Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Знакомство с русской народной игрушкой (подготовительная группа). Цели занятия


Скачать 23.09 Kb.
НазваниеЦели занятия
АнкорЗнакомство с русской народной игрушкой (подготовительная группа).docx
Дата28.02.2018
Размер23.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗнакомство с русской народной игрушкой (подготовительная группа)
ТипКонспект
#36762
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Конспект

образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«Знакомство с русской народной игрушкой»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

БЕЗЛИКАЯ,СКАТКА,ОБЕРЕГ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: - Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...

Презентация.

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава

богу ,пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,

такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до

нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает

силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку

- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).

- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(Скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

Самостоятельная работа детей.

ИТОГ:

- А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе-праздник. В группе поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей