием господ­ствующей идеологии, также выступающей в качестве своеоб­разного «наркотика» или затуманивающей взор видами. Фото­графия производит противоречивое впечатление. Изображенная на ней женщина, по-видимому, является одной из мяёййочислен-ных проституток из Лайона Кинге Кросс в Сиднее. Они терпит связанную с татуировкой боль, для того чтобы стать более сек­суально привлекательной для своих клиентов и сутенера.

Ни один из создаваемых в ходе арт-терапии образов не является лишь отражающим индивидуальные переживания и особенности личности клиента, также как арт-терапевтиче-ская среда не является нейтральной. И контекст арт-терапии

и создаваемые клиентом образы являются частью более широ­кой системы значений1.

Поскольку на развитие артттерапии существенное влияние оказывает психология, те теории феминизма, которые исполь­зуют психологические представления для объяснения тендер­ной идентичности и ее закрепления в общественной создании, могут быть весьма полезными. Нохлин (Nochlin, 1989, р. 32) пишет об этом следующим образом: «Потребность в том, чтобы внутренне соответствовать патриархальному порядку и связан­ным с ним дискурсам, очень сильна; она имеет глубоко неосо­знаваемый характер, определяя само понимание образа жен­щины в нашем обществе. Одним из проявлений патриархаль­ного дискурса является эротизация взаимоотношений мужчины и женщины. Иные эротические проявления при этом оказыва­ются чем-то вторичным. Хотя неадекватность мужского вос­приятия мира в последнее время неоднократно обсуждалась, имеет смысл обратить внимание на позицию Гризельды Пол-лок, указывающей на противоречие между позицией женщи­ны-художницы, выступающей в качестве субъекта восприя­тия, и традиционной ролью женщины как объекта восприятия (Pollock, 1988, р. 86)2. Если продолжить эту мысль, можно ска­зать, что женщинам свойственно то, что можно было бы на­звать «коллективным мазохизмом». Создается впечатление, что женщины испытывают сексуальное возбуждение при воз­никновении у них фантазий, связанных с их подчинением муж­ской воле, насилием, утратой контроля над своими действиями.

В то же время такие фантазии для большинства мужчин нехарактерны. Это, конечно же не означает, что для того, что­бы женщина получила сексуальное удовлетворение, подобные фантазии должны быть реализованы. Есть также женщины, которые очень болезненно воспринимают проявление сексуаль­ного доминирования и подчинения в реальной жизни, но в то же время могут испытать возбуждение от мысли о брутальной

1 Однако использование априорных определений для анализа художествен­ных образов представляется явно неудовлетворительным.

2 Марсия Пойнтон (fointon, 1991) критикует работы Бергера как дающие уп­рощенную трактовку искусства и не учитывающие многообразие значений натуры, таких как «Венера» Веччио.

мужской силе. Таким образом, подобные представления стано­вятся интериоризованы женщинами1. Гризельда Поллок также полагает, что если женщины не способны Прийти к иному взгля­ду на взаимоотношения с мужчинами, они вынуждены либо за­нять мужскую позицию, либо получить удовольствие от со­зерцания унижений представительниц своего пола (Pollock, 1988, р. 85). Эту идею поддерживает Ашер (Ussher, 1991, р. 182), которая пишет, что «женщины живут в такой культуре, где власть мужчин реализуется посредством эротики, в частности путем создания романтической литературы и порнографиче­ской продукции. При этом многие женщины находят все это достаточно эротичным, Хотя многие также испытывают от это­го чувство стыда».

Образцы мужчин и женщин обычно заключают в себе по­лярные характеристики — активность и пассивность, наблю­дателя и наблюдаемого, субъекта либо объекта воздействия (Pollock, 1988, р. 87). Нохлин (Nochlin, 1989, pp. 3-4) приводит в качестве примера работу «Клятва Горациев» Жана-Луи Да­вида, в которой полярные свойства мужского и женского пред­ставлены очень ярко. Нохлин утверждает, что эта картина, изоб­ражающая группу мужчин в левой части композиции в муже­ственных позах, в момент принесения ими присяги на верность Риму, и расположенных справа женщин (сидящих и расслаб­ленных), занимающих заметно меньше места, чем мужчины, отражает идеологию противопоставления силы и слабости и ес­тественный набор наиболее характерных тендерных различий. По ее мнению, картина является примером разделения поляр­ных качеств мужского и женского. Примеров подобного «би­нарного разделения» достаточно много в современной рекламе, где мужчины обычно изображены в напряженных, вертикаль-

1 Это является значимой частью нашей культуры, представленной, в частно­сти, голливудской романтической продукцией порнографического харак­тера или фильмами ужасов с показом того, как женское тело подвергается расчленению до или в процессе полового акта. О том^ что данные образы интериоризуются женщинами, свидетельствуют их заявления о том, что им нравятся порнографические фильмы и они любят смотреть их со своими партнерами. Тот факт, что женщинам нравится порнографическая продук­ция, используется в качестве аргумента против ее запрета, хотя подобные вкусы женщин являются насильственно внедренными в их сознание.

ных позах, в женщины — полулежащими и расслабленными. Женщины, как правило, представлены в качестве объектов по­требления, в пассивном состоянии.

В качестве же объектов медицинского дискурса женщины часто выступают как некий материал» для анализа. Мери Энн Доэн считает, что в основе психоанализа лежит предположе­ние об изначальной патологии всего женского. Цитируя Фил-лис Честер (Chester, 19Z2, р. 75), она отмечает, что «хотя этика и критерии психического здоровья выработаны мужчинами, большинство теоретиков психоанализа писали о женщинах. Это связанг с тем, что женщины вызывали у них определенный интерес, давая материал для клинических описаний. Стремле­ние описывать женщин позволяет, таким образом, упростить их восприятие, чему в немалой степени способствует их ассо­циация с патологией... Существует очевидная тенденция "ме-дикализировать" женщину1».

Эту идею также поддерживают исследования Бассук, изу­чавшей викторианскую традицию «лечения отдыхом», реко­мендуемого женщинам с целью преодоления истерических проявлений и развития обсессивных. Она пишет: «Свойствен­ные мужчинам черты обсессивности рассматривались как бо­лее желательные^ по сравнению со свойственной женщинам экспрессивностью» (Bassik, 1986, р. 144)2. Таким образом, оче­видно, что женщины традиционно рассматривались под пато-логизирующим углом зрения и как объекты контроля и управ­ления со стороны мужчин.

Некоторые феминистские группы критикуют те способы репрезентаций женщин, которые связаны с их представлени-

1 Шоуолтер (Shotealter, 1985) убедительно показывает, что, хотя психоана­литики проявляют определенный интерес к высказываниям женщин (в от­личие от их современников-психиатров), этот интерес был продиктован лишь необходимостью обоснования психоаналитических представлений. Эту мысль развивает Джеффри Мессон (Afasson,1993) в своей работе «Дора и Фрейз».

2 Следует заметить, что «лечение отдыхом» использовалось также в качестве меры наказания, на что указывает автор этого метода Силам Митчелл. Пол­ный покой может стать «горьким лекарством». Предполагалось, что важ­ным моментом «лечения отдыхом» является увеличение веса. В своей за­мечательной и поистине революционной книге Шоуолтер называет данный эффект «ложной беременностью» (Showalter, 1985, р. 205); этот эффект чем-'

ем в качестве объектов удовлетворения сексуальной потреб­ности и отказывают им в какой-либо активности. Чрезмерная женственность также подвергается критике е практической точки зрения (например, наложение макияжа требует затрат времени, а ношение обуви на высоких каблуках негативно ска­зывается на здоровье). Основная же мысль заключается в том, что женщины не должны заботиться о том, чтобы превращать себя в декоративные объекты, позволяющие «ублажать» взор мужчин. В-результате сложилась тенденция отрицания тради­ционной женской одежды.

Изображения женщин в мизогинистской литературе и филь­мах ужасов связаны с порнографией и их представлением в ка­честве объектов насилия, убийств, пыток и т. д... Все это являет­ся продолжением того, как женщины воспринимаются в «нор­мальной» жизни как пассивные, не способные за себя постоять, а также как объекты для удовлетворения сексуальной потреб­ности мужчин). Те образы, которые нарисованы в недавно вы­шедшем романе «Американское Психо», где женщин распили­вают электропилой для получения мужчинами сексуального удовлетворения, являются, конечно же, крайними проявлени­ями данной тенденции, которая распространяется на многие проявления повседневной жизни. Женщиниостоянно «разре­зают» в рекламной продукции, также как их изнасилования­ми и убийствами изобилуют телевидение и кино. Части жен­ских тел можно видеть изображенными на автобусах и поездах, рекламных щитах и постерах, а также во всех газетах и жур­налах, и они изображаются таким образом гораздо более час­то, чем тела мужчин. Таким образом, разрезание и расчлене-

то напоминает эффект инсулиновой терапии, также связанной с покоем организма и появлением избыточного веса. Хотя Шоуолтер не пытается анализировать данные формы лечения с точки зрения психоаналитических представлений, любопытны ее мысли по поводу поздних работ Фрейда, в которых он обсуждает вопросы женской сексуальности. «Примиряясь в детстве со своей «кастрацией», девочки могут развиваться в трех направ­лениях: одно из них связано с возникновением страха сексуальности и из­беганием сексуальных контактов; второе — с соперничеством с мужчинами и возможным формированием гомосексуальной ориентации; третье — с бо­лее счастливым разрешением внутрипсихического конфликта, когда она на­чинает больше любить отца, чем мать, тем самым заменяя женщину на муж­чину в качестве основного либидинозного объекта (Showalter, 1985, р. 199).

ние женского тела воспринимается .в рекламе как совершенно естественное дело, и лишь когда подобные изображения утра-чиваютлвой метафорический характер, они начинают вселять отвращение" и ужас.

На рисунке 1.1 i представлена фотография витрины мясно­го магазина. Пышнотелая свинья в одних чулках явно ассоци­ируется с соблазнительной женщиной. Ее поза очень напоми­нает те, в которых обычно располагаются ню в классической живописной традиции. Она выступает в качестве доступного объекта удовлетворения сексуальной потребности и в то же время как готовой для разделки туши. В свинью-женщину вот-вот вонзится нож мясника*. Это подчеркивается наличием на заднем плане изображений кусков мяса и ножа рубщика. Данная фотография является достаточно ярким примером изображений женщин в качестве пассивных и неспособных постоять за себя существ, а также объектов удовлетворения сексуальной потребности мужчин. Кроме того, эта фотография указывает на тесную связь образа женщины с представлением о сексуальном насилии.

Основываясь на деконструкционистской философии, Нох-лин (Nochlin, 1989) высказывает важную мысль о том, что в ре­презентациях женщин в искусстве и рекламе господствующая «идеология» проявляется в латентном, завуалированном и не­мом виде менее наглядно, чем в явном и ясно артикулируе­мом1. Так, например, можно обратить внимание на отсутствие женщин в определенных областях деятельности, а также на те способы защиты от насилия со стороны мужчин, которые они используют. Определением отсутствующих образов в массовых репрезентациях женщин занимались некоторые феминистские группы, использующие некоторые особые художественные стратегии. Своеобразным вызовом традиционным тендерным представлениям является творчество некоторых художников — как женщин, так и мужчин — таких как Делла Грейс, Джоел-Питер Виктин. Одним из примеров используемой Грейс стра­тегии может быть изображение «Бородатой женщины» на об­ложке к журнальному приложению газеты «Guardian».

1 В своей книге «Восприятие различий» Поллок отмечает, что в XIX веке многие публичные места были недоступны даже для представительниц «респектабельного» класса буржуазии (Pollock, 1988, р. 73).

Другой феминист­
ской стратегией, кото­
рая, по моему мнению,,
вряд ли может быть
полезной в арт-тера-
пии, является эссенци-
ализм. Он наиболее на­
глядно представлен в
жанре I'ecriture feminine
или «литературы в жен­
ском стиле». Это дви­
жение тесно связано
с работами Роланда
Бартса, неофрейдиста
Жака Лакана и фило­
софией деконструкци-
онизма Жака Деррида.
Такие писатели, как
Элен Сиксу, пытались
в своем творчестве бро­
сить вызов тесно свя­ Рис. 1.11

занной с языком патриархальной символике. Однако, поскольку содержание тендера постоянно изменяется, использование эссенциалистских стратегий представляется проблематич­ным. Я скорее согласна с искусствоведом Линдой Нохлин, которая высказывается, как Реймонд Виллиамс, Хебридж и другие, полагающие, что «идеология» призвана маскировать скрытые отношения контроля и подчинения, с тем чтобы пока­зать, что они являются естественными и неизменными.

Женские притязания на равноправие и власть имеют в значи­тельной мере символическое выражение (знаковое или мифо­логическое). Из-за бессилия женщин, на символическом уров­не, они могут утверждать свою значимость (например, представ­лять разные божественные сущности в различных культурах), что характерно, например, для создаваемых ими в ходе арт-терапии образов. Так, например, мужчины часто изображают­ся приходящими от женского начала (Матери-Земли) и к нему

возвращающимися. Хотя идентификация с символическими образами потенциально может вести к раскрытию человеком своих ресурсов, пребывание на уровне символических репре­зентаций имеет не более чем паллиативный характер. Писа­тельница Анжела Картер подвергает безжалостной критике обольщение представительниц женского движения различны­ми мифологическими образами: «Если женщины позволяют себе компенсировать культурно обусловленный дефицит сво­его доступа к интеллектуальным видам деятельности обраще­нием к воображаемым образам великих богинь, они попросту дают себя дурачить... Все мифологические образы женщин, на­чиная с мифа о спасительной чистоте девы и заканчивая обра­зом исцеляющей и всепримиряющей матери, не что иное, как утешительный нонсенс... Мифы основаны на ложных обобще­ниях, для того чтобы заглушить ту боль, которая вызвана ре­альными обстоятельствами» {Carter, 1979, р. 5).

Перспективы феминистской арт-терапии

Развитие теории культуры поколебало основы многих дис­циплин и неизбежно приведет к пересмотру арт-терапевтиче-ских представлений и методов практической работы, несмотря на то что влияние этой теории на арт-терапию было пока весь­ма ограниченным. Причиной нежелания арт-терапевтов вплоть до настоящего времени заняться этим может быть страх того, что современная арт-терапевтическая практика если и небез­надежна, то, по крайней мере, страдает серьезными изъянами и не может выдержать сколь-либо серьезной критики1.

Я считаю, что арт-терапевты должны быть способны к са­моанализу и самокритике. В противном случае вместо того, чтобы помогать людям приходить к пониманию природы их проблем, мы их запутаем и навяжем им свои собственные, осно­ванные на психологических догмах, интерпретации. (Те пси­хотерапевты, которые пытаются интерпретировать изобрази-

' Я использую данное утверждение в качестве одного из аргументов. Как сви­детельствует данная книга, арт-терапевты испытывают большую потреб­ность во всесторонней оценке своей деятельности и серьезному анализу тендерных вопросов. В то же время данная тенденция проявляется в повре­менных британских арт-терапевтических публикациях еще весьма слабо.

тельную продукцию своих клиентов на основе жестких теоре­тических представлений, спроецируют на эту продукцию либо свои собственные фантазии, либо фантазии автора данных представлений, а возможно, и то и другое.)

Я думаю, что этого можно было бы избежать благодаря об­ращению к фундаментальному понятию индивидуальности. Я призываю против использования любых универсальных тео­рий и за тщательный анализ конкретных обстоятельств жизни человека в арт-терапевтической работе. Такой анализ должен проводиться не в теоретическом вакууме, но с учетом существу­ющих систем репрезентации, институциональных и дискурсив­ных практик, определяющих наше понимание субъективного опыта, болезни и здоровья.

Фокусировка на индивидуальности (субъекте, переживаю­щем страдание и дистресс) позволяет арт-терапевтам избежать чрезмерной зависимости от ограниченного набора жестких теоретических представлений и априорных истин, связанных с любым ортодоксальным подходом.

Хотя не существует ортодоксальной или «стандартной» арт-терапии и она в настоящее время представлена множе­ством разных подходов, в последние годы в Великобритании имела место тенденция к некоторой переоценке роли переноса и контрпереноса во взаимоотношениях клиента и арт-терапев-та (Dalley, 1994, р. 2). Хотя учет влияния личности арт-тера-певта на результаты работы, конечно же, важен верность не­которых психоаналитических представлений и практик явно сомнительна, в особенности с учетом их негативного влияния на женщин1.

Как я уже показала, феминистские подходы в психотерапии уделяют большое внимание учету отношений власти и подчи-

1 Результаты двух последних референдумов указывают на то, что члены Бри­танской ассоциации арт-терапевтов не хотят менять название своей про­фессии с «арт-терапии» на «арт-психотерапию». Это красноречиво свиде­тельствует о том, что большинство арт-терапевтов рассматривают свою де­ятельность как отличную от деятельности психотерапевтов, хотя понятие психотерапии трактуется профессиональными ассоциациями весьма широ­ко. Так, слово «психотерапевтический» рассматривается как имеющее то или иное отношение к отношениям между клиентом и психотерапевтом, которые признаются в качестве основы психотерапевтического процесса (Core Course Requirements Document, BAAT TEC).

нения между полами, социальной природы гендерных различий и той роли, которую играют разные виды репрезентаций в их создании. Поялок {Pollock, 1988) утверждает, что тендерные различия являются продуктом разных социальных практик и институтов, представленных, в частности, семьей, системой образования, разными видами искусств, художественными галереями, журналами и т. д. Эти идеи очень важны для арт-терапии, поскольку, по моему убеждению, критический анализ репрезентационных систем и их влияния на женщин должен быть составной частью арт-терапевтического процесса. Так, например, поскольку тело часто является материалом для ре­ализации тех или иных социополитических практик, женщи­ны нередко испытывают по отношению к своему телу весьма противоречивые чувства. Понимание того, что репрезентаци-онные системы в арт-терапевтической практике и образовании являются социальными конструктами, позволяет сделать вы­вод, что данное отношение женщин к своему телу является не проявлением невроза, а вполне закономерной реакцией. По­скольку женское тело является «носителем» самых разных смыслов, нет ничего удивительного в том, что женщины могут воспринимать его по-разному. Женщины могут принять свое тело благодаря осознанию систем социальной репрезентации. Подобные изменения арт-терапевтической теории приведут к изменениям в методах практической работы. Так, например, частью арт-терапевтического процесса мог бы стать анализ современного положения представителей разных социальных групп1.

Это может быть сделано посредством анализа соответству­ющих систем их социальной репрезентации. Это отнюдь не сложно, не требует какого-либо теоретического исследования и может поначалу заключаться в предоставлении клиенту воз­можности выразить свои чувства, связанные с образами мас­совой культуры, текстами, средствами массовой информации и т. д. — все это очень напоминает используемую феминистка­ми стратегию «развития сознания» (в данном случае понятие
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей