Главная страница

Алексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз... Б. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки


Скачать 16.44 Mb.
НазваниеБ. Алексеев А. Мясоедов Элементарная теория музыки
АнкорАлексеев Б. Мясоедов А. Элементарная теория муз.
Дата13.01.2017
Размер16.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexeev_B_Myasoedov_A_Elementarnaya_teoria_muz.doc
ТипДокументы
#5837
страница3 из 23
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
§ 6. Нотный стан. Обозначение звуков

Запись любого музыкального текста производится посредством графических изображений и по определенным правилам.

Звуки записываются на пяти параллельных горизонтальных линиях, пронумерованных снизу вверх и вместе образующих систему, называемую нотным станом или нотоносцем* [Выпускаемая нотная бумага — в зависимости от своего формата и предназначения — имеет разное количество нотоносцев: клавирная — от 8 до 12 строк, партитурная — от 24 до 32 (а иногда и более) строк на каждой стороне листа.] На этих линиях и в промежутках между ними, а также под нижней и над верхней линиями нотоносца пишутся ноты* [Нота (лат. — nota) — знак.], то есть знаки, точно фиксирующие высоту звуков.

Головка ноты представляет собой геометрическую фигуру продолговато-округлой формы типа овала, которая может быть белой (то есть незаштрихованной внутри) или черной (то есть сплошь закрашенной)* [В ряде изданий черные ноты делаются не овальными, а круглыми.] — в зависимости от продолжительности звучания [Для точного обозначения длительности звука к головке ноты добавляются дополнительные обозначения: штили («хвосты»), ребра (вязки), точки и т.д., о чем подробно будет сказано ниже — в главе «Временные соотношения в музыке (ритм)».] или . При одном и том же темпе белые ноты всегда соответствуют более долгим звукам, черные — более коротким.

На каждом нотоносце можно разместить лишь одиннадцать различных нот:

5

Однако возможности нотного стана в этом отношении могут быть значительно расширены при помощи добавочных линий сверху и снизу. Добавочными линиями называются короткие отрезки прямой, предназначенные для записи на них (а также над, под или между ними) одной нотной головки. Добавочные линии пишутся как выше, так и ниже нотного стана, и теоретически число их не ограничено, однако на практике редко бывает больше шести:

6 In tempo giusto Н. Мясковский. Соната № 4 для ф-п. op. 27, ч. I



7 [Largamento] Н. Мясковский. Соната № 4 для ф-п. op. 27, ч. I



Счет добавочных линий, помещенных выше нотного стана, ведется снизу вверх, а помещенных ниже нотного стана — сверху вниз. Используя добавочные линии, на одном нотоносце можно разместить примерно до 35 различных по высоте нот, то есть втрое больше, чем на самом пятилинейном нотном стане.
§ 7. Ключи Соль, Фа и До

Свое точное значение и название ноты получают лишь в том случае, когда известно фактическое звуковысотное местоположение хотя бы одной из них. Поскольку нотоносцы сами по себе ничем не отличаются друг от друга, то в начале каждого из них выставляются особые знаки — ключи, точно определяющие местонахождение ноты, соответствующей названию самого ключа, а вместе с ней — и всех остальных нот звукоряда. Исторически названия и современные графические написания ключей произошли от буквенной нотации. В настоящее время основными (то есть наиболее употребительными) являются два ключа: Соль и Фа, однако наряду с ними применяется также (хотя и в значительно меньшей степени) еще и ключ До. Поначалу все ключи представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита, но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современных форм:

Ключ Соль (G)

Ключ Фа (F)

Ключ До (С)

На нотном стане ключ Соль пишется начиная со второй линии и, соответственно, показывает, что именно на ней должна находиться нота соль первой октавы (прим. 8).

Ключ Соль, поставленный на второй линии нотоносца, называется также скрипичным ключом, поскольку он оказался весьма удобным при записи нот для скрипки (учитывая строй и диапазон этого инструмента) и вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.

В XVII—XVIII веках встречался также ключ Соль на первой линии нотного стана (прим. 9).

В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. В нем, например, написаны партии I и II флейт в четвертом Бранденбургском концерте (соль мажор) И. С. Баха. Однако старофранцузский ключ уже давно вышел из употребления и в настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал переизданиях произведении старинной музыки.

Ключ Фа графически напоминает в своем первоначальном написании верхнюю часть строчной буквы f латинского алфавита, обозначавшей в буквенной нотации звук того же наименования; этот ключ пишется начиная с четвертой линии нотоносца. Справа от него ставятся две точки, с обеих сторон обрамляющие четвертую линию нотного стана и указывающие, что именно на ней должна помещаться нота фа малой октавы (прим. 10).

8 9 10



Ключ Фа, поставленный на четвертой линии нотоносца, называется еще басовым ключом, поскольку он очень удобен при записи нот (без большого количества добавочных линий) для низких человеческих голосов (баритон, бас) и басовых музыкальных инструментов (виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и др.).

В старинной музыке ключ Фа изредка встречался, показывая ту же ноту, и на других линиях нотоносца, но тогда он назывался уже не басовым, а баритоновым (если писался на третьей линии) или басопрофундовым (если писался на пятой линии) ключом:

11 12



(баритоновый) (басопрофундовый)

В средние века (в частности, в хоровой полифонической музыке строгого стиля) широко применялся также ключ До (С), определявший местонахождение на нотном стане ноты до первой октавы, Его современный внешний вид по форме напоминает латинскую букву С. Ключ До мог помещаться на любой линии нотоносца — в зависимости от голоса, для которого была написана та или иная партия, — и в связи с этим получал частное наименование: сопрановый (если помещался на первой линии), меццо-сопрановый (на второй линии), альтовый (на третьей линии), теноровый (на четвертой линии) и баритоновый (на пятой линии). Смещение ключа на ту или иную линию нотного стана позволяло учитывать возможности диапазона данного голоса и избегать при этом большого количества добавочных линий, что значительно упрощало чтение нот.

Каждый ключ ставится только на одной из линий нотного стана (на добавочных линиях и в промежутках между линиями ключи не пишутся), а все вместе они образуют единую систему, в центре которой размещаются ключи До, а по краям — ключи Соль (слева) и ключи Фа (справа). В следующей схеме для сравнения показано местонахождение ноты до первой октавы во всех ключах:

13

В этой системе есть своя субсистема, образуемая только скрипичным и басовым ключами, которые как бы продолжают друг друга, а соединяющим их звеном является нота до первой октавы, которая в скрипичном ключе пишется на первой добавочной линии снизу, а в басовом — на первой добавочной сверху, то есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами и объединяющей их в одну одиннадцатилинейную систему:

14 15



В настоящее время из всех разновидностей ключа До практическое значение сохранили лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смычкового альта, а в теноровом — высокие ноты для виолончели и тромбона. Тем не менее все ключи До могут с успехом использоваться при транспозиции (см. главу «Транспозиция»), значительно облегчая ее, особенно при чтении с листа.
§ 8. Диапазон. Октавная система. Регистры

Общий объем звуков, которые могут быть исполнены на том или ином музыкальном инструменте или каким-либо человеческим голосом, называется музыкальным диапазоном. Величина диапазона, естественно, бывает различной и зависит от возможностей самого инструмента или человеческого голоса, а также от мастерства исполнителя. Даже у однородных голосов она колеблется: например, если сравнить двух певиц, обладающих колоратурным сопрано, то у одной диапазон голоса может оказаться больше, а у другой — меньше. Или, скажем, один трубач может брать на своем инструменте такие высокие звуки, какие другому окажутся не под силу. Диапазон же фортепиано — величина постоянная (88 звуков) и практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыке* [Из инструментов больший, чем у фортепиано, диапазон имеет только орган.]

Выше уже говорилось, что семь основных ступеней диатонического звукоряда (а также и помещенные между ними на черных клавишах пять хроматических звуков) периодически повторяются по всей фортепианной клавиатуре в том же порядке, но на разных высотных уровнях, сохраняя при этом за собой те же названия. Таким образом, каждый восьмой по счету на белых клавишах* [Если же считать подряд все клавиши — и белые, и черные, то есть отталкиваться от хроматического звукоряда, то повторением данной ступени явится каждый тринадцатый звук.] звук будет называться так же, как и его прототип, от которого начался счет. Поскольку интервал, содержащий восемь ступеней, называется октавой, то вся система, расчленяющая клавиатуру фортепиано на семь с небольшим октав, называется октавной.

Известно, что соотношение чисел колебаний какого-либо данного звука и его повторения октавой выше всегда составляет 1:2 (то есть является наиболее простым), в результате чего частоты колебаний верхнего тона и второй гармоники нижнего тона совпадают. Поэтому октавные звуки очень сходны по звучанию и, будучи взяты вместе, одновременно, почти полностью сливаются друг с другом. Однако каждый новый звук с таким же наименованием непременно будет находиться в другой октаве.

Отсчет семиступенных октавных звукорядов ведется от звука до, и каждый из них имеет свое название. Так, октава, находящаяся в центре фортепианной клавиатуры, т.е. посредине всего диапазона звуков нашей музыкальной системы, называется первой*.[Звуки именно этой октавы — полностью или частично — доступны всем разновидностям человеческих голосов и подавляющему большинству музыкальных инструментов.]

Следующие за ней по восходящей линии октавы называются по порядковым номерам: вторая, третья, четвертая и пятая, представленная только одним начальным звуком — до*. [На пианино и роялях, имеющих только 85 клавишей, последняя нота — ля четвертой октавы.]

Непосредственно ниже первой октавы находится так называемая малая октава, а за ней (вниз) следует большая октава. Их названия восходят к тем временам, когда звуки нотировались буквами и звуки малой октавы обозначались строчными (то есть малыми) буквами, а большой — прописными (то есть большими, заглавными) буквами.

Ниже за большой октавой следует контроктава, а еще ниже расположена субконтроктава* [Приставка суб (буквально — под) означает, что звуки этой октавы находятся ниже контроктавы.], которая является неполной, ибо представлена только тремя верхними звуками.

При слоговой или буквенной записи звуков октавы различаются следующим образом.

Звуки большой октавы обозначаются прописными (заглавными) буквами или соответствующими слогами, в которых начальные буквы — большие. Например: С, D, Е, F, G, А, Н или До, Рe, Мu, Фа, Соль, Ля, Си.

Звуки малой октавы обозначаются строчными (малыми) буквами или музыкальными слогами, записываемыми только малыми буквами. Например: с, d, е, f, g, a, hили до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Звуки первой октавы пишутся тоже только малыми буквами (или слогами из малых букв), с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонтальной черты над буквой или слогом):

c1, d1, е1... или (и т.д.)

do1, ре1, ми1... или (и т.д.).

К звукам второй, третьей и более высоких октав добавляются — в соответствии с их порядковым номером — цифры 2, 3, 4, 5 или две, три и более черточек сверху. Например:



Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами или музыкальными слогами, начинающимися с заглавных букв, с добавлением к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы), либо одной или, соответственно, двух горизонтальных черточек под буквой или слогом:



Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются по характеру (или тембру) своего звучания. Вместе с тем близлежащие звуки (то есть расположенные в пределах примерно двух-трех октав) обладают известной общностью своей звуковой окраски. Такие относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или, во всяком случае, близкие тембровые свойства, называются регистрами.

Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий (или басовый), куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую и пятую октавы (см. схему на стр. 34-35).

Низкий, средний и высокий регистры есть у любых музыкальных инструментов и у человеческих голосов. Однако их диапазоны значительно уже, чем общий диапазон. Зачастую они могут и не совпадать у разных инструментов или голосов. Так, например, звуки низкого регистра скрипки у виолончели образуют средний регистр, звуки низкого регистра сопрано и тенора входят частично в средний и в высокий регистр. А регистры у колоратурного сопрано и флейты почти одинаковы ввиду близости самих их диапазонов.

Нотная запись звуков, относящихся к очень высокому или, наоборот, очень низкому регистрам (то есть входящих в состав двух крайних октав сверху и снизу), требует использования большого количества добавочных линий, что затрудняет беглое чтение нот. В таких случаях для облегчения визуального восприятия нотного текста запись очень высоких (или очень низких) нот чаще всего упрощается, то есть производится в более привычных регистрах — октавой (иногда и двумя октавами) ниже (или выше) реального звучания, но при этом над ними (или под ними) ставятся знаки октавного переноса (8---------- или 88----------), указывающие, что данные звуки должны исполняться, соответственно, октавой (двумя) выше или ниже написанного. Например:

Написано:

16 [Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»





следует исполнять:

17 [Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»





написано: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»


исполняется: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»


§ 9. Начальная черта. Акколада

В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ. Если ноты написаны только на одном нотном стане, то перед ключом никаких обозначений, как правило, не делается. Если же музыка записана на двух и более строках, то в начале строк (перед ключами) вертикально проводится тонкая, так называемая начальная черта, общая для того количества нотоносцев, которое потребовалось для изложения данного произведения, а слева от нее (тоже вертикально) ставится жирная прямая или фигурная скобка, объединяющая два или несколько нотных станов в единую систему. Эта скобка называется акколадой. Для таких инструментов, как фортепиано, орган, фисгармония, арфа и челеста, акколада делается фигурной и охватывает две-три строки, а для различных ансамблей, хора и оркестра она делается прямой и может охватывать большее количество строк.

20 21 22


§ 10. Производные ступени. Знаки альтерации

Выше уже говорилось, что из двенадцати звуков равномерно-темперированной системы семь диатонических ступеней, соответствующих белым клавишам фортепиано, считаются основными и имеют собственные названия. Остальные звуки (на фортепианной клавиатуре они в большинстве случаев соответствуют черным клавишам) являются производными. Они возникают в результате повышения или понижения соседних с ними основных ступеней на полтона или на тон.

Повышение или понижение диатонических ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука, называются знаками альтерации. Их всего пять:

1) диез () — указывает на повышение звука на полтона;

2) дубль-диез (двойной диез, обозначается — ) — указывает на повышение звука на целый тон (или два полутона);

3) бемоль () — указывает на понижение звука на полтона;

4) дубль-бемоль (двойной бемоль, обозначается — или )— указывает на понижение звука на целый тон (или два полутона);

5) бекар (буквально — отказ, обозначается — ) — указывает на отмену действия любых предыдущих знаков альтерации, то ест. восстанавливает звучание основной ступени в ее первоначальном виде*[В старых нотных изданиях встречается еще знак (дубль-бекар, который ставился после дубль-диеза или дубль-бемоля), а также комбинации из разнородных знаков — или , восстанавливающие, соответственно, диез или бемоль после дубль-диеза или дубль-бемоля. В настоящее время этими обозначениями не пользуются, поскольку принято считать, что всякий новый знак альтерации снимает действие предыдущего.] Все знаки альтерации пишутся слева точно против ноты, к которой они относятся.





Знаки альтерации, выставленные при ключе, называются ключевыми и действуют на соответствующий звук во всех октава до конца пьесы или до перемены ключевых знаков.

Знаки альтерации, выставленные при отдельных нотах, называются неключевыми и действуют на звук, перед которым, стоят, только в данной октаве и в пределах одного такта. Тактовая черта аннулирует действие всех неключевых знаков альтерации, поэтому в следующем такте (в случае необходимости) их надо ставить снова.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом