Виды нарушений письмаАРТИКУТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИС-ГРАФИЯ:Неправильное
произношение звуков речиСмешения, замены, пропуски букв
Недостаточность артикуляторной моторики (с-ш, л-р)
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯЗамены букв, обозначающих фонетически близкие звуки
Нарушение обозначения мягкости соглас-ных на письме ч-ть, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, к-г и пр
Неточность слуховой дифференциации
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕНАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА :Слитное написание слов
Раздельное написание слов
Пропуски согласных при их стечении
(дожи)
Пропуски гласных (тчка-тачка)
Перестановки букв (кулка-кукла)
Добавления букв (весная-весна)
Пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед)
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯНеправильное употребление падежных окончаний
Замены формы единственного числа имен
существительных формой множественного числа и наоборотОшибки согласования имен существитель-ных с именами прилагательными в роде, па-деже, числе
Ошибки управления и согласования в слово-сочетаниях и предложениях
Пропуски и замены предлогов
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯИскажённое воспроизведение букв на пись-ме
Замены и смешения графически сходных букв (П-Т, Л-М, И-Ш)
Буквы, состоящие из одинаковых или сход-ных элементов (Б-Д, Э-С, В-Д)
М Б О У « СО Ш № 8 »Н ЕФ Т ЕЮ Г АН СКСоставила: учитель-логопед
Мухаматнурова Эльвина Хабибулловна
Памятка родителям и учителям Дисграфияэто частичное нарушение процес-са письма, которое проявляется в
повторяющихся и достаточно стойких ошибках в процессе
письма, обусловленных несфор-мированностью высших психиче-ских функций, участвующих в процессе письма.
Со стороны многих родителей
учителей ошибки списываются на невнимательность ребенка. Все, что в этом случае
могут порекомен-довать учителя родителям, так это больше писать пот диктовку. Этот период труден не только для родителей, но и для самого ре-
бенка. Ребенок начинает негативно относиться к письму в школе. Для того, чтобы этого не случилось важ-но уметь анализировать ошибки ре-бенка. Неслучайность таких «нелепых» ошибок, которые стано-вятся систематическими — повод для обращения к логопеду. Ошибки такого типа свидетельствуют о том, что у ребенка наблюдается дисгра-фия.
Какие бывают дисграфическиеошибки?Ошибки, возникающие из-за несформи-рованности слухового восприятия и фонематических процессов:пропуски в словах гласных букв: ручй – ручей, пщат – пищат, мрковь – морковь;
пропуски в словах согласных букв: кварира
– квартира; пропуск в слогах слова: беки – белки;
замена в словах гласных: пище – пищу, сесен – сосен, мягкий – мегкий; замена со-гласных: тва – два, чача – чаща, урошай – урожай, токазываед – доказывает;
перестановки букв и слогов: моколо – мо-локо; недописывание окончаний и слогов: впере – вперед, на калитка – на калитках, дублика – дубликат;
добавление в слова ненужных букв
и слогов: детити – дети, денактат – деканат;
изменение слова: мальни – мыльный, чайнк
– чайник;
слияние двух и более слов и их деление по своему усмотрению: войнаимир – война и мир, в сё – всё;
неумение
делить текст на предложения, слитное написание предложений: Снежин-ки падали на землю. Белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки птицам стало голодно. – Снежинки падали на землю белым покрывалом. Мороз креп-
чал и сковал все реки. Птицам стало голод-но.
пропуск мягкого знака в словах: болшой – большой, сколко – сколько, примчалис – примчались
Ошибки, из-за несформированности лексико-грамматической стороны речи:нарушения согласования слов: с яблоневый ветки
– с яблоневой ветки, появилась солнце – появи-лось солнце, большая коробки – большие коробки; нарушения управления: в горку – с горки; умча-лись в пруду – умчались к пруду, сидит диван – сидит на диване; замена слов, сходных по звукам: плот – плод; раздельное написание приставок и слитное написание предлогов: всаду – в саду, наполу – на полу, на бухли – набухли; пропуски слов в предложении.
Ошибки, вызванные несформированно-стью пространственного восприятиязрительного узнавания, неумением выделять анализ и синтез:
путаница букв, занимающих различное положе-ние в пространстве: б-д, в-д, т-ш; путаница букв с различным числом схожих элементов: и-щ, ц-ш; путаница букв с дополнительными элементами, такими как: л-м, п-т, и-ц, ш-щ, х-ж; написание букв в обратном направлении: с, э, ю; пропуск, написание лишних элементов букв и их непра-вильное расположение.
Ошибки, связанные с неспособностью детей усвоить большой объем школьного материала,также с неумением запоминать и употреблять на письме правила орфографии, усвоенные ра-нее:
безударная гласная в корне слова: кравать – кро-вать, весок – висок; правописание глухих и звонких звуков как в середине, так и в конце слова: дуп – дуб, крушка – кружка; обозначение смягчения согласных; прописная буква в именах