Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка по философии. Человек как предмет познания


НазваниеЧеловек как предмет познания
Анкорметодичка по философии.doc
Дата30.09.2017
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка по философии.doc
ТипДокументы
#22259
страница5 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


32

3 Зак. 200

33

Bo второй половине XX века появилась теория И. Р. Пригожи на, которая, по сути дела, стала новой картиной мира. По мнению ученого, представление о времени как геометрическом параметре, не имеющем отличия от пространственных координат, присуще ньюто­новской картине мира, в рамках которой между настоящим, про­шлым и будущим не существует принципиальных различий. Этот образ, согласно Пригожину, не изменился сколь-нибудь существен­но и после создания квантовой механики и теории относительности. С точки зрения новой науки — синергетики, в основу которой легла теория Пригожина, мир — это совокупность нелинейных процессов, а вовсе не дом, построенный из элементарных частиц, кирпичиков материи. И эти нелинейные процессы имеют тенденцию к образова­нию сверхсложных систем, которые в представлении классической науки являются просто хаосом. Но динамический хаос — это некая сверхсложная упорядоченность в огромном многообразии упорядо­ченных структур.

Это означает, что время, в принципе, однонаправленно (развитие материальных систем идет от простого к сложному и сверхсложному), но в отдельных материальных структурах может быть обратимо (частный случай необратимости).

Сейчас известны опыты с обратимостью микровременных процес­сов, по пока эти отдельные экспериментальные результаты не позво­ляют подтвердить или опровергнуть гипотезу о «локусах обратимого времени».

Человек, имея двухсубстанциональную природу, безусловно, представляет собой сложную нелинейную систему, находя­щуюся в состоянии неустойчивого равновесия. Это означает, что человек как вид может под влиянием самых незначительных воздействий или флуктуации изменить свое состояние. Но, соглас­но синергетике, это будет новый уровень сложности, более того — человек, изменившись, структурирует порядок из хаоса. Это зна­чит, что время (физическое) для него однонаправленно. И свою жизнь он соотносит с адекватными такому положению дел мак­ропроцессами. Поэтому-то и привыкли мы к своим астрономичес­ким часам, искренне считая, что то, что они показывают, и есть время.

Относительность такого подхода хорошо иллюстрируется на при­мере остановившихся часов. Они не отсчитывают время, но два раза в сутки правильно его показывают. А вот часы, которые идут, но отстают хотя бы на секунду в день, всегда будут показывать время неправильно. Поэтому астрономическое время, по которому мы .живем, на самом деле то, что мы условились называть временем.

Сложные взаимоотношения человека с физическим временем прекрасно описаны в книге Льюиса Кэррола «Приключения Алисы и Стране Чудес». Вот отрывок из главы «Безумное чаепитие»:

...— Если бы ты знала Время так же хорошо, как я... сказал Болванщик. — Его не потеряешь! Не на такого напала!

  • Не понимаю, — сказала Алиса.

  • Еще бы! презрительно тряхнул головой Болванщик. Ты с ним

никогда и не разговаривала!

Может, и не разговаривала, осторожно сказала Алиса. Зато

не раз думала, как бы убить время.

А-а! Тогда все понятно, сказал Болванщик. — Убить Время!
Разве такое ему может понравиться! Если бы ты с ним не ссорилась,
могла бы просить все, что захочешь. Допустим, сейчас девять часов
утра, пора идти на занятия. А ты шепнула ему словечко, и р-раз!
стрелки побежали вперед! Половина второго обед!

Конечно, это было бы прекрасно, сказала Алиса задумчиво,
но ведь я не успею проголодаться!

Алиса, сама того не замечая, проводит разграничение между физическим и биологическим временем. Попробуем и мы провести такое разграничение.

¥/770 такое биологическое время?С древних времен люди связывали время не просто с материей, а именно с живой материей. Наверное, это происходило потому, что процессы в живом веществе соизмери­мы с периодом пребывания человека в этом мире, он может наблю­дать и замечать эти процессы — вот распустился цветок, вот родились котята или щенята, вот куколка превратилась в прекрасную бабочку. Это так легко заметить! Не то что движение электронов или вспышки сверхновых. Поэтому психологически время жизни было как бы настоящим, а время неживой материи воспринималось абстрактно. Впервые об этом сказано в Упанишадах (XI век до нашей эры):

От времени проистекают существа, и от времени они достигают

роста.

И во времени они исчезают.

Время — воплощенное и невоплощенное...

Это воплощенное время — великий океан творений. Однако все это означает лишь то, что великому океану творений присуще свое время — биологическое. Для человека (как и других живых существ) биологическое время измеряется законченными

жизненными циклами.

Тут возникает определенная трудность. Медикам хорошо извест­но, что каждая физиологическая система организма, например, имеет собственные циклы жизнедеятельности.

Существуют ритмы сокращения сердечной мышцы, существует скорость оседания эритроцитов, существуют менструальные циклы у женщин и т. д. Так что же взять за «единицу» биологического времени? Возможно, оно обладает только индивидуальными харак­теристиками. Возможно, существует единое «биосферное» время. Или мы живем по биологическим часам Вселенной? Эти вопросы


34

35

пока не нашли адекватного решения. Попробуем разобраться, что же такое «циклы жизнедеятельности».

То, что состояние человека изменяется ритмично, известно еще из Библии. Во «Втором послании к коринфянам» можно найти упоминание о сезонных изменениях. А греческий врач Герофил из Александрии еще за 300 лет до нашей эры обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. С древности люди подсознательно выбирали те часы для работы, когда чувствовали себя особенно бодрыми и полными сил. Только 400—500 лет назад человек начал жить по современным астрономическим часам, а до этого в них не было необходимости, как нет в них необходимости сейчас у животных и растений.

Но говорить о каком-то одном жизненом ритме организма, види­мо, нельзя. Дело в том, что в организме как бы много маленьких «биологических часов». И все они «тикают» по-разному. Секреция желчного пузыря и мочеиспускание, выделение желудочного сока и колебания артериального давления — все это и многое-многое другое объединено в целостную сбалансированную систему потому, что ритмы изменений в системах неодинаковы, но согласованны. И если какие-то из этих часов дали сбой, всем остальным требуется время, чтобы перестроиться, подладиться под «сломавшееся». Этот процесс обычно называют болезнью.

Например, нарушение менструального цикла вследствие физических перегрузок или стресса, воспалительного процесса или применения гор­мональных препаратов причина, в данном случае, может быть любая. Организм начинает подстраивать другие свои ритмы к происшедшим изменениям: наблюдается брадикардия, падение АД, снижение ректаль­ной температуры, изменяется перистальтика кишечника.

Все эти изменения в ритмах различных систем организма на­правлены на одно — поддержание равновесия между организмом и средой или сохранение нормы нервных реакций, что, в принци­пе, одно и то же. Очевидно, что врач не может не учитывать изменения временных параметров в организме пациента, но как часто своим преждевременным вмешательством врачи усложняют задачу того самого организма, которому стремятся помочь! Нельзя забывать, что человеческое тело — это сложная самооргани­зующаяся система. Хронотипическое равновесие — один из основных принципов этой самоорганизации, поэтому преждевре­менное вмешательство в организм в случаях подобных нарушений может помешать процессу самостабилизации. Но вот если синхро­низировать «часы» различных систем организма ему самому не удается (состояния средней тяжести, тяжелые и критические), тогда помощь необходима. Однако в любом случае врачебная помощь должна учитывать системные ритмы и по возможности не нарушать их.

Так, известно, что быстрое введение в организм пациента пен то­щала натрия (внутривенно) приведет к резкому понижению АД и сосудистому коллапсу. Медленное введение той же дозы даст кратко­временный наркоз с небольшим снижением АД.

Нарушение ритмичности в организме с появлением болезни на­зывается хронопатологией. Но возникнуть она может не только бла­годаря патогенным факторам, но и в результате плохой организации нашей собственной психики. Изменения АД, тахикардия, дискине-зия желчевыводящих путей, даже частичный паралич — все это может настигнуть человека с неустойчивой психикой в том случае, если он подумает о неизбежности какого-то испытания или огорчения (на­пример, экзамен по философии). Но, поскольку мы обсуждаем здесь проблему времени в категориальном поле одной субстанции — материн, говорить об изменении временных параметров организма под влиянием психики преждевременно. Скажем только, что в по­добных случаях надо говорить уже не об организме, а о личности. Ее временная сущность получила название темпоральностъ (термин пришел из экзистенциализма). Но не говорить об этом совсем тоже нельзя, поскольку человек отличается еще одним типом временных характеристик, которые уже напрямую связаны с сознанием, а имен­но — социальным временем.

Что же такое социальное время?Не зная, что такое сознание, что такое социум, трудно дать правильный ответ. Остановимся пока на краткой характеристике.

Принято считать, что социальное время измеряется количеством переработанной информации. Другими словами, дольше — в соци­альном времени — живет тот, кто больше узнал, почувствовал, пережил. Классическим в этом плане является следующий пример.

А. прочел за один день одну книгу. В. прочел за 10 дней ту же книгу. Если принять это за единицу измерения социального времени, то А. прожил десять жизней В.

Разумеется, такой подход очень условен, но более подробно о социальном времени можно говорить только в отношении человека как двухсубстанционального существа. Только рассмотрев динамику психических процессов, можно понять скачки и аритмию социаль­ного времени индивида (восемь обязательных и еще несколько индивидуальных скачков). Можно говорить о том, что социальное время человека заканчивается зачастую раньше, чем биологическое, и что в социальном времени можно путешествовать... мысленно. И что социальное время бывает у общества свое, а у человека — свое. Но об этом — в следующих темах курса.

36

ТЕМАЗ

лениями о жизни и смерти, отношениях человека и природы, при­роды и цивилизации. Этому и посвящена данная тема.


ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Два мира есть у человека Один, который нас творил. Другой — который мы от века Творим по мере наших сил...

Н. Заболоцкий

Человек и Природа — единое целое. И все-таки он не может существовать в ней непосредственно: он погибнет, если не построит жилище, не сошьет одежду, не приготовит пищу. Другими словами, чтобы выжить, человеку нужно создать себе искусственную среду обитания — вторую природу. Значит, человек — это живое существо особого рода! В пользу этого утверждения говорит то, что природа существовала до человека и в какой-то момент своего существования породила то, что противостояло ей, — Человека. Человек — дитя Природы, и в этом смысле он, как утверждает философская антро­пология, принципиально тождественен животному. Человек проти­востоит Природе, и в этом смысле он принципиально противоположен животному. Парадокс человека как природного существа состоит в том, что он создает цивилизацию, чтобы сохранить свою природную сущность, ибо другой сущности у него нет. Но тогда что же он сам — биологический организм или духовная субстанция? Каким законам подчинена его жизнь — законам тела или законам души?

Эти вопросы отнюдь не риторические, от их решения зависят способы воздействия на человека. Для медицины это те самые врачеб­ные манипуляции, методы лечения, которые призваны не только помочь человеку родиться, не дать ему умереть преждевременно, сделать его здоровым. В медицине до сих пор ведутся споры о том, воздействует врач только на организм или на личность больного, насколько интеллект определяет здоровье, что предпочтительней — натуральные средства лечения или искусственные препараты, на­сколько правомерно и полезно использование медицинской техники в лечении, какие социальные условия и почему имеют патогенный характер и т. д., и т. п. Чаще всего решение этих практических вопросов зависит от объема знаний и мировоззренческих установок самих врачей. Поэтому справедливо дополнить специальные меди­цинские знания о природной сущности человека общими представ-

38

3.1. Происхождение человека

Человек — живое существо. Но знаем ли мы, что такое Жизнь? Чаще всего при попытке определить, что такое жизнь, чувствуешь себя той самой собакой, которая все понимает, но сказать не может. Хотя попытки сказать предпринимались неоднократно, и предложен­ные в разные времена разными людьми определения жизни можно было бы представить в виде отдельной энциклопедии. Чаще всего в этих определениях стремились показать отличие живого от неживого. Именно в этом смысле мы говорим, что человек — живое существо, то есть он обладает признаками, которыми не обладает неживое вещество (имеет систему наследственной передачи информации, органы дыхания, выделительную систему, опорно-двигательный ап­парат и т. д., и т. п.). Но если мы стараемся ответить на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?», то, наоборот, ищем сходство, а не отличие, а сходство — с теми земными формами, которые принято называть живыми. Для каждого человека жизнь — это нечто индивидуально воспринимаемое: для врача — жизнь пациента, для археолога — след прошлой эпохи, для историка — бесконечная смена поколений. Поэтому начнем не с определения, а с описания жизни.

Жизнь зародилась на Земле около 3 млрд лет назад, на границе Катархея и Архея (см. табл. 1).

ЭРЫ

ПЕРИОДЫ

ВЕКА

Длительность в млн лет

Время от начала до наших дней

Время от начала до наших дней


Кайнозой

Четвертич­ный Третичный

Голоцен Плейстоцен

0,02 1,0

1




Неоген

Плиоцен Миоцен

25

26




Палео













г Олигоцен













е Эоцен н Палеоцен

45

71

Мезозой

Мел




50

120




Юра




55

175




Триас




45

220





39

Палеозой

50

270

55

325

45

370

30

400

90

490

80

570

630

1200

Пермь

Карбон

Девон

Силур

Ордовик

Кембрий

Поздний

Протерозой

1900

2700 3500

700

800 800

Ранний

Протерозой

Архей

Катархей

Возраст Земли около 7 млрд лет. В начале развития Земли (протопланетный период) была утрачена первичная атмосфера и воз­никает вторичная, собственно земная атмосфера с преобладанием СН4, Н2, NHjCh- Катархей характеризуется активными вулканическими процессами.

В течении Архея и Протерозоя было несколько скачков в развитии живого: от неклеточного к клеточному предъядерному строению, от предъядерного к ядерному, от одноклеточного к многоклеточному. В начале Протерозоя сформировались гетеро­трофные организмы и жизнь стала геологическим фактором, то есть организмы стали менять форму и состав земной коры, ее атмосферу (накопление Ог). Живое вещество «растекается» по планете, присутствуя всюду. Этот процесс был назван В. Вернад­ским «давлением жизни», возникающим, в свою очередь, в резуль­тате размножения организмов.

Размножение всех организмов, если оно не встречает препятствий, происходит в геометрической прогрессии. Наиболее быстрые в раз­множении бактерии делятся каждые 20 мин. Скорость распростра­нения — 331 м/сек, объем бактерии — 10

12 смК Если им не мешать, то они полностью покроют поверхность Земли за 36 часов.

В начале Мезозоя возникли первые млекопитающие. В Третичном Неогене (Олигоцен) обособляется отряд приматов. В конце этого периода существовали представители практически всех современ­ных семейств животных. Строительство этой живой пирамиды, од­нако, не было завершено, осталось самое главное — то, что озна­меновало своим появлением Четвертичный период Кайнозойской Эры, — Человек.

Человек был первым из существ, кто стал не просто жить, но и называть все это жизнью. Но как только слово было произнесено,

сразу возникли вопросы: что есть жизнь? Почему я живу? Зачем я живу?

Чаще всего жизнь связывалась с одушевлением материи. Это было очень красиво, но ровным счетом ничего не объясняло, так как тут же возникал новый вопрос: а что такое одушевленная материя? Поэтому учение Аристотеля об энтеллехии, просуществовав в каче­стве господствующей теории живого около тысячи лет, все же не удовлетворило ученых. Но в философии оно оставило неизгладимый след, к какой бы школе ни принадлежали философы, они в той или иной форме признавали факт одушевленности материи. Материалис­ты считали жизнь материальным субстратом разума, идеалисты прямо называли ее одушевленной материей, даже закоренелые пози­тивисты признавали, что в живом (почему-то!) не соблюдается второй закон термодинамики. Чаще же всего они относили рассуждения о жизни к разряду метафизических, признавая тем самым, что в этом вопросе замешана не только материя.

Строго говоря, все наше знание о жизни делится на три самосто­ятельные блока: философские представления, естественнонаучные данные и медицинские воззрения.

В философии жизнь, как уже было сказано, рассматривалась в неразрывной связи с душой. Это понятие пересекалось с понятием бытия и носило ярко выраженный ценностный характер (вопрос о жизни как ценности подробно рассматривается в курсе биоэтики). «Жить — значит, умирать», — писал Энгельс.

В естествознании преобладают структурно-функциональные оп­ределения жизни, когда она мыслится как определенная форма организации материи. И в этом плане существовали некоторые расхождения лишь в вопросе о начале жизни. Энгельс полагал ее способом существования белковых тел и, следовательно, «начинал» с молекул, а Тейяр де Шарден утверждал, что начинается живое с клетки. Наиболее ясно выразил естественнонаучные представления о жизни Н. В. Тимофеев-Ресовский, который отмечал четыре прин­ципиальных момента:

  • жизнь известна пока только на Земле;

  • на Земле жизнь представлена только дискретно (в конкретных живых формах);

  • с дискретностью жизни связано фундаментальное явление — идентичное самовоспроизводство;

  • идентичное самовоспроизводство основано на конвариантной редупликации генов.

В медицине жизнь всегда представлена как жизнь конкретного индивида, как период от рождения до смерти, как неповтори­мость.

Индивидуальность — основной признак живого для врача. Так, например, для одного человека нижний уровень АД в 150мм р. с. означает


40

41

состояние, несовместимое с .жизнью, а для другого — просто гиперто­нический криз.

Строго говоря, «жизнь» 15 медицине — это понятие, совпадающее по объему и содержанию с понятием «онтогенез». И в то же время врач, размышляющий о жизни, подобен философу, ибо он не просто смотрит, он переживает, оценивает, наконец, изменяет границы жизни. Наверное, поэтому понятие «жизнь» в мед чне так и не получило адекватного определения.

Проблема заключается в том, что любая индивидуальная жизнь есть в то же время часть «живого вещества планеты» (Вернадский). Ее невозможно понять вне этого вещества и его общих закономер­ностей.

Совокупность всех живых организмов на Земле называется живым веществом, в противоположность косному веществу, то есть неживо­му. Процесс размножения ведет к так называемому давлению жизни, благодаря котором"/ жизнь распространяется всюду. Образуется био­сфера — живая пленка Земли или, в другой интерпретации, сумма населяющих Землю живых организмов.

Биосфера — это открытая термодинамическая система, которая имеет энергетический вход — солнечную энергию. Благодаря ей существуют автотрофы, а затем и гетсротрофы. При этом все живые организмы так или иначе используют друг друга. По подсчетам В. Вернадского, масса всех живых организмов на Земле составляет примерно 1015 тонн. Эта величина константна. Доля людей как составляющих «живого вещества планеты» изменчива.

Но что такое человек как элемент биосферы? Прежде всего человек — такая же составляющая биосферы, как и другие живые организмы. Но его отличие от них состоит в том, что он сам выступает новым геологическим фактором. Его появление принципиально ме­няет облик Земли, и это уже второе потрясение, которое она пере­живает за свой не такой уж долгий по космическим масштабам период существования.

Здесь полезно вспомнить концепцию известного отечественного биолога В. Н. Сукачева о взаимодействии биотических и абиотичес­ких компонентов на Земле. Суть ее в том, что с появлением биоти­ческих компонентов меняется весь земной мир, происходит револю­ция, результат которой — единая целостная система живого и нежи­вого. Живое изменяет неживое. У Земли появляется новая атмосфера, почва планеты становится совсем иной.

Но когда появляется человек с его сознательной деятельностью, происходит еще одна революция. Теперь уже наш земной мир представляет собой интегративную систему живых, неживых и мен­тальных компонентов. Таким образом, жизнь выступает в этой новой целостности системообразующим фактором — ведь под ее влиянием изменилось неживое и благодаря ей возникает ментальность. Выс-

шим проявлением жизни на Земле становится человек. Результатом его деятельности становится появление ноосферы.

Прекрасно описал сущность появления ноосферы Тсйяр де Шар­лей: «Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Други­ми словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы».

Совершенно ясно, что Тейяр де Шарден был не только палеон­тологом и философом, он был поэтом. Понятие «ноосфера» он заимствовал у Вернадского, когда слушал его лекции в Париже. Сам же Вернадский вкладывал в это понятие более строгий смысл, считая ноосферу той частью биосферы, на которой особенно сильно сказы­вается воздействие человека. Она имеет тенденцию к расширению вплоть до полного слияния с биосферой.

В то же время человек оказывается как бы вне жизни, он обладает свойством, не являющимся атрибутом живого вообще, — сознанием. И поэтому он способен понять, что такое жизнь, дать ей определение, посмотреть на нее со стороны. В таком смысле и следует понимать высказывание Макса Шелера: «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный жизни вообще». Чтобы понять это парадоксальное, на первый взгляд, высказывание, необходимо ясно представить весь путь человека из природного мира в мир культуры. Как происходила эволюция человека?'Казалось бы, по этому вопросу существует дарвиновская теория, где все ясно. Но ведь сам Дарвин признавался, что объяснить в деталях механизм скачка от приматов к человеку он не смог! Действительно, при рассмотрении происхож­дения человека нельзя ограничиться только классическими представ­лениями дарвиновской теории. Необходимо вспомнить мутационную теорию эволюции С. Коржинского и Г. де Фриза, «правило Харди», работы С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции сегодня — это инструмент для рассмотрения всего живого, в том числе и человека.

Главное отличие человека от животных — наличие второй сиг­нальной системы, поэтому в многообразии эволюционных процессов необходимо выделить процесс цефализации, то есть становления головного мозга в филогенезе. Как ни странно, наиболее ярко выразил суть этого процесса не ученый, не философ, а замечательный русский поэт Николай Заболоцкий:

Да, человек есть башня птиц, Но все они в луче сознанья

Зверей вместилище лохматых, Большого мозга строят зданье.

В его лице — мильоны лиц Сквозь рты, желудок, пищеводы, Четвероногих и крылатых. Через кишечную тюрьму

И много в нем живет зверей, Идет центральный путь природы

И много рыб со дна морей, К благословенному уму.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей