Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Белая Елена Петровна Учитель истории и обществознания Первой категории маоу сош 2 г. Курганинск, Краснодарского края пояснительная записка


НазваниеБелая Елена Петровна Учитель истории и обществознания Первой категории маоу сош 2 г. Курганинск, Краснодарского края пояснительная записка
АнкорObschestvoznanie kratky kurs.pdf
Дата13.05.2017
Размер1.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObschestvoznanie_kratky_kurs.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#18522
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


Определения, таблицы и схемы

3
Белая Елена Петровна
Учитель истории и обществознания
Первой категории МАОУ СОШ № 2 г. Курганинск, Краснодарского края
Пояснительная записка
Данное пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока « Человек», «Духовная сфера» « Социальная сфера»
«Экономика», «Политика», «Право» школьного курса обществознания.
Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться и найти нужную информацию. Пособие структурировано в соответствии с действующей школьной программой. Информация, которая представлена в пособии может быть использована учениками при выполнении заданий А, В, С части ЕГЭ. Преобладающая форма подачи материала – в идее схем и таблиц, облегчает понимание учащихся.
Работа с предложенным материалом поможет учащимся систематизировать знания и подготовиться к успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. Выпускники успешно сдают ЕГЭ. В 2011-2012 учебном году средний балл 58,3 ( средний тестовый балл по Краснодарскому краю
56,6). В 2012-2013 учебном году средний балл ЕГЭ 11 Б класса МАОУ
СОШ № 2 г. Курганинск составил 66 баллов (средний тестовый балл по
Краснодарскому краю 61,4).
Человек
Биосоциальное существо, представляющее собой звено в развитии живых организмов

4
Отличия человека от животных человек животное
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Не обладает высокоразвитым мозгом
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Использует только естественные орудия
Осуществляет сознательную целенаправленную деятельность
Поведение подчинено инстинктам
Потребность
Переживаемая и осознаваемая нами нужда в чем-то, что
необходимо для полноценной жизни
Потребности человека (по А. Маслоу)
Абрахам Маслоу американский ученый(1908-1970)один из основателей гуманистической
психологии. В 1960 –е годы предложил свой вариант «пирамиды потребностей»
Темперамент
духовные
(самореализация) престижные
(уважение,статус) социальные
(общение, дружба) экзистенциальные
{защищенность, безопасность} физиологические
( жажда,голод,сон, дыхание)

5
Типы темперамента
характеристика
Холерик
Вспыльчивый, безудержный человек. подвижен, инициативен, схватывает информацию на лету ,быстро запоминает, даже не успев осознать, неуравновешенный ( например Петр 1)
Сангвиник
Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен .
( Например Наполеон)
Флегматик
Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. К новой обстановке приспосабливается медленно
Меланхолик
Пассивен, обидчив, неуверен в себе. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Например ( Гоголь,
Блок, Чайковский)
Деятельность
Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение
окружающего мира, достижение поставленной цели
Деятельность субъект объект
(кто осуществляет деятельность) ( на что направлена деятельность)
Процесс ( структура) деятельности
Мотив
Цель
Средства
Действия
Результат Мотив – то, что побуждает к действию. Например: Человек читает газету( действие), чтобы узнать новости ( мотив)
Цель –это то, что ожидается нами в результате деятельности Средства должны соответствовать цели, моделировать конечный результат, чтобы он оправдал наши ожидания.
Виды деятельности

6
практическая духовная
Практическая – направлена на преобразование чего –либо
1.Материально-производственная
2.Социально-преобразовательная
Духовная связана с изменением сознания людей
1. Познавательная
2. Ценностно-ориентированная
3.Прогностическая
Виды человеческой активности
созидательная разрушительная
Игровая деятельность – ориентирована на сам процесс.
Творческая деятельность – направлена на создание чего - нибудь нового, ранее не существовавшего.
Производственная деятельность – направлена на создание материальных благ, услуг, необходимых для жизни общества.
Трудовая деятельность – любая сознательная деятельность человека при его взаимодействии с окружающим миром.
Общение
Связь между людьми, в результате которой они обмениваются
информацией, понимая друг, друга.
Виды общения
Речевое(вербальное) неречевое
( слова, звуки) ( мимика, жесты)
Формы общения
Служебное ( приказ, совет, просьба)
Повседневное ( бытовое)
Убеждающее ( влияние на взгляды, действия других)
Ритуальное ( соблюдение предписанного поведения)
Индивид – индивидуальность-личность
Индивид – каждый отдельный человек.
Индивидуальность – неповторимое, оригинальное своеобразие человека с

7 его специфическими чертами.
Личность – это итог развития индивида с наиболее полным воплощением его человеческих качеств.
Качества личности: а) личное достоинство; б) способность к самооценке своей деятельности; в) сознание и самосознание.
Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных
структур
Агенты социализации
первичные вторичные
(родители, родственники, друзья) (учителя, коллеги, руководители)
Институты социализации
Церковь
Семья
Школа Армия
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Норма – правило, образец
Основные разновидности норм
Обычаи и традиции
Привычные образцы поведения ( свадьбы, праздники)
Правовые нормы
Закреплены в законах и описывают наказание за их правонарушения.
Моральные нормы
Хорошо-плохо, добро-зло, справедливо-несправедливо.
Общественное осуждение
Эстетические нормы
Закрепляют представление о прекрасном и уродливом в поведении людей
Политические нормы
Регулируют политическую деятельность
Религиозные нормы
Связаны с верой и поддерживаются моральным сознанием верующих
Отклоняющееся поведение

8
Поведение личности, не соответствующее социальным нормам .
девиантное (отклонение) деликвентное (проступок)
Мировоззрение
Система взглядов человека на мир и свое место в нем
Типы мировоззрения
мифологическое
Попытка объяснить явления окружающего мира
обыденное (житейское)
Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей
религиозное
Возникает под влиянием религиозных учений
философское
Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе
научное
Опирается на достижения науки
гуманистическое
Высшая ценность права и свободы человека
Смысл жизни
Главный мотив человеческого существования
« У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей
сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм
Подходы к пониманию смысла жизни
Религиозный – самоотверженное служение Богу.
Аскетический – подавление влечений и желаний ( Диоген)
Гедонистический –стремление к удовольствиям ( Эпикур)
Действенно-гуманистический – реализация своего внутреннего потенциала
Свобода воли человека
Противоположные точки зрения
волюнтаризм (воля) фатализм ( рок, судьба)
(позиция признающая ее абсолютной) ( полностью отрицает свободу воли)

9
Познание
Процесс получения знаний
Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.
Понимание философии
1.
Поиск истины ( Пифагор, Гераклит)
2.
Познание вечных и абсолютных истин ( Платон)
3.
Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия ( Аристотель)
Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность?
Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии
познавательного процесса.
Агностицизм – мир принципиально не познаваем ( Д. Юм, И. Кант)
Виды познания
Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.
Формы познания
чувственная рациональная ощущение восприятие понятие суждение представление умозаключение
Научное познание
Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека
Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический
наблюдение гипотеза, эксперимент
теория
Научное знание отличают
рациональность
системность
объективность
Доказуемость,
проверяемость
Научные утверждения
не противоречат друг
Отражение
изучаемого предмета

10
любого утверждения
другу и логически
связаны между собой
таким, каков он есть
Ненаучное познание ( мифы, сказки, эпос, народная мудрость)
Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.
Самопознание
Процесс познания и оценки самого себя
Самопознание
самовосприятие
самооценка
самоанализ
Формирование на
основе ощущений и
восприятия внешнего
мира собственного
образа
Получение знаний от
окружающих для
открытия новых
знаний о себе,
отношение к
собственным успехам
и неудачам
Отчет о себе перед
самим собой
Истина
Достоверное, правильное знание
Точки зрения о критериях истины
Философы -эмпирики
Философы рационалисты
Истинно чувственное познание,
то, что мы ощущаем, и есть
истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс)
Критерием истинности являются
не чувства, а разум
( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б.
Спиноза)
Критерии истины в науке 1.
Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания
2.
Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики.
3.
Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами
Истина а) абсолютная (несомненное и неизменное знание, оно не может
быть опровергнуто)
б) относительная (неполное, ограниченное знание)
Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к
которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний

11
Раздел ІІ. Духовная жизнь общества.
Область бытия, в которой объективная реальность дается людям
не в форме противостоящей предметной деятельности, а как
реальность, присутствующая в самом человеке
Структура духовной жизни
Духовные
потребности
Духовная
деятельность
Духовные блага
( ценности)
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
Сам человек существо духовное
Идеи, образы и духовные ценности
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической
деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и
средством взаимодействия с ним.
Наука
Система знаний о мире и его законах
Функции науки
прогностическая
непосредственная
производительная сила познавательная
культурно-мировоззренческая
Цели науки:
а) описание;
б) объяснение;
в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)
Структура науки технические науки
естественные науки общественные науки

12
Образование
Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков
Уровни общего образования
Начальное
образование
Основное общее
образование
Основное среднее
образование
Средне - специальное
профессиональное
образование
Высшее образование профессиональное
1-4 кл
5-9 кл
10-11 кл
Техникум
ВУЗ
Актуальные вопросы образования
гуманизация
Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека
гуманитаризация
Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
интернационализация
Создание единой системы образования для разных стран
компьютеризация
Использование новых современных технологий обучения
фундаментальность
выявление, изучение главного
демократизация
Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Мораль
Исторически сложившаяся система требований, норм и правил
поведения
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека
к себе подобным и окружающему миру
1.
Мораль принадлежность индивидуальная
2.
Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
3.
Моральные нормы – в разных странах и разных культурах различаются
Функции морали воспитательная
регулирующая ориентирующая

13
Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность
быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через
моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали
человек несет моральную ответственность.
Высшая форма самообязательства – совесть
Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.
Религия
Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов,
основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей
в одну общность.
Верования
политеистические монотеистические
( верующие в существование ( верующие в единого Бога)
множества богов)
Формы религии
Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания.
Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику,
дающему особую силу человека.
Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному
предмету, наделяемому сверхъестественной силой.
Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей.
Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух
противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном
противоречии между телом и духом.
Национальные религии: конфуцианство – Китай
( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем
философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим)
иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I
тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)
Мировые религии
буддизм христианство ислам

14
Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в
VI-Vвв до.н.э.
Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может
достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к
совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм
исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.
Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия,
возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую
часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные
идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея
избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство
раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм.
Большинство российских христиан исповедуют православие
Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель –
пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек
трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то
добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь
Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.
Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость.
Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей