Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лылова Индивидуальные и подгрупповые логопедиче... Ббк 73. 3 74. 102 Удк 376. 1 -058. 264 373. 24


НазваниеБбк 73. 3 74. 102 Удк 376. 1 -058. 264 373. 24
АнкорЛылова Индивидуальные и подгрупповые логопедиче.
Дата13.01.2017
Размер1.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLylova_Individualnye_i_podgruppovye_logopediche.doc
ТипДокументы
#4032
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

7. «Грибок»

Цель: вырабатывать подьём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

8. «Лошадка» (Пощелкать языком)

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3) Если у ребёнка пощелкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

9. «Чашечка»

Цель: Вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы.

Краткое описание: Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.

Методические указания: следить, чтобы язык не касался неба.
Комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий

артикуляционный аппарат для правильного произношения

звуков [р]-[р']

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

2. «Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Чьи зубы чище».

Цель: вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть им.

Краткое описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания: 1) Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2) Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился

у корней верхних зубов. 3) Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

4. «Маляр»

Цель:отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Методические указания: 1) Губы и нижняя челюсть должны бытъ неподвижны. 2) Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

5. «Грибок»

Цель: вырабатывать подьём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

6. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стереться открывать рот всё шире и всё доль-

ше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания: 1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

7. «Лошадка» (Пощелкать языком)

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3) Если у ребёнка пощелкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

8. «Индюк»

Цель: вырабатывать подьём язька вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание: Приоткрыть рот, положить язьвс на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и

назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.

Методические указания: 1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2) Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3) Язык должен облизывать, верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

9. «Барабанщики» («Пулемет»)

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вкерх и умение делать кончмк языка напряжённым.

Краткое описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнести звук [д], [д], [д], [д]. Сна-

чала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания: 1) Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2) Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. 3) Кончик языка не должен подворачивался. 4) Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правипьном выполнении упражнения она будет отклоняться.

10. «Иголочка» («Жало»)

Цель: вырабатывать умения удерживать острый длинный язык.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, острый длинный язык высовывать изо рта. Удерживать высунутый язык в спокойном положении при от-

крытом рте. Упражнение выполняется под счет от 1 до 5-10.

Методические указания: Язык удерживать длинный и острым, высовывается его как можно дальше.

Приложение 2

Все психические процессы у ребёнка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и мн. др.).

У ребёнка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться теми его интеллектуального развития.

В силу дефекта речи ребёнок мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим ограничивается, темп развития мышления замедляется.

В настоящее время отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

В преодолении речевых проблем базовыми являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием нетрадиционных методов, которые просты, эффективны и доступны. Их использование в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребёнка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет раздражительность, снижает утомляемость, а в целом - соматическое состояние.

Поскольку центры иннервации пальцев руки находятся рядом с центрами речи в головном мозге, мелкую моторику пальцев необходимо развивать с раннего детства, последовательно и систематически.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПНРФ доказали, что тонкие движения пальцев рук напрямую положительно влияют на развитие детской речи.

Вот почему во время игр и при выполнении различных заданий в повседневной жизни (лепка, шнуровка, застегивание пуговиц, игра с мозаикой, пирамидкой и т.д.), в которых активно задействованы пальчики, ладошки, ручки ребёнка, происходит активное развитие речи малыша.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на её развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, напрямую влияет на способностыребёнка учиться. Умелые руки - умелый ребёнок.

Перед игрой рекомендуется проводить массаж кистей рук для «разогрева» пальчиков и усиления эффекта.

Массаж пальцев следует начинать с большого пальца и заканчивать мизинцем. Растирать сначала подушечку пальца, а затем медленно подниматься к основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми стихами. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, дети учатся вслушиваться понимать смысл речи. Их речь становится более четкой, яркой, ритмичной, развивается память. Дети учатся запоминать положение кистей, пальцев, последовательность движений.

Упражнение «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик—папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а это я.

Это и есть моя семья!
Упражнение «Пальчики спят»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Это пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит

(Проводится массаж пальцев.)

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

(Пальцы в кулачок, указательный к губам.) .

Есть много забавных рифмовок, стихов, которые подойдут для игр с пальчиками.

Игры с загибанием пальчиков

(Локти стоят на столе, ладошки раскрыты веером, повернуты к ребёнку.)

Игра «Вороны»

Мы начнём ворон считать

Одна, две, три, четыре, пять.

(Загибать по одному пальчику.)

Шесть - ворона на сосне,

Семь - ворона на трубе.

Восемь - села на плакат,

Девять - кормит воронят...

Ну, а десять - это галка.

Вот и кончилась считалка.

(Повторить игру с ладошками, повернутыми от ребёнка.)
Игра «Дружба»

Дружат в нашей группе.

Девочки и мальчики.

Мы и с вами дружим,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Будем петь, дружить, плясать.

Игры на разжимание пальчиков

Упражнение «Апельсин»

Разжимать пальчики на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Э



















та долька для кота,


Э



та долька для ежа,


Э



та долька для бобра,


Э


та долька для чижа,


Н

у, а волку - кожура.


Л




учшему запоминанию поможет яркий красочный рисунок!

У




пражнение «Стайка птичек»


Д



есять птичек - стайка,


П



ой-ка, подпевай-ка,


Эта птичка - соловей,

Э


та птичка - воробей


Э
та птичка - совушка,


С






онная головушка;


Э


та птичка - свиристель,


Э



та птичка - коростдль,


Э


та птичка - скворушка -


С

еренькое перышко;


Это - зяблик,

Э
то - стриж,


Э

то - развесёлый чиж...


Р














азминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки (всеми пальцами поочерёдно)

П
альчик до конца согнём


И

в ладонь его упрём.


Р
аз, два, три, четыре, пять—


Б

удем сверху нажимать!


Безымянный пальчик сложим

И





в ладонь его положим.


Р
аз, два, три, четыре, пять -


Б





удем сверху нажимать!


Средний пальчик изогнулся

И в ладошку к нам уткнулся.

Р
аз, два, три, четыре, пять -


Б


удем сверху нажимать!


Хоть большой и всех сильнее,

Т

ак он гнуться не умеет.


Р

аз, два, три, четыре, пять -


Б



удем сверху нажимать!



Г





















имнастика для кистёй



В






ыполнение движений в соответствии с содержанием стихотворения,

М






















ы капустку рубим-рубим,


(




























ребром кисти правой и левой руки)


М





















ы капустку солим-сопим,



М
























ы капустку трём-трём,


М






























ы капустку жмём-жмём.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей