Тема: буквы Й, й.
Цель: закрепить звук [й]; познакомиться с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма; упражнять в передаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие. Оборудование: буквы Й, й, кассы букв, игрушка (картинка) Незнайка, наборное полотно, тетради, ручки, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назовите слово со звуком [й].
2. Повторение. Характеристика звука [й].
- Звук [й] есть в имени сказочного маленького человечка. Он жил в цветочном городе, носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он ничего не знал, поэтому его назвали ... (Незнайка).
Логопед демонстрирует картинку или игрушку Незнайки.
- Расскажите ему, что вы узнали о звуке [й].
3. Знакомство с буквами И, и.
Какой буквой обозначается звук [й]?
Я знаю - говорит Незнайка, - и достает из кармана букву И. Какой звук обозначает эта буква?
А это какая буква?- спрашивает Незнайка, - и достает из кармана букву Й. (Эта буква обозначает отрывистый, короткий звук [й] и называется она «и краткое».)
Логопед демонстрирует чтение буквы Й, затем читают букву дети.
4. Закрепление буквы Й (с. 14).
Посмотрите, кто изображен в левом верхнем углу страницы? Почему он здесь находится? Посмотрите на буквы в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Й? Какие это элементы? Прочитайте буквы.
Букву -«и краткий» можно увидеть, когда птичка пролетает над калиткой.
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
(Е. Тарлапан)
- В каком домике поселится буква Й? Почему?
5. Звуко-буквенный анализ.
Дети находят в кассе букв место букве Й.
- Незнайка плохо знает буквы и не умеет из букв составлять слова. Покажите Незнайке, как надо составлять слова. Закончите пословицу и стихотворения. Составьте эти слова в кассе.
Холода не бойся,
В воде холодной ... (мойся)
Работай, силы не жалей,
Будь трудолюбив, как ... (муравей)
Где двое - там третий ... (лишний)
Все сразу понимает Знайка,
А разевает рот ... (Незнайка)
6. Физминутка. Игра «Слушай внимательно и выполняй».
Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «Приседай! Шагай! Топай! Хлопай!» И т.д.
7. Письмо.
а) Письмо буквы Й.
- Незнайка говорит, что у него в кармане есть стихотворение о букве Й.
Букву Й зовут «и кратким».
Выглядит, как И в тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
б) Решение кроссворда «Лесенка й». Кроссворд помещен в тетрадях детей.
- Незнайка никогда не решал кроссворды. Объясните, что такое кроссворд? Впишите в последние клеточки букву Й. Получается кроссворд «Лесенка Й». Отгадайте первое слово. Сколько в нем букв? Какое это слово?
8. Чтение (с. 14).
а) Чтение слов.
Вот в небесах бумажный змей.
Слова на нем прочесть сумей!
Дети дополняют слоги до целого слова.
А теперь, дружок, прочитай-ка
Слова, похожие на слово «Незнайка»
Дети читают слова со слогом «ка».
Следующие слова прочти
И к ним рифму подбери.
Дети читают слова и подбирают рифму.
б) Чтение загадки.
Прочти, смекай –
Загадку отгадай.
Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.
в) «Отгадай слово».
Детисамостоятельнорешаюткроссворд« Трамвай».
- Какой последний звук в слове трамвай?
9. Итог занятия.
- Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- Что вы узнали о букве Й?
ЗАНЯТИЕ № 116
Тема: звуки [ль]-[й].
Цель: учить дифференцировать звуки [ль]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении и на письме; учить устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать навык чтения, звуко-буквенный анализ; развивать мышление. Оборудование: предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У детей картинки: лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попугай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей.
- Назовите предмет, изображенный на картинке. Если слово отвечает на вопрос: «Кто это?» — поставьте картинку на доску слева. Если слово отвечает на вопрос: «Что это? » — поставьте картинку справа.
Дети расставляют картинки и садятся на места.
2. Дифференциация звуков [ль]-[й] на слух и в произношении.
- На планете, откуда прилетел Юпик, есть птицы, летающие между звездами. Эти птицы умеют говорить. Их называют говоруны. На нашей планете тоже есть говорящие птицы.
В клетке живет,
Песен не поет,
Нас удивляет,
Слова повторяет.
Кто же это угадай,
Это птица... (попугай).
- Рассмотрите попугаев на с. 15. Что вы знаете о них? Это птицы с ярко окрашенным оперением, жизнерадостные. Они привыкают к домашней обстановке. Попугаи смышленые и способные птицы, их можно научить разговаривать и петь.
- Этих попугаев подарили Юпику. Юпик назвал их Лёшка и Йошка. Слева - попугай Лёшка, а справа - попугай Йошка. Их имена отличаются только первыми звуками. Какие это звуки? Произнесите несколько раз звук [ль]. Где находится кончик языка при произнесении звука [лъ]?
Произнесите звук [й]. Понаблюдайте за кончиком языка. Где он находится?
- Чтобы правильно называть имена попугаев, нужно следить за положением кончика языка. Произнесите звуки [ль] и [й] по стрелкам, указывающим на положение кончика языка.
Произнесите несколько раз: Лешка - Йошка.
Юпик решил научить попугаев говорить. Рано утром он показывал попугаям картинки и отчетливо называл их по несколько раз, затем угощал попугаев лакомствами. Через две недели каждый из попугаев выучил по три слова со своим звуком. Посмотрите на эти картинки. Какие слова выучил Лёшка? А какие слова выучил Йошка?
3. Звуко-буквенный анализ.
- Попугаи очень полюбили Юпйка. Ведь он заботился о них, играл с ними, учил говорить. Спустя еще две недели попугаи научились говорить предложение: «Это мой любимый Юпик». Сколько слов в этом предложении? Назовите каждое слово. Составьте предложение в кассе букв.
4. Физминутка. Подвижная игра «Попугаи в клетках».
Логопед кладет на пол два обруча разного цвета - клетки для попугаев. Дети каждого ряда встают в свой обруч. По сигналу логопеда «попугаи» вылетают из клетки, разлетаются в разные стороны. По второму сигналу дети возвращаются на свои места. В какой клетке быстрее соберутся попугаи? Расположение клеток меняется.
5. Чтение.
а) Чтение слов.
- Юпик играл с попугаями, говорил им похожие слова, а они повторяли. Прочитайте эти слова. При чтении букв Я, Ю, Е, Ё кончик языка ставьте на нижние зубы, как и при Й. А при чтении слов с буквой Л — за верхние зубы.
Дети читают столбики слов.
б) Работа с деформированными предложениями.
- Юпик написал предложение. Разрезал его на слова, чтобы учить эти слова с попугаями. Слова попугаи выучили, а предложение обратно собрать Юпик не может. Прочитайте слова, составьте из них предложение.
6. Решение кроссворда «Лейка».
- Рассмотрите картинки цветов внизу страницы. Как они называются? Впишите слова в схемы. Отгадайте слово, опустив по стрелкам в его схему буквы из слов репей и василек.
7. Итог занятия.
- Назовите первый звук в слове лейка. Назовите третий звук в этом слове. Чем отличается произношение этих звуков? Как звали попугаев? Передайте по цепочке в быстром темпе имена попугаев Лёшка - Йошка. ЗАНЯТИЕ № 116
Тема: звук [ч].
Цель: уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
колобок звездочет сосулька
барабан дудочка фанфары
балалайка лилипут шишка
попугай мультфильм вертолет
2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор ». «Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.
3. Знакомство со звуком [ч] (с. 16).
Загадка: В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар. из-под колес: ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука [ч] по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [ч]? (Согласный, только мягкий, глухой.) Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Юпика, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу,стучу,стучу.
В страну сказок я лечу.
- Юпик объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ч]:
вагончик стучат станция
шпалы мчится страна
прочный колеса чудесная
рельсы качается сказочная
6. Упражнение в произношении звука [ч].
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался: Чу, чу - чу, чу, чу.
Ча, ча, ча - ча, ча.
Чи - чи - чи, чи - чи
Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.
- Паровоз набирает скорость. Произнесите на одном выдохе: ча -но -чу -чи-не.
7. Выделение звука [ч] из состава слова.
- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картину. Каких персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картину. Назовите слова со звуком [ч]. Определите место звука [ч] в слове. (Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич.)
Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука [ч] в слове.
8. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу,стучу,стучу.
К новой сказке я лечу.
Поезд идет «по мосту» (кирпичикам), проходит через «тоннель» (ворота для подлезания), движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).
9. Звуковой анализ.
Загадка:
Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком [ч]. Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.
10. Формирование грамматического строя речи (с. 17). а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
- Везет нас поезд дальше на страницу 17. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать «опросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.
- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа? Почемучка спрашивает, почему плачут дед и баба? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем, перекинув мостик «потому что», дать объяснение.
-Почемучка продолжает задавать вам вопросы: «Почему растаяла Снегурочка? Почему сломался теремок? Почему Лиса съела колобка? »
б) «Исправь предложения».
- Юпик тоже составил предложения со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложения правильно.
У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца. Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
9. Итог занятия.
- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук [ч]. ЗАНЯТИЕ № 117
Тема: буквы Ч, ч.
Цель: закрепить звук [ч]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописанием «ча», «чу»; упражнять в употреблении разноспрягаемого глагола хотеть; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: цепочки, кассы букв, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Составьте слово из слогов.
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
сы, ча ча, ту ка, чаш вяк, чер
ча, да ча, све ка, боч нок, чес
ка, чай ник, чай ки, оч до, чу
2. Повторение характеристики звука [ч].
- Что такое чудо? Много чудес живет в сказках. Послушайте, о каком чуде рассказал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и его работнике Балде».
Балда, получив задание от попа, пошел,
Сел у берега моря.
Там он стал веревку крутить.
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вышел старый бес:
«Зачем, Балда, к нам ты полез».
Балда сказал:
«Буду веревкой море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить».
Тут старого черта взяла унылость:
« Балдушка, погоди ты морщить море,
Дай нам задание что ли? »
Балда согласился:
«Условие сам назначу.
Задам тебе, черт, задачу».
1 задача: Какой первый звук в слове черт? Расскажите о нем.
3. Знакомство с буквами Ч, ч (с. 18).
- Черт о звуке рассказал -Балда букву показал. Сложил ее из своей веревки.
Посмотрите на буквы Ч, ч в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ч? Какие это элементы?
Прочитайте буквы. Сложите букву Ч из цепочки. Посмотрите, как построена она с помощью рук. Постройте её так же. И черт решил букву Ч показать: прямо встал и хвост поднял. Посмотрите на рисунок в верхнем левом углу страницы.
- В какой домик поселилась буква Ч? Почему? На что похожа буква Ч? Рассмотрите картинки.
4. Звуко-буквенный анализ.
Стал Балда загадки задавать: «Сумей-ка слово наоборот сказать!» Молодой черт наморщил лоб: «Помогите, ребята, ответ Балде дать!».
Утро - ... (вечер) Грязный - ... (чистый)
Молчит - ... (кричит)
Дети в кассе составляют слова вечер, чистый, кричит. В слове кричит логопед обращает внимание на проверку безударной гласной И.
Балда продолжает неученого черта пытать:
«Попробуй из слов предложение сказать».
Черти, калачи, пекли, печи, в.
Дети составляют предложение в кассе.
5. Физминутка.
Решил Балда черта тренировать
И стал спортивные задания давать.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперед,
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди!
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Будто ты солдатик бравый.
6. Чтение.
а) Чтение слогов.
Балда от черта не отстает.
Еще задание даёт:
«Посмотри-ка на часы:
С одной стрелочкой они.
Буква Ч на стрелку встала
И по кругу побежала.
Она к гласным подошла,
С ними слоги назвала. Какие? »
- Назовите слова с этими слогами.
-- На часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий согласный звук.
- Прочитайте, что написано в красной рамочке. Запомните: «ча» — пишется с гласной А, «чу» - пишется с гласной У.
б) Чтение слов.
- Ещё трудней задача. Прочитать слова. Заметить, чем они похожи. Какие это слова? (Родственные.)
в) - А сейчас отгадайте, о чём говорят люди в парке отдыха? Они хотят покататься на колесе обозрения, которое в народе называют «чертово колесо» (с. 17). Что говорит мальчик о своем желании?
Дети читают начало предложения, дополняют его, изменяя глагол «хотеть».
7. Итог занятия.
- С какой буквой сегодня познакомились? Что узнали о ней?
«Ну, ладно», - сказал Балда
Уйду я с берега мopя,
Оставлю вас, чертей, в покое.
Решил я вас простить,
А вы за это должны ребят благодарить! перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |