Главная страница
qrcode

Алексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз... Б. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки


Скачать 16.44 Mb.
НазваниеБ. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки
АнкорАлексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз.
Дата13.01.2017
Размер16.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexeev_B_Myasoedov_A_Elementarnaya_teoria_muz.doc
ТипДокументы
#5837
страница12 из 23
Каталог
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23
§ 53. Диатонические лады в народной и профессиональной музыке

Как уже говорилось, семиступенные диатонические лады широко распространены в народной музыке. Так, в русской народной песне можно встретить наряду с натуральным мажором и минором другие диатонические лады, как, например, миксолидийский мажор:
147 Русская народная песня «Ай, во поле липынька»





Обращает на себя внимание запись песни (взятой из сборника русских народных песен, составленного Н. А. Римским-Корсаковым): при ясно выраженной тонике Фа-диез в ключе выставлено пять диезов, а не шесть, как в обычном Fis-dur.

Лидийский лад часто можно встретить в польской народной музыке, влиянием которой объясняется нередкое использование этого лада в музыке Шопена:

148 [Allegro non troppo] Ф. Шопен. Мазурка op. 24 № 2





В приведенном примере (F-dur) IV высокая ступень встречается лишь однажды, но она подчеркнута ремаркой «ritenuto».

Фригийский и дорийский лады можно также встретить в образцах народной музыки:

149 Моравская народная песня





В композиторском творчестве семиступенные диатонические лады используются как для воссоздания народного колорита, так и в связи с определенным характером выразительности, отличающим эти лады от общеупотребительных. Например, выразительные возможности лидийского лада по сравнению с натуральным мажором связаны с более яркой, подчеркнутой мажорностью, а мнксолидийского — с несколько омраченной мажорностью, «потемнением» общего колорита. Если сравнить выразительные возможности фригийского и дорийского ладов с натуральным минором, то во фригийском ладе заметно усиление, углубление минорности, а в дорийском — просветление, «омажоривание».

Для наглядности можно расположить звукоряды описанных ладов в порядке нарастания мажорности (или, что то же самое, уменьшения минорности) — от наиболее минорного (локрийского) до наиболее мажорного (лидийского) лада; при этом низкие ступени постепенно убывают и заменяются высокими:

150 локрийский

фригийский

эолийский

дорийский

миксолидийский

ионийский

лидийский
§ 54. Диатонические лады с меньшим количеством ступеней

Из этих диатонических ладов наибольшую роль в народной и профессиональной музыке играют пятиступенные лады, относящиеся к области пентатоники. Пентатонику можно себе представить как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней. Например:

151

Пентатоника относится к разряду так называемых ангемитонных, то есть бесполутоновых ладов.

Приведенные звукоряды можно сравнить соответственно с натуральным (ионийским) до мажором, где отсутствуют звуки фа и си, образующие между собой тритон и находящиеся в полутоновом сопряжении с одной из соседних ступеней, и натуральным (эолийским) до минором, в котором отсутствуют звуки ре и ля-бемоль, также образующие между собой тритон и прлутоновое соотношение с одной из соседних ступеней лада.

Как и в полных диатонических звукорядах, звуки пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Подобно семиступенным диатоническим ладам, и в данном случае тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике мажорную или минорную окраску. Однако практически, благодаря отсутствию в звукоряде остро звучащих полутоновых сопряжений между ступенями и тритонов, устоем (постоянным или временным) может оказаться любой из звуков пентатоники. Это обстоятельство способствует образованию некоторых промежуточных видов пентатонного звукоряда, не обладающих четко выраженным ладовым наклонением. Например:

152 мажорная пентатоника промежуточные виды



минорная пентатоника



Пентатонику можно обнаружить в древнейших образцах фольклора самых различных народов. Характерны эти лады и для современной музыки народностей, населяющих Среднее Поволжье — татар, башкиров, чувашей, марийцев; распространена пентатоника и в некоторых странах Востока — например во Вьетнаме, Китае.

153 Татарская народная песня



Пентатоника в русской народной песне встречается относительно редко, главным образом в старинных образцах. Наиболее своеобразны я типичны так называемые три хорды, представляющие собой трехзвучные попевки, образованные малой терцией и большой секундой в объеме чистой кварты:

154 и т.п.

В приведенном ниже примере отмечены трихордные попевки:

155 Русская народная песня «Не было ветру»





Другие неполные диатонические ладовые образования могут включать в себя еще меньшее число звуков. Так, например, звукоряд лада русской народной песни «Идет коза рогатая» состоит всего из трех звуков:

156

В этом примере ладовая основа ограничена тоникой, III и IV ступенями. Ладовый звукоряд следующей песни тоже ограничен тремя ступенями — тоникой, II и III:

157 Русская песня «Ходит зайка серенький»



Очень характерен для народной песни ладовый звукоряд, представляющий собой заполненный диапазон большой или малой терции с добавленной квартой снизу:

158

159 Русская народная песня «А и густо на березе листье»







Такие неполные диатонические звукоряды, очевидно, предшествовали более полным, в том числе семиступенным. В них не всегда можно найти важнейший признак диатоники — кварто-квинтовую координацию тонов. Однако любые малоступенные ладовые образования являются диатоническими, если в их состав входят только диатонические интервалы.
§ 55. Переменные лады

Переменными называются лады с изменяющейся тоникой в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой тонике:

160 Скоро Русская народная песня «Я сидела либо день, либо два»





В приведенном примере первый двутакт выдержан в ля мажоре. Однако в дальнейшем движении мелодии четко вырисовывается параллельный минор, в котором и заканчивается песня. Такой вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей, называется параллельно-переменным. Параллельно-переменный лад — очень частое явление в народной музыке. Если в приведенном примере мелодия в мажоре начинается, а в параллельном миноре заканчивается, то в других случаях переменного лада тоники могут сменять друг друга чаще:

161 Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка»





Начальные три такта приведенного примера могут быть одинаково восприняты в тональности как соль мажор, так и ми минop. В соответствии с этим проявляют себя и так называемые переменные функции начальных звуков мелодии. Таким образом, звук ре в первом такте может быть воспринят как V ступень соль мажора или же как VII натуральная ступень ми минора; во втором такте — звуки ля, до и си могут трактоваться как II, IV и III ступени соль мажора или как IV, VI и V ступени ми минора; в третьем такте — то же самое, но, пожалуй, в еще большей степени (особенно это касается последнего звука — си, который может быть трактован и в качестве III ступени соль мажора), когда звук, завершающий данный мотив, разрешается автентическим способом (то есть скачком на квинту вниз) и, естественно, предстает в нашем слуховом сознании как доминанта ми минора.

Четвертый такт утверждает тональность ми минop. Однако аналогичный мотив пятого такта как бы «поворачивается» в сторону тональности соль мажop. Действительно, после тоники соль мажора (в 6-м такте) повторение начала мелодии ясно ощущается именно в этой тональности, но появившаяся опять тоника ми минора (10-й такт) снова «притягивает» к себе неустойчивые звуки лада. Тем не менее завершается мелодия песни все же тоникой соль мажора.

Помимо параллельной переменности в народном песенном творчестве встречаются и другие виды переменных ладов. В следующем примере, начинающемся в параллельно-переменном ладе (соль мажор — ми минор), напев завершается в ре миноре, который образует с соль мажором квартовую переменность, а с ми минором — секундовую:

162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»




§ 56. Дважды гармонические лады

Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями:

163

ув2 ув. 2

Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями:

164

ув2 ув. 2

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях:

165 Украинская народная песня





Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц»:

166 Andante. Grave-energico М. Мусоргский. Картинки с выставки



Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа:

167 Lento assai Ф. Лист. Соната h-moll





Нисходящей гамме дважды гармонического минора (соль минор) предшествует нисходящая гамма фригийского минора, также способствующая сумрачному колориту вступления.
§ 57. Увеличенный и уменьшенный лады

В профессиональной музыке второй половины XIX и начала XX века можно встретить недиатонические ладообразования, не характерные для народной музыки. Важнейшие из них — так называемые увеличенный и уменьшенный лады.

Звукоряд увеличенного лада представляет собой гамму, построенную по целым тонам:

168

В отличие от диатонических ладов в такой гамме заключено не семь, а шесть звуков. В ней отсутствуют и полутоны. В увеличенном ладу отсутствуют и кварто-квинтовые связи звуков. Вместо характерных для диатоники чистых кварт и квинт здесь образуются тритоны, которые могут быть построены на любой ступени звукоряда. В таком ладу нет и консонирующего тонического трезвучия. Условно тоникой можно считать увеличенное трезвучие.

Звукоряд уменьшенного лада представляет собой гамму, в которой чередуются тоны и полутоны (или наоборот — полутоны и тоны). Этот звукоряд, в отличие от диатонических семиступенных звукорядов, имеет восемь ступеней:

169 а) 6)



Условной тоникой уменьшенного лада является уменьшенный септаккорд (в приведенном примере — до — ми  — соль (фа ) — си (ля); остальные звуки лада, также располагающиеся по уменьшенному септаккорду, являются как бы вводными тонами к «тоническим» звукам.

Звукоряд тон — полутон часто называют гаммой Римского-Корсакова, так как он часто используется в музыке этого композитора Однако его можно найти и в произведениях других композиторов (например, Чайковского, Листа и других).

В русской музыкальной классике увеличенный и уменьшенный лады используются, главным образом, при характеристике нереальных, фантастических, сказочных персонажей. В опере Глинки «Руслан и Людмила», например, элементы увеличенного лада связаны с характеристикой Черномора, а в опере Чайковского «Пиковая дама» — с характеристикой призрака графини:

170 [Andante non tanto] П. Чайковский. On. «Пиковая дама», к. V



Призрак Графини









Характерная речитация на одном звуке в сочетании с увеличенным ладом (изложенная крупными длительностями целотонная нисходящая гамма, а также гармония увеличенного трезвучия) создают впечатление нереального, фантастического образа.

В следующем примере — образец уменьшенного лада:

171 [Allegretto vivo] Н. Р. -Корсаков. Оп. «Садко», к. 6



И здесь, как и в предыдущем примере, искусственное ледообразование — уменьшенный лад — использовано в связи с характеристикой нереального, фантастического персонажа — Морского Царя.
§ 58. Политональность и полиладовость

Политональность и полиладовость принципиально не отличаются от описанных выше систем ладотональной организации, хотя они и представляют собой более сложные явления.

Политональность предполагает одновременное звучание двух (реже — нескольких) разных тональностей. Как правило, они проявляют себя в различных пластах музыкальной фактуры, например в партиях правой и левой руки в фортепианной музыке:

172 Molto sostenuto /66 Б. Барток, op. 6 № 14, Багатель



В приведенном выше примере партия правой руки представляет собой мелодию в до-диез миноре. В левой же руке мелодия звучит во фригийском до миноре. Характерно, однако, что в данном случае эти две разные тональности в сумме воспринимаются как одна — с тоникой на звуке до. Явное их слияние отчетливо слышно на первых долях 3-го и 5-го тактов.

Полиладовость предполагает одновременное звучание музыкальных построений в различных ладах при едином тональном центре. В следующем примере партия правой руки, взятая изолированно, представляет собой четырежды проведенную двухголосную интонацию в ми миноре. Но при совместном звучании с партией левой руки, проходящей явно в до миноре, воспринимается как принадлежащая до мажору лидийскому.

Таким образом, здесь одновременно звучат даже не просто разновидности одного лада, а два различных ладовых наклонения с общей тоникой — до минор и до мажор лидийский.

17З Pesante = 88—84 Б. Барток. Микрокосмос, тетр. III, № 90



Как политональность, так и полиладовость становятся довольно распространенным явлением в музыке композиторов XX столетия (Б. Бартока, И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Щедрина и других).
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом