Главная страница

Артикуляция звука р Губы разомкнуты и обнажают зубы


НазваниеАртикуляция звука р Губы разомкнуты и обнажают зубы
АнкорPostanovka_korrektsia_R_Dizartria_Arkhipova.doc
Дата17.09.2017
Размер45 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPostanovka_korrektsia_R_Dizartria_Arkhipova.doc
ТипДокументы
#13230
Каталог

ЗВУК [р]
Артикуляция звука [р]

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звука [р]:
РОТАЦИЗМЫ

1. Отсутствие звука.

2. Горловое (велярное или увулярное).

3. Боковое (слышится [рл']).

4. Носовое (слышится [нг]).

5. Одноударное.

6. Мягкое произношение ([р-р']).
ПАРАРОТАЦИЗМЫ

Звук [р] заменяется на:

1. [л]

2. [j]

3. [Д]

4. [в]

5. [г]

6. [ы]
Подготовительные упражнения

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу­зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.

в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж­ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.

2. Упражнение для губ:

а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.

3. Упражнение для языка:

а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа­ми, покусать зубами.

в) «Вкусное варенье». Широким языком облизы­вать верхнюю губу сверху вниз.

г) Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.

д) «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в пе­редне-заднем направлении

е) «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при гор­ловом дефекте) — звук «ттт», а при других вариантах звук «ддд».

ж) «Цоканье» — прищелкивание языком с переменным темпом (держать подбородок).

з) Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.

и) «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.

к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать язы­ком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА

При ротацизме и параротацизме постановка зву­ков одинаковая.

1. По подражанию:

а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с си­лой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функци­ональной нагрузкой»). Положение кончика языка ре­бенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвео­лам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередо­вание единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается уп­ражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхае­мой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подго­товительном этапе.

Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Моло­ток» — «Дятел» — «Пулемет» выполняются на базе зву­ка [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в ре­зультате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и уву­лярного ротацизма направлены на погашение этого ви­да вибрации и активизации вибрации кончика языка.

2. От опорного звука:

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при подня­том к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».

3. Смешанный способ

а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу бо­ковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набуха­ет» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упраж­нение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получа­ется вначале короткое «тр» — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быст­ром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).

Ребенку предлагается быстро произносить длин­ный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик язы­ка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выпол­нял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов посте­пенно учащается, и колебания кончика языка произ­водятся в различном темпе. Образованные в резуль­тате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор».

4. Механический способ.

Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие дви­жения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совер­шает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызы­вает вибрацию не только кончика языка, но и всей пе­редней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.

Рекомендации:

1. При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонталь­ное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.

2. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механи­ческой помощью, на ощущениях вибрации и харак­терном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механи­ческой помощи палец ребенка. Предварительно гото­вят к этому палец ведущей руки на занятиях пальце­вой гимнастики. Формируют тонкие дифференциро­ванные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой па­лец вибрирует на натянутой резинке, струне и т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибри­рующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокраще­ния мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.

а) Выполняют последовательно серию упражне­ний «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зуба­ми. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.

б) Выполняем предыдущие упражнения. Начина­ем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не выра­батывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произ­носить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.

Примечание:

При коррекции всех видов ротацизма и параротацизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».
перейти в каталог файлов
связь с админом