Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка по философии. Человек как предмет познания


НазваниеЧеловек как предмет познания
Анкорметодичка по философии.doc
Дата30.09.2017
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка по философии.doc
ТипДокументы
#22259
страница3 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

18

2*

19

человеком, с жизнью. Даже когда Кант объявил его просто катего­рией мышления для обобщения различных ощущений, за этим стоял человек — единственный, кто мог помыслить бытие.

Неудивительно, что в наше время один из самых выдающихся умов человечества, Мартин Хавдсггер, который так и назвал свое главное произведение — «Бытие и Время», писал: «Прежде филосо­фия, отправляясь от сущего, мыслила бытие как идею, как энергию, как акт, как волю, а теперь... — как событие». При этом он понимал событие как присутствие. Кого? Разумеется, человека. Где? Подра­зумевается, что в мире. Но о мире этом ничего не известно, пока в нем не происходит события — присутствия человека.

Некоторые философы (Герцен, Ленин) утверждали, что бытие вещей независимо от человека, не замечая того простого факта, что уже само высказывание о бытии делает его зависимым от того, кто высказывается, — от человека. Сторонники независимого бытия вещей обычно апеллировали к данным естественных наук.

Как же понимается бытие в естествознании? Естественные науки не обсуждают проблему бытия, а там, где этот вопрос нельзя обойти, понятие бытие заменяется другими, более узкими по содержанию понятиями. Так, например, физик скажет, что тот или иной предмет «существует», для биолога предмет его интереса «живет», для систем­щика — «функционирует». Можно было бы сказать, что и здесь способность быть или не быть приписывается органическим или неорганическим предметам человеком. Но означает ли это, что их нет без человека? Разумеется, они есть и без него.

Более того, люди способны обнаружить существование предме­тов и явлений, даже не воспринимая их, чисто теоретически. Вспомним периодическую систему элементов, где Менделеевым было «оставлено место» и предсказаны свойства для необнаружен­ных еще эмпирически элементов. Бывают случаи, когда существо­вание каких-то вещей или явлений вообще невозможно зафикси­ровать эмпирически.

При деструктивном гидрогенолизе бензоламина формиата как один из продуктов должна получаться карбаминовая кислота. Существует ее формула, но не существует ее самой, так как она разлагается, в момент образования.

И все-таки, почему естествоиспытатели так старательно избегают слова «бытие»? Дело в том, что естественные и точные науки имеют дело лишь с одним основанием бытия, с одной субстанцией из двух его составляющих — с материей. А есть еще дух, сознание, идеальное (вторая субстанция не имеет однозначного понятия для своего опре­деления). Поэтому постигнуть тайну бытия способны скорее других две категории людей — врачи и философы, потому что именно для них предметом профессионального и научного интереса выступает «точка пересечения» двух субстанций — человек. Только единство

20

двух субстанций, воплощенное в данном случае в человеке, дает бытие — и в медицинском, и в философском смысле.

Но какое значение имеет проблема бытия в медицине? Мы уже отмечали, что врачи способны изменять бытие человека. В строгом смысле слова здесь имеется в виду изменение границ этого бытия. Если бы не было медицины с се научными и техническими достиже­ниями, а главное — медицинских работников с их самоотверженнос­тью и способностью применить эти достижения на практике, у каждого человека было бы гораздо больше шансов

а) не родиться вообще;

б) просуществовать всю жизнь в плену какой-нибудь из множе­
ства имеющихся на свете болячек и

в) умереть гораздо раньше, чем хотелось бы.

В принципе, болезнь всегда есть не что иное, как ограничение индивидуального бытия. Это выражается в уменьшении количества свобод личности, как в биологическом, так и в социальном смысле. Примером может служить любая болезнь.

Больные, страдающие сахарным диабетом, вынуждены соблюдать строгую диету и применять гормоны — ограничение свободы питания.

Больные, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, не спо­собны выдерживать большие физические нагрузки — ограничение свобо­ды движения.

Больные, страдающие инфекционными заболеваниями, не должны служить источником заражения для других ограничение свободы общения. И так далее.

Любое нарушение в тканях или системах организма (не говоря уже о психике) уже ограничивает бытие человека, хотя бы потому, что человек переориентируется в своей жизненной ситуации на возникшую патологию. Это называется психосоматогения.

Однако врач в состоянии снять эти ограничения. Конечно, если врач хороший и болезнь из тех, которые поддаются лечению. Именно поэтому так жестко действуют в медицине юридические нормы и правила деонтологии, — ведь даже нечаянное слово врача способно изменить человеческое бытие, то уникальное событие, которое про­исходит лишь раз в вечность!

Действительно, то понимание бытия, которое мы здесь предлага­ем, исключает существование некоего «бытия вообще», делает его исключительно индивидуальным явлением. Нет двух одинаковых людей. И не может быть. Каждый человек случается в мире один-единственный раз. Поэтому его бытие — уникальная ценность. Каким бы он ни был — плохим или хорошим, красивым или некрасивым, умным или глупым — это все неважно, он все равно исключение, его бытие — единственное, он незаменим.

Как тут не вспомнить историю Христа! По сути дела, это модель любой индивидуальной жизни, какой она могла бы быть. Христос родился

21

один раз, прожал одну человеческую жизнь и один раз. в муках и страданиях, умер. Но он был единственным! Бог вправе был дать ему несколько жизней, но дал — человеческую! — одну. Как и каждому из нас. Be значит ли это, что в уникальности индивидуального бытия скрыта божественная сущность?

Но самым главным для медицины был и остается вопрос о тех границах бытия человека, которые больше известны под назва­нием рождение и смерть. Не дать человеку родиться или дать ему умереть — значит, лишить мир такого исключительного события, как ЧЕЛОВЕК. Решение вопроса о том, быть ли человеку, всегда должно быть положительным. Но ведь можно ограничить его бытие неумыш­ленно... Как раз с этим чаще других сталкиваются медики. Поэтому вопрос о границах бытия индивида (когда оно начинается и когда заканчивается) для них принципиально важен.

С чего начинается бытие человека: с момента рождения? С зачатия? С какого-то периода развития в утробе матери? С первого слова? Это не риторические вопросы, потому что от их решения зависят многие врачебные манипуляции. Например, прерывание беременности. Или вопрос о сохранении жизни детям с врожденными необратимыми уродствами. Надо признать, что пока эти вопросы не нашли адекват­ного решения и рассматриваются достаточно глубоко, пожалуй, только в биоэтике.

Не совсем ясен и вопрос о том, когда заканчивается бытие индивида. Существует набор признаков, по которым врач фиксирует наступление смерти. Но реаниматологи часто сталкиваются с ситуа­цией, когда признаков жизни вроде бы и нет, но признаки смерти тоже не очевидны.

В реаниматологии считают возможным заканчивать работу по спасению жизни пациента при следующих признаках: снижение темпе­ратуры тела, расширение зрачков, отсутствие энцефалограммы. Обыч­но через два часа после появления этих признаков появляются трупные пятна. После 20минут клинической смерти развиваются необратимые процессы в мозгу (декортикация). Иногда раньше. Но вот как-то раз в Швеции утонувшего в озере мальчика реанимировали в таком состоянии четыре часа. Он выжил и остался полноценным человеком...

Не только реаниматологи обеспокоены решением проблемы о границах бытия человека. В ту же проблему упираются и многолетние споры вокруг вопросов эвтаназии.

Наверное, решение вопроса о границах бытия человека лежит за рамками медицины. А, вернее сказать, решать его должны врачи и философы вместе. Пока мы можем предложить им в помощь в качестве исходной посылки следующий вывод.

БЫТИЕ есть пересечение двух субстанций — материальной и идеальной. Единственным известным носителем субстанциональ-

пых характеристик материального и идеального является чело­век. Следовательно, только ЧЕЛОВЕК обладает бытием.

А чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно знать, что представляют из себя два основания бытия. Рассмотрим вначале то из них, о котором больше всего известно, — материю.

2.2. Материя как субстанция

Среди философов практически нет разногласий по поводу того, что мир материален. Человек — его часть. Следовательно, он тоже материален. Но здесь возникает вопрос, а что же такое материя? Ведь, по сути дела, ее не существует в том смысле, в каком мы говорим о других вещах. Нельзя показать на что-то пальцем и сказать: «Вот это — материя». Ее нет, и она есть. Она нигде, и она везде. Так что же это такое?

Видимо, прав был Ленин, когда сказал, что материя — это философская категория. Это наиболее общее понятие, которым человек (именно человек!) обозначает то, что есть общего у всех вещей и явлений. И только благодаря существованию этого общего человек способен почувствовать себя частью мира в целом, более того — представлять себя как мир.

Попытки найти общее во всех вещах и явлениях, общее между ними и человеком предпринимались давно. Так постепенно и сфор­мировались представления о материи как общей основе бытия. Надо сказать, что человек сначала признал свойство быть материальным существом за собой, а потом начал отыскивать признаки материаль­ности в окружающем мире.

Потом, открыв в себе ни на что не похожее свойство быть существами разумными, люди стали как-то меньше уделять внима­ния себе как существам материальным. На материю смотрели как бы со стороны. Это неудивительно, ведь ни одно другое существо, кроме человека, не в состоянии уловить общее и дать ему название.

Что знают люди о материи ? Что она есть субстрат всех многооб­разных свойств и отношений, взаимодействий, но существует только в конкретных формах. Ленин писал, что материя действует на наши органы чувств, существуя независимо от них. Это не совсем верно, потому что наши органы чувств так же материальны, как и то, что на них действует. Порой самые несравнимые объекты можно срав­нивать только по одному основанию —- по их материальности.

Материя, как выяснилось, имеет два вида — вещество и поле. О веществе знали давно, теория поля возникла сравнительно недав­но. Может ли быть так, что существуют еще какие-то виды материи, о которых мы не знаем? Вполне вероятно, ведь материя неисчерпаема


22

23

вглубь, материя бесконечна, материя не имеет начала. Такие призна­ки материи выделены не случайно. Только так можно было объеди­нить все, что реально существует, одним понятием. Допустим, она бы имела начало, но тогда возникает вопрос: а что было до материи?

Самым главным отличительным признаком материи является то, что она движется. В мире нет материи без движения. В самом широком смысле движение — это изменение вообще, всякое взаи­модействие материальных объектов. Благодаря тому, что материя пребывает в движении, возник человек. Движение имеет настолько большое значение в нашем существовании, что появились теории, приписывающие субстанциональный характер общей мере форм движения — энергии.

Представления о материи носили первоначально созерцатель­ный характер. Затем данные естественных наук позволили сфор­мировать научную картину мира, в которой материя приобрела конкретные характеристики. Когда лидером наук была физика, люди в основном руководствовались в своих представлениях дан­ными этой науки.

Физическая картина мира требовала осязаемости, видимости, конкретности материальных объектов. И в этом смысле человек в своей материальности стал уподобляться неодушевленному предмету: его можно было взвесить, измерить, ускорить или замедлить ток крови в организме, что-то, при необходимости, вырезать, зашить и т. д. Во многом физические представления о человеке определяли такой подход в медицине, поэтому сейчас крайне важно преодолеть их и представить себе, что человек — материальный объект особого рода.

Так, например, возникло и успешно развивается ныне понятие «биополе» как обозначающее одну из разновидностей полей. Биополе свойственно живой материи вообще, в том числе и человеку. Его уже можно зафиксировать, измерить. Разрабатываются методы диагнос­тики и лечения на основе биополя (методика Фоля). Но до сих пор не понятно, каким образом обычные человеческие переживания способны менять конфигурацию, насыщенность и другие характе­ристики таких полей. Все это говорит о том, что энергию биополя нельзя редуцировать к другим видам энергии, значит, наших физи­ческих представлений для анализа этого явления явно недостаточно. Человек в его материальности не может быть понят только в рамках физической картины мира. Знания о человеке поэтому помогают нам расширить и наши представления о материи.

Это возможно, потому что основу человеческого бытия, как и существования вещей вообще, составляет материальное единство мира. Лучше всего понять, что такое материальное единство мира, можно на примерах взаимодействия самых разных веществ: если способность к взаимодействию отмечается на разных уровнях струк-

турирования материи, это значит, что у них есть общее основание — их материальность. Более того, они составляют единство по этому основанию.

Например, ]0% раствор NaCI в Н2О (неорганическое соединение) при введении в человеческий организм (совокупность сложных белковых и небелковых соединений) изменяет перистальтику кишечника (применя­ют при парезах кишечника), то есть влияет на состояние органической системы.

Очевидно, что изменение высокоорганизованных структур под влиянием низкоорганизованных возможно только в одном базисном поле, в данном случае этим полем является материальность данных структур.

Единство мира находит свое воплощение во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех них таких атрибутов, как пространство, время, движение, способность к саморазвитию, в существовании общих закономерностей бытия, действующих на всех уровнях материи, в том числе и на социальном.

Как же на основе материального единства мира возможно сущест­вование различных конкретных материальных объектов? Разбирая этот вопрос, важно понять, что существует определенный принцип струк­турирования материи, в результате действия которого и образуются определенные структурные уровни. В прошлом веке интересную гипотезу по этому поводу выдвинул Ф. Энгельс. Он предложил принцип дифференциации форм движения материи. По мнению Энгельса, таких форм было пять, сейчас последователи этой концеп­ции активно обсуждают наличие шестой.

Формы движения материи — это основные типы изменения и взаимодействия объектов, различающиеся по их материальным но­сителям. Определение не очень четкое, потому что когда идет речь о предельно широких понятиях, строгие дефиниции вряд ли возмож­ны. В научной классификации форм движения материи учитывается: а) специфика материальных объектов-носителей движения; б) нали­чие общих законов для данной формы и в) закономерности общего развития материи от низших форм до высших.

Различают механическую, физическую, химическую, биологичес­кую и социальную формы движения материи. В настоящее время высказывается предположение о существовании информационной формы движения материи. Хотя информационные потоки трудно объяснить в рамках одного субстанционального уровня.

Каждая высшая форма не является суммой предыдущих, она включает их в снятом виде. Чем сложнее форма движения, тем меньше класс ее материальных носителей. Так, законам низших форм — механической, физической, химической — подчиняются все материальные объекты. Биологической — только живые организмы. Социальной — только человек.


24

25

Нетрудно заметить, однако, что на низших уровнях организации материи разделение на формы носит во многом условный характер, так как материальные носители — одни и тс же. Действительно, химические и физические процессы, не говоря уже о механическом перемещении, характерны для всех природных объектов. Поэтому гипотезу Энгельса нельзя считать удовлетворительной для современ­ного уровня знания. Логичнее выглядит другой принцип структури­рования материи.

Существуют объекты, которые принципиально отличаются друг от друга по способу своего существования. Это:

  1. Неживая(неорганическая —?) материя.

  2. Живая материя.

  3. Живая материя, наделенная сознанием.

В этом смысле структурирование материи можно представить так:



I — неживое (абиотические компоненты — от элементарных частиц до Галактик); XI — переходная зона (наличие признаков и живого, и неживого, например вирусы); II — живое (растения и животные); Х2 — переходная зона (живое, обладающее фрагментами менталь­ное™, например приматы); III — живое, обладающее сознанием (человек).

Каждый из этих структурных уровней имеет отличия именно в материальных носителях, которые обеспечивают функциональные различия. Так, для неживой материи трудно выделить какой-нибудь «главный» субстрат, все ее составляющие функционально равнознач­ны. Для живых объектов системообразующим субстратом является белок. Для живых объектов, обладающих сознанием, отличительным фрагментом является кора больших полушарий.

Очевидно, что вершина пирамиды — человек — обладает всеми достоинствами ее низших уровней. Его организм основан на белко­вых соединениях, но содержит и большое количество неорганических веществ, человек обладает наивысшей централизацией нервной сис­темы, развитым мозгом, обеспечивающим функционирование вто­рой сигнальной системы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей