Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка по философии. Человек как предмет познания


НазваниеЧеловек как предмет познания
Анкорметодичка по философии.doc
Дата30.09.2017
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка по философии.doc
ТипДокументы
#22259
страница9 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

66

5'

67

Проследить, как это происходит, легче всего на примере обыденных, каждодневных событий. Так, испытывая чувство голода, мы представ­ляем себе различные кушанья, от которых не отказались бы в этот момент. Затем вспоминаем, какими продуктами реально располагаем. Намечаем план приготовления, предположим, яичницы. Берем сковоро­ду, масло, яйца, соль. Зажигаем огонь, ставим на него сковороду, кладем на нее масло, разбиваем яйца, посыпаем солью, ждем. Когда нечто па сковороде превращается в реальность, соответствующую возникшему у нас образу, снимаем сковороду с огня, выкладываем еду на тарелку, берем вилку и начинаем есть. Просто? Да нет, очень сложно. Ведь каждое наше движение это отдельная, запрограммированная созна­нием и подсознанием операция. Ни одно животное не способно пригото­вить себе яичницу/

Здесь важно понять, что материализация наших образов проис­ходит в нас самих: мы же не можем изменять предметы при помощи мысли! Для этого нужно наше материальное тело, которое и контак­тирует с предметами. Значит, передача идеального образа матери­альным объектам происходит в нас — психика ретуширует и контро­лирует, отдает команды организму. Поэтому субъектом деятельности выступает человек как целое, в неразрывном единстве организма и психики.

Деятельность направлена на определенный объект, с которым производятся манипуляции. Нужно сказать, что объект этот выпол­няет активную роль — подвергаясь изменениям, он оказывает обрат­ное воздействие на действующего субъекта, который вынужден все время корректировать свои действия. И с разными объектами субъект ведет себя по-разному. Таким образом, в основе деятельности лежат субъектно-объектные отношения, обе их стороны влияют на резуль­тат деятельности.

Это важно отметить, потому что понятие «деятельность» на самом деле шире того, что мы говорили о нем до сих пор. Деятельность может быть направлена не только на создание новых вещей, но и на создание новых идей. Более того, ситуация сильно осложняется, когда объектом деятельности становится человек, а именно с этим мы сталкиваемся в сфере медицинской деятельности.

Разберем случай, когда цель деятельности — создание идеального объекта. Допустим, мы хотим выработать у студента какие-то фило­софские идеи. Как мы можем перенести из своей головы в чужую определенные мысли и образы? Только при помощи предметной среды, то есть при помощи определенных материальных объектов, которыми в данном случае будут книги, звуковая информация (лек­ции), видеоинформация и т. п. Даже когда нам кажется, что мы «читаем» чужие мысли, — это все равно реакция либо на мимику, фиксируемую на уровне подсознания, либо на свои прошлые знания об этом человеке и конкретной ситуации. Телепатические способ-

мости, о которых так много говорят I! последнее время, в каждом отдельном случае оказываются уже известным способом кодирова­ния и расшифровки информации в мозгу человека. Индивидуальные особенности проявляются лишь в скорости, способности к охвату большего количества этой информации, реагированию на индивиду­альные раздражители.

Получается, что механизм действий (единичных актов деятель­ности) один и тот же, независимо от цели действия. Поэтому при­вычное разделение на «умственный труд» и «физический труд» в плане реализации действий носит, скорее, количественный харак­тер — оба эти вида различаются по степени занятости организма в процессе достижения цели.

Как мы можем охарактеризовать деятельность врача как умст­венную или физическую? Если смотреть с точки зрения переработки информации — это преимущественно умственная деятельность. Но вряд ли с таким определением согласятся, например, хирурги, которые по многу часов простаивают за операционным столом и которым требуется недюжинная физическая сила для проведения целого ряда манипуляций.

Деятельность человека носит комплексный характер, в основе всех се актов лежит интеллект, ее мотивы, цели и средства осознаны, любой физический компонент этой деятельности подкреплен интен­сивной работой психики. Поэтому определение деятельности, которое было приведено выше, не отражает всей ее специфики. Лучше сказать, что под деятельностью понимается всякое или любое отноше­ние человека к миру, которое изменяет этот мир.

Но, как уже было сказано, особую роль играет деятельность, объектом которой является человек.

Что .усе такое человек как объект деятельности?

Во-первых, он одновременно выступает и субъектом деятельнос­ти. Это значит, что любые манипуляции с человеком — это всегда взаимодействие. Его еще называют отношением.

Объекты, не обладающие разумом, активны, но эта активность носит характер необходимости. Это всего лишь реакция на воздей­ствие, характер которой вытекает из свойств самого объекта. Актив­ность человека, выступающего объектом деятельности, носит твор­ческий характер, она индивидуализирована, и предсказать ее в дета­лях невозможно. Именно поэтому деятельность, объектом которой является человек, — это всегда соучастие, творчество, поиск.

Объектом деятельности врача всегда является человек, а ее пред­метом различные системы, органы, ткани, то есть то, что ыепо-ередственно нуждается во врачебных манипуляциях. В зависимости от этапа ведения больного (диагностического, лечебного, реабилитацион-ного)и нозологической формы действия врача будут качественно раз­личны. Но столь же различны они могут быть и в зависимости от


68

69

реакции больного. Так, реакция по принципу «уход в болезнь» заставит врача продемонстрировать все свои навыки психотерапевта. А реакция по принципу «бегство от болезни» вынудит уподобиться чуть ли не работнику правоохранительных органов.

Аналогичная ситуация складывается не только в медицине, но и во всех сферах деятельности, где объектом выступает человек. Но подробнее об этом мы будем говорить в теме, посвященной человеку как личности.

А пока отметим, что с какими бы объектами ни вступал во взаимодействие человек, его деятельность всегда носит коллективный характер.

Что такое коллективный характер деятельности? Прежде всего нужно вспомнить о фундаментальном отличии человека от животно­го — только человек способен к коллективной деятельности. Об этом уже говорилось в предыдущей теме. Но оказывается, что он способен только к коллективной деятельности. Понятие «индивидуальная де­ятельность» весьма условно. Что бы мы ни делали, как бы мы это ни делали, мы либо действуем совместно с другими людьми, либо действуем на предметы, созданные другими людьми, либо пользуемся навыками и опытом, выработанными другими членами сообщества. Даже когда человек совсем один — он с теми, кто был до него, кто будет после него, кто существует одновременно, но не рядом с ним. Возможно, поэтому человеческую деятельность в широком смысле слова еще называют социальной практикой.

Но об этом пойдет речь при знакомстве с концепцией социоге-неза. А сейчас посмотрим на примере медицинской практики, как именно соотносятся в человеке все три вида его отношения к действительности.

4.4. Единство познания, оценок, деятельности в медицине

Первой стадией общения врача и пациента является стадия по­становки диагноза. Если рассматривать диагноз как познавательный процесс, мы сможем ясно увидеть все те ступени познания, о которых говорилось выше. Методы, используемые врачом, яатяются метода­ми поиска истины — причины болезни. При этом выдвигаются гипотезы, которые основаны не только на имеющихся у врача знаниях, но и на общей оценке личности больного.

Проверка гипотез (выводов, полученных на основе восприятий, ощущений, выбора понятий, построения суждений и умозаключе­ний) осуществляется путем сбора объективных данных (лаборатор­ные анализы, измерительные процедуры, рентгеноскопия, ультразву­ковое сканирование, компьютерная томография и т. д.).

Эти данные, в свою очередь, подвергаются оценке (сопоставле­нию с образом больного, с другими подобными случаями и т. п.). На эТой основе вырабатываются новые суждения и умозаключения — собственно диагноз и выбор стратегии лечения.

Первичный сбор данных позволяет врачу определить, что искать. Вторая ступень — сбор вторичных данных — это подтверждение или опровержение выдвинутой при первом осмотре гипотезы. Но истин­ность диагноза подтверждается пли опровергается только в процессе деятельности — собственно лечения. Анализ ее результатов служит основанием для нового поиска или поддержания выбранной страте­гии.

При этом используются такие методы научного познания, как

  • метод восхождения от абстрактного к конкретному (подведение конкретных симптомов под общие понятия нозологических форм)

  • метод моделирования (моделирование картины болезни в виде образа в мозгу врача и в виде описания в истории болезни)

  • принцип системного подхода (рассмотрение организма как систе-

мы с нарушением функционирования одной из подсистем) в эксперимент и наблюдение (получение данных в динамике, при­менение тех или иных препаратов с отслеживанием результатов)

методы частных наук

специальные медицинские методы.

В периоды постановки диагноза, лечения и реабилитации боль­ного врач опирается на общую оценку личности больного, но каждый этап включает и оценки конкретных состояний. И, наконец, все это воплощается в сложном наборе действий, причем результат каждого из них также подвергается оценке в плане соотнесения с выдвинутой гипотезой. Отделить все эти фрагменты друг от друга возможно только теоретически. Способность человека к синтезу познаватель­ных и ценностных компонентов сознания в деятельности и делает его способным к созданию культуры.

70

ТЕМА 5

ЧЕЛОВЕК В СОЦИУМЕ

Весь мир театр, А люди в нем актеры... У каждого есть выходы и входы И каждый там свою играет роль. Вильям Шекспир

Вся познавательная, оценочная и практическая деятельность че­ловека направлена на одно — создание «второй природы». О сущнос­ти «второй природы», раскрытой впервые Вернадским и Тейяром де Шарденом, мы уже говорили. В предложенном ими понятии «ноо­сфера» зафиксировано существование природных объектов, которые испытали антропогенное влияние.

Но для самого человека речь идет не просто о природных объектах, которые он использует. Речь идет об артефактах, то есть о том, что, по словам Риккерта, «не растет само по себе», что создано человеком. Здесь и еда, и одежда, и жилища, и люди, и произведения искусства, и идеи, мысли, то есть все то, что иначе называется культурой.

Поскольку подробно вопросы культуры обсуждаются в курсе культурологии, мы не будем останавливаться на этом подробно. Скажем только, что для создания культуры человеческая деятель­ность должна быть специально организована, тем более что творче­ство людей всегда носит коллективный характер. Эту функцию выполняют социальные институты (которые сам человек и создает). Их совокупность принято называть социумом.

Иначе понятие «социум» можно определить как способ организации социальной эволюции человека, которая приходит на смену биологичес­кой эволюции, не вытесняя ее окончательно. В контексте социальной эволюции можно условно выделить три взаимосвязанных сферы раз­вития и становления человека: антропогенез, этногенез и социогенез.

Подробному рассмотрению этих трех сфер (направлений, типов) социальной эволюции и посвящена данная тема.

5.1. Антропогенез

Антропогенез —- это процесс нсторико-эволюционного формиро-

72

|,-,цмя физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, общества («Энциклопедический сло-nam.v). Собственно антропогенез является предметом изучения такой науки, как антропология, но многие положения этой концепции эффективно используются в психологии, социологии, философии, истории.

Какие же антропологические изменения претерпевает человек .'•'Тра­диционно в антропогенезе выделяют три стадии:

  1. стадия непосредственных предков человека;

  2. стадия становления человека и формирования человеческого об­щества;

  3. стадия существования человека современного типа.

Будет ли четвертая? Пока размышления на эту тему, скорее, из области научной фантастики.

Очевидно, что сущность антропогенеза — биологическая, но человек формируется здесь как существо уже социальное. Более того, в современном мире существование различных антропологических типов приводит порой к социальным конфликтам (расизм, фашизм). Поэтому сущность антропогенеза представляется столь же философ­ской проблемой, сколь и антропологической.

Прежде всего ученых занимает в этом плане один вопрос: суще­ствовал один или несколько центров формирования современного чело-века?Еслп рассматривать биологические и антропологические харак­теристики, таких центров должно быть несколько. По крайней мере, их число должно соответствовать числу современных человеческих рас.

Расы это подразделения вида Homosapiens, представленного современным человечеством. Считается, что расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Выделяют три большие расы — негроидную, европеоидную и монголоид­ную. Наличие рас говорит о богатейших генетических возможностях живого вида, к которому мы принадлежим. Считается, что потомство от межрасовых браков получается особенно удачным.

Но, с другой стороны, там, где человек выступает как принципи­ально противоположное животному существо, то есть в сфере созда­ния второй природы, сфере непосредственного действия сознания, вес антропологические различия теряют смысл. Это иногда рассмат­ривают как аргумент в пользу моноцентризма в антропологии.

Японские ученые провели исследование происхождения антропологи­ческих типов на основе прослеживания развития митохондриальной ДНК, сопоставив человеческие расы с... семействами обезьян: шимпанзе, гориллой и орангутангом, о которых известно, что они имели общего предка. Получилось, что человечество зародилось в одном месте в Африке, откуда произошел «великий исход» людей где-то 145 тысяч лет

73

назад и их расселение по земному шару. Этот вывод можно было бы назвать научным фактом, если бы аналогия с обезьянами не внушала сомнения.

Пока же большинство ученых склоняются к мысли, что центров образования человека было несколько — слишком разительны отли­чия между расами. Кроме того, с точки зрения сохранения человека как вида именно такое разнообразие должно было лежать в его основе.

Интересно, что в процессе социальной эволюции все расы про­ходили одинаковые стадии, хотя специфика проявления общих зако­номерностей была ярко выражена. Это послужило поводом для спекуляций расистского толка, когда объявлялось «преимущество» или даже превосходство одной расы над другой. Но на самом деле объявленное превосходство оказывалось неизменно сознательно ор­ганизованным подавлением, межрасовые конфликты имели сугубо экономическую или политическую подоплеку. Другими словами, истинные знания о расовой конфигурации общества сопровождались неправильными оценками ее значения. То, что наличие трех рас свидетельствует о поистине неисчерпаемых генетических возможнос­тях человека, почему-то «забывалось», более того — стремление к порабощению одной расы другой могло привести к вырождению человека как вида, но этот факт оставался только достоянием ученых, а не нормой поведения политиков.

Причина таких «антропологических деформаций» одна — низкая степень интеллектуального и технологического развития человечест­ва. Но печально, что тс же приемы и методы использовались при оценке другой (более важной для нас в социальном плане) линии социальной эволюции. Речь идет об этногенезе.

5.2. Этногенез

Этногенез занимает как бы промежуточное, по своей биосоциаль­ной сущности, положение между антропо- и социогенезом как направлениями социальной эволюции. Можно сказать, что в этно­генезе осуществляется тот самый переход от человека как стадного животного к человеку культурному, который трудно уловить в других сферах жизнедеятельности. Многие проблемы человеческой культу­ры имеют истоки в особенностях этногенеза, многие чисто социаль­ные конфликты по сути своей восходят к его биологическим пред­посылкам. Поэтому, чтобы лучше понять человека как целостное существо, надо сразу определиться в ключевых вопросах этногенеза.

Как появились этносы'/ Как уже отмечалось, человек исходно принципиально тождественен животному. Именно поэтому элемен­тарной единицей эволюции у него, как и у животного, является

популяция. Популяция представляет собой, как известно из курса биологии, «да!се неразложимое на составные части эволюционное единство, способное к развитию во времени и пространстве, само­воспроизведению (посредством репродукции составляющих ее от-пезьчых особей), трансформации (посредством преимущественного размножения групп генетически различных особей) и изменению ареала* (Тимофеев-Ресовский).

Популяционный уровень организации живой материи обеспечи­вает генетическое разнообразие, необходимое для выживания вида. Но естественное структурирование по популяционному принципу сохранялось у человека лишь на первых ступенях его существования как особого живого вида. Как только начинает проявляться его принципиальная противоположность животному, естественные ме­ханизмы генетического обособления популяций уже не действуют. В то же время само это обособление как необходимое условие существования вида должно сохраняться.

Поэтому для сохранения генетического разнообразия начинают вырабатываться неспецифические для живой природы механизмы. Прежде всего это механизм эндогамии. Эндогамия — это запрет на браки с представителями других популяций и поощрение внутрипо-пуляшюнных браков. Но поскольку запрет этот носит уже не биоло­гический, а социальный характер, то и речь может идти не о попу­ляции, а о некоем социальном образовании на ее основе. Таким социальным образованием на популяционной основе и является этнос. Все популяционные характеристики в нем обретают социаль­ный смысл, более того, появляются новые — в виде социальных институтов, охраняющих целостность этноса.

Каковы же отличительные признаки этноса? Во-первых, сохраня­ется ареал обитания — то неповторимое сочетание флоры, фауны, геофизических и геохимических условий, которые некогда составля­ли экологическую нишу популяции, без которых ее собственные биологические характеристики изменились бы (если бы она вообще смогла существовать в иных условиях). Но это уже не ареал обитания, это — территория расселения этноса, для охраны которой существуют границы и армии, законы и таможенные правила.

Во-вторых, сохраняется случайный подбор пар, характерный для популяции, но он уже регламентирован специальными нормами — законами государства, религиозными нормами, нравственными пра­вилами.

Может показаться, что в наш век всемирного смешения, языков и народов трудно говорить о социальной регламентации эндогамии, лежа­щей в основе этнической дифференциации. Но давайте проследим те препятствия, которые стоят и сейчас на пути межнациональных ораков Это, в первую очередь, язык. Затем — законы о гражданстве. Это религиозные различия, различия в традициях, культуре и т. д.

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей