Нарушения групп звуков традиционно обозначаются следующими терминами:
— сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;
— парасигматизм — фонематические нарушения этих звуков;
— ламбдацизм — фонетические нарушения звуков Л и Ль;
— параламбдацизм — фонематические нарушения данных звуков;
— ротацизм — фонетические нарушения звуков Р и Рь;
— параротацизм — фонематические нарушения этих звуков;
— йотацизм — фонетические нарушения звука Й;
— парайотацизм — фонематические нарушения звука Й;
— каппацизм — фонетические нарушения заднеязычных звуков;
— паракаппацизм — фонематические нарушения данных звуков;
— дефекты смягчения фонем;
— дефекты озвончения фонем.
Помимо форм и видов нарушения звукопроизношения в логопедии различают уровни неправильного произношения.
Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, недостаточностью артикуляционной моторики. Дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер.
Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к последующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.
На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановка от имеющихся в речи ребенка звуков и постановка с механической помощью.
Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен точно подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, те звуки, которые еще у ребенка не поставлены.
Четвертый этап является заключительным, он связан с обучением ребенка умению различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Проведение этого этапа необходимо только при наличии фонематических нарушений.
В программе обучения и воспитания детей с ОНР Т.Е. Филичевой, Г.В. Чиркиной определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного их проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, при ринолалии, при дизартрии и др.). Проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения.
Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, куда входят подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия.
В настоящее время в отечественной практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звуков. Особое внимание хочется уделить трем методическим пособиям: В "Сборнике речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками" Л.В. Успенской и М.Б. Успенского (М., 1973) предлагаются различные слова, фразы, рассказы — миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам со специальным подбором звуков. Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа.
Анализируя речевой материал данного пособия, нужно отметить, что оно является наиболее полным, последовательным; в нем отражены практически все группы звуков: свистящие, шипящие, их различение, звуки Л и Ль, звуки Р и Рь, их различение, заднеязычные звуки, звуки В, Б, Д и йотированные звуки. Однако, данное пособие подойдет для ребенка с изолированным нарушением какой-либо одной группы звуков, т. к. при автоматизации свистящих часто встречаются и шипящие, и сонорные. Если у ребенка нарушены две и более группы звуков, что чаще всего и бывает на практике, логопед должен тщательно отбирать речевой материал.
Интересным, системным и последовательным является "Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста" Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше (1989 г.). Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется при обследовании и формировании всех сторон речи.
Пособие состоит их 8 серий и включает 516 картинок на определенные звуки. При анализе слов-картинок можно отметить их тщательный подбор, но количество этих слов для автоматизации недостаточно.
Одним из наиболее красочных и картинных пособий являются книги Н.И. Соколенко "Посмотри и назови" — дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей (М. - СПб., 1997). Книги содержат специально подобранные картинки, в первой части даны иллюстрации слов со свистящими и шипящими звуками, во второй — с сонорными звуками Р, Рь, Л, Ль. Все оппозиционные звуки из упражнения исключаются: в разделе для свистящих не встречаются шипящие и, наоборот; существует раздел по дифференциации оппозиционных звуков — С и Ш, 3 — Ж, Р — Л. В данном пособии основной акцент сделан на автоматизацию поставленного звука в словах.
Систематизация речевого материала по
звуковой культуре речи
Анализ звукового состава слова. Условные обозначения.
1. Условные обозначения: гласный звук — красный квадрат; согласный звук (твердый) — синий квадрат; согласный звук (мягкий) — зеленый квадрат; слог— короткая полоска; слово— длинная полоска.
2. Знать:
а) слова делятся на части (слоги);
б) слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
в) слово отличается от слога, звука тем, что имеет значение;
г) уметь определить, назвать; слово (папа), слог (па), звук (п, а);
д) мы говорим предложениями, предложения состоят из слов;
е) уметь считать количество и порядок слов в предложениях (без предлогов и союзов). Например: Таня купила яблоко. (В этом предложении 3 слова: 1-ое слово — Таня, 2-ое — купила, 3-е — яблоко);
ж) есть короткие слова (предлоги): — на, — под, — в, — из, — над, — у. Короткие слова соединяют слова в предложения;
з) при анализе предложения считаем и длинные, и короткие слова.
Коля пьет сок (3). Коля пьет сок из стакана (5).
Анализ звукового состава слова. Звук У.
1. Звук У — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук У, губы вытянуты трубочкой.
2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук У: И — У — Ы — У — А —У —И —У —А — И —Ы —У —А —у —У —А—-И —У.
3. Назови 1 звук в слове: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых звук У первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.
5. В каких словах слышится звук У: муха, дом, паук, мак, кот, утка, сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина.
6. Определи позицию звука У в словах: утка, муха, паук, какаду, эму.
7. Выучить: Устала утка на пруду
Учить своих утят. Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Анализ звукового состава слова. Звук А.
1. Звук А — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, язык отодвинут назад.
2. Подними руки, когда услышишь звук А:
И—У—А—О—У—А—И—А—А—Ы—А—У—О— А —У —А —И.
3. Назови 1 звук в слове: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг, армия.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук А: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука, автобус.
5. Послушай и назови, в каких словах слышится звук А: утюг, аист, индюк, Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.
6. Определи позицию звука в словах: Алик, танк, мука, аист, мак, пила.
7. Выучить: Аист, азбука, айва
Начинается на А. Анализ звукового состава слова. Звук И.
1. Звук И — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук И, губы улыбаются, язык внизу.
2. Открой глаза, когда услышишь звук И:
И — О —У —А —И —У —И —О —Э —И.
3. Назови 1 звук в слове: ива, Аня, окна, уши, иней, Алик, осень, утка, искры, угол, иглы, обувь, иволга.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых звук И первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк, иголка.
5. В каких словах слышится звук И: ива, дом, вилка, мак, малина, утка, петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна.
6. Определи позицию звука И в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.
7. Выучить: Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Анализ звукового Состава слова. Звук О.
1. Звук О — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены.
2. Подними руку, когда услышишь звук О: О — И— У — О — А — И —О —И —О —У —А —И —О —И —О —У —О.
3. Назови 1 звук в слове: Оля, Аня, утка, ива, обувь, аист, уши, иней, азбука, улица, Ира, окна.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых звук первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод.
5. В каких словах слышится звук О: окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук, кот, бинт, яйцо.
6. Определи позицию звука О в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.
7. Отгадай и выучи: Вот так дом — одно окно:
А в окне идет кино, (телевизор)
Анализ звукового состава слова. Звук Э.
1. Звук Э — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук Э, губы в улыбке, язык внизу.
2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Э:
И — Э — О — У — Э — А — Э — И — О — У — Э — О — У —
Э—А—И—Э
3. Назови 1 звук в слове: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля, иней.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук Э: Эмма, Эдик, эхо, Эля.
В каких словах слышится звук Э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо, паук, Эля, муха, Аня, утка.
5. Определи позицию звука Э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф, этикетка.
6. Выучить: Эхо, эхо, вот потеха!
7. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки: АУ, А, И, АЭ, ЭАИ, УИЭ.
Анализ звукового состава слова. Звук Ы.
1. Звук Ы — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук Ы, губы улыбаются, язык отогнут.
2. Открой глаза, когда услышишь звук Ы:
Ы —А —И — Э — Ы — У — О — Ы — И — О — Ы — У— Э — Ы.
3. Назови 1 звук в слове: Аня, уши, осы, иней, эхо, аист, утка, осень, иволга, Эму.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых звук Ы слышится в середине и в конце: дым, дыня, тыква, бык, коты, бинты.
5. В каких словах слышится звук Ы: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинт, дубы.
6. Определи позицию звука Ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы, ноты, бегемоты, дыня.
7. Выучить: Когда ноги вы,
Когда ноги мы, Когда ноги ты, Тогда ноги вымыты.
Анализ звукового состава слова. Гласные звуки.
1. Уметь рассказать, какие звуки называются гласными {звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными).
2. Сколько всего гласных звуков? 6 — а, о, и, ы, у, э.
3. Вспомни и назови слова, которые начинаются с гласного звука: а—..., о— ..., и— ..., э — ... , у— ....
4. Повтори ряд звуков: а — о — у — и
у — э — о — а
и — о — ы — у
о — э — у — ы и т.д.
Анализ звукового состава слова. Звук П.
1. Звук П — согласный звук, твердый. При произнесении звука П губы смыкаются, язык лежит внизу. Губы — это преграда для воздушной струи. Звук П;— глухой, произносим без голоса.
2. Повтори за мной: an — on — уп; an — уп — on; on — уп — an; an — on — yn — un; on —yn — un — an; yn — un— an — on.
3. Звуковой анализ обратного слога. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой I звук? Какой II? Произнесем слог, проговаривая последовательно I и II звук: an, on, yn, un.
4. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы со звуком П в начале слова: поляна, паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемет, паутина, подкова, Полина.
5. В каких словах слышится звук П: паук, мак, муха, бант, танк, пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто.
6. Отхлопай слово. Назови, сколько частей (слогов) в слове? Папа, панама, липа, пух, паук, пулемет, плита, потоп, топ.
7. Игра "Чего не стало". Образец: паук — нет паука, пауки — нет пауков. Липа, пакет, пальма, панама, поляна, подкова.
8. Выучить скороговорку: От топота копыт
Пыль по полю летит.
Анализ звукового состава слова. Звук Т.
1. Звук Т — согласный звук, твердый. При произнесении звука Т рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим без голоса. Т — звук глухой.
2. Повтори за мной: am — от — ут — ит; от — ут — ит; ут — ит — aм — от; ит — aм — от — ут.
3. Звуковой анализ обратного слога. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой I звук? Какой II? Произнесем слог, проговаривая I и II звук: am, ут, ит.
4. Оформить иллюстративно слова со звуком Т в начале: Тома, тыква, Таня, тополь, танк, туфли, ток.
5. Отхлопать, назвать количество частей (слогов) в слове. Игра "1, 2 и 5". Образец: 1 тополь — 2 тополя — 5 тополей. Тома, тыква, Таня, тополь, танк, туфли, ток.
6. Выучить скороговорку: У кита китовый ус?
У кота отменный вкус?
Анализ звукового состава слова. Согласные звуки.
1. Уметь рассказывать, какие звуки называются согласными {при произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда).
2. Чем образуется преграда? (губами, зубами, языком).
3. Назови пройденные согласные звуки (П — Т — К).
4. Чем похожи и чем отличаются эти звуки? (все они согласные, глухие; отличие— чем образуется преграда: П— губами, Т— кончиком языка, К — спинкой языка.
Анализ звукового состава слова. Звуки П — Т — К.
1. Повторяем звуки П — Т — К. Назвать слова со звуками П, Т, К. (3-4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.
2. Определить последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп, бант, индюк.
3. Запомнить и повторить: ПА — КА — ТА, КА__ТА__ПА
КО —ТО —ПО, АК — АП — AT.
4. Определять количество и последовательность слогов в слове (отхлопывать): кабина, батон, туфли, конь, пони, панама, пулемёт,
ток. (пеликан — в слове пеликан — 3 слога: 1-ый — не 2-ой ли
3-й —кан").
5. По картинкам (см. задание №1) составлять простые предложения из 3-х слов. Паук плетет паутину (паук, паутина – опорные слова).
6. Повторить скороговорки: Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Анализ звукового состава слова. Звук X.
1. Звук X — согласный, твердый (произносим строго), глухой (произносим без голоса). Когда произносим звук X, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким небом.
2. Определить позицию звука X в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей, (иллюстративно оформить эти слова)
3. Звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
4. Игра "Один — много". Поход — походы, муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.
5. Уметь объяснить пословицы. Делано наспех, сделано на смех. Поспешишь, людей насмешишь. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
6. Выучить скороговорку:
Хохотуньи хохотали: Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, Хохотали, хохотали, Увидали петуха.
Анализ звукового состава слова. Звук Хь.
1. Звук X' — согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка прижатая к нёбу. Когда произносим звук X', рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук X' в словах: халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, химия, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.
3. Послушай внимательно и повтори, как я (интонационно выделяя подчеркнутый слог). Хи — хи — хи. Хи — хи — хи. Хе — хе — хе. Хе — хе — хе.
4. Подчеркнутые слова из задания № 2 оформить иллюстративно в тетрадке и определить позицию звука X' в словах.
5. Игра "Много —один". Мухи — муха, петухи, вдохи, выдохи, папахи.
6. Выучить чистоговорку: Хи — хи — хи,
Хи — хи — хи,
В поле пели петухи.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |