3. Автоматизация и дифференциация звуков [с]-[з] - [с']-[з'] в словах по картинкам. Группировка картинок.
Игра «Подарим картинки Симе и Зине». Симе - слова со звуком [с], Зине - слова со звуком [з]:
Листья, снеговик, зяблик, апельсин, магазин, газета, музей, василёк, письмо, земляника.
4. Различение звуков [с]-[з] - [с']-[з'] в словах и словосочетаниях.Отражённое повторение за логопедом:
сазан застегнуть висит замок опасная болезнь
следы заставить заснуть в саду заказное письмо
засов застелить возить коляску особое задание
заснут засылать написать записку опасная зона
засада застудить Сонин зонтик сухая земля
зоосад
заснуть сильный запах осина засыхаетзаписка замазать зелёные сосны Стёпины запасы
з
астава сказать пустая изба метель завывает
заставка завязать зелёные сады весну зазывает
5. Подведение итогов занятия.Занятие. №2Цель: различение и правильное произношение звуков в словах и предложениях.
Оборудование: предметные, сюжетные картинки, зеркало.
Ход занятий:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Различение звуков [с]-[с'] - [з]-[з'] в словах и предложениях.а) Игра «Не ошибись». Группировка картинок.
[з] - зайка ...
[
с] - санки …
(Замок, коза, ваза, фазан, зонт, тазы, бизон, лиса, сапоги, самолёт, соболь, сумка, посуда, бусы.)
б) Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных (Зоя, Саня).
У Зои зайка. Это Зоин зайка.
У Сани санки. Это Санины санки.
(Картинки берут из предыдущего упражнения.)
в) Отобрать картинки на звуки.
[з'] - земляника, зяблик, вазелин, изюм, козлик, обезьянка,
[с'] - сито, гуси, тесёмка, сливы, лисёнок, василёк, письмо.
г) Составить предложения с этими словами.
У Зины земляника. Это Зинина земляника.
У Симы сито. Это Симино сито.
3. Различение звуков [с]-[з] - [с']-[з'] в потешках.Н
е спи, Мазай! Зайку спасай!
Кузьма вёз воз овса, да не довёз.
Сазан не в засаде, сазан - в зоосаде.
В зоосаде обезьяны и фазаны, козодои, змеи да бизоны.
4. Подведение итогов занятия.Занятие № 3Цель: различение звуков [с]-[з] - [с']-[з'] и правильное произношение в стихах и тексте; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Различение и правильное произношение звуков [с]-[з] - [с']-[з'] в стихах.Отражённое повторение за логопедом.
Зябнет нос, идёт зима.
В зимней сказке все дома.
Всё позёмкой занесёт:
Землю, степи и завод.
Как над заводью зелёной
Поднялась звезда.
Пьёт из заводи лисёнок, -
Вкусная вода.
Зайка и коза
Зайка не спит. Зою зовёт,
Зойке коза спать не даёт.
Возьмите козу, замкните козу,
И зайка мой заснёт в тазу.
Зайка зевнёт - и Зоя зевнёт.
Зайка заснёт - и Зоя заснёт.
3. Составить предложение по картинке.Зима. Зина и Сима слепили снеговика. Зина и Сима слепили забавного снеговика.
4. Автоматизация и дифференциация звуков [с]-[з] - [с']-[з'] в тексте. Составление рассказа с опорой на картинки.
У маленькой Зои есть синий зонтик.
Зоя гуляет с зонтиком в лесу.
Зоя забыла зонтик под осиной.
Сойки унесли зонтик на осину.
Сойки сделали из зонтика гнездо.
Сойки сидят в гнезде.
5. Подведение итогов занятия.Звук [ц]Занятие №1Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ц]; постановка звука [ц]; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160). «Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качели».
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами (переключать).
3. Постановка звука [ц].Игра «Качели» -
поднимать кончик языка за верхние резцы, произносить [т]; опускать кончик языка за нижние резцы, произносить [с]. (Начинать от 1 до 5 раз, затем до 10 раз сначала медленно, затем темп ускорять, добиваясь слитного перехода от звука [т] к [с] ([ТС-Ц]).
(Чёткое понятие о том, что звук [ц] является составным и при этом единым, спаянным, получен при произнесении обратных слогов).
Т, С; Т, С;... - (постепенно ускоряя темп и уменьшая интервал между звуками [т] и [с]) - Т-С, Т-С,... ТС, ТС,..., Ц, Ц.
4. Развитие фонематического слуха (хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком [ц]):
АС, АЦ, ИЗ, ИТ, ИЦ.
5. Подведение итогов занятия.Занятие № 2Цель: автоматизация звука [ц] в обратных слогах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).
3. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах.а) Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов:
ац-ац- ац ац-ац-оц ац-ыц
оц-оц-оц ац-ац-ец ац-ёц
ец-ец-ец ац-ац-иц ац-яц
иц-иц-иц ац-ац-яц ац-оц
яц-яц-яц ац-ац-ец ац-уц
б) Игра «Здравствуй, пальчик!»
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок
каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У, И).
И
нструкция логопеда:
- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог АЦ и т.д.
в) Игра «Закончи слово»:
певе - ц оте - ц ледене - ц бегле - ц
зая - ц птене - ц пале - ц индее - ц
меся - ц тане - ц наконе - ц японе - ц
коне - ц китае - ц кузне - ц глянет - ц
бое - ц дворе - ц огуре - ц коне - ц
4
. Введение звука [ц] в слова с обратными слогами:ац - ац - ац - бац ец - ец - ец - удалец
ец - ец - ец - танец ец - ец - ец - боец
ец - ец - ец - наконец ец - ец - ец - певец
5
. Упражнение на развитие фонематического слуха: поднять синюю фишку, услышав слог со звуком [ц].Ац, ас, ать, ат, уц, ус, оц, оть, от, иц, ит, ить, ац.
6. Подведение итогов занятия.З
анятие № 3Цель: автоматизация звука [ц] в
прямых слогах и словах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные картинки.
Х
од занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2
. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 158-160). «Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистим зубы»; «Качели»
3. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах.а) Отражённое повторение за логопедом.
ца - цо ца - ца - ца аца аца - оца
ца - цу ца - ца - цо ацо аца - уца
ц
а - цы ца - ца - цы ацу аца - ыца
ца - це ца- ца - ца аце аца - еца
б
) Игра с мячом. Ребёнок добавляет слог: ЦА
б
) Упражнение в согласовании числительных с существительными:
1
танец - 2 танца - 5 танцев
(овца, пуговица, мельница, куница, кольцо, цапля).
в
) «Звуковая дорожка».
Птица - пуговицы - куница - мыльницы - медведица - птенцы - пуговица - овцы.
4. Запомни и повтори ряд слов:танец - палец
танец - палец - китаец
танец - палец - китаец - индеец
5
. Подведение итогов занятия.Занятие №5Цель: автоматизация звука [ц] в словах и предложениях; развитие фонематического слуха.
Оборудование: предметные, сюжетные картинки, фишки, зеркало.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 158-160).
3. Автоматизация звука [ц] в словах.Отражённое повторение за логопедом:
лицо цех целина цепной оконце цыган
яйцо
цель целебный ценный блюдце циновкакольцо цепь цедить цемент дельце цитата
письмецо цена целиком цепкий донце цинния
4. Игра «И я тоже».Упражнение в словообразовании существительных женского рода по образцу:
умник - умница; воспитатель - воспитательница.
(Писатель, охотник, садовник, модник, затейник.)
5. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях и предложениях.а) В словосочетаниях (отражённое повторение за логопедом):
цветной фильм темное оконце
цокот копыт птенцы птицы
ценное кольцо плетёная циновка
легкая пыльца медведица - любимица
б) Составить предложения со звуком [ц] по картинкам.
Кузнец куёт цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. На блюдце леденцы. Цыплята клюют яйцо. У дома цветет акация. На улице больница. Цапля - это птица. У кольца нет конца.
6. Упражнение в распространении предложений7. Спряжение глаголов.Я поливаю циннии и цикламены. (Ты, он, она, мы, вы, они.)
8. Подведение итогов занятия. Занятие №6Цель: автоматизация звука [ц] в словах, стихах, потешках; обогащение лексики родственными словами; развитие фонематического слуха.
перейти в каталог файлов