Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Занятие 11. Частичное отсутствие зубов. Этиология. Клиническая симптоматика. Классификация дефектов зубных рядов


Скачать 33.49 Kb.
НазваниеЧастичное отсутствие зубов. Этиология. Клиническая симптоматика. Классификация дефектов зубных рядов
АнкорЗанятие 11.docx
Дата18.01.2017
Размер33.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаZanyatie_11.docx
ТипДокументы
#6879
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Занятие №11

Тема 2. Ортопедическое лечение больных с частичной потерей зубов несъёмными мостовидными протезами.
Тема занятия: Частичное отсутствие зубов. Этиология. Клиническая симптоматика. Классификация дефектов зубных рядов.

Методы обследования больных. Формулирование диагноза.

Практическая часть: решение ситуационных задач.
Цель занятия: Студенты должны: а) усвоить, что частичная потеря зубов является наиболее частым патологическим состоянием зубочелюстной системы, требующим ортопедического лечения; б) изучить её этиологию, методы обследования больных, основные клинические симптомы; в) научиться правильно формулировать диагноз.
Вопросы и тесты для контроля исходных знаний.

Укажите номера всех правильных ответов.

1. ОРГАН – ЧАСТЬ ТЕЛА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ

    1. одним видом составляющих его тканей,

    2. как комплекс различных тканей,

    3. определённым положением в организме,

    4. чётко определёнными развитием, формой, строением и функцией.

Дополните.

2. ЗУБЫ, КАК ОРГАНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ______________________________.

Укажите номер правильного ответа.

3. АППАРАТ КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) одним видом составляющих его тканей,

2) определённым положением в теле,

3) определёнными формой и функцией,

4) как совокупность органов различного происхождения и строения,

связанных общей функцией,

    1. 2+4,

    2. 2+3+4.

4. МЕЖДУ ОРГАНАМИ ЖЕВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО АППАРАТА СУЩЕСТВУЮТ СВЯЗИ

1) морфологическая,

2) функциональная,

3) рефлекторная,

4) всё верно.

5. СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) одним видом составляющих тканей,

2) определённым положением в теле,

3) определёнными формой и функцией,

4) как совокупность органов, связанных общей анатомией и функцией, имеющих общее происхождение и общие черты строения,

5) 2+3+4, 6) 1+2.

Дополните.

6. ЗУБНЫЕ ОРГАНЫ, РАСПОЛАГАЯСЬ В ЧЕЛЮСТЯХ, ОБРАЗУЮТ_________.

Укажите номера всех правильных ответов.

7. УСТОЙЧИВОСТЬ ЗУБНЫХ РЯДОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ

1) межзубными контактами,

2) альвеолярным отростком верхней челюсти и альвеолярной частью нижней челюсти,

3) связками,

4) мышцами,

5) пародонтом.

Укажите номер правильного ответа.

8. ВЕДУЩИМ СИМПТОМОМ ПРИ ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕ ЗУБОВ В ЗУБНЫХ РЯДАХ ЯВЛЯЕТСЯ

1) появлению дефектов,

2) нарушению единства зубного ряда,

3) нарушение жевания.
Ответьте на вопросы.
9. Что скрывается за понятием «зубной орган» в широком смысле?

10. Дайте определение частичной потере зубов.

11. Каковы основные заболевания, приводящие к морфологическим нару-шениям твёрдых тканей зубов?

12. Каковы основные причины удаления зубов?

13. Как называется естественная (незаметная невооружённому глазу) под-вижность зубов?

14. Как называется заметная невооружённому глазу подвижность зубов?

15. Охарактеризуйте степени подвижности зубов по Д.А.Энтину.

16. При какой степени патологической подвижности зубов в стадии ремис-сии заболеваний пародонта зубы не пригодны для использования при ор-топедическом лечении?

017. Раскройте понятие «диагноза».

018. Что такое «болезнь»?

019. Раскройте понятие «патологическое состояние».
Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний.
1. 2,3,4.

2. жевательно-речевого аппарата.

3. 4.

4. 4.

5. 4.

6. Зубные ряды (зубные дуги).

7. 1+2+5.

8. 1.

9. Зубной орган = зуб + пародонт.

10. Частичная потеря зубов – патологическое состояние, возникающее после утраты одного или нескольких зубов.

11. Кариес, повышенное стирание зубов, острая и хроническая травма, клиновидные дефекты, эрозия коронок зубов, некроз твёрдых тканей.

12. а) неподдающиеся консервативному лечению осложнения кариозной болезни, б) заболевания пародонта в той степени тяжести, которые не позволяют ему выполнять его основную опорную функцию, в) травмы, г) операции по поводу новообразований челюстей, д) аномалии положения зубов, неподдающиеся ортодонтическому лечению, е) ави-таминозы.

13. Физиологическая (нормальная) подвижность зубов.

14. Патологическая подвижность зубов.

15. Д.А.Энтин выделил 4 степени подвижности зубов: 1 степень – подвиж-ность в одном вестибуло-оральном направлении, 2 степень – подвиж-ность в вестибуло-оральном и мезио-дистальном направлениях, 3 сте-пень – к вышеуказанным направлениям подвижности добавляется верти-кальная подвижность, 4 степень – добавляются вращательные движения.

016. В стадии ремиссии заболеваний пародонта уже 3 –я степень подвижнос-ти зубов является показанием к их удалению.

017. Диагноз – врачебное заключение о сущности и индивидуальном прояв-лении заболевания или патологического состояния, выраженное терми-нами, принятыми в современных медицинских номенклатурах и класси-фикациях.

018. Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в от-вет на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды.

019. Патологическое состояние – относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.

Краткое содержание темы.
Потеря части зубов в зубных рядах вследствие различных причин (осложнённая кариозная болезнь, заболевания пародонта, травма, оперативные вмешательства и т.д.) приводит к появлению в зубных рядах дефектов. Зубное ряд (зубная дуга) перестаёт существовать как единое целое, а, являясь частью зубочелюстной системы, он в таком состоянии создаёт новые условия для жизнедеятельности жевательного аппарата.

Ведущими клиническими симптомами частичной потери зубов являются: 1) нарушение непрерывности зубного ряда (зубной дуги), вызванное возникновением дефектов, 2) появление двух групп зубов: имеющих антагонистов (функционирующая группа), и не имеющих их (нефункционирующая группа), 3) функциональная перегрузка пародонта некоторых зубов, 4) деформация зубных рядов, 5) нарушение функции жевания, речи , эстетики внешнего вида, 6) нарушение деятельности височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц.

Возникающая клиническая картина при частичной потере многообразна и, в первую очередь, зависит от количества утраченных зубов. В тоже время имеет значение, из какой функционально ориентированной группы удалены зубы (передние или боковые), состояние пародонта оставшихся зубов, высота их коронок и состояние твёрдых тканей, вид прикуса, степень и характер атрофии беззубых частей челюстей, возраст и общее состояние больного и др.

В зависимости от количества утраченных зубов дефекты зубного ряда подразделяют на малые (нет от 1 до 3 зубов), средние (утрачено от 4 до 6 зубов) и большие (отсутствует более 6 зубов). При этом дефекты зубного ряда могут быть ограничены зубами с обеих сторон, в этом случае они называются включёнными, если же они ограничены с одной стороны то это – концевые дефекты. Включённые дефекты могут располагаться в переднем отделе зубного ряда, в боковом и в переднебоковом. Концевые дефекты могут размещаться на одной стороне зубного ряда и на обеих, а также в переднебоковом отделе. В одном зубном ряду могут присутствовать как включённые, так и концевые дефекты, тогда такой дефект называют комбинированным. Зубы могут быть утрачены только на одной челюсти, а могут отсутствовать на обеих челюстях.

Множество вариантов дефектов зубных рядов послужило основанием для их классификации. В нашей стране наибольшее распространение получили классификации Е.И.Гаврилова и Кеннеди. Гаврилов объединил де-фекты зубных рядов в 4 класса: 1 класс – все концевые дефекты и одно, и двухсторонние; 2 класс – все включённые дефекты независимо от их локализации; 3 класс – комбинированные дефекты; 4 класс – челюсти с одиночно сохранившимся зубом. Выделение дефектов при одиночно сохранившемся зубе обусловлено особенностями подготовки больных, получения оттисков и методик протезирования.

Кеннеди также разделил зубные ряды в зависимости от вида дефектов и их локализации на 4 класса. К первому классу он отнёс зубные ряды с двухсторонним концевым дефектом, ко второму – с односторонним концевым дефектом, к третьему – с включёнными дефектами в боковых отделах (на одной стороне зубного ряда и на обеих), к четвёртому - зубные ряды с включённым дефектом в переднем отделе. Если в зубном ряду имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то его следует отнести к меньшему по порядку классу. Остальные дефекты относят зубной ряд к подклассам, определяемым также расположением соответствующего им класса в классификации Кеннеди.

Например, зубной ряд с формулой 0 0 151413 0 | 0 222324 0 0 27 отно-сится по классификации Кеннеди ко второму классу (односторонний концевой дефект имеет наименьший порядковый номер в классификации), третьему и четвёртому подклассам.

Как уже отмечалось, клиническая картина при частичной потере зубов многообразна и бывает, порой, очень сложной. Выбор метода лечения определяется причинами и характером поражения зубочелюстной системы и общим состоянием больного (возраст, перенесённые общие заболевания). Поэтому важное значение имеет тщательное обследование больных с целью выяснения причин, характера и степени морфологических и функциональных нарушений жевательно-речевого аппарата при этом патологическом состоянии. Кроме этого, немаловажным является выяснение условий и патологических механизмов, лежащих в основе развития осложнений частичной потери зубов (которые будут изучаться на 4 курсе).

При частичной потере зубов применяют как клинические, так и пара-клинические методы обследования. Клинические методы, используемые у кресла больного, - это: а) опрос и внешний осмотр больного, б) изучение височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц путём осмотра, пальпации, аускультации, в) обследование полости рта (слизистой оболочки, зубов и зубных рядов, пародонта зубов, беззубых отделов челюстей) путём осмотра, пальпации и перкуссии. Параклинические методы – инструментальные и лабораторные, проводимые как во врачебном кабинете (гальванометрия, термодиагностика, гнатодинамометрия электроодонтометрия, изучение диагностических моделей и др.), так и во вспомогательных отделениях клиники (ретгенологические исследования, электромиография, реографические исследования, мастикациография и др.).

Обследование больных заканчивается постановкой диагноза, который должен отражать как морфологические, так и функциональные нарушения при частичной потере зубов. В соответствии с нозологическим принципом диагноз должен содержать:

- название определённой болезни,

- по возможности характеризовать этиологию (причину) заболевания,

- раскрывать механизм основных проявлений (патогенетический компонент),

- патологоанатомические проявления болезни (морфологический компонент),

- указать степень и характер функциональных расстройств (функциональный компонент).

Клинический диагноз формулируется по определённым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются:

  1. основное заболевание (патологическое состояние),

  2. осложнение основного заболевания,

  3. сопутствующие болезни и их осложнения.

Например. Генерализованный пародонтит тяжелой степени Частичная потеря зубов вследствие заболевания пародонта (комбинированные дефекты

зубных рядов обеих челюстей). Деформация окклюзионной поверхности зубных рядов (2-я форма по Пономарёвой). Нарушение жевания, речи и эстетики внешнего вида.

После обследования больного и постановки диагноза составляют план предварительного и ортопедического лечения больного. В подготовку больного к протезированию входят санация (оздоровление) полости рта и специальные мероприятия, направленные на выполнение рационального плана ортопедического лечения. Под санацией понимают лечение заболеваний в полости рта (кариес, его осложнения, заболевания краевого пародонта и слизистой оболочки, удаление непригодных для протезирования зубов и их корней и т.д.). Специальные мероприятия слагаются из терапевтических, хирургических и ортопедических (в том числе ортодонтических) процедур. К ним относится депульпирование интактных зубов в целях протезирования, удаление зубов и операции на челюстях по показаниям, исправление деформаций зубных рядов, исправление аномалий прикуса и т.д.

В план ортопедического лечения больного с частичной потерей зубов входит выбор вида протезирования (непосредственного, ближайшего и отдалённого) и методики его. Протезирование больных с данным патологическим состоянием не только устраняет морфологические и функциональные нарушения в жевательно-речевом аппарате, но н решает профилактические задачи: сохранение оставшегося зубного ряда, предупреждение дальнейшего его разрушения, профилактику осложнений со стороны височно-нижнечелюстного сустава, жевательных мышц и др.

История болезни (амбулаторная карта) является обязательным медицинским документом, в который врач заносит данные обследования, диагноз, план подготовки и ортопедического лечения больного, дневник и эпикриз лечения, прогноз болезни. Записи в история болезни отражают динамику развития болезни, методы лечения и его результаты, они отражают уровень грамотности и уровне клинической зрелости врача. история болезни является юридическим документом, который рассматривается в конфликтных ситуациях, в судебных разбирательствах.
Клинические ситуационные задачи для оценки исходного уровня знаний..
1. Больной К. 46 лет явился с жалобами на потерю части зубов и свя-занное с этим нарушение жевания, речи и эстетики внешнего вида. При внешнем осмотре отмечается западение верхней губы и отсутствие передних зубов при разговоре и улыбке. Больной при разговоре шепелявит. Со стороны ВНЧС и жевательных мышц патологии нет. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная без видимых патологических изменений.

Зубная формула: 0 0 15141312 0 | 0 0 232425 0 0 28

0 0 0 0 434241| 31323334 0 0 0 0. Соотношение оставшихся зубов соответствует ортогнатическому прикусу. Все зубы устойчивы, интактны.

Задание: а. Дайте характеристику дефектам зубных рядов. б. Поставьте диагноз.

2. При обследовании полости рта больного выявлена следующая зубная формула: 0 0 0 0 0 0 0 | 212223 0 0 0 0

0 0 0 0434241 | 31 0 0 0 0 0 0.

Задание: а. Охарактеризуйте дефекты зубных рядов. б. Поставьте диагноз.

  1. Больной В. 53 лет явился с целью протезирования. Раньше никогда ортопедическому лечению не подвергался. При осмотре выявляется западение верхней губы. Со стороны ВНЧС, жевательных мышц, лимфатических узлов патологических изменений не выявлено.

Зубная формула: 0 0 0 0 0 0 0 | 21 0 0 0 0 0 0 0

0 0 0 0 434241 | 313233 0 0 0 38. Межальвеолярное расстоя-ние фиксировано. Отмечается протрузия 21 зуба, корень его обнажён на 1∕2, зуб имеет подвижность 3 степени. Нижние передние зубы, нормальной анатомической формы, имеют подвижность 1 степени, альвеолярная десна отёчна, гиперемирована, глубина десневых карманов в пределах 2-3 мм, имеется мягкий налёт, а с язычной стороны - обильный наддесневой зубной камень.

Свод твёрдого нёба средней высоты, полуовальной формы, беззубый альвеолярный отросток атрофирован умеренно и равномерно. Бугры верх-ней челюсти выражены хорошо, имеют округлую форму. На нижней челюсти отмечается умеренная равномерная атрофия альвеолярной части, челюстно-подъязычные линии сглажены, округлой формы, безболезненные при пальпации. Слизистые ретромолярные бугорки плотные, неподвижные, при широком открывании рта задний край их практически не смещается.

На внутриротовой рентгенограмме у 21 определяется костный карман, у нижних зубов убыли костной ткани не выявляется.

Задание: а. Поставьте диагноз. б. Наметьте план подготовки больно-го к протезированию. в. Наметьте рациональный вид протезирования.
Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний.


  1. а. На верхней челюсти дефекты по величине относятся к малым дефектам, справа дефект концевой, спереди и слева – включённые; по классификации Гаврилова в комплексе дефекты образуют комбинированный дефект верхнего зубного ряда. На нижней челюсти дефекты по величине относятся к средним дефектам; по классификациям Гаврилова и Кеннеди дефект нижнего зубного ряда относится к двухстороннему дефекту. б. Частичная потеря зубов на верхней челюсти (III класс по Гаврилову; по Кеннеди II класс, III и IV подклассы).

  2. а. На верхней челюсти двухсторонний концевой дефект; справа дефект большого размера, слева – среднего. На нижней челюсти двухсторонний концевой дефект; на обеих сторонах дефекты имеют средний размер. б. Частичная потеря зубов на обеих челюстях (I класс по Гаврилову и Кеннеди).

  3. а. о.1. На верхней челюсти: Частичная потеря зубов (IV класс по Гаврилову и I класс по Кеннеди), функциональная перегрузка 21 (по величине), первичная травматическая окклюзия. На нижней челюсти: Частичная потеря зубов (I класс по Гаврилову и I класс по Кеннеди), хронический тяжёлый серозный гингивит. а.2. Нарушение функции жевания, речи и эстетики внешнего вида.

б. Больному требуется санация полости рта: удаление зубных отложений, лечение гингивита, удаление непригодного для ортопедического лечения 21. в. На верхней челюсти можно провести ближайшее протезирование (снять предварительный оттиск через две недели после удаления 21 зуба, т.к. травма, связанная с его удалением, будет незначительная). На нижней челюсти за две недели, вероятно, удастся вылечить гингивит и затем можно приступить к протезированию, которое здесь будет являться отдалённым.
Задание к ссамостоятельной работе студентов (2,5 часа):

Рентгенологические методы исследования, применяемые для пациентов с частичной потерей зубов (ТРГ, МРТ, КТ)
Литература.

  1. Лекция.

  2. В.Н.Трезубов, А.С.Щербаков, Л.М.Мишнев,

Ортопедическая стоматология (факультетский курс),

С.-Петербург, ФОЛИАНТ, 2002.

3. В.Н.Трезубов, А.С.Щербаков, Л.М.Мишнев,

Ортопедическая стоматология (пропедевтика и основы частного курса), С.-Петербург, СрецЛит, 2001.

  1. Б.П.Марков, И.Ю.Лебеденко, В.В.Еричев,

Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматоло-гии, Москва, ГОУ ВУНМЦ РФ, 2001.

5. Методические указания.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей