§ 38. Мажорный лад
В музыке подавляющего большинства стран мира существуют два основных лада — мажор и минор. Все остальные ладовые образования в итоге сводятся, как правило, к той или иной модификации мажорного или минорного ладов. Встречающиеся иногда в профессиональном музыкальном творчестве композиторов, а также в народной музыке различных стран мира (таких, как, например, Турция, Индия и некоторые другие) иные ладовые системы представляют собой лишь отдельные, хотя и интересные, но все же частные (а порой и вовсе исключительные) случаи, не имеющие всеобщего значения.
Мажорным ладом (или просто мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие.
Само слово «мажор» (ит. — maggiore) в буквальном переводе означает: «больший», «старший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «мажор» заменяется словом «dur» (от лат. durus, буквально — твердый).
Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (то есть мажорность) совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом.
Поскольку устойчивые звуки (I, III и V ступени) образуют трезвучие, базирующееся на тонике лада, все они вместе взятые также называются тоническим трезвучием, а входящие в него звуки получают, соответственно, названия примы, терции и квинты тоники. Например, в до мажоре:
92 тоническое трезвучие
Ступени, не входящие в состав тонического трезвучия, являются неустойчивыми. Если одновременно взять сперва только все неустойчивые звуки, а затем — все устойчивые, то это сразу создаст полное ощущение лада и прочную настройку в нем. Например:
93 неуст. уст. неуст. уст.
§ 39. Гамма. Ступени лада
Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.
Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).
Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.
Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов* [В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой). Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:
94
разделяющий тон
Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).
95 гамма натурального мажора
б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 б. 2 м. 2 м. 2 б. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2
Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.
Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.
Ступени лада всегда обозначаются римскими цифрами, а ладовые функции — латинскими буквами, выставляемыми под нотами, к которым они относятся, причем все эти обозначения сохраняются за каждой ступенью лада в данной тональности при любом порядке их расположения и чередования* [Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;
II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;
III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;
IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;
V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;
VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;
VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.
96
I II III IV V VI VII I I VII VI V IV III II I
(Т) (М) (S) (D) (SM) (Т) (Т) (SM)(D) (S) (М) (Т)
Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие. Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам. Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).
97
II S SM Т М D
(IV)(VI) (I) (III) (V)
С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):
98
VII I II II III IV IV V VI
При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение* [Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает.], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения. Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).
В натуральном мажоре есть два полутоновых тяготения: одно — восходящее (от VII ступени к I ступени), другое — нисходящее (от IV ступени к III ступени). Таким образом, тоническая терция, образованная I и III ступенями лада, окружена встречными полутоновыми тяготениями VII и IV ступеней, образующих между собой остродиссонирующий интервал — тритон (в данном случае — уменьшенную квинту). Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.
99
Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:
100
Т(I) II III S(IV) D(V) VI VII T(I)
Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями. §40. Свойства ступеней натурального мажора
В натуральном мажоре (как и в любом другом семиступенном ладе) существуют три устойчивые ступени и четыре неустойчивые.
Устойчивыми являются звуки I, III и V ступеней, входящие в состав тонического трезвучия. Однако степень их устойчивости различна: самой устойчивой из всех является тоника (звук I ступени, он же — прима тонического трезвучия), представляющая собой главную ладовую опору, звуки же III и V ступеней (то есть, соответственно, терция и квинта тонического трезвучия) устойчивы в несколько меньшей степени. Зато роль III ступени очень велика в выявлении ладового наклонения: именно III ступень (точнее — ее интервальное соотношение с тоникой) является своеобразным индикатором и определяет сам лад — будет ли это мажор или минop.
В мажоре (какого бы он ни был вида) интервал между I и III ступенями всегда один и тот же — большая терция:
101
I II III IV V VI VII I
Наряду с этим, роль неустойчивых ступеней (в первую очередь — VI и VII) весьма существенна для определения вида данного лада: натурального, гармонического или мелодического. Расположение звуков лада по приведенной выше схеме (тон—тон—полутон—тон—тон—тон—полутон) всегда дает гамму именно натурального (а не какого-нибудь другого) вида мажора. Изменение высоты хотя бы одной из упомянутых выше неустойчивых ступеней (например, понижение на полтона VI ступени) сразу же изменит интервальную структуру лада в целом, и мажор будет уже иного вида — не натуральный, а гармонический (другие виды мажора, в том числе и гармонический, будут рассмотрены ниже).
Однако следует иметь в виду, что сами понятия устойчивости и неустойчивости в известной мере относительны. Для проявления этих свойств, потенциально присущих тем или иным ступеням лада, нужны определенные условия, при отсутствии которых картина может измениться.
Так, в одноголосии устойчивость I, III и V ступеней обычно подчеркивается еще метрическими, ритмическими и интонационными средствами: например, эти ступени берутся на более сильных долях такта, имеют большую длительность, именно к ним устремляется мелодическое движение в отдельных мотивах, фразах и особенно каденциях.
В многоголосии устойчивость названных ступеней может также подчеркиваться (и очень ярко!) и аккордами, гармонией в целом. Например, I, III и V ступени безусловно прозвучат устойчиво, будучи взяты вместе (особенно в виде трезвучия). При раздельном (разновременном) звучании этих ступеней их устойчивость окажется для слуха также несомненной, если они будут сопровождаться тоническим аккордом или хотя бы отдельными его звуками в других голосах (это верно даже в том случае, если подобное сопровождение окажется лишь принципиально возможным в данном контексте и будет только мысленно предполагаться, то есть представляться внутренним слухом).
Однако достаточно взять любую из устойчивых ступеней вместе с каким-либо неустойчивым звуком или аккордом, как она тут же утрачивает свое первоначальное значение и приобретает иные свойства (то есть тоже начинает звучать неустойчиво). Например, в до мажоре малая секунда на III ступени состоит из устойчивого звука внизу и неустойчивого сверху. Ввиду того что разрешение в унисон с соседним неподвижным голосом при поступенном движении не допускается, она должна в данном случае разрешаться восходящим ходом верхнего звука на тон вверх — в терцию ми—соль.
Практически же она не менее (если не более!) естественно может разрешиться сперва просто как диссонанс в неустойчивую для данной тональности терцию ре—фа и лишь затем — в устойчивые звуки тонической терции:
102
В данном случае звук ми, хоть он в до мажоре и является одной из устойчивых ступеней, будет двигаться как диссонирующий тон в интервале секунды, и уже только после перехода этой секунды в терцию, расположенную на второй ступени, оба звука разрешаются по ладовому тяготению — в устойчивые ступени.
Другой пример: звук до — тоника (то есть главный устойчивый звук), но, будучи взят вместе с неустойчивыми звуками II, IV и
VI ступеней, он приобретает значение септимы в септаккорде II ступени (ре—фа—ля—до) и, как всякая септима, стремится к разрешению на ступень вниз — в данном случае, в неустойчивую
VII ступень, которая, являясь в ладе напряженным восходящим вводным тоном, в свою очередь, разрешается, как ей и положено, в тонику:
103
Неустойчивые ступени лада (II, IV, VI и VII) тоже неоднородны по интенсивности своих тяготений, что связано, прежде всего, с их местоположением и интервальными соотношениями с ближайшими устойчивыми звуками, а также степенью устойчивости последних.
II и IV ступени расположены между двумя устойчивыми ступенями каждая, но если в мажоре окружающие II ступень устойчивые звуки I и III ступеней отстоят от нее на одинаковый интервал — большую секунду, то от IV ступени до V ступени будет целый тон, а до III ступени — только полтона, поэтому ее тяготение к III ступени проявляется намного сильнее и ярче, нежели к V ступени. Впрочем, и II ступень, являющаяся полунапряженным нисходящим вводным тоном, при прочих равных условиях будет несколько больше тяготеть к I ступени как наиболее устойчивой из всех (то есть тонике лада).
VI и VII ступени, находясь между одной устойчивой и одной неустойчивой ступенями лада, естественно, тяготеют каждая только в одну сторону — к устойчивому звуку.
Общая схема тяготений в ладе будет такова:
Примечание: В схеме сплошными стрелками обозначены более сильные, а пунктирными — относительно более слабые тяготения.
Двойные сплошные стрелки указывают на остро звучащее тяготение напряженного восходящего вводного тона.
Сплошная и пунктирная стрелки обозначают возможную переменчивость остроты такого тяготения — в зависимости от конкретных условий.
Выше были рассмотрены свойства ступеней лада и система тяготений неустойчивых звуков на основе секундовых соотношений (то есть мелодических связей). Однако этим далеко не исчерпываются связи ступеней и характер их соотношений в ладе. Помимо того, существуют и терцовое, и кварто-квинтовое родство звуков и соответствующие им ладовые тяготения, имеющие, в свою очередь, весьма важное значение в музыке. Подробнее эти виды функциональных связей рассматриваются ниже — в главе VIII («Разрешение интервалов»). § 41. Гармонический и мелодический виды мажора
Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада.
Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида* [Гармонические и мелодические виды мажора и минора обычно относят к так называемой условной диатонике, поскольку они имеют много общего с собственно диатоническими ладами — натуральным мажором и натуральным минором. Однако, в отличие от последних, в них содержатся увеличенные секунды и другие характерные интервалы, не встречающиеся в «чистой» диатонике, в силу чего полностью отнести эти ладовые разновидности к диатонике нельзя.]
Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором.
104 C-dur (гармонический)
Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита:
105 Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок»
106 М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты
107 А. Хачатурян. Детский альбом, № 9
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.
Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда:
1 + 1+ 1/2 + 1 + 1/2 + 1 + 1
à ß
В целом же строение гаммы мелодического мажора, к обозначению VII ступени которого добавляется справа сверху буква «м» (что значит «мелодическая»), таково:
108 C-dur (мелодический)
б.2 б.2 м.2 б.2 м.2 VI б.2 VII б.2
Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным).
Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации):
109 Allegro А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5
Объединение всех трех видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным:
110
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |