Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ббк 88 ш 66 Резензснты


НазваниеБбк 88 ш 66 Резензснты
Анкорmedical psy.doc
Дата12.09.2019
Размер1.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmedical_psy.doc
ТипУчебное пособие
#58736
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ББК 88 Ш 66

Резензснты:

Ступпицкий В.П., проф. каф. психологии Российской экономической Академии им. Г.В. Плеханова, академик РАЭП, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования;

Васильева О.С, зав. каф. психологии здоровья психологического факультета РГУ, доцент;

Середина Н.В., ст. преп. каф. психофизиологии и клинической психологии психологического факультета РГУ, эксперт-психолог

Шкурснко А.

Ш 6^ Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.
В настоящем учебном пособии показано истори­ческое развитие психологии как науки, рассмотре­ны предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рассмотрены познавательные про­цессы, их нарушения, патология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения.

В пособии использованы материалы, включаю­щие некоторый спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений.

Предназначается для студентов и преподавате­лей медицинских училищ и колледжей.
ББК 88




© Шкуренко Д.А., 2002

® Оформление: изд-во «Феникс», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время актуальной проблемой является определенная нехватка современных учебных пособий для образовательной сферы.

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено в соответствии с учебной програм­мой дисциплины «Основы психологии».

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют широкий контур знаний и практических уме­ний, которыми должны овладеть студенты в процессе изу­чения дисциплины.

Фактическое содержание информации в учебном посо­бии выходит за рамки учебной программы, что делает его более универсальным и возможным для использова­ния педагогов и медицинских работников. В работе рас­сматривается связь общей и медицинской психологии, что позволяет систематизировать и дополнить представление о системной взаимосвязи психологии и медицины.

В настоящем учебном пособии показано историческое развитие психологии как науки, рассмотрены предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рас­смотрены познавательные процессы, их нарушения, па­тология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения. Боль­шая часть пособия посвящена различным вопросам ме­дицинской психологии — предмету, задачам, важным про­блемам психологии соматического больного, особеннос­тям психологии общения медицинского работника и боль­ного, вопросам психогигиены и психопрофилактики.

В пособии использованы материалы, включающие не­который спектр нетрадиционных вопросов, теоретичес­ких концепций и исторических сведений.

При подготовке медицинского работника необходимо подчеркивать значение психики больного, роль психоло­гических контактов медицинского работника и пациента.

Любые психические переживания сопровождаются со­матическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного, изменяя его ми­росозерцание, его самосознание

При общении медицинского работника с больным воз­никает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждет от другого помощи, облегче­ния своих страданий, другой определяет пути более ра­ционального ее оказания.

Любое заболевание вызывает определенные изменения в психологии человека, которые необходимо знать меди­цинскому работнику, чтобы наметить правильную так­тику беседы, поведения и лечения. К сожалению, меди­цинские работники не всегда учитывают личностные осо­бенности больных и возможные невротические наслое­ния, что нередко усложняет взаимоотношения между ними.

В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться и без знания основ общей психоло­гии. В настоящем учебном пособии изложены не только основные вопросы общей и медицинской психологии, но и проблемы медицинской этики и деонтологии в их не­разрывной взаимосвязи.

ЧАСТЬ 1

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 1.
1. Психологическая мысль с античности до средних веков
Психология — наука, изучающая процессы актив-ного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» (душа) и «логос» (наука) — «наука о душе».

Многие авторы считают, что психология как уче­ние о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древ­негреческих мыслителей Демокрита, Платона, Арис­тотеля и др. С момента своего возникновения и до наших дней психология развивалась в борьбе двух противоположных взглядов — материалистического и идеалистического.

Идеализм ■— философское учение, которое признает, что реально существует только сознание, дух, идея как нечто первичное. А материальный мир, бытие, природа, люди, вещи — все это якобы существует лишь в нашем сознании, в ощущениях, в мыслях. Согласно идеалисти­ческим учениям, психика — это не отражение объектив­ного материального мира в мозгу человека, а наоборот — источник происхождения его.

Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание вторичным, производ­ным от материи. Психика не существует вне материи,

она есть одно из свойств материи. Согласно современному материалистическому взгляду, психика, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — свойство моз­га. По своему содержанию психика является отражением объективного материального мира в человеческом мозге.

Идеализм и материализм уходят своими корнями в древнегреческую философию. Материалистическому уче­нию Демокрита (460-370 гг. до н.э.) противостояло идеа­листическое учение Платона (427-347 гг. до н.э.). Де­мокрит считал, что существует только материя, состоя­щая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключитель­ной подвижностью.

Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно су­ществуют только идеи. Вещи же, тела — это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа — это вечно существующая идея, времен­но воплощенная в тело человека и животных.

Выдающийся философ древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был непоследователен в своих взглядах на при­роду души. С одной стороны, он высказывал материали­стические взгляды на сущность некоторых психических явлений. Например, по Аристотелю, наши ощущения — это копии реальных вещей. С другой стороны, он при­знавал существование души как независимой от материи субстанции.

В средние века психологическое понятие души приоб­рело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и независимая от ма­терии сущность. Предметом психологических учений того времени были рассуждения о нематериальности души и ее свойствах.

На почве платоновской, или, лучше сказать, кеопла-тоновской и аристотелевской психологии стояли все во­сточные и западные мыслители. Из первых (в начале V в.) Немезий, Эней Газа (487), Филопон (около середи­ны VI в.), из вторых Клавдий Мамертинец (около середи­ны V века) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они защи­

щают бессмертие души. Это было связано еще с тем, что все они были богословами.

Наряду с этими более или менее учеными рассуждени­ями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Сокровища практического самонаб­людения собраны в трудах аскетов и подвижников, глу­боко погрузившихся в себя и тщательно изучавших тай­ные изгибы сердца и желаний. Таковы, например, труды Исаака и Ефрема Сирина, Аввы Дорофея, Марка подвиж­ника, Варсонофия, Иоанна, ученика его, Иоанна Лествич-ника и др. Христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за корнями и гнездами греховных наклонностей, помыслов и способами борьбы с ними. Ас­кетическая литература имеет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения. Из всех средневековых авторов самые замечательные от­крытия в области психологии сделал Блаженный Авгус­тин (354-430). Так, он заметил, что самонаблюдение яв­ляется важным источником психологических знаний.

Святой Августин как преданный сын Церкви воспри­нял большую часть ее догматов и религиозных предрас­судков и верил в Божественное Откровение как первоис­точник психологического знания. Однако его взгляд на самонаблюдение как важный инструмент понимания че­ловеческой психологии явился существенным вкладом в развитие психологии. Августин был первым, кто живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт, сде­лав это с помощью методологических принципов, кото­рые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Без самосознания психология не может существовать. Эмоции — гнев, надежда, радость, страх — могут быть наблюдаемы только субъективно; если че­ловек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.

Святой Августин был провозвестником не только феноменологии Гуссерля и экзистенционализма, но так­же предшественником психоанализа. Он использовал ав­тобиографическую исповедь в качестве основы для пси­хологического познания. Это был пример психоанализа

без психоаналитика, выслушивающего и интерпрети­рующего признания больного. Августин критиковал тех, кто пытался умалить значение глубоко скрытых мотива­ций, которые не воспринимались сознанием. Глубоко прочувствовав и осознав антисоциальные проявления психики, Августин был пессимистично настроен по от­ношению к природе человека, но видел путь к преодо­лению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как един­ственного источника целительного милосердия.

Вклад Августина в историю психоанализа — это его психологические методики, которыми он пользовался для построения концепций, ставших основой его религиоз­ных теорий. Его «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа.

В этой работе он последовательно анализирует воспо­минания раннего детства и обнажает свою душу без вся­кой утайки. Он даже пытается реконструировать те дале­кие воспоминания, которые подверглись инфантильной амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и отдельных воспоминаний из своего раннего детства.

Августин не верил в ангельскую невинность детей. «Безвинны движения младенцев, но их душевные свой­ства подлежат упрекам. Я видел сам завистливого ребен­ка; он еще не говорил, а с бледностью на лице и со зло­бою смотрел на своего сверстника, сосущего молоко. Кто этого не знает? Говорят, что матери-кормилицы унич­тожают эти недостатки своих детей, но не знаю, какими средствами. Разве и это — невинность, что при обилии и совершенном достатке молока ребенок не терпит при себе другого, тоже нуждающегося в этой пище и питающегося только ею? На все это смотрят ласково и терпимо, но не потому, чтобы это было дело маловажное и ничего не значило, а потому, что с течением времени это должно пройти. И это доказывается легко; на подобные им по­ступки не смотрят равнодушно и одобрительно, когда они замечаются у взрослых людей».

Мир культуры, по Бл. Августину, создал три «орга­на» постижения человека и его души.
Религия (строится на мифе).
  • Искусство (строится на художественном образе).
    3. Наука (строится на организуемом и контролируе­мом логической мыслью опыте).

    Психология Святого Августина повествует нам о чув­ствах, конфликтах и муках человека величайшей искрен­ности и недюжинной силы. Святой Августин может спра­ведливо считаться предтечей психоанализа.

    Значительная роль в развитии психологии Средневе­ковья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274). Фома Аквинский придерживается аристотелевских принципов. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.

    В учении об уме Аквинский следует Аристотелю. Есть ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, она имеет свободу выбора. Она состоит в самооп­ределении и может избирать свободно между разными це­лями. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Он представлял мир как систему, состоящую из несколь­ких иерархических ступеней. Самая широкая ступень — неживая природа, над ней — мир растений и животных, высшая ступень — мир людей, который является переход­ным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

    Аристотелевская теория отдельных душевных свойств приобрела следующий вид: есть вегетативная душа, при­сущая растениям, сенситивная душа животных и разум­ная душа человека, выполняющая и функции двух низ­ших душ. Собственную душу мы познаем не непосредствен­но, а опосредованно, через интуицию. Говоря о добродете­лях, к четырем традиционно греческим — мудрости, от­ваге, умеренности и справедливости — Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился Фомой к достижению счастья, понима­емого им как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения. Фома Аквивинский в 1323 г. причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым учителем церкви.

    Жерсон, как и Гуго, рассматривает проблемы челове­

    ческой деятельности, связывая, например, воображение с размышлением. Он выделяет две стороны деятельнос­ти: разума в мышлении; рассудка в созерцании.

    Каждый из этих видов теоретической деятельности имеет свой вид практической деятельности: первый — удовольствие или желание; второй — благочестивый аф­фект; третий — любовь к Богу.

    Из философской литературы не находится ничего, име­ющего прямого отношения к психологии. Только в XII веке в среде мистиков оживились психологические на­блюдения и исследования. Поскольку мистицизм, имею­щий в виду единение души с Богом и глубокое погружение разума в тайны высшего бытия, естественно, нуждался в психологических анализах и самонаблюдениях.

    Мистик из монастыря Св. Виктора, Гуго (1097-1141) пытался установить нечто вроде мистической психоло­гии. Для Гуго последняя цель — созерцание Бога дости­гается через постепенное поднятие разумной стороны че­ловека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение; оно есть про­стое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышле­нии о сущности и отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непос­редственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум, он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушает­ся, лицо продолжает существовать. В таком направле­нии рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).

    По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совер­шенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятель­ность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII веке.

    Среди них можно выделить взгляды Экгарта. По Эк-гарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чув­ства, низшие и высшие силы. К низшим силам он отно­сит — эмпирический рассудок, сердце, желание, к выс­шим — память, разум и волю.

    2. Эпоха возрождения
    Это возрождение западноевропейской культуры, кото­рая в Средние века была подчинена религиозному миро­воззрению. Характерная черта эпохи — возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бе­стелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в призна­нии человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.

    В произведениях Леонардо да Винчи (1452-1519) воп­лотились основные идеи гуманизма, в них чувственное со­зерцание и практическое действие сливаются воедино. Слово «живопись» означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком бла­годаря союзу кисти и руки. С древних времен на лидирую­щую роль претендовала философия. Леонардо передает эту роль «божественной науке живописи». Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а ис­следованием мира с воссозданием его картины. Посредни­ком между сознанием и реальностью выступают не слова, как это было в эпоху античности и Средние века, а творе­ния живописи, построенные на основе подражания приро­де, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и орудием познания самого человека, не только внешнего, чувственно воспринимае­мого, но и его внутренней сущности. Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех «всеобщих человеческих состояний» — радости, плача, распри и физического усилия.

    Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели определенное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции. Об этом говорит один из фрагментов его тру­дов: «природа пришла на помощь зрительной способнос­ти, которая, будучи поражаема чрезмерным светом, име­ет возможность сокращать зрачок глаза и, поражаемая различной темнотой, шире раскрывать это светлое от­верстие... И природа прибегает здесь к постоянному вырав­ниванию, увеличивая и уменьшая зрачок соразмерно градациям ... света и темноты, непрестанно перед ним

    возникающим». Однако этот фрагмент нельзя оценить как точное описание зрачкового рефлекса. Правда, Леонардо говорит о «зрительной способности». Способность же мыслилась не только в его времена, но и много позже, как принадлежность души. Но в приведенном описании душа никакой роли не играет: зрачок изменяется в силу того, что «так устроена природа». Первопричина теле­сных изменений — действующий извне свет — физичес­кий раздражитель, вызывающий ответную реакцию мышц глаза, которые автоматически настраиваются на выгодный организму режим. Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его «Тракта­те о живописи» содержится множество положений, при­нятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины пред­мета от расстояния, освещенности, плотности среды.

    Интересны разработки Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила тре­нировки воображения, указывая, что даже пятна на ста­рых стенах позволяют художнику разглядеть контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой ра­боте души, не привязывая ее к конкретным вещам. Со времен Аристотеля понятие «фантазия» содержало в себе негативный оттенок, считалось «дурным» проявлением человека. Полагали, что появляющиеся в фантазии об­разы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался «божественный разум». Теперь же высшая ценность признавалась за теми созда­ниями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом. В проти­воположность чистой христианской духовности, субъект стал трактоваться как центр направленных вот:не духов­ных сил, воплощающихся в реальные чувственные цен­ности, Но предметом психологического изучения челове­ка в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько из­меняется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится

    как субстанция не исключительно внутренняя, замкну­тая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая. Внешний мир становится ис­точником душевной жизни. В природе возникает вдохно­вение, рождающиеся при этом чувства приобретают са­мостоятельную ценность.

    3. Новое время
    На этот период приходятся многие открытия и изоб­ретения в науке и технике, анатомии и физиологии. В связи с этим изменяются взгляды на предмет психоло­гии: понятие души становится излишним.

    Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки но­вой науки о сознании. Он заложил основы эмпирического изучения явлений сознания (призывал перейти к просто­му описанию его процессов, способностей, но отказывал­ся от изучения души как особого предмета). Таким об­разом, если древние понимали душу очень широко, прак­тически отождествляли ее с жизнью, то у Ф. Бэкона впер­вые «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга, хотя Бэкон и не приводит критерии их отличия.

    Фрэнсис Бэкон первый положил начало теории ин­дукции и указал на опыт и наблюдение как на единствен­ные основания для расширения знаний, в том числе и психологических. Он положил начало сознательному эм­пиризму в психологии. Он первый заговорил о том, что человеческая деятельность может быть правильно иссле­дована путем опыта; естественно, это было ново для умов, привыкших строить системы психологии путем умозрения и переставлявших в разных сочинениях древние наблю­дения Аристотеля и Платона.

    Науку о человеке Бэкон разделил на философию чело­века и общества. Первая рассматривает человека инди­видуума независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и о теле человека; им должна предшество­вать наука о природе человека вообще. Исследуя после­днюю, наука изучает или индивидуума, т.е. человека как личность, или связь души с телом. Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует обратить внимание на то, прирожденные они или нет. Бэкон поставил лишь научные вопросы, дал план

    психического исследования. Ответы на них были даны уже другими философами, прежде всего английским фи­лософом Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от клас­сических или схоластических предположений.

    Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяс­нял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных орга­нах. Гоббс может быть признан одним из основоположни­ков ассоциативной психологии. Он полагал, что чув­ственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциа­тивную связь с хронологической последовательностью вос­приятий. Он верил, что все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходи­мостью организма искать удовольствий и избегать боли.

    Большой вклад в психологию внес Репе Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он со­стоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические — нет. Декарт сузил психичес­кую реальность до сознания, не признавая наличия бессоз­нательных физических процессов, которые, являясь не фи­зиологическими, а психическими, тем не мепее, не осозна­ются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения сво­их переживаний. Декарт первым ставит психофизическую проблему, то есть проблему отношения души и тела. Древ­ние тоже говорили о связи души и тела, о различиях меж­ду ними, но никто не доходил до такого полного противопоставления этих двух реальностей, как Декарт.

    Животные, по Декарту, лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Декарт впервые объясняет физиологи­ческие процессы чисто телесными причинами. Декарт считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Он говорил, что все движения мышц, как и вес ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный

    ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством «животных духов»; она «раскачива­ет железу» и заставляет животные духи идти по соответ­ствующим путям. Декарт говорит о постоянном взаимо­действии души и тела, он решает психофизическую про­блему в духе психофизического взаимодействия. Сущность души заключается в мышлении, отмечает Декарт. Мыш­ление включает составные части: ощущения, представле­ния, волю. Душа выступает как мыслящая деятельность. Поэтому Декарт видит сущность души в сознании.

    Декарт первый ясно установил чисто психологичес­кий критерий для душевной жизни в противоположность старому аристотелевскому пониманию, приписывающему название «душа» также и принципу растительной жиз­ни, наделив все это сознанием. Декарт признает сознание только у людей, в животных он видел простые машины. Психология Декарта была дуалистической, ибо исходила из двух начал в человеке: духа и материи.

    В XVIII веке мы встречаемся с попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том значении, которое органы чувств играют в явлениях пси­хологии.

    Кондильяк пытается не только дать определение ин­стинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способно­стями разумными. Инстинкт — это, по мнению Кондиль-яка, элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления.

    Ламарк признавал зависимость психики от нервное системы и классифицировал степень сложности психи­ческих актов: раздражимость, чувствительность, созна­тельность. Первой из этих способностей, по его мнению, обладают простейшие животные; второй — более совер­шенно организованные животные; третьей — только по­звоночные животные. По мнению ученого, человек отли­чается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности, лишь степенью сознательно­сти, разумности.

    Следует сказать, что, начиная с XVII в. в связи с об­щим социально-экономическим развитием западноевропей­

    ских государств наблюдаются заметные сдвиги в развитии психологических взглядов. С XVII по XIX в. включитель­но широкое распространение получила так называемая эм­пирическая психология, родоначальником которой счита­ется английский философ Джон Локк. Отвлеченным рас­суждениям о душе эмпирическая психология противопос­тавила изучение внутреннего опыта человека, под которым она понимала отдельные психические процессы («явление сознания») — ощущение, восприятие, мышление, чувства и т.п. Это был шаг вперед, тем более, что для детального изучения явлений психики широко применялся экспери­ментальный метод, заимствованный из естествознания. Од­нако исходные теоретические позиции эмпирической пси­хологии были ложными, идеалистическими, поскольку «внутренний опыт» человека она понимала в отрыве от внешнего, практического опыта, считала его замкнутым в самом себе и недоступным для наблюдения извне.

    Исходя из этого, главным методом изучения психики эмпирическая психология признавала метод самонаблю­дения. То есть, человек наблюдает собственные пережи­вания, мысли и описывает их.

    Вопрос об отношении сознания, психики к мозгу эм­пирическая психология решала с позиций так называемого психофизического параллелизма. Представители психо­физического параллелизма (Вундт и Эббингауз — в Гер­мании, Спенсер и Бэн — в Англии, Бинэ — во Франции, Титчнер — в Америке и др.) считали, что человек вопло­щает в себе два начала: телесное и духовное. Поэтому физиологические и психические явления у него протека­ют параллельно и лишь совпадают во времени, но не влияют друг на друга и не могут быть причиной друг друга. Согласно этой теории, получается, что если, на­пример, человек видит предмет, называет его (мысленно или вслух), то это явление психического порядка. А со­ответственно этому работа зрительного и речевого аппара­тов — явление физиологического порядка. Вопрос о том, в чем же причина такого соответствия, не находил науч­ного объяснения. Представители психофизического па­раллелизма вынуждены были прибегать к признанию ка­кой-то таинственной силы, которая будто бы установила изначально такое совпадение.

    Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человечес­ком разумении, в котором доказывается: 1. Отсутствие прирожденных идей. 2. Источник развития души — опыт и рефлексия. 3. Исключительное значение языка в раз­витии человека.

    Джон Локк — родоначальник эмпирической психоло­гии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т.е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотно­шение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотноше­нии, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциа­цией. Ассоциации играют огромную роль в жизни чело­века.

    После работ Локка намечаются три школы эмпири­ческой психологии: в Англии, во Франции и в Герма­нии.

    В английской эмпирической психологии появляется мощное течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а един­ственным механизмом работы сознания. В XVDI веке про­исходит становление эмпирической психологии во Фран­ции. Этот процесс проходил под определяющим воздей­ствием теории Локка об опытном происхождении знания.

    Развитие научной психологии.

    От античности до Нового времени попытки понять сущ­ность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.

    В XVTI-XVIII веках от философии начинают отделять­ся различные естественные науки: химия, физика, соци­ология. Психологии, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдель­ной науки и отделиться от философии.

    В конце XVIII века психология все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предме­та не душу, а сознание и процессы мышления.

    Научная психология родилась лишь в конце XIX века. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Виль­гельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опы­та. Таким образом, сознание было разбито на психичес­кие элементы. Вундт и его сотрудники считали, что ос­новным материалом для сознания служат ощущения, об­разы и чувства. Примерно в это же время, в 1881 году, в США Уильям Джеймс стал подходить к изучению со­знания с других позиций. Он положил начало новому — функциональному подходу.

    Научное понимание психики было неразрывно свя­зано с развитием материалистической философии, по­тому что материалистический подход в науке опирает­ся на объективные законы в познании действительнос­ти. Объяснение психики, сознания дает лишь совре­менная психология.

    Естественнонаучной основой современной отечествен­ной психологии является физиологическое учение о выс­шей нервной деятельности отечественных ученых XX века И.М. Сеченова и И.П. Павлова, дополненное и развитое далее исследованиями деятельности мозга.

    4. Направления развития
    В XIX в. психология стала самостоятельной наукой, чему в сильной степени способствовало богатство экс­периментального материала, а в XX в. она получила широкое распространение.

    В XX веке развились различные направления и кон­цепции в области психологии. Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии.

    Для понимания тенденций развития и становления психологии как науки, необходимым представляется рассмотрение некоторых школ и концепций зарубеж­ной психологии XX века.

    Ассоциативная психология.

    Ассоциативная психология — одно из основных на­правлений мировой психологической мысли. Данное направление объясняет динамику психических про­цессов принципом ассоциации; в основе лежит услов­ный рефлекс. Выделяется три типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту. Изучение ас­социаций с целью выявления особенностей различ­ных психических процессов используется и в совре­менной психологии.

    Бихевиоризм.

    Бихевиоризм — это направление в американской пси­хологии XX века. Отрицает сознание как предмет науч­ного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организ­ма на стимулы внешней среды„ Дж. Уотсон исключил сознание из психологии, у него получилась психология без психики; предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций. Эволюция бихевио­ризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного познания о поведении.

    Психоанализ.

    Психоанализ — это совокупность способов выявле­ния в терапевтических целях особенностей пережива­ний и действий человека, обусловленных неосознавае­мыми мотивами. Ядро психоанализа — учение о бес­сознательном. Человеческая психология истолковыва­ется как обусловленная бессознательными, иррацио­нальными силами — влечениями, инстинктами. Ос­новными из них являются сексуальное влечение и вле­чение к смерти. Поведение человека подчинено двум принципам: принципу удовольствия (половые влече­ния) и принципу реальности (подавление сексуальных влечений на стимулы внешней среды). В результате столкновения «принципа удовольствия» и «принципа реальности» происходит вытеснение «неудовлетворен­

    ных влечений» в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека. Гештальтпсихология.

    Основные представители гештальтпсихологии — К. Кафка, К. Левин и др. Функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие от­дельных предметов. Изучение психики происходит с точ­ки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры. Предметом исследования (К. Левин) стали по­требности, аффекты (эмоции), воля.

    Когнитивная психология.

    Основной представитель когнитивной психологии У. Найссер. Центральным становится вопрос об орга­низации знания в памяти конкретного субъекта. Ре­шающая роль знания в поведении человека. Главной задачей исследования являются проблемы приобрете­ния, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования составляют познаватель­ные процессы: восприятие, память, мышление, вооб­ражение, речь, внимание. Человек — активный пре­образователь информации.

    Гуманистическая психология.

    Представители — Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность, как целостную уникальную систему, которая представляет собой не не­что заранее данное, а «открытую возможность» самоак­туализации, присущую только человеку.

    Основные положения: каждый человек уникален, человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической ре­альностью; человеческая жизнь должна рассматри­ваться как единый процесс становления и бытия че­ловека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются час­тью его природы; человек обладает определенной сте­пенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, творческое существо.

    Психоанализ Фрейда.

    Трактовка психоанализа Фрейда как «мифа» возник­ла чуть ли не одновременно с самим учением. Мифом называл свою метапсихологию сам Фрейд, отличая ее от клинической практики и экспериментального наблюде­ния, мифом считали психоанализ К. Поппер, Л. Витген­штейн, A.M. Пятигорский и др.

    Как правило, аргументации таких аналогий враща­ются вокруг двух главных идей: положения и выводы психоанализа непроверяемы и требуют безусловного при­нятия на веру; основная направленность психоанализа — практическая и жизнестроительная, в этом роде он является идеологией или религией по своим социальным функциям.

    Психоаналитики поведение человека определяют про­шлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Общая цель души — поддержи­вать и восстанавливать приемлемый уровень равнове­сия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управ­ляют инстинкты. Сначала он дает описание двух ос­новных инстинктов, двух противоположных сил — сек­суальной и агрессивной. В 1914 году им вводится пред­ставление о двух влечениях: «эросе» (либидо), поддер­живающем жизнь, и «танатосе», зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникает огромное разнообразие и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоле­ния противоречат друг другу; весь этот хаос — в душе человека.

    Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессоз­нательным, подсознательным и сознанием, взаимоотно­шения между которыми контролировались цензурой. С начала 20-х годов прошлого столетия Фрейдом выделя­ются иные инстанции: «Я»(Эго), «Оно»(Ид) и «Сверх — Я»(Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

    Большинство процессов бессознательно, так как «Id» полностью бессознательно, a «Ego» и «Super ego» — ча­стично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить «Ego», сделать его более независимым от «Super ego», расши­рить поле его восприятия, усовершенствовать его орга­низацию.

    В многочисленных спорах внутри и вне психоана­лиза Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять по­нятие либидо за пределы сексуального до понятия пси­хической энергии вообще, как это делал К. Юнг. В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все боль­ше ограничивал притязания сексуальности на всевла­стие в сфере психической, в частности, влечением к смерти. И все же, несмотря на все ограничения, психо­аналитическая теория души базируется на понятии либидо.

    Либидо аналогично физическим энергиям, имеет ко­личество и способно менять направления движения, и т.п. Либидо, по Фрейду, присуще человеку с рождения и про­ходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную. Понятие бессознательного име­ет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.

    Бессознательное — это то, что подверглось вытес­нению со стороны сознания и продолжает удерживать­ся вне поля восприятия. Даже никогда не раскрывая книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «ос­новные» идеи психоанализа — выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психичес­кой жизни.

    Защитные механизмы.

    У человека существует множество механизмов, защи­щающих блокировкой прямое выражение потребностей. Этими способами душа защищает себя от внешних и внут­ренних напряжений.

    1. Подавление (репрессия). Удаляет потенциально вызывающие тревогу события, идеи или восприятия из сознания, препятствуя, таким образом, их возможному

    разрешению. Подавление вытесняет проблему на бессоз­нательный уровень, но не решает ее.
      Отрицание. Попытка не принимать в качестве ре­альности события, которые беспокоят «Ego». Это бегство в фантазию, зачастую кажущуюся абсурдной объектив­ному наблюдателю.
    1. Рационализация. Нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Это способ принять давление «Super ego», он скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемле­мыми.
    2. Реактивные образования. Подменяют поведение или чувства диаметрально противоположными действитель­ным желаниям. Это явная или (обычно) бессознательная инверсия желания.
    3. Проекция. Приписывание другому человеку, жи­вотному или объекту качеств, чувств или намерений, ко­торые исходят от самого приписывающего. Аспекты лич­ности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение.


        Изоляция. Отделение вызывающей тревогу части ситуации от остальной сферы души. Тогда событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее сопри­касаясь с его собственными чувствами. Логика -нормаль­ная изоляция
      1. Регрессия. Возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и свойственен детям. Уход от реалистического мышле­ния в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается неразрешимым вслед­ствие примитивности способа.
      2. Сублимация. Процесс, посредством которого энер­гия могла бы быть использована в более полезной дея­тельности «Ego». Когда защита становится очень влия­тельной, она начинает преобладать в «Ego» и уменьшать его подвижность и способность к адаптации.
        Индивидуальная психология Адлера.

        Основные положения —■ утверждается, что характер человека формируется на основании врожденного чувства неполноценности. В результате на протяжении всей жиз­

        ни человек в порядке компенсации этого врожденного стержня личности стремится к превосходству над други­ми, их подавлению, господству над ними. Врожденные комплексы к агрессии и могуществу по существу тоже «либидо», тот же инстинкт жизни, смерти и разруше­ния, что и в классическом психоанализе, но преподне­сенные несколько мягче. Биологическая сущность психи­ки у Адлера является ведущей.

        Аналитическая психология Юнга.

        К.Г. Юнг, придавая решающее значение в регуляции поведения бессознательному, выделил наряду с его ин­дивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Его уче­ние повторяет многие стороны классического психоана­лиза. «Я» противопоставляется «архетипу» — «коллек­тивному бессознательному», которое образует автоном­ный психический фонд, содержание которого передает­ся из поколения в поколение. Например, образ героя. В результате конкретное «коллективное бессознательное» и создает «Я».

        Неофрейдизм.

        Известные представители этого направления — К. Хор-ни, Э. Фромм, Г.С. Салливан. Сторонники неофрейдизма пытались преодолеть биологизм классического фрейдиз­ма и ввести его положения в социальный контекст. Со­гласно К. Хорни — причина неврозов — тревога, возни­кающая у ребенка при столкновении с исходно враждеб­ным ему миром, усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих. Г.С. Сал­ливан — истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. Э, Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармо­нии с социальной структурой современного общества. Ибо эта структура формирует у человека чувство одиноче­ства, оторванности от окружающих, вызывает невроти­ческие способы избавления от этого чувства.

        Неофрейдизм считает индивида с его бессознательны­ми влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему. Общество же рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враж­дебным коренным тенденциям развития личности.

        Рассмотрение некоторых концепций зарубежной пси­хологии XX века необходимо для понимания основных направлений развития научной психологии, учитывая их широкую распространенность и фундаментальность для ряда других концепций.

        Выбор направления в области психологии зависит ча­сто от собственных методологических установок специа­листа с одной стороны, и от знаний концепций, развива­емых различными школами, — с другой.

        Контрольные вопросы и задания
        1. Сформулируйте определение психологии как науки.

        2. Расскажите о психологических воззрениях в антич-
        ной философии.
          Расскажите об учении Платона о душе и теле.
        1. Расскажите о воззрениях Аристотеля.


            Как определяла душу философия средневековой цер­кви?
          1. Роль Фомы Аквинского в развитии психологичес­кой мысли.
            7. Каковы основополагающие идеи Френсиса Бэкона?

            8. Расскажите об учении Декарта о психических про-
            цессах.

            9. Что такое эмпирическая психология?

            10. Что такое психоанализ?

            11. Расскажите об основных зарубежных концепциях
            развития психологической мысли.

            12. Расскажите о защитных механизмах личности.
              1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

            перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей