Главная страница

Лылова Индивидуальные и подгрупповые логопедиче... Ббк 73. 3 74. 102 Удк 376. 1 -058. 264 373. 24


Скачать 1.28 Mb.
НазваниеБбк 73. 3 74. 102 Удк 376. 1 -058. 264 373. 24
АнкорЛылова Индивидуальные и подгрупповые логопедиче.
Дата13.01.2017
Размер1.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLylova_Individualnye_i_podgruppovye_logopediche.doc
ТипДокументы
#4032
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




ББК 73.3+74.102

УДК 376.1 -058.264:373.24

Авторы:

Ахметова Елена Константиновна, учитель-логопед МДОУ №82 г. Воронежа

Л
ылова Любовь Семёновна, учитель-логолед МДОУ №175 г. Воронежа

Петросянц Надежда Леонидовна, учитель-логопед МДОУ №175 г. Воронежа

Семенова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ №101 г. Воронежа

Лесных Елена Владимировна, учитель-логопед МДОУ №88 г. Воронежа

Лылова Л. С. и др.

Л88 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернёров. - Воронеж: ИПЛакоценина Н.А. 2012- 176 с.
В данном пособии коллективом авторов представлены апробированные практические материалы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

З
адание может быть использовано в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольных возраста и адресовано логопедам, воспитателям для занятий по звукопроизношению и развитию речи, а также родителям и гувернерам .

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной логопедической практике имеет место уменьшение числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

В данной работе представлен многолетний опыт индивидуально-подгрупповой работы с детьми. Использованы разнообразные виды упражнений по развитию речи и других высших психических функций; чередование видов деятельности с целью развития анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.д.; создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности; обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребёнку; повышение мотивации к процессу обучения. Речевой материал, используемый на занятиях, тщательно подобран и исключает звуки, дефектно произносимые детьми.

Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий:

1 . В начале занятий проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.

2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.

3. На этапе автоматизации звука проводится последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребёнка:

а) звуки [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л'], [p], [p'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;

б) звуки [ц], [ч], [щ], [л] - автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности,

что и в слогах;

г) дифференциация звуков:

[с] - [з], [с] - [c'], [с] - [ц], [с] - [щ];

[ж] - [з], [ш] - [ж], [ч] - [с'], [ч] - [т'], [ч] - [щ];

[щ] - [c'], [щ] - [т'], [щ] - [ч], [щ] - [ш];

[р] - [л], [р] - [р'], [р'] - [л'], [л]-[л'];

д) совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.

5. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.

6. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому заданию.

7. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребёнка.

Звук [с]

Занятие №1

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; анализ звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, набор для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

2. Показ логопедом правильной артикуляции звука [c].

Логопед длительно произносит звук [c] («песенка» водички) и обращает внимание на положение органов артикуляции. При произнесении звука [c] губы в улыбке, зубы видны, кончик языка широкий, находится за нижними зубами. Воздушная струя узкая, холодная, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори правильно» (рот закрыть экраном):

па - па - та по - по - то па - по - пу

па - та - па по - то - по по - па - пу

та - па - па то - по - по па - пу - по

та - та - па то - то - по по - пу - па

5. Анализ звуковых сочетаний АУ.

- Сколько звуков я произнесла?

- Назови первый звук. Назови второй звук.

АУИ, УАИ, ИУА (аналогично).

6. Подведение итогов занятия.
Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, анализ звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори, не ошибись»:

ка-ка-га па-па-ба

ка-га-ка па-ба-па

га-ка-ка ба-ла-ба

га-ка-га ба-ба-па

Игра «Что лишнее?»

па-па-па-та

ка-ка-ка-ку

та-та-та-ка

ко-ко-ко-ка

ма-ма-ма-му

5. Анализ и синтез сочетаний типа: АУ, ИУА, ОУИ.

6. Подведение итогов занятия.
Занятие №3

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Постановка звука [с].

Игра для вызывания и уточнения произношения звука [с] «Насос»

5. Игра на развитие фонематического слуха «Не ошибись»!

Хлопнуть в ладоши, услышав звук [с] в слове:

кот, мак, сом, санки, танк, самолёт, тыква, сок, усы.

Отобрать картинки, в названии которых слышится звук [с].

6. Подведение итогов занятия.
Занятие №4

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Постановка звука [с].

Игра для вызывания и уточнения произношения звука [с] «Насос» (вызывание и уточнение произношения звука [с]).

5. Игра «Насос» с одновременным договариванием последнего звука:

квассс носсс уссс вессс

бассс подноссс фокуссс утессс

ананассс пёссс фикуссс мыссс

6. Игра на развитие фонематического слуха «Не ошибись»!

Повторение оппозиционных слогов:

ва - ва - фа ва - во - фа

ва - фа - ва ва - ву - фа

фа - ва - ва ва – вы - фа

фа - ва - фа ва - ва - фа

7. Звуковой синтез и анализ звуковых сочетаний: АУИ, ОАУ, АИ.

8. Подведение итогов занятия.
Занятие №5

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха; развитие контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [c] логопедам и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1,с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку». «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом слогов:

са-са-са са-са-со аса-асо

со-со-со са-со-са аса-асу

су-су-су со-са-са аса-асы

сы-сы-сы со-са-со аса-аса

5. Игра с мячом с одновременным договариванием последнего слога.

са: о-са сы: о-сы ко-сы

ко-са бу-сы ка-ссы

ли-са у-сы ма-ссы

ка-сса но-сы ли-сы

ма-сса ве-сы

6. Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [с]:

Оса, кот, мак, лиса, танк, бусы, туфли, сок, липа, самолёты, пальто, сапоги.

7. Звуковой анализ и синтез слогов: СА, СЫ.

8. Подведение итогов занятия.
Занятие №6

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие контроля, уверенности в своих силах, фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и беззвучная артикуляция детьми.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1,с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку». «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом слогов:

со - со - со су - со - су асо - асу

со - со - су су - су - со асу - асо

су - су - со со - су - со ису - исо

5. Игра с мячом с одновременным договариванием слогов.

- Мы увидели:

ли - су ко - су

о – су ма - ссу

ка - ссу коле - ссо

6. Звуковой анализ и синтез слогов: ОС, СУ, СО.

7. Подведение итогов занятия.
Занятие №7

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха, контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и ребёнком.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Проговаривание за логопедом обратных слогов:

ас - ас - ос ас - ус - ас ис - ес - яс

ас - ос - ас ас - ас - ус ис - яс - ес

ос - ас - ос ус - ас - ус ес - ис - яс

5. Закончить слова звуком [с], повторить все слово.

ква - с - квас ве - с - вес

ба - с - бас пё - с - пёс

анана - с - ананас уте - с - утёс

у - с - ус подно - с - поднос

6. Упражнение на развитие фонематического слуха.

па - па - па - са пу - пу - пу - су ап - ап - ас

по - по - по - со пы - пы - пы - сы оп - оп - ос

уп - уп - ус

ип - ип - ис

7. Анализ слова усы.

8. Подведение итогов занятия.
Занятие №8

Цель: автоматизация звука [с] в слогах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слова; развитие контроля, уверенности в своих силах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [с] логопедом и ребёнком.

3. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1,с. 158-160).

«Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы». «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

4. Повторить за логопедом слоги со стечением согласных:

ста-сто ска-ско спа - спо сна-сно

ста-сту ска-ску спа-спу сна-сну

ста – сты ска – скы спа – слы сна - сны

сма – смо сма – сму сма – смы

сла-слу сла – слы сла - сло

ста - ста – сто ста - ста – сту ста - ста - сты

5. Дифференциация слогов на слух.

Поднять руку, услышав слог со звуком [с].

(Са, за, со, цу, ца, сы, со, эу, зы, са...)

6. Анализ слова осы.

7. Подведение итогов занятия.
Занятие №9

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха, контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки. Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения ребёнком звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

са

сам Савва сапоги

сами сад самокат

сан садик самолёт

Саня соха салат

сани сайка сабли

санки софа салют

со

сом соты носок

сон соль поясок

сон соболь осока

сода песок босой

совы кусок высокий

соки лесок колесо

4. Игра «Звуковая дорожка».

Закрепление правильного произношения звука [с] в словах со слогами СА, СО:

1 сойка, 2 сойки, 5 соек; 1 соболь, 2 соболя, 5 соболей.

5. Упражнение в развитии фонематического слуха. Повторение за логопедом слогов:

са - са - со са - со - со

со - со - са со - са - са

6. Подведение итогов занятия.
Занятие №10

Цель: автоматизация звука [с] в словах; развитие мотивации, стремления к преодолению звуковых нарушений; развитие фонематического слуха; развитие контроля, уверенности в своих силах.

Оборудование: зеркала, наборы для звукового анализа, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160). «Качели», «Лопата» («Блинчик»), «Наказать непослушный язык», «Язык перешагивает через зубы», «Почистим зубы», «Желобок», «Горка», «Подуть через трубочку», «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»).

3. Закрепление правильного произношения звука [с] в словах.

Отражённое повторение за логопедом.

Су Сы

сук сухой сукно сын усы

суп сумма судак сыт осы

суд суета судно сынок косы

сундук сумка суббота сытно весы

сухо сутки суфле сыпь бусы

4. Игра «Лесенка». Закрепление правильного произношения звука [с] в словах (самостоятельное называние слов по картинкам).

Суп, сук, сумка, судак, сундук, сын, сыр, сынок, сыч.

5. Закрепление произношения звука [с].

Закончить предложения словами со звуком [с]. (Работа с картинками.)

На сухой сосне... (сук).

У Сени есть... (собака).

Мама готовит фасолевый... (суп).

Саня заботится о ... (собаке).

У Сани новая ...(сумка).

Саня любит свою... (собаку).

В лес мы поедем в... (субботу).

Саня гордится своей... (собакой).

Соня любит творожное... (суфле).

Саня торопится к... (собаке).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом