Главная страница

Алексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз... Б. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки


Скачать 16.44 Mb.
НазваниеБ. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки
АнкорАлексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз.
Дата13.01.2017
Размер16.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexeev_B_Myasoedov_A_Elementarnaya_teoria_muz.doc
ТипДокументы
#5837
страница23 из 23
Каталог
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
§ 115. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)

Разобранные выше мелизмы (точнее — их обозначения) являются одним из видов знаков сокращения нотного письма. Существуют и другие знаки сокращения нотного письма или, как их называют, аббревиатуры* [От лат. abbreviare — сокращать.]

Ряд аббревиатур связан с буквальным повторением какого-либо раздела произведения. К ним относятся знаки повторения:

354

Первый, называемый репризой, означает, что весь отрезок произведения, заключенный между двойными чертами с точками, подлежит повторению. Если же при повторении конец данного отрезка изменяется (что обычно бывает связано либо с переходом к дальнейшему развитию музыки, либо, наоборот, к окончанию пьесы), то в нотном тексте это обозначается специальными знаками, которые называются вольтами. Вольты изображаются горизонтальными квадратными скобками, охватывающими то количество тактов, которое при повторении содержит в себе какие-либо изменения. В левом углу скобки выставляется порядковый номер вольты:

355 Moderato e grazioso Л. Бетховен. Соната № 18, ч. III







В приведенном примере при повторении вместо тактов, отмеченных первой вольтой, исполняется то, что отмечено второй вольтой, после чего следует развитие (см. последний такт и далее).

Второй из вышеприведенных знаков повторения () указывает на то, что во втором и третьем тактах точно повторяется мелодико-ритмическая фигура первого такта. Еще один способ повторения: в начале повтора выставляется знак , а в конце пишутся слова «Dal Segno» или «Dal Segno al Fine»* [Segno (иг. ) переводится как «знак» (по-русски произносится «сеньо»); DalSegno — «от знака»; DalSegnoalFine — «от знака до конца».]

Следующий знак указывает на необходимость многократного повторения отдельного звука или аккорда:

356

Повторение двух звуков, при многократном и быстром чередовании образующее тремоло, обозначается следующим образом:

357

Удвоение в октаву обозначается цифрой 8, ставящейся над или под нотой (в зависимости от того, будет ли производиться удвоение в верхнюю или нижнюю октаву):

358

Необходимость исполнения относительно протяженной мелодической линии (или партии какого-либо другого голоса) октавой выше или ниже обозначается цифрой 8, поставленной над или под нотоносцем, и пунктирной линией, идущей от цифры до того места, где исполнение октавой выше или ниже заканчивается:

359

Многотактовая пауза (например, в оркестровых партиях) обычно — для экономии места — обозначается одним тактом, внутри которого находится горизонтальная черта, ограниченная по краям вертикальными черточками, с проставленной цифрой, указывающей количество пропускаемых (то есть паузируемых) тактов:

360

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Музыкальные звуки и их свойства 3

Глава II. Музыкальная система. Нотация звуков 8

Глава III. Временные соотношения в музыке (ритм) 19

Глава IV. Интервалы 35

Глава V. Лад и тональность 42

Глава VI. Интервалы мажорного и минорного ладов 71

Глава VII. Аккорды и созвучия 77

Глава VIII. Элементы музыкального синтаксиса 97

Глава IX. Хроматизм и модуляция 104

Глава X. Мелодия 115

Глава XLФактура 118

Глава XII. Транспозиция 121

Глава XIII. Секвенции 123

Глава XIV. Неаккордовые звуки и мелизмы.

Знаки сокращения нотного письма 127



1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

перейти в каталог файлов
связь с админом