Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

АЛЬБОМ Ш,Ж,Ч,Щ. Бобылева З. Т. Б72 Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет


Скачать 10.87 Mb.
НазваниеБобылева З. Т. Б72 Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет
Дата30.03.2019
Размер10.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАЛЬБОМ Ш,Ж,Ч,Щ.doc
ТипРеферат
#44364
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей



ББК 74.3 Б72
Бобылева З.Т.

Б72 Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 36 с.
18ВЫ 978-5-296-00615-8
Игры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал представлен в виде парных карточек, изображающих предметы в един­ственном и во множественном числе. Все слова - названия этих картинок - содержат звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Автоматизация и дифференциация звуков может также проводиться с использованием специального игрового поля - «Звуковой дорожки».

Параллельно с коррекцией звукопроизношения игры помогут расширить словарный запас детей, развить навыки словообразования и связной речи. Игры могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Пособие адресовано логопедам ДОУ, воспитателям логопедических групп и родите­лям детей с нарушениями речи.
ББК 74.3
© Бобылева З.Т., 2006, 2007
18ВЫ 978-5-296-00615-8 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007
Содержание
Введение 1

Игра 1. «Посмотри и назови» 1

Игра 2. «Назови и подари» 2

Игра З. «Будь внимательным!» 2

Игра 4. «Зевака» 3

Игра 5. «Выбери и назови» 3

Игра 6. «Почему? - Потому что!» 4


Введение

В данном пособии логопедам и воспитателям логопедических групп предлагается ряд настольных игр для детей 5—7 лет.

Проводя данные игры, логопед поможет детям:
автоматизировать и дифференцировать звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
расширить словарный запас;
овладеть звукослоговым анализом слов и предложений;
навыками словообразования и словоизменения;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;
различать цвета и формы;
развивать связную речь.
Рекомендации для логопеда В игре 46 пар картинок на звуки: Ш, Ж, Ч, Щ (см. приложение).

Картинки на каждый звук разрезать и разложить по парам. Пары картинок удобно хра­нить в коробках под номерами, соответствующими определенному звуку (1-я коробка — Ш, 2-я коробка — Ж и т.д.). Варианты игр описаны на примерах звуков Ш и Ж.

Речевой материал предлагается в той последовательности, в какой традиционно ведется логопедическая работа. Игры приемлемы как для детей с тяжелыми, так и с более легкими формами речевых нарушений. Играя, ребенок естественно вступает в речевой контакт, так как вслед за логопедом выполняет определенные действия и делает сообщения о них. Игры можно проводить и с одним ребенком, и с Группой детей. В некоторых играх можно использовать только картинки с изображением одного пред­мета, а в некоторых картинок, где изображен как один, так и несколько предметов (на ус­мотрение логопеда).

Дети в течение длительного времени не теряют интереса к играм, так как в них присут­ствуют эффект неожиданности, состязательности и ощущение достижения положительно­го результата. За время одного варианта игры ребенок многократно повторяет изучаемый звук. Если выбирается более сложный вариант (когда дети уже могут читать и решать при­меры в пределах пяти), то ребенок прочитывает слова, записанные по слогам на обратной стороне карточек с картинками и решает пример, а затем, переворачивая карточку, убеж­дается в правильности выполненного задания. В процессе игры логопед применяет специ­альные приемы, которые будут способствовать распространению фразы.
Игра 1. «Посмотри и назови»

Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах и фразах; обучение детей правильному согласова­нию имен существительных с числительными или словом «много» (предлоги «на», «по», «в»).

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук « Ш » в единствен­ном и множественном числе.

Ход игры

Логопед: Карточку получит тот, кто повторит слоговой ряд:
ша-ша-ша ши-ша-шо-шу

шо-шо-шо Или шта-шка-шна-шва

шу-шу-шу аш-ош-уш-ыш-иш и т.д.

ши-ши-ши

За правильный ответ дети получают карточки с изображением предметов во множествен­ном числе, раскладывают их на столе и называют. У логопеда остаются карточки с предме­тами в единственном числе.
1-1653



Логопед: Я нашла в лесу шишку.

Ребенок: Я нашел в лесу много шишек (или пять шишек).
Логопед: Я оставила на столе один карандаш.
Ребенок: Я оставил на столе три карандаша.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки. В этой игре и в дальнейших играх логопед выставляет карточки на одну сторону доски, а дети — на другую.
Игра 2. «Назови и подари»

Цель: автоматизация звука «Ш» в словах и фразах; обучение детей правильному со­гласованию существительных с числительными и прилагательными, правильному упот­реблению местоимений: мой, моя, моё, мои.

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук «Ш» в един­ственном и множественном числе.

Ход игры

Логопед начинает игру, постепенно усложняя фразу.
Логопед: Карточку получит тот, кто определит, где находится звук «Ш» в слове. Ло­гопед показывает детям картинки с изображением предметов во множественном числе, дети поочерёдно называют слова и определяют место звука в слове. (У детей картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда — в единственном).
Логопед выставляет на доску картинку с изображением предмета в единственном числе.
Логопед: Я сорвала одну ромашку.

Ребенок, у которого находится карточка с изображением таких же предметов во мно­жественном числе, составляет свое предложение и выставляет свою карточку на доску. Ребенок: Я сорвал три ромашки.

'Логопед: Я увидела одну зеленую лягушку (выставляется картинка с изображение» одной лягушки).

Ребенок: Я увидел двух зеленых лягушек.

В зависимости от возможностей детей можно расширить фразу прилагательными: яр кий, круглый, вкусный и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки.

3. Затем логопед показывает карточки с изображениями предметов во множественно»
числе по одной и задает, например, такие вопросы. Чьи шапки? Чей шарф? Чья лягушка'
Чьи груши?

Дети отвечают: Мои груши. Мой шарф. Моя лягушка. Мои шапки. Логопед за правильный ответ возвращает карточку.
И так далее, пока не закончатся карточки.

4. После этой игры начинается парная игра в «Подарки» — дети дарят друг другу кар
точки.

Первый ребенок: Я тебе подарю шапки. Второй ребенок: Я тебе за шапки подарю груши. Первый ребенок: А я за груши тебе подарю пушки. Второй ребенок: А я тебе за пушки подарю мешки и т.д.



Игра 3. «Будь внимательным!»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах.

Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множествен­ном числе на звуки «Ш» и «Ж».

Ход игры

Логопед: Кто придумает слова со звуками «Ш» и «Ж», тот получит карточку.

Логопед вручает карточки со звуками «Ш» и «Ж» с изображением различных предметов, повернув их обратной стороной. Сначала дети решают пример. После этого — переворачива­ют карточки и проверяют ответ, затем называют изображение и делят карточки на две груп­пы: в одной группе — карточки со звуком « Ш », в другой — со звуком « Ж ». Начинается игра.

Логопед: Я оставила один карандаш на столе.

Ребенок: Я оставил три карандаша на столе.

Логопед: Я увидела одного серого ежа.

Ребенок: Я увидел трех серых ежей.

Логопед: Одна серая кошка поймала мышку.

Ребенок: И мои четыре серые кошки поймали по мышке и т.д.

Можно продолжить игру, повторяя пары слов со звуками «Ш» и «Ж». Например, мешок — желудь, пушка — жук, груша — пружина и пр.
Игра 4. «Зевака»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж», обучение детей слоговому анализу слов; согласованию числительных с существительными.

Оборудование: карточки с изображениями предметов во множественном числе на зву­ки «Ш» и «Ж», карточки с изображениями цифр и числовых сигналов (в пределах 5).

ХОД игры

Логопед: Карточку получит тот, кто разделит слово на части. (Предметы на карточках во множественном числе.)

Когда все карточки у детей, начинают игру в «Зеваку». Логопед выставляет сигналь­ную карточку (изображение цифры и числового сигнала в пределах 5).

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, прошу вот столько предметов мне отдать. (Выс­тавляется, например, карточка с числовым сигналом и цифрой 2.)

Первый ребенок: Возьмите два ножа.

Второй ребенок: Возьмите два кувшина и т.д.

Необходимо контролировать, чтобы дети отдали все карточки, на которых изображены предметы в количестве двух.

Потом выставляют сигнальные карточки с цифрами: три, четыре, пять. Играют до тех пор, пока не закончатся цифры и карточки. «Зевака» тот, у которого осталась какая-то карточка.
Игра 5. «Выбери и назови»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах; учить детей согласовы­вать прилагательные с существительными.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном числе; карточки с цветными кляксами; пособие «Звуковая дорожка».

Ход игры

Детям предлагают рассмотреть и назвать картинки, расположенные в пособии «Звуко­вая дорожка».



Логопед: Карточку получит тот, кто на «дорожке» найдет слово со звуком «Ш» (или звуком «Ж»).

После того как дети рассмотрели и назвали предметы, в названии которых есть звук «Ш» или «Ж», сообщается условие игры: надо определить и отдать карточки того или иного цвета.

Логопед: Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко — отдавай,

Цвет правильно называй. В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сиг­нал (см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс). Первый ребенок: Возьмите зеленую лягушку. Второй ребенок: Возьмите зеленый флажок и т.д. Логопед: Пошла гулять,

Красное собирать,

Кому не жалко — отдавай,

Цвет правильно называй. Первый ребенок: Возьмите красный шарф. Второй ребенок: Возьмите красные флажки и т.д.

Потом собирают синее, желтое и т.д. до тех пор, пока не соберут картинки всех цвето­вых сигналов.
Игра 6. «Почему? Потому что!»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах, фразах; обучение детей составле­нию сложных предложений с союзами «потому что», «пока», «после того как», «как толь­ко», «если».

Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множествен­ном числе на звуки «Ш», «Ж».

Ход игры

Логопед: Карточку получит тот, кто прочитает слово и правильно решит пример.

Слова и примеры записаны на обороте карточки. Предполагается, что дети уже умеют читать и считать до пяти. Ребенок, переворачивая карточку, убеждается в правильности прочитанного слова. Логопед начинает игру. У детей на карточках изображены предметы во множественном числе, у логопеда — в единственном.

Логопед: Маша, почему я показываю тебе одну шапку?

Маша: Потому что у меня две шапки. (Ставит рядом свою карточку.)

Логопед: Почему я, Ваня, показываю тебе одного жука?

Ваня: Потому что у меня три жука и т.д.

Игра усложняется. Логопед постепенно расширяет фразу.

Логопед: Пока вы рассматривали картинки, я на тарелку положила одну грушу. Ребенок: Вы положили одну грушу, а я положил на тарелку три груши и т.д. Логопед: Как только вы перевернули карточки, я на дороге увидела одну красную ма­шину.

Ребенок: Как только Вы увидели одну красную машину на дороге, я увидел две синие машины на дороге и т.д.

Логопед: (Дети смотрят на свои карточки и карточки логопеда.) Если я тебе, Маша, от­дала одну шубу, то ты мне дай две шубы.

Ребенок: Если я Вам отдам две шубы, то Вы мне дайте одного ежа и т.д.



*

МЕШ-КИ 1 + 1


ШИШ-КИ



ПУШ-КИ 3-1

ПОГ-РЕ-МУШ-КИ 5-1





КА-РАН-ДА-ШИ


КА-РАН-ДАШ






4-2







ША-ЛА-ШИ

3-1



ПЕТ-РУШ-КИ

2 + 1

МАТ-РЁШ-КИ

1 + 2



РО-МАШ-КИ






ШУ-БЫ 1 + 1



ШАР-ФЫ 3-1


ШЛЯ-ПЫ 2 + 2



ЛЯ-ГУШ-КИ

3-1







т

ША-РЫ




ГРУ-ШИ 1 + 2



кош-ки




МЫШ-КИ 4 + 1





ПО-ДУШ-КИ

1 + 2


ПО-ДУШ-КА


КА-ЛО-ШИ 2 + 2


ЖЁ-ЛУ-ДИ 3 + 1


Е-ЖИ 4-1

ЁЖ






лы-жи




МЕД-ВЕ-ЖА-ТА

1 + 1




РУ-ЖЬЯ 3-1


НО-ЖИ

3 + 2






ФЛАЖ-КИ 1 + 1


ЖУ-КИ 5-2

ЖУК



ПРУ-ЖИ-НЫ 4-2

ОЧ-КИ

4-1







мя-чи




КЛЮ-ЧИ

3 + 2



БА-БОЧ-КИ

2 + 2



ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ 1 + 1






ПЧЁ-ЛЫ 4 + 1


ЧЕ-МО-ДА-НЫ

2 + 2


ЧЕ-МО-ДАН

БОЧ-КИ

1 + 2


ЧАЙ-НИ-КИ

1 + 1








ЩЕН-КИ 1 + 1


ПЛА-ЩИ 1 + 1

ПЛАЩ


ЩЁТ-КИ 4 + 1



ЩУ-КИ

3 + 1


ЩУ-КА




я-щи-ки


Я-ЩИК










КОНЕЦ
ДОРОЖКА


Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей