Анализ звукового состава слова. Звук Ль.
1. Звук Л' — согласный, мягкий. Когда мы произносим звук Л', губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Л'. Определить позицию звука Л', филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка, медаль, билет.
3. Игра "Чего (кого) не стало". Олени — нет оленей, плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.
4. Составление предложений (по картинкам) со словами из задания № 2. "Что у кого?" У Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).
5. Выучить скороговорку: Мы еле, еле
Поймали налима на мели.
Анализ звукового состава слова. Звук Й.
1. Звук Й — согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука Й губы улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой. Воздушная струя — теплая, короткая.
2. Подбери и приклей или нарисуй слова со звуком Й, определи позицию звука в слове: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей, воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.
3. Звуко-слоговой анализ слов: май, майка.
4. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.
5. По картинкам игра "Чего у нас нет?": йод— нет йода и т.д.
6. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.
7. Работа с деформированным предложением. — Как правильно? Чайник, на, стоит, стол. Лайка, кота, лает, на, громко. На, соловей, поет, ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?
8. Запомни чистоговорку: Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И дальше поехали.
Анализ звукового состава слова. Звук Б.
1. Звук Б — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Б губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая; голос образуется.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Б. Определить позицию звука Б. Бык, бак, балкон, бутылка, батон; автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака, соболь, бумага, азбука, кабан.
3. Звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
4. Составь слово из слогов: ка— бул, ки — со— ба, бан — ба — ра, ба — шка — бу.
5. Игра "Назови ласково": бант — бантик (банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка).
6. Составь по картинкам 5-6 предложений. Сосчитай, сколько слов в предложении.
7. Работа с деформированным предложением: Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать, в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.
8. Запомни чистоговорку: Бан — бан — бан — бан —
по лесу идет кабан.
Бы — бы — бы — бы —
на поляне есть дубы.
Бу — бу — бу — бу —
сидит дятел на дубу.
Бо — бо — бо — бо —
все мы любим "би -— ба — бо".
Анализ звукового состава слова. Звук Д.
1. Звук Д — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Д губы округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется, воздух выходит отрывисто.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Д. Определить позицию звука Д. Дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша; звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.
3. Звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
4. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лан; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка, дуд; дат, сол.
5. Игра "1, 2, 5": 1 дом — 2 дома — 5 домов (дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак).
6. Работа с деформированным предложением: Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на, небо. Судак, плавать, в, река.
7. Запомни чистоговорку: Да — да — да, да — да — да —
моет руки нам вода,
Ды — ды — ды, ды — ды — ды —
мы не можем без воды.
До — до — до, до — до — до —
моем мы лицо водой.
Ду — ду — ду, ду — ду — ду —
сильно на руки подуй.
Анализ звукового состава слова. Звук Г.
1. Звук Г — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Г губы округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу. Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая, прорывистая.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Г. Определить позицию звука Г. Гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка, гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугай; магазин, гвоздика.
3. Звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
4. Составь слово из слогов; си — гу, бы — гу, мак — га, и — ка — гол, по —г гай — пу, бу — га — ма, ма — зин — га.
5. Игра "Голубая, голубой, голубые": гамак, голубь, вагон, попугай, газета, губка, книга, гвоздика.
6. Запомни рассказ. Сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: "Га — га — га!". Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.
Анализ звукового состава слова. Звук С.
1. Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука С губы в улыбке, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у альвеол, воздушная струя холодная.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком С. Определить позицию звука С. Санки, носки, весы, лес, автобус, добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.
3. Звуковой анализ слога: са.
4. Делим слова на части (слоги) отхлопывая: сад, ко — сы, са — ни, а— на —нас, са — мо — лет, но— сок.
5. Игра "Скажи ласково". Сад — садик, лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын.
6. Закончи предложение и повтори его целиком: Саня и Соня посадили ... (сосну). В саду стоит высокая ... (сосна). Скамейку поставили под ... (сосну).
7. Выучить: У сени и Сани в сетях сом с усами.
Где снег, там и след.
Анализ звукового состава слова. Звук Сь.
1. Звук С — согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука С губы улыбаются, кончик языка внизу, но отодвинут от зубов, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная.
2. Определить позицию звука С в словах (начало, середина, конец): семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек, сетка, высь. Слова оформить иллюстративно в тетрадке.
3. Звуковой анализ слога: су.
4. Игра "Какой — какая — какое?" Синий, синяя, синее (согласовывать прилагательные с существительными из задания №2).
5. Составить предложения со словами (по картинкам). Сима — василек. Сёма — гусята. Вася — кисель. Люся — селедка.
6. Выучить стихотворение: Мы сидим на лесенке
И поём мы песенки.
Анализ звукового состава слова. Звук 3.
1. Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий. (Произносится также, как звук С, только с голосом). Какая преграда для воздуха? (Спинка языка поднята к альвеолам, широкий кончик языка прижат внизу за зубами).
2. Определить позицию звука в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок, замок, азбука, гнездо. Слова оформить иллюстративно в тетрадке.
3. Делим слова на слоги: за — пад, ко — за, за — но — за, му — зы — ка, фа — зан, зонт.
4. Игра "Чего (кого) не стало?" Козы — нет коз, зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.
5. Составить предложения со словами из задания № 2 (по картин. кам). "Что у кого?" У Зои (зонт), (ваза) и т.д. У Лизы (звонок), (мо. заика) и т.д.
6. Выучить скороговорку: Зонного зайку зовут Зазнайка.
7 Объяснить выражение: Знать на зубок.
(Знать что-то очень хорошо).
Анализ звукового состава слова. Звук Зь.
1. Звук 3' — согласный, мягкий, звонкий (произносим как звук С только с голосом). Назови преграду для воздушной струи? (Спинка языка касается нёба).
2. Определить позицию звука 3' в словах (в начале, в середине слова): Зина, земля, изюм, земляника, газета, зима, музей, магазин, зяблик, обезьяна. Слова оформить иллюстративно в тетрадке.
3. Звуковой анализ слова: суп.
4. Игра "1, 2, 5". Согласовывать числительные 1, 2, 5 со словами из задания № 2 (кроме слов изюм, земля).
5. Составить предложения со словами из задания № 2 (по картинкам). Что (кого?) любит Зина? Зина любит землянику, и т.д.
6. Повтори! Зи — зи — зи — сено отвези.
Зе — зе — зе — сено дам козе.
Анализ звукового состава слова. Звук Ц.
1. Звук Ц — согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука Ц кончик языка ударяется о верхние зубы (Т) и прячется за нижние зубы (С). Голос не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идет по середине языка.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Ц. Определить позицию звука Ц. Цыпленок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница, птенцы, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница.
3. Звуко-слоговой анализ слов: цветы, цапля.
4. Игра "Таня и Танечка". У Тани голубое платье, а у Танечки — голубенькое платьице, (душистое мыло, теплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки).
5. Составь предложения по картинкам из 3-4 слов.
6. Запомни чистоговорку: Ца — ца — ца — ца — на лугу стоит овца. Цы — цы — цы — цы — у синицы есть птенцы. Цо — цо — цо — цо — на столе у нас кольцо. Цу — цу — цу — цу — дам всем детям по кольцу.
Анализ звукового состава слова. Звук Ш.
1. Звук Ш — согласный звук, твердый, глухой, шипящий. При произнесении звука Ш губы вытягиваются вперед, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная струя —- теплая, рассеянная.
2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука Ш: шапка, шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш, камыш, ландыш, шалаш.
3. Звуко-слоговой анализ слов: шкаф, штаны.
4. Игра "Составь слово из слогов": ка, щап; душ, по, ка; на, ши; дыш, лан; ши, ма, на; мы, ка, ши.
5. По картинкам измени слово. Игра " Один или много". Шуба — шубы и т.д.
6. По картинкам составь предложения из 3-4 слов. Сосчитай, сколько слов в предложении.
7. Запомни чистоговорки: Даша под душем
Моет шею и уши.
Тише, мыши, не шумите,
Кошку Машку не будите. На окошке мошку Ловит лапкой кошка.
8. Запомни, объясни пословицы: Шила в мешке не утаишь. Поспешишь — людей насмешишь. С кем поведешься, от того и наберешься.
Анализ звукового состава слова. Звук Ж.
1. Звук Ж — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Ж губы вытягиваются дудочкой, широкий кончик языка поднимается вверх. Голос образуется, воздушная струя теплая, сильная.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Ж. Определить позицию звука Ж. Жук, ужи, ежевика, жаба, ежи, пиджак, желуди, медвежонок, лыжи, ножи, художник, сапожник, одежда, жажда.
3. Звуко-слоговой анализ слов: жук, лыжи.
4. Прохлопай слова, сколько в них слогов? Жаворонок, жеребенок, оранжерея, дирижер, этажерка, пирожное.
5. Игра "Кто у кого?" У лошади — жеребенок, жеребята. У ежа — ... ?,у ужа— ... ?, у моржа— ... ?
6. Работа с деформированным предложением: Жук, летать, на, цветок. Ужа, лежать, камушек, под. Морж:, плыть, льдина, к. Еж, бежать, в, норка.
7. Запомни чистоговорку: Жук жужжит: "Жу — жу — жу!"
И жужжу, и жужжу.
Я живу, не тужу
Я на ветке сижу.
Жук упал, и встать не может —
Ждет он, кто ему поможет.
Анализ звукового состава слова. Звук Ч.
1. Звук Ч — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука Ч губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (Т) вверх (Ш), голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная.
2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука Ч: чай, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье, мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.
3. Звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.
4. Прохлопай трудные слова. Сколько слогов в слове? Учитель, песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.
5. Игра "Назови ласково". Мяч — мячик, ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка, стакан, кувшин.
6. Перескажи рассказ. Сколько в нем предложений? Дедушка надел очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: "Дедушка, дай мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки ". Какая ошибка есть в рассказе?
7. Выучи чистоговорку: Встретил ежонка бычок
И лизнул его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: В рот не суй, что попадётся!
Анализ звукового состава слова. Звук Щ.
1. Звук Щ — согласный, глухой, мягкий. При произнесении звука Щ губы улыбаются, широкий кончик языка у верхних зубов, голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Щ. Определить позицию звука Щ. Щука, щи, щегол, щипцы, щавель, щётка, щенок, щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ.
3. Звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок.
4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица, экскаваторщик, регулировщик.
5. Игра "Ещё больше". Сила — силища, рука, нога, кулак, сапог, голос.
6. Составить предложения (4-5) по картинкам. Сколько слов в предложении?
7. Перескажи рассказ "В роще". Сколько в нем предложений? Весной в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат. Щеглы носят им пищу.
8.3апомни чистоговорку: Два щенка, щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Анализ звукового состава слова. Звук Л.
1. Звук Л — согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык упирается в зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам.
2. Определить позицию звука Л в словах. Слова оформить иллюстративно в тетрадке. Лампа, вилка, пол, лодка, палатка, голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел.
3. Звуковой анализ слов: лампа, сток.
4. Игра "Какой — какая — какое?" Прилагательные согласовать с существительными из задания № 2. Белый — мел, .... Белая — палатка, .... Белое —: облако, ....
5. Составить предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила? Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одевала куклу.
6. Выучить: Летят опилки белые
Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы.
7. Повтори скороговорку 3 раза: Колпак под колпаком,
под колпаком колпак.
Анализ звукового состава слова. Звук Р.
1. Звук Р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Р рот открыт, губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется голос, воздушная струя сильная, длительная.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Р. Определить позицию звука Р. Рак, рама, рубашка, карандаш, барабан, роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор, комар, пар.
3. Звуко-слоговой анализ слов: крыша, рубашка.
4. Прохлопай и объясни слова. Сколько в них слогов? Термометр, прожектор, проталины, оркестр, конструктор.
5. Игра "Чего у нас нет?" по картинкам.
6. Составить 5-6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении?
7. Запомни чистоговорку:
Ра — ра — ра — ра — высокая гора.
Ры — ры — ры — ры — летят комары.
Ро — ро — ро -— ро — полное ведро.
Ру — ру — ру — ру — скачет кенгуру.
8. Перескажи рассказ, сколько в нем предложений? Ворона поймала рака. Рак попросил ворону: "Спой, ворона!" Ворона каркнула: "Кар — кар — кар!" Рак выпал и уполз.
Анализ звукового состава слова. Звук Рь.
1. Звук Р' — согласный, звонкий, мягкий. При произнесении звука Р' губы улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная струя сильная.
2. Иллюстративно оформить в тетради слова со звуком Р'. Определить позицию звука Р'. Репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк, зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка, грядка, абрикос, кастрюля.
3. Звуко-слоговой анализ слов: грибы, матрешка.
4. Игра "Какой — какая?" Береза — берёзовый сок, лес; берёзовая ветка, роща. Орех— варенье какое? Скорлупа, куст. Гриб— соус, суп, дождь, пирог. Огурец — крем, рассол, салат. Абрикос — сок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз — корка, сок, варенье, имена.
5. Составить предложения по картинкам, сколько слов в предложении?
6. Запомни чистоговорку:
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят. Речевой материал для автоматизации
свистящих, шипящих и сонорных звуков
Целью данных методических рекомендаций является предложение логопедам специального речевого материала по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с ОНР, когда нарушены все основные группы звуков.
Акцент сделан на подбор материала таким образом, чтобы при автоматизации одной из групп не встречались слова с другими проблемными звуками. Если у ребенка проходит автоматизация звуков С, 3, Ц, то в речевом материале нет ни шипящих, ни сонорных.
Другой особенностью является постепенное усложнение материала от изолированного произнесения, к произнесению в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах разной слоговой структуры с постепенным усложнением, в предложениях и в связных текстах.
Одновременно с автоматизацией звука в речь идет работа по развитию фонематических процессов.
Вся речевая работа оформлена в виде карточек.
На каждый звук дается от 4 до 6 карточек, которые постепенно усложняются.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |