5. Выделить из ряда слогов слог со звуком [л'] - хлопнуть в ладоши:д
ь, мь, ль, пь, л, ть, ль, нь, 6ь, л, ль ...
6. Автоматизация звука [л'] в слогах.аль - оль оль - аль - аль аль - оль - уль
аль - уль уль - аль - аль уль - аль - оль
аль - ыль ыль - аль - аль оль - аль - ыль
аль - яль яль - аль - аль ыль - ель - яль
аль - юль юль - аль - аль яль - аль - юль
аль - иль иль - аль - аль юль - аль - иль
аль - ель ель - аль - аль иль - аль - ель .
7. Разделить слова на слоги с помощью хлопков:ноль, медаль, малина, метель, фитиль, капель, моль, медаль, пыль.
8. Подведение итогов занятия.Занятие №3Цель: закрепление правильного произношения звука [л'] в слогах; развитие фонематического слуха, обобщение словаря.
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Ход занятия;1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 163-165).
3. Автоматизация звука [л'] в слогах.а) Отражённое повторение за логопедом:
ле-лё ле-лё-ле лё-ле-ли ли-ле-лё
ле-ли ле-ли-ле лё-ле-лю ли-лё-ле
ле-лю ле-лю-ле лё-ле-лё ли-лё-ли
ле-ля ле-ля-ле лё-ле-ля ли-лё-ля
б) Игра «Добавь слог - получится слово».спа - ли ходи - ли писа - ли пили - ли
сиде - ли мы - ли чита - ли учи - ли
стоя - ли вы - ли бега - ли каче - ли
стуча - ли ве - ли топа - ли уеха - ли
ко - лю пи - лю лов - лю
ве - лю ме - лю сте - лю
по - лю со - лю люб - лю
Га - ля Ли - ля А - ля Ю-ля
Ва - ля То - Ля Ге-ля во - ля
У - ля Ко - ля О - ля нево - ля
4. Определить место звука [л'] в словах-картинках.Липа, колено, метель.
Лев, тюлень, пудель.
5. Подведение итогов занятия.Занятие №4Цель: закрепление правильного произношения звука [л'] в слогах; развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 163-165).
3. Автоматизация звука [л'] в слогах.а) Отражённое повторение за логопедом.
гли - гле - гле кли - кле - кле пли - пле - плё
гли - гле - глю кли - кле - клю пли - пле - плю
гли - гле - гля кли - кле - кля пли - пле - пля
гли - гле - гли кли - кле - кли пли - пле - пли
Далее в слогах бли..., фли...
б) Игра «Добавь слог - получится слово».
Работа с картинками.
ке - гли, ка - пли, ту - фли, ва - фли.
4. Отобрать картинки со звуком [л']. Альбом, туфли, паук, лимон, кот, лес, рыба, лифт, ракета.
5. Подведение итогов занятия.Занятие №5Цель: автоматизация звука [л'] в словах и словосочетаниях; упражнение в определении мета звука [л'] в словах; развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1. с. 163-165).
3. Автоматизация звука [л'] в словах.Отражённое повторение слов за логопедом:
лев олень лёд далёкий
лебедь налево лён пелёнка
лента колено Лёва уголёк
лейка полено Лёня мотылёк
Лена телега лёгкий фитилёк
Лето тюлень полёт самолёт
4. Упражнение в употреблении глаголов 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа.Я леплю - он лепит. Я гуляю - он гуляет.
Мы лепим - они лепят. Мы гуляем - они гуляют.
5. Упражнение в образовании родительного падежа множественного числа существительных.лев - львов олень - оленей
лебедь -
лебедей колено - коленейлента - лент телега - телег
лейка - леек пелёнка - пелёнок
6. Игра «Четвёртый лишний».Олень, лев, лиса, лебедь;
лев, лиса, олень, леопард;
калины, клёны, ели, липы;
апельсин, хлеб, вафли, пельмени.
7. Подведение итогов занятия.Занятие №6Цель: автоматизация звука [л'] в словах; образование родственных слов; развитие фонематического слуха, памяти, внимания; обогащение словаря.
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1, с. 163-165).
3. Повторить за логопедом:Липа долина мыли бегали люк
липка калина мяли ехали люди
лимон малина выли топали Люба
лифт
Полина вели уехали Людаливень Галина ходили упали лютик
Я колю, я велю, я пилю, я мелю, я полю, я белю, я пылю.
Они колют, мелют, велят, пилят, белят, пылят.
4. Упражнение в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя.Работа с картинками:
лифт, липа, малина, лев, улитка, лимон, лента, лебедь, билет, олень, тюлень.
5. Упражнение в назывании (подборе) родственных слов к слову лёд.Работа с картинками.
Лёд - ледок, ледовый, ледниковым, ледяной, ледник, льдина ...
Олень - оленуха, оленёнок, оленьи, оленина ...
Лебедь - лебеди, лебедёнок, лебединая, лебяжий (пух)...
Лев-...
6. Подведение итогов занятия.Занятие №7 Цель: автоматизация звука [л'] в словосочетаниях и предложениях; развитие фонематического слуха, внимания, памяти; обогащение словаря. .
Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Автоматизация звука [л'] в словосочетаниях.мы ходили левое колено купили альбом
мы лепили Лена лепит пекли блины
мы пилили лебедь летит малютка Оля
мы
бегали Лена маленькая Толя гуляет3. Игра «Добавь слово».Поля полет. Лёд тает.
Поля полет лён. Лёд тает в тепле.
Поля полет лён в поле.
4. Автоматизация звука [л'] в предложениях.У Лены болит левое колено. У Лёвы новая лейка. Люба любит лето. Люда любит лютики. Валя и Галя гуляют. На поляне олени. Малютка Оля в люльке. Люде купили альбом. Мы не гуляли в метель. У Вали вафли.
5. Какой лист? Какая ветка?У клёна - кленовый - кленовая.
У лилы-...
У тополя -...
У калины-..
6. Подведение итогов занятия.Занятие №8Цель: закрепление правильного произношения звука [л'] в тексте; развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Упражнение на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.Повторить за логопедом.
На полянке мы гуляли, вили мы венки,
А на нас глядели с поля синенькие васильки.
3. Составление рассказа по серии картинок. Пересказ рассказа.- Послушайте рассказ.
Белка
Была в лесу белка. И были у белки бельчата. Были они в дупле. Гуляли Алик и Коля в лесу, увидели дупло. Там они увидели маленьких бельчат. Дети дали бельчатам еды.
Ответьте на вопросы:
- Кто жил в лесу?
- Кто был у белки?
- Где жили белки?
- Что увидели Алик и Коля?
- Послушайте рассказ ещё раз и перескажите.
4. Подведение итогов занятия.Дифференциация звуков [л] - [л']Занятие №1Цель: различение звуков [л] - [л'] в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия:1. Оргмомент.Постановка цели занятия.
2. Различение звуков [л] - [л'] в слогах.О
тражённое повторение за логопедом (несколько раз):
ло - лё лу - лю лэ - ле лы - ли
лё - ло лю - лу ле - лэ ли - лы
3
. Различение звуков [л] - [л'] в словах и словосочетаниях:
пола - поля кукла - туфля флаги - фляги
л
авка - лямка метла - петля вобла - воля
гладя - глядя юла - Юля
л
об - лёд пилот - полёт
лов - Лёва болото - полёты
пом - лён клок - клён