Главная страница

Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. III период обучения.. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. III пер. Цуканова с. П., Бетц л. Л


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеЦуканова с. П., Бетц л. Л
АнкорЦуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. III период обучения..doc
Дата24.10.2017
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. III пер
ТипДокументы
#29780
страница1 из 7
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7






ЦУКАНОВА С.П., БЕТЦ Л.Л.

УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте де­тей старшего дошкольного возраста. III период обучения / СП. Цу­канова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 112 с.
ISBN 978-5-296-00664-6
В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена сис­тема коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Оно содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных за­нятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных уч­реждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.

Рецензенты:

Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафед­ры психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.

О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психоло­гии ПГПУ.

Л.Р. Лизу нова, кандидат педагогических наук, главный мето­дист Научно-методического центра специального образова­ния ПОИПКРО.

© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2008

ISBN 978-5-296-00664-6 © Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2008

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Третий период обучения

(Апрель, май)
Задачи третьего периода обучения

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, фор­мирование фонематического восприятия:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • уточнение правильного произношения звуков: Ф, Фь, Ц, Й, Ч, Щ;

  • различение этих звуков на слух;

  • дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по мес­ту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-сь;

  • формирование умения характеризовать звук;

  • выделение звуков из состава слова;

  • анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закры­тых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

  • преобразование слогов и слов;

  • совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

  1. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формиро­вание грамматических средств языка и навыков слово­образования:

  • образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

  • образование существительных с помощью суффик­сов -иц-, -щик-, ищ- (медведица, носильщик, ручи­щи);

  • образование приставочных глаголов (въехал, отъе­хал);

  • употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

  • согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

  • образование сложных слов (фоторужьё);

  • образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

  • формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

  1. Работа над предложением. Закрепление навыка соста­вления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

  • составление деформированных предложений;

  • составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

  • составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

  • заучивание наизусть стихов, скороговорок, посло­виц;

  • развитие интонационной выразительности речи.

  1. Развитие просодической стороны речи.

  2. Обучение грамоте:




  • знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;

  • дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;

  • звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печата­ния;

  • преобразование слогов и слов;

  • формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

  • развитие графических навыков;

  • закрепление правила письма предложения;

  • ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

  • обозначение мягкости согласных буквой Ь.

  1. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(III период)

Тема заня­тия

Кол-во заня­тий

Дикция. Интонаци­онная выразитель­ность речи

Формирование фонематическо­го восприятия

1

2

3

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

Звуки Ф, Фь

1

Интонационная вы­разительность речи (стихотворение В.Бе­рестова)

Выделение звуков Ф, Фь из состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин

Буквы Ф, ф

2







Звуки в, вь-ф,фь.

Буквы В-Ф

1




Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов.

2 неделя

Буквы Ю, ю в начале слога

1







Буква Ю по­сле соглас­ных

1




Дифференциация согласных по твердости-мягкости.

Звук ц

1

Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу

Выделение звука ц из состава сло­ва. Звук ц твердый. Звуко-слого­вой анализ слов овца, курица

Буквы Ц, ц

1







ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(II период)

Обучение грамоте (работа с разрезной

азбукой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический

строй речи

5

6

АПРЕЛЬ

1 неделя




Образование сложных слов

Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты.

Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Пись­мо предложения: Федя идет на футбол. Чтение

Деформированные предложения.

Согласование прилагательных с су­ществительными

Дифференциация букв В-Ф. Слова с пропу­щенной буквой. Проверка написания пар­ных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение




2 неделя

Буква Ю — гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов юла, Юля, Юра, Юпик и предложения Мы — юные талан­ты. Ребус юмор. Кроссворд. Чтение




Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация у-ю. Ребус люк, верблюд. Чтение







Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа. Образование существи­тельных с помощью суффикса -иц-

Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами. «Рассыпанные» слова.

Чтение






Тема заня­тия

Кол-во заня­тий

Дикция. Интонацион­ная выразительность речи

Формирование фонематиче­ского восприятия

1

2

3

4

3 неделя

Буквы Ц, ц

1







Звуки с-ц Буквы С-Ц

1

Работа над голосом: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток... Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели.

Дифференциация звуков с-ц

Звук й

1

Работа над дикцией Март с водой, апрель с травой, май с грозой.

Звук й мягкий. Выделение звука йиз состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка

Буква й

1

Вопросительная интона­ция при чтении загадки




4 неделя

Звуки ль-й

1




Дифференциация звуков ль-й

Звук ч

1




Выделение звука ч из состава слова. Звук ч — всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов чай, очки, чашка, чайник

Буквы Ч,ч

2







МАЙ

1 неделя

Звуки ч — ть Буквы Ч-Т

1

Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет.

Дифференциация звуков ч-ть

Звуки ч — сь Буквы Ч-С



1

Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу

Дифференциация звуков ч-сь



Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический строй речи




5

6




3 неделя




Письмо предложения Цапля- умная птица. Кроссворд

Образование существительных с помощью суффикса -иц-




Дифференциация букв С-Ц. Слова с пропу­щенными буквами. Ребусы месяц, спица. Чтение










Родительный падеж имен сущест­вительных в форме множественно­го числа




Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Кроссворд. Чтение







4 неделя




Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик.

Чтение

Деформированные предложения.







Сложноподчиненное предложение с союзом потому что




Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо ряда слогов, слов: харчо, чебуреки, чай; предложения Мы пили горя чий чай. Кроссворд. Чтение

Разноспрягаемый глагол хотеть




МАЙ




1 неделя




Дифференциация букв Ч-Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение

Составление предложения по опорным словам




Дифференциация букв Ч-С Буква «потерялась». Чтение












Тема заня­тия

Кол-во за­нятий

Дикция. Интонационная выразительность речи

Формирование фонематиче­ского восприятия

1

2

3

4

Звук щ

1

Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке

Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пиль­щик, сварщик

Буквы Щ, щ

1







2 неделя

Буквы Щ, щ

1







Звуки щ-ч Буквы Щ-Ч

1

Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу.

Щелк, щелк — Разобью мышиный полк

Дифференциация звуков щ-ч

Звуки щ-сь Буквы Щ-С

1

Работа над дикцией: Щу­риться от сильного осве­щения.

Дифференциация звуков щ-сь

Буква Ь на конце слова

1




Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова

3 неделя

Буква Ь в се­редине сло­ва

1




Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в се­редине слова

Раздели­тельный Ь

1

Произнесение слоговых пар типа тя-тья




Раздели­тельный Ъ

1

Произнесение слоговых пар типа се-сье.




Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать»

4 неделя

Обследование речи детей




Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический строй речи

5

6




Образование существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-

Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щу, ща. «Рассыпанные» слова. Ре­бусы. Чтение




2 неделя

Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения Лещи у щуки ели щи. Чте­ние




Дифференциация букв Щ-Ч. Слоги «поте­рялись». Чтение




Дифференциация букв Щ-С. Математичес­кая грамота. Чтение

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам

Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение




3 неделя

Преобразование слов типа пень пеньки. Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки, огоньки. Слова с про­пущенными буквами. Чтение




Кроссворд. Математическая грамота. Чте­ние

Притяжательные прилагательные

Чтение

Приставочные глаголы. Составле­ние предложений по опорным сло­вам и объединение их в рассказ

Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и читать»

4неделя

Обследование речи детей


КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 103

Тема: звуки [ф], [фь].

Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф­ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст­вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож­ных слов; развивать интонационную выразительность ре­чи, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, це­почка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3*.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что соглас­ный перед ними читается мягко? Какая гласная буква ни­когда не стоит в начале слова?

  • Назовите буквы, обозначающие парные согласные зву­ки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обоз­начает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Детям в помощь для ответов предлагается использовать «До­мики букв».

2. Артикуляционная гимнастика.

« Покусать нижнюю губу ». «Заборчик на нижней губе».

3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).

- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это вре­мя незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, лен­ту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

- Вам понравился фокус? Как называют артиста, кото­рый показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо­
го ежика. Ежик фыркает: Ф- ф- ф!

Фь- фъ- фь!

4. Характеристика звуков [ф], [фь].

- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуля­цией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает пре­граду. Голос не работает.

- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показыва­ет Юпик? Почему?

5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].

- Ежик фыркает а) протяжно: ф________________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...
* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.)

- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа — фа фа - фа - фа

- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы по­казывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; фа­кел — это переносной светильник с пылающим огнем.

- Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

- Юпик упражняется в отчетливом произношении зву­ков [ф]-[фъ] в словах стихотворения. Произнесите и вы от­четливо это стихотворение.

6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких
из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине сло­ва, в конце слова)?

б) Игра «Сигнальщики».

фокус фильм фыркает телефон

финик буфет фруктовый шкаф

фиолетовый фантазировать

7. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» —► «2 флажка» —► «ворота» —► «пароход» —► «филин» —► «ежик».

б) Имитация движений. «Ежик»


По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Дети стоят, слегка согнув­шись. Руки согнуты в локтях -перед грудью, кисти рук опу­щены вниз. Ноги слегка согну­ты в коленях, делают мелкие частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срыва­ют» ягоды.

8. Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашиф­руйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по по­рядку. На каждый звук дети показывают соответствую­щую фишку

б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предло­женных схем.

в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуаль­ных схемах.

9. Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Отгадайте, что в «Черном ящике»?

Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фо­тоаппарат и др. предметы.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов об­разовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова об­разованы от слова фото?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобу­мага, фотовспышка).

10. Итог занятия.

- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?
ЗАНЯТИЕ № 104

  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом