Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед. Ткаченко Логопедическая энциклопедия. Ббк 74. 3 Т48 Рецензенты


НазваниеБбк 74. 3 Т48 Рецензенты
АнкорМетодические рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста с речевой патологией.doc Ткаченко Логопедическая энциклопед
Дата23.10.2017
Размер5.23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Логопедическая энциклопедия.doc
ТипКнига
#29702
страница1 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24







ББК 74.3 Т48

Рецензенты:

Шаховская С.Н. — лауреат премии Правительства РФ в области образования, профессор кафедры

логопедии ГОУ ВПО МПГУ;

Челей Н.С. — зав. лабораторией дефектологии, доцент кафедры специальной психологии и коррекци-

онной педагогики МИОО;

Чевелева НА. — кандидат педагогических наук, доцент

Ткаченко Т.А.

Т 48 Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.

В книге представлена оригинальная и эффективная система из 500 игровых упражнений для ис­правления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Задания преду­сматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, до­ступность, занимательность и высокую эффективность обучения.

В книге предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

Последовательно изложенный методический, текстовой и наглядный материалы позволят взрос­лым стойко закрепить у ребенка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний.

Книга адресована родителям, логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений, вос­питателям и гувернерам.

ББК 74.3

©Ткаченко Т. А., 2008
© Сурьянинов Р.В., иллюстрации, 2007
© ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
ISBN 978-5-486-02119-0

ОТ АВТОРА

Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка

Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить сред­ством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешно­го обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным науч­ных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малы­шей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Кому адресована книга

Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван спе­циалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы иска­жения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточно­стей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в са­мостоятельной речи малыша, причем в строго определенной последовательности: сна­чала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях. На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желатель­ны, но и необходимы!

Пользоваться этой книгой смогут не только логопеды, но и родители, воспитатели, гувернеры. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всег­да готового помочь ребенку обрести правильную речь.

Все необходимые пояснения и уточнения неподготовленные читатели найдут в сно­сках, примерах и примечаниях к упражнениям.

Какие звуки можно сформировать в речи ребенка с помощью материалов книги

Практическая часть книги охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонор­ный), С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонор­ные). Звуки представлены в том порядке, в каком их следует вводить в самостоятель­ную речь по мере исправления.

Однако книга состоит не из 13 (по числу элементов звукового ряда), а из 25 частей, и вот почему. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отли­чать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как пра­вило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ. Важно научить ребенка не

только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звуча­нию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми.

Почему части книги различны по объему

В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нару­шениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место от­ведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является ис­ходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно.

Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых по­вторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено.

Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, ко­торые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражне­ний намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и приме­чаниях к упражнениям.

Основные особенности книги

В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет.

Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало заниматель­ны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направлен­ность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правиль­ного произношения.

Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготови­тельном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму.

От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый об­ращается к детям.

Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо ос­новной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навы­ков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.).

В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии

Традиционные методы логопедической работы сочетаются в книге с новыми, самыми современными приемами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря кото­рым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Например: для закрепления мягкого звука ЛЬ (а он, как правило, формируется пер­вым из всех нарушенных звуков) в некоторых логопедических пособиях можно встре­тить следующие стихи:

Отшумели все метели.

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Безусловно, это стихотворение можно использовать в логопедической работе по за­креплению звука ЛЬ, но только в тех случаях, когда остальные звуки произносятся ре­бенком абсолютно правильно. Если же ребенок неверно произносит имеющиеся в тек­сте более сложные звуки Р, РЬ, Ш, С, Щ, то, закрепляя один правильный звук ЛЬ, он одновременно будет закреплять неправильное, искаженное произношение более слож­ных звуков. Такое положение недопустимо!

В книге для подобных случаев предлагаются тексты, в которых отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребенком звуки. Например:
Мы купили липкой глины.

Льва и львенка лепит Лина.

Лепит олененка Оля,

И павлина лепит Толя.

Этот текст свободен от всех звуков, следующих в основном ряду за звуком ЛЬ. Мно­голетняя практика подтверждает, что, заучивая подобные тексты, ребенок легче сосре­дотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает, освобождается от дополни­тельных трудностей, не закрепляет другие, искаженно произносимые звуки и т. п.

Указанная особенность — только одна из десяти, отличающих авторский подход к исправлению недостатков произношения. Выражаем надежду, что изложенная в книге методика будет по достоинству оценена специалистами, а ее использование поможет любому ребенку говорить более четко, красиво и правильно.

Как пользоваться универсальным логопедическим лото

Наглядный материал для занятий представлен в книге двумя видами — это черно-белые картинки, расположенные рядом с текстами упражнений, а также цветное уни­версальное логопедическое лото. Лото состоит из 16 приложений. В приложении 2 да­ны изображения мальчика и девочки. Для них нужно подобрать имена с различными звуками (Соня, Рома, Маша, Женя и др.). В зависимости от изучаемого звука ребенок подбирает не только имена, но и другие слова для составления предложений. Здесь же расположены карточки (схемы и символы) для анализа звуко-слогового состава слова, а также уточнения важнейших отличительных характеристик звуков речи: их звонко­сти — глухости и твердости — мягкости.

Работа со схемами и символами поможет ребенку осознать не только внутреннюю (значение), но и внешнюю (звучание) характеристику слова. Кроме того, упражнения на звуковой анализ способствуют более четкому, осознанному произношению в целом, а также готовят детей к грамотному письму.

На листах лото 4-16 изображены предметные картинки с определенным звуком в названиях. Разрезав каждый лист, вы получите от 12 до 24 карточек для закрепле­ния произношения каждого формируемого звука. Сложите их в отдельные конверты и на каждом из них обязательно напишите номер Приложения. Карточки используются в упражнениях многократно, т. е. являются универсальными.

Как достичь наибольшего обучающего эффекта

Прежде всего определите, какие звуки речи ребенок произносит неверно. Запишите их и сравните с содержанием книги. Формирование правильного произношения начи­найте с того звука, который в книге представлен раньше других. Затем при участии ло­гопеда или только по книге вызовите этот звук (этапы «Звуковая разминка», «Артику­ляционные упражнения»). И только потом начинайте работу по закреплению чистого, правильного, устойчивого звука в слогах, словах и т. д.

Проделайте все упражнения без пропусков и перестановок. Помните, что каждое из них, несмотря на его небольшой объем, представляет собой законченный раздел рабо­ты. Даже если ребенок начал произносить формируемый звук правильно, выполните все упражнения до конца. Во-первых, навык требует прочности, во-вторых, упражне­ния многоаспектны. Помимо закрепления произносительных навыков, они рассчита­ны на развитие у ребенка всех составляющих элементов речевой системы (лексики, грамматики, связной речи), а также основных познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошел в самостоя­тельную речь ребенка, стал ее неотъемлемой частью, взрослому следует запастись тер­пением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего, во время за­нятий он должен говорить громко, внятно, выразительно и того же (мягко, но настой­чиво) добиваться от ребенка! Следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложе­ния с определенным звуком речи, ребенок произносил его утрированно, «нажимал» на него. Однако не только новый звук, но и весь текст в целом ребенку следует произно­сить громко, внятно и не торопясь.

Упражнениям, в которых неизбежно механическое повторение и заучивание, поста­райтесь придать игровой характер: предложите повторить слоги или слова столько раз, сколько пальцев на руке, пуговок на столе, карандашей в стаканчике и т. п.

Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна по 15-20 минут в день. При этом следите не за временем, а за состоянием ребенка и результативностью заня­тий. Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться резуль­тата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Успехов вам!

Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей квалификации ТЛ. Ткаченко



1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКА ЛЬ

Мягкий звук ЛЬ, несмотря на легкость произ­ношения, искажается детьми часто и формиру­ется, как правило, продолжительно.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука ЛЬ в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и непра­вильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.




ента рента гента энта

вента лента вента жента

лэнта нента лента мента




имон лимон лэмон нимон

вимон химон мимон жимон

зимон римон лимон гимон

Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль­ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру­гих слов с первым звуком ЛЬ (см. лото, Приложение 4).

Восприятие звука ЛЬ в потоке прочих звуков

Внимательно послушай и запомни, какой звук издает моторная лодка, когда плывет по воде (возьми картинку-символ звука ЛЬ из Приложения 1). Изобрази ладошками маленькую моторную лодочку, когда услышишь, как она гудит, а на другие звуки не реагируй.

Помните, что ребенку предлагается прослушать звуки, а не названия букв (ша, эм, вэ и др.). Согласные звуки произносятся коротко, так как они слышатся в сочетаниях пос­ле гласной а: аль, ам, аи, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагиро­вать на каждое произнесение взрослым звука ЛЬ в длинном звуковом ряду.

ЛЬ — М — Н— ЛЬ — А — ЛЬ — В — 3 — ЛЬ — У — О — ВЬ — МЬ — ЛЬ — НЬ-МЬ— СЬ— ЗЬ— ФЬ— ЛЬ— ТЬ— Ы—У—Ш—Д—Г—И—Э— ЛЬ
ЭТАП ВТОРОЙ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений

Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражне­ние. Повтори его 5-8 раз.

Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.




«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.




«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя­нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.



















"Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бу­горков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положе­нии 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по­верхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно ши­ре, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощьюэтогоупражненияможнозаметнорастянутьподъ­язычнуюсвязку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей