Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

(1993, Белановский С.А.) Методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие). CA. Белановский фокусированного Наука российская академия наук институт народнохозяйственного прогнозирования С. А. Белановский методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие)


Скачать 14.48 Mb.
НазваниеCA. Белановский фокусированного Наука российская академия наук институт народнохозяйственного прогнозирования С. А. Белановский методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие)
Анкор(1993, Белановский С.А.) Методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие).pdf
Дата12.10.2017
Размер14.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1993_Belanovskiy_S_A__Metodika_i_tekhnika_fokusirovannogo_interv
оригинальный pdf просмотр
ТипИнтервью
#28239
страница4 из 48
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
^Цитируется по изданному в 1924 г. сб. "Предмет и метод". В современном издании
книги Маршалла [58] изложение данного вопроса сильно сокращено и к тому же
разорвано между главой 3 книги 1 (т. 1, с. 85) и приложением Д (т. 3, с. 225).
25

В.А.Ядовым точка зрения, что в социальных науках формирование такого образа - дело интуиции исследователя, в лучшем случае верна лишь отчасти. Именно в социальных науках существует реальная возможность использования в исследовательской практике эмпирических методик, ориентированных на формирование целостных образов изучаемых объектов.
4.
Используемый в социальных науках методический аппарат должен учитывать высокую изменчивость и высокую степень дезинтеграции имеющихся в этих науках концептуальных наработок.
Научные дисциплины могут существенно различаться по степени их концептуальной интеграции. Под концептуальной интеграцией в данном случае понимаются следующие.три характеристики, связан­
ные, по-видимому, между собой. Во-первых, степень интеграции за­
висит от того, охвачена ли данная научная дисциплина единой кон­
цептуальной системой, либо она поделена на большее или меньшее число частных предметных областей, каждая из которых обладает своей концепцией. Впоследствии развертывание этих частных концеп­
ций может привести их в столкновение, но в течение продолжитель­
ного времени они могут сосуществовать, не соприкасаясь друг с дру­
гом. Во-вторых, степень интеграции научной дисциплины определяет­
ся наличием или отсутствием в ней конкурирующих концепций, пре­
тендующих на разрешение одних и тех же научных проблем. Нако­
нец, в-третьих, характеристикой интеграции является степень внут­
ренней проработки концепций, т. е. наличие или отсутствие в них ло­
гических противоречий, степень прослеживания отдаленных следст­
вий, степень операциональной корректности соотнесения с наблюдае­
мыми явлениями, и т.д. Совмещая три описанные характеристики, можно получить идеально-типическую шкалу, на одном полюсе которой окажутся высокоинтегрированные научные дисциплины
(евклидова геометрия, ньютоновская механика), а на другом - дисциплины дезинтегрированные, т.е. а) находящиеся в стадии своего становления или "научной революции”; б) занятые изучением сложных и изменчивых объектов, либо в) переживающие период социальной дезинтеграции научного сообщества.
Концептуальные представления различаются также по степени своей изменчивости. Как было отмечено, изменчивость концепций возникает в процессе их внутренней логической проработки, столкно­
вений с конкурирующими концепциями и взаимодействия с исследуе­
мой реальностью. В целом неразвитые концептуальные системы обла­
дают обычно более высокой степенью изменчивости. Высокой потен­
циальной изменчивостью обладают также развитые концептуальные системы, по тем или иным причинам развивавшиеся в изоляции от критики и без контакта с действительностью. Логическая и эмпири­
ческая проработка таких концепций обычно ведет к крупным внут­
ренним трансформациям либо, чаще, к радикальному отказу от них.
Социальным наукам из-за специфики их объекта свойственна низ­
кая степень их интеграции. Даже в сфере действия классической эко- номкческой теории наличие единого развитого концептуального ядра, сформированного в окончательном виде Е.Бем-Баверком и А.Маршал­
26
лом, сочетается с большим многообразием конкурирующих школ, мнений и взглядов на ее ’’периферии” (в качестве примера можно указать на продолжающуюся десятилетиями полемику между кейнси­
анцами и монетаристами). Что же касается социологии, то она, по- видимому, еще не вышла из стадии своего теоретического станов­
ления. Как указывает А.Босков, социологическая теория изначально не развивалась как нечто целое, напротив, широкие фронтальные движения в этой области значительно расходились [10, с. 221].
Низкая интеграция социальных наук порождает большое разнооб­
разие точек зрения и высокую изменчивость выработанных ими кон­
цептуальных систем. Развитие концепций в этих науках чаще проис­
ходит не путем развертывания из единого аксиоматического ядра, а путем постепенного увязывания и соединения друг с другом первона­
чально независимых и неразвитых концептуальных представлений с последующим устранением возникающих противоречий и заполнени­
ем логических брешей. В слабо интегрированных науках процесс уст­
ранения противоречий и логических брешей обычно удается осущест­
вить далеко не полностью, поэтому для развивающихся наук наличие подобных несоответствий внутри формирующихся концептуальных образов в определенном смысле представляет нормальное явление.
5.
Особо следует остановиться на положении, которое сложилось в отечественных социальных науках. Отсутствие органичных связей с мировой наукой, а также наличие в ней всеобъемлющих догматичес­
ки организованных политэкономических и ’’философских” концепту­
альных систем диалектического и исторического материализма замед­
лили и исказили процесс развития российской социальной науки. В отношении социологии можно с уверенностью утверждать, что уро­
вень ее развития отстает от западных стран на десятилетия. Совокуп­
ность перечисленных и ряда других факторов привела к тому, что процесс выработки собственно научных концепций происходил медленно и, главное, дезинтегрированно. Для российской социальной науки характерен крайний разнобой точек зрения, слабая их логическая проработка (отчасти являющаяся следствием специфики ее институциональной организации науки, затрудняющей взаимную критику) и недопустимо слабое знание изучаемой действительности.
Описанные выше специфичные свойства социальных наук в сочетании с особенностями их развития в нашей стране формируют определенные требования к целям и задачам исследовательской деятельности и к используемому в них методическому аппарату.
Задача эмпирической проверки развитых теоретических построений часто неактуальна вследствие отсутствия таких построений либо оторванности их от реальной жизни. Более актуальной задачей в этих условиях является ориентация исследовательского процесса на развитие и структуризацию первичных (слаборазвитых) концептуаль­
ных представлений. Комплекс методик, применяемых на стадии неразвитых либо потенциально нестабильных концепций, должен обладать принципиально иными свойствами по сравнению с методиками, используемыми при работе с концепциями, достигшими определенной зрелости и устойчивости.
На этапе
27
нестабилизировавшихся представлений актуальна не статистическая проверка четко сформулированных гипотез, а развитие системы качественных представлений и повышение их адекватности в период, предшествующий статистической проверке.
6.
В любой науке скорость развития и обновления концептуальных представлений во многом зависит от интенсивности взаимодействия этих представлений с альтернативными концепциями. Специфика социальных наук заключается в том, что источником таких альтернативных концепций могут быть не только конкурирующие научные взгляды, но и концептуальные наработки обыденного сознания (подробнее об этом в разделе 4.2.).
Взаимодействие представлений исследователя с концептуальными наработками обыденного сознания выполняет троякую функцию.
Первая из этих функций заключается в очищении исследовательских концепций от разного рода неадекватных представлений (’’мифов”).
Исследователь должен отдавать себе отчет в том, что на начальных этапах работы его сознание, как правило, бывает крайне мифологизированным. Сходную точку высказывает Д.Кэмпбелл, который пишет: ’’Социальный исследователь, предпринимающий ин­
тенсивное изучение отдельных случаев путем включенного наблю­
дения или используя для знакомства с ситуацией какие-либо другие качественные подходы, связанные с обыденным знанием, в конце концов обнаруживает ошибочность своих первоначальных представле­
ний и теорий” [40, с. 238]. Вторая функция взаимодействия с обыг денным сознанием заключается в непосредственном использовании его концептуальных наработок в формируемой научной концепции.
Третий, промежуточный результат такого взаимодействия зак­
лючается в трансформации изначальных представлений ученого под действием исходящих от обыденного сознания аргументов и фактов.
Для отечественной социальной науки проблема установления интенсивных контактов с обыденным сознанием является особо актуальной. Во-первых, это связано с тем, что в отечественной науке бытует большое число концептуальных представлений, не подвергавшихся адекватной логической и эмпирической проработке.
Частично эти представления являются осколками концептуальных систем диамата и истмата, частично же возникают вследствие описанного выше дедуктивного фантазерства, характеризующегося безответственным установлением длинных цепей причинно- следственных связей и отсутствием заботы об эмпирической проверяемости суждений, формируемых таким образом. Очищение науки от таких ненаучных по своей сути представлений - одна из наиболее важных задач сегодняшнего дня.
Интенсификация контактов с обыденным знанием - не единственный, но важный источник такого очищения. Следует также учитывать, что во многих направлениях отечественная социальная наука недалеко продвинулась от своего ’’старта”, вследствие чего значительная часть ее представляет собой сплошной
’’передний край” с несформированными либо слабо проработанными концептуальными ядрами. Слабое развитие социальной науки порождает ситуацию, при
28
которой обыденное (практическое) сознание может опережать науку в понимании наболевших социальных проблем, включая не только их фиксацию, но и осмысление. Концептуальные наработки обыденного сознания в нашей стране часто оказываются более корректными, более развитыми и опираются на более релевантный набор фактов, чем конкурирующие с ними научные представления.
Общие выводы по данному параграфу заключаются в том, что методический аппарат социальных исследований должен обеспечивать реализацию необходимых для развития науки функций, главными из которых являются:
эффективный поиск актуальных социально-экономических проблем, концентрирующих на себе исследовательские усилия и являющихся центрами концептуальной структуризации научных представлений;
предотвращение логических спекуляций и фантазерства, очищение сознания исследователя от разного рода ’’мифов” и неадекватных представлений;
формирование целостного образа исследуемого объекта и проблемной ситуации, предотвращение ’’унылого эмпиризма” и смыслового распада получаемых данных;
по возможности быстрое и интенсивное развертывание концептуальных представлений и их логическая структуризация, нахождение релевантного набора переменных, преодоление
’’слаборазвитости” и неустойчивости концептуальных представлений;
интенсивный ’’обмен мнениями” между научным и обыденным сознанием, взаимодействие с обыденным сознанием не только как с объектом исследования, но и как с источником концептуализиро­
ванных идей и концептуализированной критики.
Не всегда, но во многих случаях для достижения указанных целей более адекватны не количественные, а качественные методы исследования.
Традиция исследований, ориентированных на качественное знание, существует в зарубежной социологии, но в нашей стране она практически не сложилась. В связи с этим успехи отечественной социальной науки будут во многом зависеть и от того, насколько быстро и эффективно в ней будет создана такая традиция.
1.3. Качественные методы в социальных
исследованиях
По аналогии с количественным и качественным подходами к социальному знанию методы социального исследования также могут быть разделены на количественные и качественные. Количественные методики могут быть охарактеризованы как ’’формализованные” и
’’массовые”. Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на строгую фиксацию набора анализируемых переменных и количественное их измерение.
Характерная особенность формализованных методов состоит в том, что исследуемые переменные заданы разработчиком заранее, и отступление от них в процессе сбора данных невозможно. Высокая
29
степень формализации методик этого типа сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и количественную их обработку. К числу высокоформализованных методов относятся статистика, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ и др.
В противоположность количественным, качественные (неформали- зованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явле­
ний. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват исследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется "глубиной” исследования, т. е. детальным изучением социального яв­
ления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся включенное неструктуриро­
ванное наблюдение, свободное интервью, анализ личных документов.-
Как известно, традиции количественных и качественных иссле­
дований в социальных науках возникли практически одновременно.
Первой крупной эмпирической работой, выполненной с позиций качественного подхода, принято считать работу французского исследователя Ф.Ле Пле, составившего монографическое описание трехсот семей, принадлежащих к различным слоям общества.
Основными методами сбора информации были личные наблюдения и интервью. Книга Jle Пле, озаглавленная ’’Европейские рабочие”, вышла в свет в 1855 г. Работа А.Кетле ’’Опыт социальной физики”, положившая начало использованию эмпирических количественных данных для установления закономерностей социальных явлений, была издана двадцатью годами раньше, в 1835 г. [33, с. 128-135].
В дальнейшем количественная и качественная традиции в социальных науках продолжали сосуществовать частично в виде дополняющих друг друга групп исследовательских методов, а частично находясь в состоянии
’’теоретического конфликта”.
Сравнительная популярность и научная значимость указанных методов со времени их возникновения не были постоянными, скорее они были подвержены колебаниям наподобие маятника. Эти колебания были, как отмечалось, отчасти связаны с изменениями гносеологических представлений о природе научного знания. Другим, сравнительно автономным, фактором этих колебаний были научные успехи, достигнутые в рамках той или иной исследовательской традиции. Крупные успехи количественных методов в 20-е - 30-е годы, достигнутые в США и связанные с применением и освоением познавательных возможностей массовых опросов, в сочетании с доминировавшей в то время ’’количественной” ориентацией в гносеологии, предопределили господствующее положение и высокий научный престиж количественных методов исследования в период между мировыми войнами и в первые послевоенные десятилетия [10, с. 220]. В настоящее время изменения в сфере гносеологических представлений и растущая неудовлетворенность низкой научной содержательностью многих количественных исследований вновь смещают интерес исследователей к использованию и дальнейшему
30
совершенствованию качественных методов [40, с. 240-277].
По-видимому, не вызывает споров положение о том, что количест­
венные и качественные методы исследования связаны друг с другом цо принципу функциональной дополнительности. Однако характер этой дополнительности часто трактуется упрощенно. Принято счи­
тать, что именно качественные методы должны вызывать наибольшие сомнения в их достоверности, тогда как количественные методы формируют костяк достоверного научного знания. Как будет показано ниже, это представление нуждается в существенных уточнениях.
Вопросы достоверности или адекватности количественного знания в отечественной литературе трактуются обычно как проблемы либо погрешностей измерительных процедур, либо их валидности, т. е. соответствия методики тем аналитическим переменным, которые исследователь в действительности хотел измерить. Реже можно встретить постановку вопроса о том, в какой мере изучаемые переменные релевантны принятой исследователем теоретической схеме. Более фундаментальный вопрос, однако, заключается в следующем: в какой мере и при каких условиях количественные методы могут способствовать зарождению и формированию адекватной (важной, актуальной, "работающей”, более совершенной) научной концепции?
Рассмотрение данного вопроса следует начать с анализа предпосылок количественных измерений в социальных науках.
Необходимым условием применения количественных методов служит наличие системы понятий, образующих теоретическое описание исследуемого объекта. Формирование адекватной системы понятий представляет важный доколичественный этап в исследовательском процессе. Независимо от того, будут ли в дальнейшем проводиться какие-либо измерения, создание такой системы понятий является самостоятельным и важным научным достижением, требующим значительных исследовательских усилий. Методический аппарат, используемый для достижения этой, цели должен обладать высокой подвижностью, чуткостью к улавливанию оттенков и способностью оперативно менять набор исследуемых переменных. Очев'идно, что количественные методы не обладают указанными свойствами либо обладают ими в недостаточной мере. В результате распространенный методологический порок количественных исследований заключается в том, что изучаемому объекту искусственно навязывается неадекватный понятийный аппарат, сформированный для других целей и объектов иного типа. Под неадекватным понятийным аппаратом в данном случае понимается аппарат: а) очень обедненный; б) содержащий логические пороки; в) проходящий мимо актуальных социальных проблем, вокруг которых должно структурироваться исследование; г) содержащий нерелевантный по отношению к исследуемым проблемам набор переменных
(релевантные переменные могут отсутствовать, а нерелевантные присутствовать). Отсутствие эффективной "обратной связи" в количественных методиках может заблокировать или надолго затормозить развитие концептуальных представлений, необходимых
31
для формирования более адекватного понятийного аппарата.
Сказанное означает, что количественные методы с наибольшей эф­
фективностью могут использоваться для получения ответов на не­
которые стандартные вопросы и для изучения стационарных процес­
сов. Существующие в науке измерительные процедуры всегда основы­
ваются на определенной традиции, которая соответствует сложив­
шимся представлениям. Эта традиция в той или иной мере всегда отс­
тает от "переднего края” научной мысли, которая, в свою очередь, отстает от реального хода социально-экономических процессов. Отста­
вания такого рода образуют ”естественный лаг” в социальном позна­
нии, а величина этого лага во многом зависит от специальных усилий по его сокращению. Указанный лаг особенно возрастает в условиях быстрых социальных изменений, когда становятся актуальными новые проблемы и новый набор релевантных им переменных.
Другое принципиальное ограничение в использовании количест­
венных методов заключается в том, что не все явления в равной мере поддаются измерению и не все объекты можно описать сплошными количественными измерениями. Соотношение числа переменных, поддающихся количественному измерению, и общего числа релевант­
ных переменных - важная характеристика исследуемого объекта.
Примером объекта, где зона измеримости достаточно велика, могут служить демографические процессы (естественное движение населе­
ния, миграция и т.д.). Существует однако большое количество соци­
альных объектов, где ”зона измеримости” весьма мала. Ограниченная возможность количественного измерения может возникать вследствие объективных свойств изучаемых переменных, неотработанносги измерительных процедур, ограниченных ресурсных возможностей исследователя, а также в тех случаях, когда изучаемый объект обладает множеством частных признаков, неопределенным и меняющимся их составом, причем ни один из них не имеет решающего влияния на ход исследуемых процессов.
Количественные исследования на объектах, не поддающихся сплошному количественному измерению, могут проводиться на основе двух возможных стратегий. Первая стратегия базируется на том, что конструируемая концепция основывается на вычленении из действительности только тех переменных, которые поддаются количественному измерению. Как было отмечено, применительно к некоторым объектам такая стратегия правомочна, однако для объектов с узкой ”зоной измеримости” при таком подходе за пределами изучения остаются наиболее важные их характеристики.
Рассуждая теоретически, можно, по-видимому, сказать, что в принципе для любого явления может быть подобрана адекватная измерительная процедура.
Безусловно, расширение арсенала измерительных процедур - одна из важных задач научной деятельности. Тем не менее реальный процесс развития социальной науки не идет по пути ’’тотального измерения”. Наиболее удачные исследования в социальных науках реализуют, как правило, вторую стратегию, а именно стратегию ’’качественного прорыва”, в рамках которой измеряются лишь наиболее важные (из числа доступных)
32
характеристики, а разрывы и "бреши” между ними заполняются качественными данными.
Идеал
’’тотального количественного исследования” представляет собой своего рода утопию, попытка реализации которой в реальной научной деятельности не только ограничивает, но и деформирует видение объекта, высвечивая лишь ту его часть, которая поддается измерению11.
Таким образом, возможности использования количественных мето­
дов в социальных науках ограничены определенной ’’зоной примени­
мости”, которая образована сферой отработанных понятий и измери­
тельных процедур, причем указанные процедуры должны быть не только реализуемыми, но и требовать разумного (в сопоставлении с ожидаемым научным эффектом) расхода исследовательских ресур­
сов12. За пределами этой зоны исследователь-эмпирик должен опи­
раться на качественные методы. Результатом их использования може* быть как расширение зоны измеримости, так и формирование концеп­
туальных представлений, основанных на неколичественных данных.
Следует специально отметить, что описанные выше ограничения применимости количественных методов относятся не только к статистике, но и к количественным данным, получаемым в ходе анкетных опросов. В частности, в отечественной индустриальной социологии сильно довлеет традиция опросов, направленных на выявление удовлетворенности опрашиваемых теми или иными аспектами производственной ситуации. Тем самым результаты этих опросов оказываются детерминированными исходной парадигмой, которую можно охарактеризовать как искаженную и упрощенную доктрину ’’человеческих отношений”. Попытки социологов-эмпириков выйти за пределы этой парадигмы сразу наталкиваются на незнание ими актуальных проблем и отсутствие концептуальных представлений о функционировании изучаемых социально- экономических объектов, следствием чего является отсутствие адекватного понятийного аппарата, подлежащего операционализации в ходе составления вопросников. В общем виде можно сказать, что в качестве источника исследуемого набора переменных в анкетных опросах обычно используется сложившаяся традиция и творческое воображение (фантазия) исследователя. Третий возможный источник, а именно - результаты качественных исследований, в отечественной социологии, до настоящего времени практически не используется.
К сказанному следует добавить, что с помощью анкетных опросов можно измерять далеко не всякие переменные.
Указанные
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей