Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Бытие. Понятие, форма, свойства. Бытие понятие, форма, свойства


Скачать 45.59 Kb.
НазваниеБытие понятие, форма, свойства
Дата25.03.2019
Размер45.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБытие. Понятие, форма, свойства.docx
ТипРеферат
#44172
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Основы философии»

На тему: «Бытие: понятие, форма, свойства»

Выполнила:

Студентка 1 курса, гр. 311-IСП

Борисова Алена Витальевна

Проверила:

Лапина Светлана Станиславовна

г. Нижний Новгород

2019г.

Оглавление:

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть

Глава 1. Понятие бытия в философии…………………………………………4

Глава 2. Атрибуты философии…………………………………………………9

Глава 3. Формы бытия…………………………………………………………16

3. Практическая часть…………………………………………………………...20

4. Заключение…………………………………………………………………….22

5. Список используемой литературы…………………………………………...23

1. Введение

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придается максимально обобщенный и универсальный характер.

Занимаясь поисками бытия философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции.

Поиски бытия - это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, "пастухом бытия", которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни.

Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.

Цель: Раскрыть понятие бытие

Задачи:

  1. Изучить понятия бытие

  2. Изучить формы бытие

  3. Изучить свойства бытие

2. Основная часть

Глава 1. Понятие бытия в философии

Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его совокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая достоверность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным.

В центре философского анализа бытия находится раскрытие его внутренней природы и универсальных связей всех его элементов. И первым выступает вопрос о самом понятии бытия как одной из всеобщих абстракций человеческого разума. [2]

С первых шагов зарождавшейся философской мысли идея бытия служила логическим средствам представления мира как целостного образования. С её помощью первые философы древности абстрагировались в своём разуме от всего бесконечного многообразия вещей и процессов по средствам мысленной фиксации их сходства, что всем им присущ статус существующего, реальности. Тем самым признавалось, что мир един, поскольку все его элементы тождественны по признаку существования, наличной данности.

Быть - всеобщая характеристика мира, присущая всему, что входит в его состав. Что бы ни происходило в мире, он был, есть и будет существовать независимо от воли и сознания людей.

Анализ философского понятия бытия предполагает, прежде всего, не выявление разных видов действительного бытия, в основе которого лежит переход мысли от всеобщего к частному, а раскрытие разных аспектов содержания этого понятия.

Таких аспектов два:

  • Предметный;

  • Динамический;

Они легко обнаруживаются уже в смысловых оттенках слова «есть». Когда говорят «роза есть растение», то под этим понимают, с одной стороны, тот факт, что роза является растением, т.е. представляет собой некую предметную реальность, а с другой-то, что роза существует, т.е. длится во времени. Первый смысловой оттенок слова «есть» выражает предметный аспект бытия, второй - динамический.

В предметном аспекте понятия бытия отражается наличная данность качественной определённости. А динамический аспект бытия, заключается в том, что всякое бытие - это не только какой - то предмет, но так же и существование этого предмета как процесса смены его состояний и реализация.

Понятия «ничто» и «небытие» в истории философии нередко отождествлялись и рассматривались как абстракции, обозначающие отсутствие бытия вообще. Такое их определение кажется ясным, очевидным и само собой разумеющимся до такой степени, что у большинства людей не возникает никакого желания уточнять, что значит словосочетание «отсутствие бытия». Когда же спрашивают об этом, то в ответ либо выражают недоумение по поводу самой возможности непонимания того, что и так ясно, либо обходятся шутливой тавтологией: отсутствие бытия - это абсолютное отсутствие всякого присутствия, то состояние, когда ничего нет.

Мы можем представить отсутствие, какого - либо частного бытия. Однако никто из нас не может представить полное отсутствие бытия вообще. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальностью вообще. А может ли наша мысль выйти за пределы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она лишилась бы своего предметного содержания и тем самым прекратила бы своё существование. Если нам что - то не дано, нам и в голову не придёт размышлять об этом.

Беспредметных мыслей нет и не может быть. Уже античные софисты это хорошо осознали и даже использовали в построении следующего софизма: «Лгать - говорить о том, чего нет. Но о том, чего нет, ничего сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать». В этом парадоксальном умозаключении ложь неверно рассматривается в качестве не имеющего предметного содержания высказывания. Но верно то, что всякое беспредметное суждение в принципе невозможно, ибо не может быть беспредметного мышления.

Из этого следует, что даже такие понятия нашего мышления, как «ничто» и «небытие» не могут быть беспредметными, иначе говоря, не могут быть изъяты, элиминированы из отношения к реальности. Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как становление для себя другим. Рациональное понимание ничто и небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.

Как переход в иное отрицание в самом бытии осуществляется либо в виде отношения одного определённого бытия (нечто) к другому, либо в виде процесса изменения, взятого самого по себе.

Первое отрицание в философии осмысливается понятиями «бытие» (нечто) и «ничто», второе – понятиями «бытие» и «небытие». Это и служит основанием для различения понятий «ничто» и «небытие».

Противоположностью ничто выступает бытие как определённое нечто, а противоположностью бытия является бытие как процесс познания, смены состояний, изменения. Если с помощью понятий «нечто» и ничто» осмысливается отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то посредствам понятий «бытие» и «небытие» отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия.

Любая вещь, взятая в совокупности своих свойств, есть налично-сущее, т.е. нечто, обладающее качественной и количественной определённостью.

В границах своего бытия вещь (нечто) является полностью самостоятельной реальностью. Бытие какой - либо вещи в принципе невозможно продлить за счет прибавления бытия, взятого у другой вещи. Каждая вещь существует лишь в границах своего бытия. Так, человек может жить лишь своей жизнью. У него нет возможности взять хотя бы мгновение бытия другого человека и за счёт этого прожить больше чем ему отведено.

Выражение «жить жизнью другого» заключает в себе другой смысл, а именно: воспроизводить содержание жизни другого в содержании своего сознания и деятельности. В этом плане любой человек живёт жизнью своих близких и знакомых и массы других людей, жизнью которых он интересуется, независимо от того, являются ли они его современниками или относятся к прошлым поколениям. Однако он, таким образом, лишь отражает в своей жизни жизнь других людей, оставаясь при этом полностью в границах своего индивидуального существования, ничего не прибавляя и не убавляя от своего бытия, ибо, как реальность он остаётся тем же самым.

Обладая автономным бытием, равенством с самой собой и качественной определённостью, всякая данная вещь (нечто) относительно всех других выступает их отрицанием уже в силу только лишь своего отличия от них.

Спиноза эту мысль выразил в афоризме: «всякое определение есть отрицание». Всё, что существует за пределами бытия данной определённой вещи, является иным бытием. Это тоже нечто, но такое, которое выступает иным, а не тем, же самым, и поэтому заключает в себе отрицание бытия данной вещи. В мире нет абсолютно одинаковых вещей.

Поскольку же в бытии каждой данной вещи отсутствует бытие другой, поскольку каждое данное нечто является ничто другого нечто. Ничто в реальной действительности, таким образом, представляет собой факт существования отношения различия между конечными и единичными нечто. Когда устанавливается, что данная вещь есть не совсем то или совсем не то, что представляет собой другая вещь, то первая в отношении ко второй есть ничто последней, и наоборот. Более того, при рассмотрении взаимных отношений вещей каждая из них начинает выступать одновременно в качестве нечто и ничто: она есть определённое налично-сущее и поэтому не есть то, чем являются другие вещи. [7]

Глава 2. Атрибуты бытия

Атрибутами бытия являются:

  • Время;

  • Пространство;

  • Энергия;

  • Информация;

  • Вещество;

1.Время - одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание.

В философии - необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

В диалектическом материализме время - это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.

2.Пространство - понятие, используемое (непосредственно или в составе сложных терминов) в естественных языках, а также в таких разделах знания, как философия, математика, физика и т. п.

На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы. С геометрической точки зрения, термин «пространство» без дополнительных уточнений обычно обозначает трёхмерное евклидово пространство. Однако этот термин может иметь иной, более широкий смысл. Например:

  • Космическое пространство;

  • Воздушное пространство;

  • Степное пространство;

  • Информационное пространство;

  • Межклеточное пространство;

  • Личное пространство;

  • Пространство идей;

  • Многомерное пространство;

3.Энергия - скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения материи и мерой перехода движения материи из одних форм в другие.

Использование энергии является основой развития человеческого общества и позволяет ему изменять окружающую среду.

4.Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.[1]

В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

Качество информации - степень ее соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительным, так как зависят от потребностей потребителя информации.

Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:

  1. Объективность информации

Характеризует её независимость от чьего - либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности;

  1. Полнота

Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений;

  1. Достоверность

Свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной;

Причинами недостоверности могут быть:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);

  • непреднамеренное искажение субъективного свойства;

  • искажение в результате воздействия помех;

  • ошибки фиксации информации;

В общем случае достоверность информации достигается:

  • указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

  • сопоставлением данных, полученных из различных источников;

  • своевременным вскрытием дезинформации;

  • исключением искажённой информации;

  1. Адекватность

Степень соответствия реальному объективному состоянию дела;

  1. Доступность информации

Мера возможности получить ту или иную информацию;

  1. Актуальность информации

Степень соответствия информации текущему моменту времени;

  1. Эмоциональность

Свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство используют производители медиа - информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации; [4]

Также можно классифицировать свойства информации, характеризующие её качество, следующим образом:

  • Содержательность или внутреннее качество

Качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при её переносе из одной системы в другую;

  • Актуальность

Свойство "нужности" информации;

  • Значимость

Свойство сохранять ценность для потребителя с течением времени;

  • Полнота

Свойство, характеризуемое мерой её достаточности для решения определённых задач;

  • Идентичность

Свойство, заключающееся в соответствии информации состоянию объекта;

  • Избирательность;

  • Защищённость или внешнее качество

Качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе;

  • Сохранность;

  • Достоверность;

  • Конфиденциальность;

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:

1. По способу восприятия

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих ее рецепторов:

  • Визуальная 

Воспринимается органами зрения;

  • Аудиальная 

Воспринимается органами слуха;

  • Тактильная 

Воспринимается тактильными рецепторами;

  • Обонятельная 

Воспринимается обонятельными рецепторами;

  • Вкусовая 

Воспринимается вкусовыми рецепторами;

2. По форме представления

По форме представления информация делится на следующие виды:

  • Текстовая

Передается в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;

  • Числовая 

Передается в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;

  • Графическая 

Передается в виде изображений, событий, предметов, графиков;

  • Звуковая 

Устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путем;

3. По предназначению

  • Массовая 

Содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;

  • Специальная

Содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

  • Личная 

Набор сведений о какой - либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции;

5. Вещество - форма материи

Каждому веществу присущ набор специфических свойств - объективных характеристик, которые определяют индивидуальность конкретного вещества и тем самым позволяют отличить его от всех других веществ.

К наиболее характерным физико-химическим свойствам относятся константы - плотность, температура плавления, температура кипения, термодинамические характеристики, параметры кристаллической структуры.

К основным характеристикам вещества принадлежат его химические свойства. [6]

Глава 3. Формы бытия

Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования.

К таким формам, как правило, относят:

  • Бытие природы (вещей, процессов, состояний);

  • Бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

  • Бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т. е сознание индивида и объективное идеальное, т. е его формы)

Следует подчеркнуть, что данные формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга.

Так же бытие человека взаимно пересекается как с бытием природы (поскольку человек - существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

В области бытия природы современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы:

  • Системность;

  • Универсальность эволюции;

  • Самоорганизация;

Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация. Именно она обеспечивает как разнообразие мира, так и его единство и устойчивость.

Другой важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность к эволюции. Все известные науке естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX веке) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению к вселенной и миру в целом.

Феномен эволюции не локален, но универсален.
Вполне возможно, что универсальны и механизмы эволюции. В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.

Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:

  • Технологизацию;

  • Институциализацию;

  • Глобализацию;

  • Виртуализацию, информацию;

Первая тенденция - технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам.

Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия.

Визуализация и информация выражают появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и прочие) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов. [5]

Духовное бытие – это форма бытия, напрямую зависящая, от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием, относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX веке и некоторые специфические характеристики:

  • В полную мощь проявлена инструментальность, т. е практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);

  • Обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

  • Та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

  • Духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

  • Новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным;

Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом. [3]

3. Практическая часть

Тест (выберете один правильный вариант ответа)

1. Сколько всего аспектов бытия?

а) Один;

б) Два;

в) Три;  

2. Есть ли беспредметные мысли?

а) Да;

б) Нет;

в) Нет точного ответа;

3. Атрибутами бытия не является?

а) Время;

б) Информация;

в) Динамика;

4. К пространствам бытие не относится?

а) Трехмерное пространство;

б) Информационное пространство;

в) Воздушное пространство;

5. Как переводится слово информация с латинского языка?

а) Письмо;

б) Разъяснение;

в) Известие;

6. Причинами недостоверности информации являются?

а) Указание времени свершения событий, сведения о которых передаются;

б) Дезинформация;

в) Сопоставление данных, полученных из различных источников;

7. Тактильная информация воспринимается …?

а) Тактильными рецепторами;

б) Органами зрения;

в) Вкусовыми рецепторами;

8. Числовая информация передается в виде …?

а) Изображений, событий, предметов, графиков;

б) Символов;

в) Цифр и знаков, обозначающих математические действия;

9. На какие характеристики природы не опирается бытие?

а) Универсальность эволюции;

б) Глобализацию;

в) Самоорганизацию;

10. Какие сведения содержит личная информация?

а) Тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;

б) Набор, сведений о какой - либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции;

в) специфический набор понятий, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;

4. Заключение

Работая над данным рефератом, я разобрала понятие бытие с многих сторон. Узнала, что означает бытие в философии. Так же узнала множество знаний, где применяется термин бытие.

Еще я закрепила и расширила свои знания об атрибутах, формах и свойствах бытие.

В заключение хочу сказать, что задачи, поставленные в начале реферативной работы, были выполнены.

5. Список используемой литературы:

1. Панченко А.И. Природа физической реальности.

2. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. В 2 ч. Ч.2. М., 1990.

3.Фролов И.Т. История и современность. М., 1973.

4.Четверикова Н.А. Философия: Учебное пособие. – Калининград, БИЭФ, 2006. – 152 с.

5.Философия: учебное пособие (издание четвертое). – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 576 с.

6.Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. - № 9.

7.Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей