У
пражнение «Листочки»В
етер северный подул-
в
се листочки с липы сдул...(
Локти стоят на столе, подуть на раскрытые веером пальцы.)
П
олетели, закружилисьИ
на землю опустились.(
Ладони обеих рук зигзагами плавно опускаются на стол.)
Д
ождик стал по ним стучать:«
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»(Постучать пальцами по столу.)
Г
рад по ним заколотил,
Л
истья все насквозь пробил.(
Постучать кулаками по столу.)
С
нег потом припорошил,О
деялом их накрыл.(
Плавные движения кистями рук вперёд-назад, и крепко прижать ладони к столу.)
У
пражнение «Дождь»П
лыли тучи дождевые:- Лей, дождь, лей.(Руки над столом, встряхивание кистями рук)
Дождинки, пляшут, как живые:-
Лей, дождь, лей!(Постукивание пальцами о стол.)
Склонившись, рожь к земле весенней,
пьет, пьет, пьёт.(Повороты ладоней вверх, вниз.)
А теплый дождь, неугомонный,льёт, льёт, льёт.(Из щепоток дети разбрызгивают «воду»)
Самомассаж ладонейМассаж ладонных поверхностей грецкими орехами, стеклянными разноцветными шариками «марблс», каштанами. Их нужно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в лунку, отверстие, ворота (из 2 кубиков),
катать между ладонями, прокатывать между пальцами (поочерёдно), удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
Самомассаж ладоней с использованиемшестигранного карандашаСоединить ладони пальцами вперёд, карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра. Перемещать ладони вперед-назад.
Самомассаж кончиков пальцевКарандаш взять подушечками большого и указательных пальцев, (карандаш в вертикальном положении). Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать карандаш вперёд-назад, слегка нажимая на него.
Самомассаж внешней стороны кистиВариант 1Карандаш положить на стол, накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнить поглаживающие
движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки.
Вариант 2Сначала правой, а потом левой кистью надавить на карандаш, выполнять движения кистью вперёд-назад.
ЛепкаМария Монтессори - врач, психолог-педагог определила, с помощью каких средств можно развивать детские пальчики, чтобы они были «послушными».
Пластилин по праву занимает первое место среди остальных средств (глина, солёное тесто).
Приемы лепки:Разминание: надавливание пальчиками на кусочек пластилина.
Отщипывание: большим и указательным пальцами отрывать от куска пластилина небольшие кусочки.
Шлёпанье: ладошкой с прямыми пальчиками похлопывать по кусочку пластилин («блинок»).
Сплющивание: большим и указательным пальцами сплющивать небольшой кусбк пластилина.
Скатывание: при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладошкой и столом скатать шарик.
Надавливание: нажимать на скатанный шарик указательным пальчиком, должна получиться «лепешка».
Разминание:
указательным пальцем надавить на шарик, оттягивая его, чтобы получилась пластилиновая дорожка.
Раскатывание: скатать «колбаски» при помощи движений вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Разрезание: делить кусочки пластилина на маленькие кусочки при помощи стеки.
РисованиеНеобходимо научить ребёнка правильно держать в руке карандаш.
Карандаш или шариковая ручка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5-2 см от пишущей части карандаша. Кисть обращена к поверхности стола, мизинец и безымянный пальцы служат точками опоры для кисти.
Во время
рисования у ребенка развивается воображение, совершенствуется зрительная память, двигательные и каллиграфические навыки.
Спрашивайте, что рисует малыш. Какого цвета предмет, что нарисовано справа, а что в левом нижнем углу и т.д.
Литература1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Владос, 2006.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 1993.
5. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб.: Дельта, 1996.
СодержаниеПредисловие
Звук [с] (здесь и далее автор - Л. С. Лылова)
Звук [с']
Дифференциация звуков [с] и [c']
Звук [з]
Звук [з']
Дифференциация звуков [с]-[з] - [с']-[з']
Звук [ц]
Дифференциация звуков [с] - [ц]
Дифференциация звуков [с] - [з] - [ц]
Звук [ш]
Дифференциация звуков [с] - [ш]
Звук [ж]
Дифференциация звуков [з] - [ж]
Дифференциация звуков [ш] - [ж] (автор -Е. В. Лесных)
Звук [ч] (здесь и далее автор - Е. К. Ахметова)
Дифференциация звуков [ч] - [т']
Дифференциация звуков [ч] - [с]
Дифференциация звуков [ч] - [ц]
Звук [щ]
Дифференциация звуков [ш] - [щ]
Дифференциация звуков [ч] - [щ]
Дифференциация звуков [c] - [щ]
Звук [л] (здесь и д
перейти в каталог файлов