БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
О.В. Бачина М.П. Вилочева
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:
ОРГАНИЗАЦИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Творческий Центр
Москва 2009
УДК 376 ББК 74.3 Б32
Бачина О.В., Вилочева М.П.
Б32 Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)
18ВМ 978-5-9949-0195-3
В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, его аттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.
УДК 376 ББК 74.3
Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОЛ. Степанова
Редактор И.С. Шиловских
Дизайнер обложки О.В. Максимова
Корректор Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе
по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций
и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.
Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:
«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756
Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495)656-75-05,656-72-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009
Библиотека журнала «Логопед»
Введение
В данном учебно-методическом пособии представлен материал, являющийся руководством к деятельности учителя-логопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.
Отличительная особенность издания — сочетание нормативно-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобщения накопленного опыта работы в условиях школы.
Включенные в пособие инструктивно-методические письма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регламентируют работу учителя-логопеда в части организации деятельности школьного логопункта, его должностных обязанностей и распределения рабочего времени, требований к квалификации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.
Основные требования к оборудованию, содержанию и оформлению логопедического кабинета с перечнем дидактических пособий, используемых в работе; документация, необходимая в организации деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мнению авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объективными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых условиях.
Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-логопедам общеобразовательных школ такие пошаговые методические рекомендации и разъяснения со ссылками на федеральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить федеральным и ухудшать условия работы специалистов.
Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.
В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), методические принципы его организации и средства для их реализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на основе требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях нарастают процессы интеграции, в результате которых учителю-логопеду приходится работать не только с учениками, имеющими нарушения речи первичного характера, но и с другими категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, особенности познавательной деятельности различной этиологии).
Диагностическая составляющая логопедической работы представлена в таблице с вариантами формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для родителей.
Содержательная составляющая логопедической работы показана через вариант тематического планирования лого-
Библиотека журнала «Логопед»
педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» с комментариями используемых инструкций, приемов, средств, методов работы на занятии и т.д.
Организационная составляющая логопедической работы проиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и правилами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения логопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопедических занятий.
Самообразовательная составляющая логопедической работы отражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоанализа деятельности учителя-логопеда и графиках оценки содержания урока (занятия).
Авторы надеются, что материалы, представленные в нашем пособии, помогут организовать и осуществлять эффективную логопедическую работу в условиях общеобразовательной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивного педагогического опыта.
Школьный логопуннт: организация и содержание работы
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта
Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте
Логопедический пункт (кабинет) — подразделение образовательного учреждения, реализующее программы коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Основными задачами работы логопедического пункта (кабинета) являются:
коррекция нарушений устной и письменной речи;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;
— разъяснение специальных знаний среди педагогов, роди телей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт (кабинет) в своей деятельности ру ководствуется Федеральными законами, Указами и распоря жениями президента РФ, постановлениями и распоряжения ми правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, Уставом об разовательного учреждения, договором между образователь ным учреждением и родителями (законными представителя ми) обучающихся.
Логопедический пункт (кабинет) создается учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ. Статус учредителя определяет организационно-правовую форму деятельности логопедического пункта. Учредителем (учредителями) логопедического пункта как подразделения муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство логопедического пункта органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Общее руководство логопедическим пунктом (кабинетом) осуществляет руководитель учреждения, при котором он создан.
Библиотека журнала «Логопед»
Приему в логопедическом пункте подлежат обучающиеся общеобразовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи, в том числе фонетические дефекты, обусловленные иннервационной недостаточностью и нарушением строения органов артикуляции; фонетическое нарушение речи, нарушение чтения и письма, темпоритмической организации речи (заикание) и речевого общения).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие недостатки речи, препятствующие их успешному обучению (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и с фонематическим недоразвитием речи). В целях оказания наиболее эффективной помощи заикающимся детям возможно открытие специализированных логопедических пунктов (кабинетов), укомплектованных обучающимися как начальных, так и старших классов. Логопедические пункты для заикающихся детей создаются с учетом местных условий в соответствии с потребностями.
Основание: Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения / Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2002 г. № 2.
Предлагаем для использования в практической работе варианты формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, представленных в табличной форме в приложении 1. Данная таблица содержит виды речевых нарушений согласно патогенетической классификации, различную структуру нарушения «внутри» каждой формы речевой патологии, вариант логопедического заключения при нарушениях устной и письменной речи, рекомендации по коррекционной работе.
Должностные обязанности учителя-логопеда
Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся:
— обследует их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта;
Школьный логопункт: организация и содержание работы
комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся;
проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
работает в тесном контакте с учителями, психологами и другими специалистами, посещает уроки и коррекционные занятия;
консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по использованию специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
ведет необходимую документацию;
способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;
использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
реализует образовательные программы;
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;
соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель-логопед должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, нормативные и методические доку-
Библиотека журнала «Логопед»
менты по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты
8-й разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;
9-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
10-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
11-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;
12-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или II квалификационная категория, или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);
13-й — I квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);
14-й — высшая квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).
Основание: вышеперечисленные должностные обязанности учителя-логопеда и требования к его квалификации по разрядам оплаты утверждены в постановлении Минтруда РФ от 17.08.95 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ» (с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22.11.95 г. № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ»). Примечание: указанный документ опубликован: Образование в документах. 2001. № 12. С. 4—25.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов общеобразовательных учреждений
Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным настоящими требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (далее по тексту Требования).
1. Определение уровня образования
Извлечение из документа
1.1. Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.
1.3. Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога.
Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании педагогических институтов (университетов) по специальностям:
тифлопедагогика;
сурдопедагогика;
олигофренопедагогика;
логопедия;
специальная психология;
коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная);
дефектология (логопедия, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов.
3. Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории
3.1. Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений оп-
Библиотека журнала «Логопед»
ределяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. № 1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000 г., регистрационный номер № 2322 (далее — Положение о порядке аттестации).
3.2. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую, высшую) квалификационную катего рию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее про фессиональное образование и стаж работы в должности, по кото рой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для II квалификационной категории, не менее 2 лет — для I квали фикационной и не менее 3 лет — для высшей квалификацион ной категории, отвечать требованиям предыдущей квалифика ционной категории и раздела ТКХ «Должен знать».
3.3. В ходе аттестации при присвоении квалификацион ной категории определяется соответствие уровня профессио нальной компетентности работников образования (показате лям) к их квалификации, профессионализму и продуктивно сти (устойчивым результатам деятельности).
3.3.1. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация — знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии, содержания базового компонента преподаваемого предмета, методик обучения и воспитания;
профессионализм — умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса, элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников), основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);
продуктивность — практика работы, способствующая сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог; обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников до-
Школьный логопункт: организация и содержание работы
школьных образовательных учреждений), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.
3.3.2. Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация — знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владение в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знания по смежным дисциплинам; теоретические знания, позволяющие педагогу вести преподавание на различных уровнях;
продуктивность — обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта РФ, федерального ведомственного органа управления образованием.
Основание: приложение к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5 «Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)».
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |