|
АЛЬБОМ Ш,Ж,Ч,Щ. Бобылева З. Т. Б72 Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет
ББК 74.3 Б72 Бобылева З.Т.
Б72 Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 36 с. 18ВЫ 978-5-296-00615-8 Игры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал представлен в виде парных карточек, изображающих предметы в единственном и во множественном числе. Все слова - названия этих картинок - содержат звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Автоматизация и дифференциация звуков может также проводиться с использованием специального игрового поля - «Звуковой дорожки».
Параллельно с коррекцией звукопроизношения игры помогут расширить словарный запас детей, развить навыки словообразования и связной речи. Игры могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Пособие адресовано логопедам ДОУ, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи. ББК 74.3 © Бобылева З.Т., 2006, 2007 18ВЫ 978-5-296-00615-8 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007 Содержание Введение 1
Игра 1. «Посмотри и назови» 1
Игра 2. «Назови и подари» 2
Игра З. «Будь внимательным!» 2
Игра 4. «Зевака» 3
Игра 5. «Выбери и назови» 3
Игра 6. «Почему? - Потому что!» 4
Введение
В данном пособии логопедам и воспитателям логопедических групп предлагается ряд настольных игр для детей 5—7 лет.
Проводя данные игры, логопед поможет детям: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш, Ж, Ч, Щ; расширить словарный запас; овладеть звукослоговым анализом слов и предложений; навыками словообразования и словоизменения; развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы; различать цвета и формы; развивать связную речь. Рекомендации для логопеда В игре 46 пар картинок на звуки: Ш, Ж, Ч, Щ (см. приложение).
Картинки на каждый звук разрезать и разложить по парам. Пары картинок удобно хранить в коробках под номерами, соответствующими определенному звуку (1-я коробка — Ш, 2-я коробка — Ж и т.д.). Варианты игр описаны на примерах звуков Ш и Ж.
Речевой материал предлагается в той последовательности, в какой традиционно ведется логопедическая работа. Игры приемлемы как для детей с тяжелыми, так и с более легкими формами речевых нарушений. Играя, ребенок естественно вступает в речевой контакт, так как вслед за логопедом выполняет определенные действия и делает сообщения о них. Игры можно проводить и с одним ребенком, и с Группой детей. В некоторых играх можно использовать только картинки с изображением одного предмета, а в некоторых картинок, где изображен как один, так и несколько предметов (на усмотрение логопеда).
Дети в течение длительного времени не теряют интереса к играм, так как в них присутствуют эффект неожиданности, состязательности и ощущение достижения положительного результата. За время одного варианта игры ребенок многократно повторяет изучаемый звук. Если выбирается более сложный вариант (когда дети уже могут читать и решать примеры в пределах пяти), то ребенок прочитывает слова, записанные по слогам на обратной стороне карточек с картинками и решает пример, а затем, переворачивая карточку, убеждается в правильности выполненного задания. В процессе игры логопед применяет специальные приемы, которые будут способствовать распространению фразы. Игра 1. «Посмотри и назови»
Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах и фразах; обучение детей правильному согласованию имен существительных с числительными или словом «много» (предлоги «на», «по», «в»).
Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук « Ш » в единственном и множественном числе.
Ход игры
Логопед: Карточку получит тот, кто повторит слоговой ряд: ша-ша-ша ши-ша-шо-шу
шо-шо-шо Или шта-шка-шна-шва
шу-шу-шу аш-ош-уш-ыш-иш и т.д.
ши-ши-ши
За правильный ответ дети получают карточки с изображением предметов во множественном числе, раскладывают их на столе и называют. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе. 1-1653
Логопед: Я нашла в лесу шишку.
Ребенок: Я нашел в лесу много шишек (или пять шишек). Логопед: Я оставила на столе один карандаш. Ребенок: Я оставил на столе три карандаша. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки. В этой игре и в дальнейших играх логопед выставляет карточки на одну сторону доски, а дети — на другую. Игра 2. «Назови и подари»
Цель: автоматизация звука «Ш» в словах и фразах; обучение детей правильному согласованию существительных с числительными и прилагательными, правильному употреблению местоимений: мой, моя, моё, мои.
Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук «Ш» в единственном и множественном числе.
Ход игры
Логопед начинает игру, постепенно усложняя фразу. Логопед: Карточку получит тот, кто определит, где находится звук «Ш» в слове. Логопед показывает детям картинки с изображением предметов во множественном числе, дети поочерёдно называют слова и определяют место звука в слове. (У детей картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда — в единственном). Логопед выставляет на доску картинку с изображением предмета в единственном числе. Логопед: Я сорвала одну ромашку.
Ребенок, у которого находится карточка с изображением таких же предметов во множественном числе, составляет свое предложение и выставляет свою карточку на доску. Ребенок: Я сорвал три ромашки.
'Логопед: Я увидела одну зеленую лягушку (выставляется картинка с изображение» одной лягушки).
Ребенок: Я увидел двух зеленых лягушек.
В зависимости от возможностей детей можно расширить фразу прилагательными: яр кий, круглый, вкусный и т.д.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки.
3. Затем логопед показывает карточки с изображениями предметов во множественно» числе по одной и задает, например, такие вопросы. Чьи шапки? Чей шарф? Чья лягушка' Чьи груши?
Дети отвечают: Мои груши. Мой шарф. Моя лягушка. Мои шапки. Логопед за правильный ответ возвращает карточку. И так далее, пока не закончатся карточки.
4. После этой игры начинается парная игра в «Подарки» — дети дарят друг другу кар точки.
Первый ребенок: Я тебе подарю шапки. Второй ребенок: Я тебе за шапки подарю груши. Первый ребенок: А я за груши тебе подарю пушки. Второй ребенок: А я тебе за пушки подарю мешки и т.д.
Игра 3. «Будь внимательным!»
Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах.
Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш» и «Ж».
Ход игры
Логопед: Кто придумает слова со звуками «Ш» и «Ж», тот получит карточку.
Логопед вручает карточки со звуками «Ш» и «Ж» с изображением различных предметов, повернув их обратной стороной. Сначала дети решают пример. После этого — переворачивают карточки и проверяют ответ, затем называют изображение и делят карточки на две группы: в одной группе — карточки со звуком « Ш », в другой — со звуком « Ж ». Начинается игра.
Логопед: Я оставила один карандаш на столе.
Ребенок: Я оставил три карандаша на столе.
Логопед: Я увидела одного серого ежа.
Ребенок: Я увидел трех серых ежей.
Логопед: Одна серая кошка поймала мышку.
Ребенок: И мои четыре серые кошки поймали по мышке и т.д.
Можно продолжить игру, повторяя пары слов со звуками «Ш» и «Ж». Например, мешок — желудь, пушка — жук, груша — пружина и пр. Игра 4. «Зевака»
Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж», обучение детей слоговому анализу слов; согласованию числительных с существительными.
Оборудование: карточки с изображениями предметов во множественном числе на звуки «Ш» и «Ж», карточки с изображениями цифр и числовых сигналов (в пределах 5).
ХОД игры
Логопед: Карточку получит тот, кто разделит слово на части. (Предметы на карточках во множественном числе.)
Когда все карточки у детей, начинают игру в «Зеваку». Логопед выставляет сигнальную карточку (изображение цифры и числового сигнала в пределах 5).
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, прошу вот столько предметов мне отдать. (Выставляется, например, карточка с числовым сигналом и цифрой 2.)
Первый ребенок: Возьмите два ножа.
Второй ребенок: Возьмите два кувшина и т.д.
Необходимо контролировать, чтобы дети отдали все карточки, на которых изображены предметы в количестве двух.
Потом выставляют сигнальные карточки с цифрами: три, четыре, пять. Играют до тех пор, пока не закончатся цифры и карточки. «Зевака» тот, у которого осталась какая-то карточка. Игра 5. «Выбери и назови»
Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах; учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном числе; карточки с цветными кляксами; пособие «Звуковая дорожка».
Ход игры
Детям предлагают рассмотреть и назвать картинки, расположенные в пособии «Звуковая дорожка».
Логопед: Карточку получит тот, кто на «дорожке» найдет слово со звуком «Ш» (или звуком «Ж»).
После того как дети рассмотрели и назвали предметы, в названии которых есть звук «Ш» или «Ж», сообщается условие игры: надо определить и отдать карточки того или иного цвета.
Логопед: Пошла гулять,
Зеленое собирать,
Кому не жалко — отдавай,
Цвет правильно называй. В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сигнал (см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс). Первый ребенок: Возьмите зеленую лягушку. Второй ребенок: Возьмите зеленый флажок и т.д. Логопед: Пошла гулять,
Красное собирать,
Кому не жалко — отдавай,
Цвет правильно называй. Первый ребенок: Возьмите красный шарф. Второй ребенок: Возьмите красные флажки и т.д.
Потом собирают синее, желтое и т.д. до тех пор, пока не соберут картинки всех цветовых сигналов. Игра 6. «Почему? — Потому что!»
Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах, фразах; обучение детей составлению сложных предложений с союзами «потому что», «пока», «после того как», «как только», «если».
Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш», «Ж».
Ход игры
Логопед: Карточку получит тот, кто прочитает слово и правильно решит пример.
Слова и примеры записаны на обороте карточки. Предполагается, что дети уже умеют читать и считать до пяти. Ребенок, переворачивая карточку, убеждается в правильности прочитанного слова. Логопед начинает игру. У детей на карточках изображены предметы во множественном числе, у логопеда — в единственном.
Логопед: Маша, почему я показываю тебе одну шапку?
Маша: Потому что у меня две шапки. (Ставит рядом свою карточку.)
Логопед: Почему я, Ваня, показываю тебе одного жука?
Ваня: Потому что у меня три жука и т.д.
Игра усложняется. Логопед постепенно расширяет фразу.
Логопед: Пока вы рассматривали картинки, я на тарелку положила одну грушу. Ребенок: Вы положили одну грушу, а я положил на тарелку три груши и т.д. Логопед: Как только вы перевернули карточки, я на дороге увидела одну красную машину.
Ребенок: Как только Вы увидели одну красную машину на дороге, я увидел две синие машины на дороге и т.д.
Логопед: (Дети смотрят на свои карточки и карточки логопеда.) Если я тебе, Маша, отдала одну шубу, то ты мне дай две шубы.
Ребенок: Если я Вам отдам две шубы, то Вы мне дайте одного ежа и т.д.
*
МЕШ-КИ 1 + 1
ШИШ-КИ
ПУШ-КИ 3-1
ПОГ-РЕ-МУШ-КИ 5-1
КА-РАН-ДА-ШИ
КА-РАН-ДАШ
4-2
ША-ЛА-ШИ
3-1
ПЕТ-РУШ-КИ
2 + 1
МАТ-РЁШ-КИ
1 + 2
РО-МАШ-КИ
ШУ-БЫ 1 + 1
ШАР-ФЫ 3-1
ШЛЯ-ПЫ 2 + 2
ЛЯ-ГУШ-КИ
3-1
т
ША-РЫ
ГРУ-ШИ 1 + 2
кош-ки
МЫШ-КИ 4 + 1
ПО-ДУШ-КИ
1 + 2
ПО-ДУШ-КА
КА-ЛО-ШИ 2 + 2
ЖЁ-ЛУ-ДИ 3 + 1
Е-ЖИ 4-1
ЁЖ
лы-жи
МЕД-ВЕ-ЖА-ТА
1 + 1
РУ-ЖЬЯ 3-1
НО-ЖИ
3 + 2
ФЛАЖ-КИ 1 + 1
ЖУ-КИ 5-2
ЖУК
ПРУ-ЖИ-НЫ 4-2
ОЧ-КИ
4-1
мя-чи
КЛЮ-ЧИ
3 + 2
БА-БОЧ-КИ
2 + 2
ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ 1 + 1
ПЧЁ-ЛЫ 4 + 1
ЧЕ-МО-ДА-НЫ
2 + 2
ЧЕ-МО-ДАН
БОЧ-КИ
1 + 2
ЧАЙ-НИ-КИ
1 + 1
ЩЕН-КИ 1 + 1
ПЛА-ЩИ 1 + 1
ПЛАЩ
ЩЁТ-КИ 4 + 1
ЩУ-КИ
3 + 1
ЩУ-КА
я-щи-ки
Я-ЩИК
КОНЕЦ ДОРОЖКА
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|