66
5'
67 Проследить, как это происходит, легче всего на примере обыденных, каждодневных событий. Так, испытывая чувство голода, мы представляем себе различные кушанья, от которых не отказались бы в этот момент. Затем вспоминаем, какими продуктами реально располагаем. Намечаем план приготовления, предположим, яичницы. Берем сковороду, масло, яйца, соль. Зажигаем огонь, ставим на него сковороду, кладем на нее масло, разбиваем яйца, посыпаем солью, ждем. Когда нечто па сковороде превращается в реальность, соответствующую возникшему у нас образу, снимаем сковороду с огня, выкладываем еду на тарелку, берем вилку и начинаем есть. Просто? Да нет, очень сложно. Ведь каждое наше движение — это отдельная, запрограммированная сознанием и подсознанием операция. Ни одно животное не способно приготовить себе яичницу/
Здесь важно понять, что материализация наших образов происходит в нас самих: мы же не можем изменять предметы при помощи мысли! Для этого нужно наше материальное тело, которое и контактирует с предметами. Значит, передача идеального образа материальным объектам происходит в нас — психика ретуширует и контролирует, отдает команды организму. Поэтому субъектом деятельности выступает человек как целое, в неразрывном единстве организма и психики.
Деятельность направлена на определенный объект, с которым производятся манипуляции. Нужно сказать, что объект этот выполняет активную роль — подвергаясь изменениям, он оказывает обратное воздействие на действующего субъекта, который вынужден все время корректировать свои действия. И с разными объектами субъект ведет себя по-разному. Таким образом, в основе деятельности лежат субъектно-объектные отношения, обе их стороны влияют на результат деятельности.
Это важно отметить, потому что понятие «деятельность» на самом деле шире того, что мы говорили о нем до сих пор. Деятельность может быть направлена не только на создание новых вещей, но и на создание новых идей. Более того, ситуация сильно осложняется, когда объектом деятельности становится человек, а именно с этим мы сталкиваемся в сфере медицинской деятельности.
Разберем случай, когда цель деятельности — создание идеального объекта. Допустим, мы хотим выработать у студента какие-то философские идеи. Как мы можем перенести из своей головы в чужую определенные мысли и образы? Только при помощи предметной среды, то есть при помощи определенных материальных объектов, которыми в данном случае будут книги, звуковая информация (лекции), видеоинформация и т. п. Даже когда нам кажется, что мы «читаем» чужие мысли, — это все равно реакция либо на мимику, фиксируемую на уровне подсознания, либо на свои прошлые знания об этом человеке и конкретной ситуации. Телепатические способ-
мости, о которых так много говорят I! последнее время, в каждом отдельном случае оказываются уже известным способом кодирования и расшифровки информации в мозгу человека. Индивидуальные особенности проявляются лишь в скорости, способности к охвату большего количества этой информации, реагированию на индивидуальные раздражители.
Получается, что механизм действий (единичных актов деятельности) один и тот же, независимо от цели действия. Поэтому привычное разделение на «умственный труд» и «физический труд» в плане реализации действий носит, скорее, количественный характер — оба эти вида различаются по степени занятости организма в процессе достижения цели.
Как мы можем охарактеризовать деятельность врача — как умственную или физическую? Если смотреть с точки зрения переработки информации — это преимущественно умственная деятельность. Но вряд ли с таким определением согласятся, например, хирурги, которые по многу часов простаивают за операционным столом и которым требуется недюжинная физическая сила для проведения целого ряда манипуляций.
Деятельность человека носит комплексный характер, в основе всех се актов лежит интеллект, ее мотивы, цели и средства осознаны, любой физический компонент этой деятельности подкреплен интенсивной работой психики. Поэтому определение деятельности, которое было приведено выше, не отражает всей ее специфики. Лучше сказать, что под деятельностью понимается всякое или любое отношение человека к миру, которое изменяет этот мир.
Но, как уже было сказано, особую роль играет деятельность, объектом которой является человек.
Что .усе такое человек как объект деятельности?
Во-первых, он одновременно выступает и субъектом деятельности. Это значит, что любые манипуляции с человеком — это всегда взаимодействие. Его еще называют отношением.
Объекты, не обладающие разумом, активны, но эта активность носит характер необходимости. Это всего лишь реакция на воздействие, характер которой вытекает из свойств самого объекта. Активность человека, выступающего объектом деятельности, носит творческий характер, она индивидуализирована, и предсказать ее в деталях невозможно. Именно поэтому деятельность, объектом которой является человек, — это всегда соучастие, творчество, поиск.
Объектом деятельности врача всегда является человек, а ее предметом — различные системы, органы, ткани, то есть то, что ыепо-ередственно нуждается во врачебных манипуляциях. В зависимости от этапа ведения больного (диагностического, лечебного, реабилитацион-ного)и нозологической формы действия врача будут качественно различны. Но столь же различны они могут быть и в зависимости от 68
69 реакции больного. Так, реакция по принципу «уход в болезнь» заставит врача продемонстрировать все свои навыки психотерапевта. А реакция по принципу «бегство от болезни» вынудит уподобиться чуть ли не работнику правоохранительных органов.
Аналогичная ситуация складывается не только в медицине, но и во всех сферах деятельности, где объектом выступает человек. Но подробнее об этом мы будем говорить в теме, посвященной человеку как личности.
А пока отметим, что с какими бы объектами ни вступал во взаимодействие человек, его деятельность всегда носит коллективный характер.
Что такое коллективный характер деятельности? Прежде всего нужно вспомнить о фундаментальном отличии человека от животного — только человек способен к коллективной деятельности. Об этом уже говорилось в предыдущей теме. Но оказывается, что он способен только к коллективной деятельности. Понятие «индивидуальная деятельность» весьма условно. Что бы мы ни делали, как бы мы это ни делали, мы либо действуем совместно с другими людьми, либо действуем на предметы, созданные другими людьми, либо пользуемся навыками и опытом, выработанными другими членами сообщества. Даже когда человек совсем один — он с теми, кто был до него, кто будет после него, кто существует одновременно, но не рядом с ним. Возможно, поэтому человеческую деятельность в широком смысле слова еще называют социальной практикой.
Но об этом пойдет речь при знакомстве с концепцией социоге-неза. А сейчас посмотрим на примере медицинской практики, как именно соотносятся в человеке все три вида его отношения к действительности.
4.4. Единство познания, оценок, деятельности в медицине
Первой стадией общения врача и пациента является стадия постановки диагноза. Если рассматривать диагноз как познавательный процесс, мы сможем ясно увидеть все те ступени познания, о которых говорилось выше. Методы, используемые врачом, яатяются методами поиска истины — причины болезни. При этом выдвигаются гипотезы, которые основаны не только на имеющихся у врача знаниях, но и на общей оценке личности больного.
Проверка гипотез (выводов, полученных на основе восприятий, ощущений, выбора понятий, построения суждений и умозаключений) осуществляется путем сбора объективных данных (лабораторные анализы, измерительные процедуры, рентгеноскопия, ультразвуковое сканирование, компьютерная томография и т. д.).
Эти данные, в свою очередь, подвергаются оценке (сопоставлению с образом больного, с другими подобными случаями и т. п.). На эТой основе вырабатываются новые суждения и умозаключения — собственно диагноз и выбор стратегии лечения.
Первичный сбор данных позволяет врачу определить, что искать. Вторая ступень — сбор вторичных данных — это подтверждение или опровержение выдвинутой при первом осмотре гипотезы. Но истинность диагноза подтверждается пли опровергается только в процессе деятельности — собственно лечения. Анализ ее результатов служит основанием для нового поиска или поддержания выбранной стратегии.
При этом используются такие методы научного познания, как
метод восхождения от абстрактного к конкретному (подведение конкретных симптомов под общие понятия нозологических форм)
метод моделирования (моделирование картины болезни в виде образа в мозгу врача и в виде описания в истории болезни)
принцип системного подхода (рассмотрение организма как систе-
мы с нарушением функционирования одной из подсистем) в эксперимент и наблюдение (получение данных в динамике, применение тех или иных препаратов с отслеживанием результатов)
■ методы частных наук
специальные медицинские методы.
В периоды постановки диагноза, лечения и реабилитации больного врач опирается на общую оценку личности больного, но каждый этап включает и оценки конкретных состояний. И, наконец, все это воплощается в сложном наборе действий, причем результат каждого из них также подвергается оценке в плане соотнесения с выдвинутой гипотезой. Отделить все эти фрагменты друг от друга возможно только теоретически. Способность человека к синтезу познавательных и ценностных компонентов сознания в деятельности и делает его способным к созданию культуры. 70
ТЕМА 5
ЧЕЛОВЕК В СОЦИУМЕ
Весь мир — театр, А люди в нем — актеры... У каждого есть выходы и входы И каждый там свою играет роль. Вильям Шекспир
Вся познавательная, оценочная и практическая деятельность человека направлена на одно — создание «второй природы». О сущности «второй природы», раскрытой впервые Вернадским и Тейяром де Шарденом, мы уже говорили. В предложенном ими понятии «ноосфера» зафиксировано существование природных объектов, которые испытали антропогенное влияние.
Но для самого человека речь идет не просто о природных объектах, которые он использует. Речь идет об артефактах, то есть о том, что, по словам Риккерта, «не растет само по себе», что создано человеком. Здесь и еда, и одежда, и жилища, и люди, и произведения искусства, и идеи, мысли, то есть все то, что иначе называется культурой.
Поскольку подробно вопросы культуры обсуждаются в курсе культурологии, мы не будем останавливаться на этом подробно. Скажем только, что для создания культуры человеческая деятельность должна быть специально организована, тем более что творчество людей всегда носит коллективный характер. Эту функцию выполняют социальные институты (которые сам человек и создает). Их совокупность принято называть социумом.
Иначе понятие «социум» можно определить как способ организации социальной эволюции человека, которая приходит на смену биологической эволюции, не вытесняя ее окончательно. В контексте социальной эволюции можно условно выделить три взаимосвязанных сферы развития и становления человека: антропогенез, этногенез и социогенез.
Подробному рассмотрению этих трех сфер (направлений, типов) социальной эволюции и посвящена данная тема.
5.1. Антропогенез
Антропогенез —- это процесс нсторико-эволюционного формиро-
72
|,-,цмя физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, общества («Энциклопедический сло-nam.v). Собственно антропогенез является предметом изучения такой науки, как антропология, но многие положения этой концепции эффективно используются в психологии, социологии, философии, истории.
Какие же антропологические изменения претерпевает человек .'•'Традиционно в антропогенезе выделяют три стадии:
стадия непосредственных предков человека;
стадия становления человека и формирования человеческого общества;
стадия существования человека современного типа.
Будет ли четвертая? Пока размышления на эту тему, скорее, из области научной фантастики.
Очевидно, что сущность антропогенеза — биологическая, но человек формируется здесь как существо уже социальное. Более того, в современном мире существование различных антропологических типов приводит порой к социальным конфликтам (расизм, фашизм). Поэтому сущность антропогенеза представляется столь же философской проблемой, сколь и антропологической.
Прежде всего ученых занимает в этом плане один вопрос: существовал один или несколько центров формирования современного чело-века?Еслп рассматривать биологические и антропологические характеристики, таких центров должно быть несколько. По крайней мере, их число должно соответствовать числу современных человеческих рас.
Расы — это подразделения вида Homosapiens, представленного современным человечеством. Считается, что расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Выделяют три большие расы — негроидную, европеоидную и монголоидную. Наличие рас говорит о богатейших генетических возможностях живого вида, к которому мы принадлежим. Считается, что потомство от межрасовых браков получается особенно удачным.
Но, с другой стороны, там, где человек выступает как принципиально противоположное животному существо, то есть в сфере создания второй природы, сфере непосредственного действия сознания, вес антропологические различия теряют смысл. Это иногда рассматривают как аргумент в пользу моноцентризма в антропологии.
Японские ученые провели исследование происхождения антропологических типов на основе прослеживания развития митохондриальной ДНК, сопоставив человеческие расы с... семействами обезьян: шимпанзе, гориллой и орангутангом, о которых известно, что они имели общего предка. Получилось, что человечество зародилось в одном месте — в Африке, откуда произошел «великий исход» людей где-то 145 тысяч лет
73 назад и их расселение по земному шару. Этот вывод можно было бы назвать научным фактом, если бы аналогия с обезьянами не внушала сомнения.
Пока же большинство ученых склоняются к мысли, что центров образования человека было несколько — слишком разительны отличия между расами. Кроме того, с точки зрения сохранения человека как вида именно такое разнообразие должно было лежать в его основе.
Интересно, что в процессе социальной эволюции все расы проходили одинаковые стадии, хотя специфика проявления общих закономерностей была ярко выражена. Это послужило поводом для спекуляций расистского толка, когда объявлялось «преимущество» или даже превосходство одной расы над другой. Но на самом деле объявленное превосходство оказывалось неизменно сознательно организованным подавлением, межрасовые конфликты имели сугубо экономическую или политическую подоплеку. Другими словами, истинные знания о расовой конфигурации общества сопровождались неправильными оценками ее значения. То, что наличие трех рас свидетельствует о поистине неисчерпаемых генетических возможностях человека, почему-то «забывалось», более того — стремление к порабощению одной расы другой могло привести к вырождению человека как вида, но этот факт оставался только достоянием ученых, а не нормой поведения политиков.
Причина таких «антропологических деформаций» одна — низкая степень интеллектуального и технологического развития человечества. Но печально, что тс же приемы и методы использовались при оценке другой (более важной для нас в социальном плане) линии социальной эволюции. Речь идет об этногенезе.
5.2. Этногенез
Этногенез занимает как бы промежуточное, по своей биосоциальной сущности, положение между антропо- и социогенезом как направлениями социальной эволюции. Можно сказать, что в этногенезе осуществляется тот самый переход от человека как стадного животного к человеку культурному, который трудно уловить в других сферах жизнедеятельности. Многие проблемы человеческой культуры имеют истоки в особенностях этногенеза, многие чисто социальные конфликты по сути своей восходят к его биологическим предпосылкам. Поэтому, чтобы лучше понять человека как целостное существо, надо сразу определиться в ключевых вопросах этногенеза.
Как появились этносы'/ Как уже отмечалось, человек исходно принципиально тождественен животному. Именно поэтому элементарной единицей эволюции у него, как и у животного, является
популяция. Популяция представляет собой, как известно из курса биологии, «да!се неразложимое на составные части эволюционное единство, способное к развитию во времени и пространстве, самовоспроизведению (посредством репродукции составляющих ее от-пезьчых особей), трансформации (посредством преимущественного размножения групп генетически различных особей) и изменению ареала* (Тимофеев-Ресовский).
Популяционный уровень организации живой материи обеспечивает генетическое разнообразие, необходимое для выживания вида. Но естественное структурирование по популяционному принципу сохранялось у человека лишь на первых ступенях его существования как особого живого вида. Как только начинает проявляться его принципиальная противоположность животному, естественные механизмы генетического обособления популяций уже не действуют. В то же время само это обособление как необходимое условие существования вида должно сохраняться.
Поэтому для сохранения генетического разнообразия начинают вырабатываться неспецифические для живой природы механизмы. Прежде всего это механизм эндогамии. Эндогамия — это запрет на браки с представителями других популяций и поощрение внутрипо-пуляшюнных браков. Но поскольку запрет этот носит уже не биологический, а социальный характер, то и речь может идти не о популяции, а о некоем социальном образовании на ее основе. Таким социальным образованием на популяционной основе и является этнос. Все популяционные характеристики в нем обретают социальный смысл, более того, появляются новые — в виде социальных институтов, охраняющих целостность этноса.
Каковы же отличительные признаки этноса? Во-первых, сохраняется ареал обитания — то неповторимое сочетание флоры, фауны, геофизических и геохимических условий, которые некогда составляли экологическую нишу популяции, без которых ее собственные биологические характеристики изменились бы (если бы она вообще смогла существовать в иных условиях). Но это уже не ареал обитания, это — территория расселения этноса, для охраны которой существуют границы и армии, законы и таможенные правила.
Во-вторых, сохраняется случайный подбор пар, характерный для популяции, но он уже регламентирован специальными нормами — законами государства, религиозными нормами, нравственными правилами.
Может показаться, что в наш век всемирного смешения, языков и народов трудно говорить о социальной регламентации эндогамии, лежащей в основе этнической дифференциации. Но давайте проследим те препятствия, которые стоят и сейчас на пути межнациональных ораков Это, в первую очередь, язык. Затем — законы о гражданстве. Это религиозные различия, различия в традициях, культуре и т. д. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |