Главная страница

Биоэтика. Биомедицинская этика


НазваниеБиомедицинская этика
АнкорБиоэтика.doc
Дата27.09.2017
Размер496 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБиоэтика.doc
ТипДокументы
#20921
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

(методические рекомендации к семинарским занятиям

для студентов)

СОСТАВИТЕЛИ:
Проф. О. Н. Гурциев, проф. З. Р. Аликова, ст. преп. А. П. Гудцова,

асс. З. А. Бадоева.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
З. Т. Астахова – д. м. н. профессор зав. кафедрой госпитальной терапии,

А. Р. Кусова – д. м. н. профессор зав. кафедрой гигиены и медицинской

экологии

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире в связи с развитием новых технологий в медицине и широким внедрением их в практику возник целый ряд этико-правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биоэтики (биомедицинской этики).

Биоэтику следует рассматривать как новое направление в этике. Сам термин определяет суть этого направления. Термин состоит из двух составляющих: bios (греч.) – жизнь и ethica (греч.) – этика, т. е. получаем дословно этика жизни.

Высшая цель медицинской науки – дать людям знания. Высшая цель медицинской практики – опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворить потребности человека и общества по сохранению и поддержанию здоровья и самой жизни.

Высшая цель биоэтики – разрешать противоречия между интересами личности и общества, возникающие в ходе прогресса науки и медицинской практики. Таким образом, этика является мерой и критерием разрешения конфликта интересов, возникающих в процессе прогресса науки.

Современная биоэтика основывается на уважении к жизни и достоинству каждого человека, интересы которого в любых случаях должны быть выше интересов науки и общества.

Одним из коренных положений биоэтики является автономия (неприкосновенность) психического и физического статуса человека, что требует строгого соблюдения правил информированного согласия пациента и общества на проведение лечебных или профилактических мероприятий.

Особое значение биоэтика приобрела в связи с поразительными успехами современной генетики, внедрением искусственного оплодотворения, лекарственным «взрывом», наводнением внешней среды ксенобиотиками, разработкой новых способов регуляции деторождения, прогрессом трансплантологии, развитием вакцинопрофилактики инфекционных и вирусных заболеваний человека.

Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть.

Широкое внедрение в практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным.

Следует особо подчеркнуть междисциплинарный характер проблем биоэтики, то обстоятельство, что в их изучении перекрещиваются интересы медицины, биологии, философии и юридических наук.

Факторы, способствующие формированию и развитию биоэтики:

- необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;

- возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);

- необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи – минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;

- медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;

- нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);

- возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности;

- глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация – ВМА.
Цель преподавания биомедицинской этики
Биомедицинская этика, как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки врача, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике современных этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм.
Задачи преподавания биомедицинской этики
1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.

2. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины – уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации.

3. Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т. д.
Перечень знаний студентов

по курсу «Биомедицинская этика»
После изучения курса пропедевтической части биомедицинской этики студент должен:

- сформировать представление об особенностях и закономерностях биомедицинской этики в современном обществе, причинах ее возникновения, формирующих факторах и основных принципах;

- усвоить основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики; основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии и др.);

- использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;

- знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этики при общении с пациентом и его родственниками;

- знать свои права и обязанности при взаимоотношениях с пациентами и коллегами;

- овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать проблему, цель и выводы исследования);

- решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы современного врача:

- сформировать представление о врачебном профессиональном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах;

- усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;

- уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.

Занятие 1.
Биоэтика как наука и предмет преподавания.

Теоретические основы биомедицинской этики.
Тематический план семинара:


  1. Этика, медицинская этика: история вопроса, основные понятия.


Слово «этика» впервые встречается в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.).

Этика – наука о морали, а мораль – ее объект изучения. Таким образом, этика (греч. ethos – характер, обычай, привычка) – это наука о морали, нравственности и об их классовой сущности.

Основополагающими из понятий морали являются добро и зло. Сущностью знания о добре и зле является нормативность.

Мораль представляет собой нормативное сознание. Понятия добра и зла - это нормы и оценки (образцы) поведения людей, а не дискурсивное (логически строгое) описание пространственных связей и отношений или временных связей.

Добро - это нравственно-позитивное, нравственно-подобающее в нашем поведении, а зло - нравственно-негативное, нравственно-неподобающее.

Мораль пред­полагает знание о нормах, определяющих мотивацию нашего разум­ного поведения, которое всегда должно стремиться к добру и из­бегать зла.

Таким образом, можно сказать, что наука — это знание по преимуществу объективное, а мораль - по преимуществу субъ­ективное. Наука описывает изучаемые объекты, мораль же пред­писывает нормы и оценки поведения человека в обществе.

Особой, и весьма непростой, проблемой среди специалистов по этике, является соотношение понятий «мораль» и нравственность. Часто они выступают как синонимы, однако между ними есть определенные различия

Мораль (лат. mores – нравы, поведение)это нормы, принципы, определяющие правила поведения людей, с помощью которых регулируется их отношения друг к другу, к классу или к обществу.

Нравственность при таком понимании морали характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам, т.е. нравственность - это совокупность норм поведения.

Моральное сознание - не просто знание о неких социаль­ных нормах поведения в обществе, а глубокое знание нравственных ценностей. Нравственные ценности - это высшие социальные ценности, так как они обеспечивают устойчивость и солидарность в человеческом сообществе. Добро — это высшее благо. Смысл нравственных ценностей заключается в том, что через них человек осознает свою общественную природу, свое предназначение. Моральные нормы и оценки универсальны для всего общества.

Профессиональная этика представляет собой специфическое приложение общих нравственных норм к той или иной отрасли человеческой деятельности. Она приобрета­ет особую значимость и действенность в тех профессиях, где предметом деятельности является человек и возникает необходимость в его лечении (медицинская этика) или вос­питании (педагогическая этика).

Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика, которая отражает интересы, как боль­ного, так и здорового человека, нуждающегося в помощи, заботе, чуткости и внимании, а также интересы общества в целом. Медицинская этика и деонтология — специфи­ческое проявление общей этики в особых условиях про­фессиональной деятельности медицинских работников.

Медицинская этика — раздел науки и роли, нравствен­ных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отно­шении к больному, как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека. Она рассматри­вает принципы регулирования взаимоотношений и нормы поведения медицинских работников всех категорий. Ме­дицинский работник, наряду с соблюдением общих норм морали должен обладать особыми моральными качества­ми, которые помогали бы ему в общении с больным и здо­ровым человеком, облегчали бы страдания людей, способ­ствовали их выздоровлению.

Конкретные и обоснованные морально-этические тре­бования, адресованные медицинским работникам всех сте­пеней, преследуют цель улучшения охраны здоровья лю­дей [7].

Медицинская этика, как и породившая ее медицина, существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к медицинскому работнику в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения.

Историки, археологи, этнографы убедительно доказали, что в эпоху нового каменного века – неолита (8-3 тыс. лет до н.э.) – первобытное человеческое стадо превратилось в родовую общину. В эпоху неолита произошел первый демографический взрыв, люди стали стремиться к оседлости, у них появилось разделение труда. Жизнь в коллективе помогла защищаться от врагов, облегчала добычу пищи, строительство жилья. Появились понятия о тотеме и табу. Тотемизм – архаическая форма религиозных верований и обрядов – указывал на связь человека с окружающим миром, являясь формой осознания его связи с коллективом. Табу (запреты) пищевого и полового характера, охотничьи, экологические, имущественные и т.д. были начальной формой гражданского законодательства. Нарушение табу было тягчайшим преступлением и жестоко наказывалось. Первобытная мораль гласила: разрешено все то, что не запрещено. В эту эпоху сложились определенные представления о добре и зле. Весь миропорядок зависит от борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти.

Палеопатологи при изучении костных останков людей эпохи неолита неоднократно обнаруживали на них следы заживших переломов. Люди с такими повреждениями могли выжить лишь при условии длительного ухода за ними. В уходе нуждались женщины после родов, маленькие дети. В эпоху неолита лечение больных стало видом профессиональной деятельности, т.к. уже существовала «формирующая медицина». Очевидно, тогда и начался первый этап развития науки о регулировании поведения медика (знахаря), опиравшийся на основные моральные ценности – понятия о добре и зле, ставшие впоследствии фундаментальными категориями этики.

Первый закон этой науки, гласивший: «Оказание помощи больному – добро, неоказание – зло», назовут впоследствии принципом добродеяния.

Первобытная культура приучила людей эпохи неолита к мысли о том, что болезни вызывают какие-то темные силы, злые духи и жестокие боли.

Д.Д. Фрезер в книге «Золотая ветвь», убедительно показал, что магия вселяла в древних людей надежду, указывала на способы воздействия на злых духов. Людей, знавших эти способы, у славян называли – знахарями, чародеями, колдунами, ведунами, у индусов – вайдиями, у древних евреев – левитами, у древних греков – асклепиадами.

Различалось отношение к ним в разные времена и у разных народов: их одаривали, если молитвы и действия приносили пользу, иногда обожествляли, а иногда и убивали, если больной, которого они лечили, умирал.

Первобытный врач (знахарь) должен был подобрать соответствующие «чары», заговор и четко, убедительно произнести их. Поскольку он обращался к какому-то Богу или многим богам, можно сказать, что деятельность этого первобытного врача определялась, регулировалась теургическим способом (от греч. theurgia: Theos – Бог и ergon – работа).

В первобытных государствах наряду с гражданским существовало и «медицинское законодательство».

В Древнем Вавилоне на основании законов Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) хирургу разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную руку или требовали выплатить огромный штраф. Таким образом, к теургическому способу регулирования профессионального поведения древнего врача стали добавляться законодательный и экономический. Размер оплаты за различные медицинские услуги иногда устанавливали законодательно, а иногда определяли путем соглашения между больным и врачом.

По мере перехода к монотеистическим религиям (от греч. monos – единственный и Theos – Бог) функции священника и врача часто совмещались.

В Библии, Авесте, Коране и других священных сводах в форме религиозных законов изложены правила вступления в брак (очевидно с целью профилактики кровосмешения – инцеста) запреты использования в пищу мяса различных животных (возможно с целью профилактики чумы, сибирской язвы, глистных инвазий) и другие рекомендации. Наряду с этим там имеются и нравственные правила поведения в обществе. Общеизвестны «10 заповедей» Моисея, содержащие такие нравственные нормы, как почитание родителей, запреты убийства, кражи, лжесвидетельства и т.д. Постепенно складовалась наука о морали – этика.

«Отцом» античной этики считается Сократ (469-399 до н.э.). Он не открывал законов бытия, но он был одним из первых, кто начал изучать поведение людей, в той или иной ситуации. Первый и основной принцип этики Сократа - разумное поведение есть синоним действительно человеческого поведения. Именно Сократу принадлежит мысль о том, что все частные цели, интересы и поступки людей, живущих в обществе и обществом, должны подчиняться общей и высшей цели, которая и есть высшее благо.

Платон (427-347 до н.э.) – один из самых выдающихся философов эпохи античности, в своем этическом учении исходил из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Он считал, что добродетель – это порядок и гармония души. Платон различал четыре основных добродетели: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Принцип справедливости – важнейший в общечеловеческой и медицинской этике. Все добродетели необходимо, по мнению Платона, для создания идеального государства, а само государство – это человек, но только в более крупном масштабе. Главная идея Платона – создание совершенного человека, живущего в идеальном государстве, оказалась утопической.

Аристотель предложил и название науки – этика (от греч. ethos – привычка, мораль, обычай, нрав, характер), и считал эту науку практической философией: Этика становится учением о назначении и смысле жизни человека, о моральных принципах и нормах поведения. Говоря о медицинской этике, или медицинской деонтологии, ее часто называют «мудростью врачевания».

Одним из первых самых древних медико-этических документов является всем известная «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самый известный ее выпускник – Гиппократ II Великий Косский, родившийся в 460 г. до н.э.

Труды медицинской школы на острове Кос в Эгейском море включают и другие соглашения, посвященные проблемам медицинской этики: «О благоприличном поведении», «Закон», «О враче», «Наставления» и т.д. В этих трудах рассмотрены проблемы, которые и сегодня являются предметом изучения медицинской этики: взаимоотношения врача и больного, врача и родственников больного, врачебная тайна, отношение к ошибке, эвтаназия, межколлегиальные взаимоотношения.
2. Типы этических теорий:

а) идеалистическо-деонтологический (учение о моральном долге И. Канта) и его связь с моральными проблемами современной медицины.

б) натуралистическо-прогматический (утилитаристические концепции блага, понятие принципа полезности в трудах: Юма, Бентама).

Либеральная и консервативные тенденции в этике и медицине.

3.Определение понятия биомедицинской этики; основные аспекты. Биомедицинская этика как быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований.

Во второй половине ХХ столетия произошли качественные изменения в медицине. В нее вторглись высокие технологии. Врачевание поднялось на более высокую ступень. Медицине стало доступно недоступное ранее. Возросло его могущество. Взаимоотношения медицинского работника и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. Есть человек, предлагающий свои услуги в охране здоровья – медицинский работник - и есть потребитель этих услуг - больной человек. Следовательно, возникла необходимость правового регулирования их взаимоотношений.

Возникла самостоятельная область права – медицинское право. Целый ряд взаимоотношений медицинского работника и больного стал регулироваться законами.

В России разработан и официально принят целый ряд важных правовых документов, регулирующих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинских процедур, вмешательств в различные области генетики и биологии. Достаточно жестко стал регламентироваться медицинский эксперимент, как на людях, так и на животных, научно-исследовательская работа, связанная с людьми, лекарственное вмешательство и многое другое.

Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшими в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.

Касаясь проблемы трансплантации органов, необходимо рассматривать пациента даже в тяжелой стадии болезни, прежде всего как личность, представляющую самую высокую ценность для общества и государства в плане всех максимальных возможностей спасения жизни современными апробированными средствами. Врач всегда должен помнить о золотом правиле, которое рекомендовано нашими учителями, русскими врачами, о том, что мы можем предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный или новую операцию лишь в том случае, если мы можем рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким. Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицинским работникам все новые требования.

Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи, надежды, но и заставляет перестраивать систему медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.

Арсенал средств современного медицинского работника в борьбе за жизнь человека небывало вырос – от искусственного дыхания, массажа сердца – до искусственного кровообращения, искусственных желудочков сердца и гипербарической оксигенации. Изучения вопросов оживления сердца, создания искусственных органов (прежде всего сердца), вероятно, будут способствовать гуманизации этого раздела с позиции деонтологии. Деонтологический конфликт постоянно возникает между родственниками донора и трансплантологами, что приводит к судебным процессам (ЮАР, США, Великобритания).

В условиях научно-технического прогресса научная деятельность приобрела массовый и коллективный характер, существенно изменилась как сама ее суть, так и, особенно, этика, и деонтология научного творчества. Сейчас формируется новый тип науки, все активнее обращающийся непосредственно к человеку, тесно соприкасающийся с практикой, социально-этическими нормами, культурой. Все более очевидной становится необходимость найти какое-то измерение научно-технического прогресса. При этом наука должна быть еще теснее связана с человеческими ценностями.

Современная наука все более воздействует на все стороны общественных отношений, превращаясь в мощную социальную силу. В ее орбиту включены культура, средства массовой коммуникации, международные отношения и сам человек с его природно-биологическими и социально-культурными характеристиками. Наука не только взаимодействует со всеми сферами человеческого быта. Она и сама существенно зависит от социальных и человеческих факторов.

Серьезного обсуждения заслуживают конфликты в научной среде. Смотреть на конфликт между учеными как на, безусловно, отрицательный факт ошибочно. Конечно, имеются в виду, прежде всего научные споры, а не конфликты престижно-должностного характера или иные, разбирающиеся обычно дирекцией, раньше (в Советское время) парткомом, месткомом. Однако грани здесь выделить далеко не всегда легко, и конфликт идей нередко может стать конфликтом людей. Нельзя игнорировать и тот факт, что конфликты могут быть связаны с нежеланием портить отношения с руководителем. Конфликтные ситуации бывают различные, но нравственность, порядочность человека градаций не знает. Академик М.А. Леонтович считал, что очень подлые люди встречаются, но очень честных людей не бывает: человек или честный или нет. Это относится к взаимоотношениям – и на лестничной площадке, и в научном коллективе. Наука – не этический остров! Все, что способно превратить естественное в науке столкновение идей и взглядов в неистовый и недопустимый «пожар страстей», должно энергично осуждаться и отбрасываться прочь.

  1. Конечно, коллективное творчество ученых-медиков в современных условиях предполагает соответствующую служебную субординацию сотрудников. Но последняя должна быть построена на демократической основе, ибо, чем более демократичным по своему духу и взаимоотношениям является коллектив, т.е., чем меньше значения в нем играет иерархическая лестница, тем более полными будут отношения между членами коллектива, тем шире требования друг к другу, тем важнее подбор людей, взаимно совместимых друг с другом, тем сильнее будут сказываться личные отношения на результатах работы.

4. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики врача. Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Профессионализм и профессиональная ответственность.
Рекомендуемая литература:
1. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, с. 5-34.

2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М., 1998.

3. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с 9-59.

4. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала. ИПЦ ДГМА, 2005, с. 5-21.

5. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX – начало XX вв.) /Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, с. 93-111.

6. А.Н. Орлов. Клиническая биоэтика. Учебное пособие. М.: Медицина, 2003,

с. 10-20.

7. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М., 1995.

8. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып. 2, 1998, вып. 3, 2002.

9. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.

10. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.

11. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / «Вестник РАМН», № 3, 1993.

Занятие 2.
Этапы развития биомедицинской этики характерные им модели

взаимоотношений врача и пациента.

Основные принципы и правила биомедицинской этики.

Профессиональное взаимодействие в медицине и научной деятельности.
Тематический план семинара:


  1. Этапы развития биомедицинской этики, характерные им модели взаимоотношений врача и пациента.

а) Исторические модели медицинской этики.

Патерналистическая модель врачевания.

1. Модель Гиппократа (V – IV вв. до н. э.): гуманность, заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна; идея уважения человеческой жизни, коллегиальные взаимоотношения.

2. Врачебная этика Древнего и Среднего Востока. Вопросы врачебной этики в «Аюр-Веде», «Каноне врачебной этики» Авиценны, трудах Маймонида.

3. Медицинская этика европейского Возрождения и Нового времени (период создания корпораций врачей).

Модель Парацельса: врачебная этика и христианские ценности милосердия, добродеяния и сострадания; обязанности врача по отношению к обществу.

Моральные обязанности врача, профессиональное взаимодействие в трактате «Медицинская этика» Т. Персиваля. Этические воззрения А. Моля в книге «Врачебная этика».

б) Развитие медицинской этики в России в трудах А.Я. Мудрова, Ф.И. Гааза, Н.И. Пирогова. В.А. Манассейна, В.В. Вересаева, А.П. Чехова.

в) Деонтологическая модель (принцип соблюдения долга). Проблемы медицинской этики в трудах Н.Н. Петрова (, Б.В. Петровского («Деонтология в медицине»).

г) Современная форма профессиональной этики врача – биомедицинская этика (биоэтическая модель). Врач в эпоху развития новых биомедицинских технологий.

Современные модели взаимоотношений врача и пациента.

1. Модель технического типа (инженерного).

2. Модель коллегиального типа.

3. Модель контрактного типа (А. Кампбелл).

  1. Модель сакрального типа (Р. Витч).

2. Основные принципы и правила биомедицинской этики.

Правило правдивости.

Правило конфиденциальности. Врачебная тайна.

Правило информированного согласия.

Принцип уважения прав и достоинства человека.

Принцип «делай благо!»

Принцип «не навреди!»

Принцип уважения автономии личности.

Принцип справедливости.

3. Этические проблемы межпрофессиональных отношений в медицине. «Врач и коллеги», «врач и медицинская сестра», «медицинская сестра и вспомогательный персонал», «врач и вспомогательный персонал» - основные уровни взаимоотношений медицинских работников. Принцип профессиональной автономии. Коллегиальность и корпоративность. Проблема коррупции в медицине.

Темы рефератов:
1. Этические идеи в трудах Ф.И. Газа.

2. Этические воззрения в трудах А. Швейцера.

3. Моральные проблемы медицины в произведении В.В. Вересаева «Записки врача».
Рекомендуемая литература:
1. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, Т. 1, с. 3-34; Т. 2, с. 3-61.

2. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX-начало XX вв.) /Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, с. 93-111.

3. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала. ИПЦ ДГМА, 2005, с. 9-24, 56-82, 118-131.

4. А.Н. Орлов. Клиническая биоэтика. Учебное пособие. М.: Медицина, 2003,

с. 177-214.

5. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М., 1998.

6. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М., 1995.

7. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып. 2, 1998, вып. 3, 2002.

8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.

9. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / «Вестник РАМН», № 3, 1993.

10. Соловьев В.С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М., 1998.

11. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 87-88, 121.

12. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.

13. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.

14. Иванюшкин А.Я. Медицинская деонтология в СССР (к истории вопроса) /Медицинское право и этика. 2002, № 1, с. 32-35.

15. Вересаев В.В. Записки врача. Собр. Соч. в 4-х томах. Т.1, М., 1985,

с. 201-401.

16. Чехов А.П. «Скучная история из записок старого человека», «Сельские эскулапы», «Цветы запоздалые», «Хирургия», «Надлежащие меры», «Общее образование», «Последние выводы зубоврачебной науки», «Горе», «Анюта», «Ионыч», «Волк», «Интриги», «Княгиня», «Случай из практики» и др. Собр. Соч. в 18 томах. М. 1985.

17. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. – 2-е изд.-Л., 1956, с. 63.

18. Моль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности, - М ., 1904.

19. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

20. Персиваль Т. Медицинская этика.

21. Глязер Г. Драматическая медицина. – М., 1965.

Тестовые задания:
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ВРАЧА И БОЛЬНОГО

1. Выберите рекомендуемые ныне модели взаимоотношений врача и больного:

а) патерналистская;

б) коллегиальная (информированного согласия);

в) инженерная;

г) контрактная.

2. Патерналистская модель- это:

а) современная модель взаимоотношения врача и больного;

б) использовалась еще в глубокой древности;

в) сложилась в XIX столетии;

г) модель давно ушла в историю.

3. Патерналистская модель взаимоотношений врача и больного:

а) одна из лучших моделей;

б) устарела и требует незамедлительной замены;

в) еще долго сохранится в практике врачевания;

г) уйдет в историю в ближайшее время.

4. В патерналистской модели главную роль играет:

а) врач;

б) больной человек;

в) родственники больного;

г) верно «б» и «в».

5. Модель информированного согласия предусматривает:

а) равноправие врача и больного в вопросах обследования и лечения;

б) в вопросах обследования и лечения превалируют права больного;

в) права больного не учитываются;

г) главной фигурой в обследовании и лечении остается врач;

д) могут быть разумные компромиссы.

6. Получение информированного согласия больного на обследование и лечение рекомендовано:

а) Всемирной организацией здравоохранения;

б) Всемирной медицинской ассоциацией;

в) Минздравом РФ;

г) законом РФ;

д) Конвенцией Совета Европы;

е) этическими правилами;

ж) всеми вышеперечисленными.

7. Взаимоотношения врача и больного регулируются:

а) предписаниями ВОЗ;

б) решениями Всемирной медицинской ассоциации;

в) Декларациями ЮНЕСКО;

г) законами государств;

д) всеми вышеуказанными инстанциями и актами.

8. Информированное согласие предполагает:

а) сообщение больному всей правды о его болезни;

б) сокрытие от больного правды о его болезни;

в) согласование с больным вопросов обследования и лечения;

г) согласование вопросов обследования и лечения с родственниками больного.

9. Больному необходимо говорить правду о его болезни, какой-бы трагической она не была, так как это:

а) рекомендует Совет Европы;

б) рекомендует Всемирная медицинская ассоциация;

в) оговорено в законе РФ;

г) рекомендуют все вышеперечисленные структуры;

д) этическая необходимость.

10. Сообщение больному правды о возможном трагическом исходе - это:

а) благо для него;

б) несет в себе угрозу нанесения тяжкой психической травмы;

в) высокоморально;

г) ответ неоднозначен.
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА ИЛИ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА

1. Врачебная тайна - это получение врачом сведений:

а) о диагнозе болезни;

б) о жизни больного;

в) о результатах обследования больного;

г) о состоянии больного;

д) о прогнозе болезни;

е) все вышеуказанное.

2. Врач обязан соблюдать тайну сведений о больном:

а) во всех случаях без исключения;

б) лишь в отдельных случаях;

в) во всех случаях, но имеются исключения.

3. Соблюдение врачебной тайны - это:

а) инициатива врача;

б) рекомендация Всемирной медицинской ассоциации;

в) рекомендация присяги врача РФ;

г) требование статей закона РФ;

д) этическая необходимость.

4. Сведения, составляющие врачебную тайну:

а) могут быть разглашены врачом без каких-либо условий;

б) не могут быть разглашены;

в) могут быть разглашены врачом при определенных обстоятельствах;

г) правильно «а» и «б».

5. Необходимость сохранения врачебной тайны (конфиден­циальности) - это:

а) моральное правило;

б) законодательное положение;

в) и то, и другое;

г) ни то, ни другое.

6. Сведения о болезни и жизни больного:

а) могут быть разглашены, так как болезнь не позор, а несчастье;

б) не могут быть разглашены, потому, что этим можно нанести вред больному;

в) не могут быть разглашены, так как это нарушает автономию пациента;

7. Конфиденциальность по отношению к больному обязаны соблюдать:

а) только врачи;

б) и средний медперсонал;

в) и младший медперсонал;

г) работники медучреждений любого уровня, имеющие доступ к
сведениям о больном;

д) верно «а» и «б»;

е) верно все вышеуказанное.

8. Нарушение конфиденциальности допускается в случае, когда к врачу обращается больной:

а) не относящийся к титульной нации;

б) иностранец;

в) бомж;

г) болеющий ВИЧ-инфекцией;

д) во всех вышеуказанных случаях;

е) ни в одном из вышеуказанных случаев.


Занятие 3.
Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности.

Права пациентов. Медицинские ошибки.

Проблема ятрогенной патологии.
Тематический план семинара.

1. Во второй половине ХХ столетия произошли качественные изменения в медицине. В нее вторглись высокие технологии. Врачевание поднялось на более высокую ступень. Медицине стало доступно недоступное ранее. Возросло его могущество. Взаимоотношения медицинского работника и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. Есть человек, предлагающий свои услуги в охране здоровья – медицинский работник - и есть потребитель этих услуг - больной человек. Следовательно, возникла необходимость правового регулирования их взаимоотношений.

Возникла самостоятельная область права – медицинское право. Целый ряд взаимоотношений медицинского работника и больного стал регулироваться законами.

В России разработан и официально принят целый ряд важных правовых документов, регулирующих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинских процедур, вмешательств в различные области генетики и биологии. Достаточно жестко стал регламентироваться медицинский эксперимент, как на людях, так и на животных, научно-исследовательская работа, связанная с людьми, лекарственное вмешательство и многое другое.

Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшими в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.

Касаясь проблемы трансплантации органов, необходимо рассматривать пациента даже в тяжелой стадии болезни, прежде всего как личность, представляющую самую высокую ценность для общества и государства в плане всех максимальных возможностей спасения жизни современными апробированными средствами. Врач всегда должен помнить о золотом правиле, которое рекомендовано нашими учителями, русскими врачами, о том, что мы можем предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный или новую операцию лишь в том случае, если мы можем рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким. Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицинским работникам все новые требования.

Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи, надежды, но и заставляет перестраивать систему медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.

Арсенал средств современного медицинского работника в борьбе за жизнь человека небывало вырос – от искусственного дыхания, массажа сердца – до искусственного кровообращения, искусственных желудочков сердца и гипербарической оксигенации. Изучения вопросов оживления сердца, создания искусственных органов (прежде всего сердца), вероятно, будут способствовать гуманизации этого раздела с позиции деонтологии. Деонтологический конфликт постоянно возникает между родственниками донора и трансплантологами, что приводит к судебным процессам (ЮАР, США, Великобритания).

В условиях научно-технического прогресса научная деятельность приобрела массовый и коллективный характер, существенно изменилась как сама ее суть, так и, особенно, этика, и деонтология научного творчества. Сейчас формируется новый тип науки, все активнее обращающийся непосредственно к человеку, тесно соприкасающийся с практикой, социально-этическими нормами, культурой. Все более очевидной становится необходимость найти какое-то измерение научно-технического прогресса. При этом наука должна быть еще теснее связана с человеческими ценностями.

Современная наука все более воздействует на все стороны общественных отношений, превращаясь в мощную социальную силу. В ее орбиту включены культура, средства массовой коммуникации, международные отношения и сам человек с его природно-биологическими и социально-культурными характеристиками. Наука не только взаимодействует со всеми сферами человеческого быта. Она и сама существенно зависит от социальных и человеческих факторов.

2. Роль права в формировании личности. «Естественные права» (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой). Парадигмы права и правосудия (карательное и охранительное право).

3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. «Конституция Российской Федерации» (1993г.), «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (1996г.) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Понятия «информированного согласия», конфиденциальности (врачебной тайны). Правдивость и инкурабельные больные.

4. Международные законодательные акты. «Нюрнбергский кодекс» (1947). «Хельсинская декларация» (ВМА, 1964). Конфликт между моральными и правовыми нормами. Проблема основания морального выбора и правовой ответственности. «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996).

5. Этические комитеты: структура и функции. Правила биомедицинской этики (правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило информированного согласия).
Темы рефератов:
1. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

2. Этические кодексы в медицине («Нюрнбергский кодекс» (1947), «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совета Европы, (1997).

3. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.
Рекомендуемая литература:
1. Введение в биоэтику. Под общ. Ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М., 1998, с. 76-94, 159-196, 358-378.

2. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005, с. 21-94, 118-161.

3. А.Н. Орлов Клиническая биоэтика: Учебное пособие. М.: Медицина, 2003,

с. 251-268.

4. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, Т. 1, с. 61-93, 89-119.

5. Конституция Российской Федерации (1993 г.)

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (26.01.96г., 14-ФЗ).

7. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (22.07.1993 г.,

№ 5487).

8. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (27.04.1993 г., № 4866-1).

9. Закон РФ «О лекарственных средствах» (22.06.98 г., № 86-ФЗ).

10. Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 10-15, 155-161, 174-192.

11. Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических

исследований лекарственных средств» № 103, (24.03.2000 г.).

12. Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных

клинических испытаний».

13. Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997, с. 207-223.

14. Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002.

15. В.И. Шамшурин, В.Э. Танковский. Врач и пациент: социально-правовые

взаимоотношения. Нормативные документы. Вопросы и ответы. М., 1999.

16. Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001,

с. 47-51.

17. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. М. «Грант», 48

стр., 2000.

18. Православие и проблемы биоэтики. Под общ. Ред. проф. И.В. Силуяновой.

М., 2001, с. 74-106.
Тестовые задания
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ, ДЕОНТОЛОГИИ,

БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

1. Деонтология это учение:

а) о долге одного человека перед другим;

б) о долге человека перед обществом;

в) о долге врача перед пациентом;

г) о долге пациента перед врачом.

2. В.В.Вересаев это:

а) известный врач;

б) известный писатель;

в) один из основоположников этики и деонтологии врача;

г) русский философ.

3. Биомедицинская этика - это понятие:

а) равноценное понятию биоэтика;

б) более широкое, чем биоэтика;

в) часть биоэтики;

г) верно «а» и «б».

4. Положения биомедицинской этики в настоящее время регулируются:

а) законами;

б) нравственностью, моральными положениями;

в) ни то, ни другое;

г) и то, и другое.

5. Медицинское право - это:

а) законы, регулирующие медицинскую деятельность;

б) законы, регулирующие нормы биомедицинской этики;

в) акты, регулирующие медицинский эксперимент;

г) ни одно из вышеуказанного;

д) все вышеуказанное.

6. КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ - это:

а) документ этический;

б) документ законодательный;

в) обязательный для России;

г) не обязательный для России.

7. В вопросах биомедицинского вмешательства:

а) права индивидуума выше прав общества;

б) права общества выше прав индивидуума;

в) права равноценны;

г) могут быть компромиссы.
ВРАЧ И ОБЩЕСТВО КАК ПРОБЛЕМА БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

1. Фундаментальные принципы врачевания: «не навреди», «делай добро», «благо больного - высший закон»:

а) являются чисто профессиональными принципами;

б) являются основополагающими принципами биомедицинской этики;

в) являются фундаментальными принципами биоэтики;

г) не имеют связи с этикой.

2. Бедственное материальное положение врача в России:

а) отражает нарушение моральных норм государством;

б) связано с плохой работой врачей;

в) связано с бедностью государства;

г) связано с другими причинами.

3. 11-й пункт «12-ти принципах ВМА» гласит: «Интересы боль­ного диктуют, что не может быть никаких ограничений врача на выписку любых препаратов и назначение любого лечения, адекватных с точки зрения современных стандартов». Может ли соблюдать этот принцип современный российский врач?

а) да, может соблюдать во всех медицинских учреждениях;

б) да, может в элитных лечебных учреждениях;

в) не, не может соблюдать нигде.

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом