Тема: буква Ь на конце слова.
Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, картинки, «Домики букв», альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У логопеда картинки:
коляска одежда василек
гусеница снегири утята
улитка помидор пеликан
дыня ребята черепаха
На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.
- Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску.
Аналогичная работа проводится с другими картинками.
2. Подготовительная работа.
а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).
б) Игра «Камень - вата».
Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твердый согласный - команда «Камень».
3. Знакомство с буквой Ь (с. 26).
- Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это щенок Трезор,
На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора,
Без присмотра, без надзора.
- Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков написал:
Отыскал на кухне угол,
С головой забрался в уголь.
- Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.
Дети работают с кассой букв.
- Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак».
Логопед демонстрирует букву ь.
- Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук.
- Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам.
Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д.
4. «Математическая грамота».
Логопед читает стихотворение Е. Измайловой.
Мягкий знак - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.
Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)
У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.)
Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)
5. Звуко-буквенный анализ.
- Однажды Трезор остался в доме один.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе слово «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]?
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок.
- Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв.
6. Физминутпка
а) Пальчиковая гимнастика. «Собака».
У собаки острый носик, Правая ладонь на ребро. Боль- Есть и шейка, есть и хвостик, шой палец вверх. Указательный,
средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением )
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувший нос.
Мы к Барбосу подходили .
И лохматого будили:
Лежебока, не зевай,
Нас скорее догоняй!
7. Письмо
- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова.
а) Письмо буквы Ь.
б) Решение кроссворда (с. 26).
- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал проказничать.
Любил Трезор бумагу ... (Мять.)
На кухне посуду... (Бить.)
А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).
8. Чтение текста.
- Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления.
9. Отгадывание ребуса кровать.
- Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус.
10. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного. ЗАНЯТИЕ № 127
Тема: буква Ь в середине слова.
Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мышление.
Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]:
слушаю считаю
думаю вычитаю
смотрю рисую
изучаю пою
пишу сижу
читаю дружу
2. Повторение.
- Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного звука [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь?
3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь.
- Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе.)
Вот веселый, светлый дом,
И ребят так много в нем!
Учат там писать, считать,
Помогают умным стать.
- Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается.
Дети открывают книгу на с. 27.
На солнечной полянке
Стоит красивый дом.
С верными друзьями
Живет Мальвина в нем.
- Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальвина. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки буквами.
Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы.
— Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь?
4. Чтение и преобразование слов.
Однажды в доме у Мальвины
Был деревянный Буратино.
Но он учиться не хотел –
Желания он не имел.
- Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно.
Ну, звени скорей, звонок!
Спешим к Мальвине на урок.
- Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем похожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?»
Логопед дает оценку работе детей.
5. Звуко-буквенный анализ.
Зазвенел опять звонок.
На другой спешим урок.
- Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.
Логопед дает оценку работе детей.
Занималась детвора.
Отдохнуть пришла пора.
Урокам на смену
Пришла перемена.
6. Физминутка. «Весна»
См. конспект занятия № 113.
7. Письмо.
Заливается звонок
На другой зовет урок.
- Мальвина говорит: «Посмотрите на альбом Буратино. Я хотела научить его думать. Наклеила недорисованные картинки, написала слова и дала задание: узнать, что забыл нарисовать художник и провести дорожки от слов к картинкам». Буратино возмутился: «Это не учение, а мучение!» Сунул нос в чернильницу, сморщился, и упали на слова чернильные кляксы.
- Выполните вы это задание: вставьте в слова недостающие буквы, проведите дорожки от слов к картинкам.
Логопед дает оценку работе детей.
8. Чтение.
Прозвенел звонок
На последний урок.
- «Чтение - вот лучшее учение», - говорит Мальвина и предлагает прочитать текст. Прочитайте название рассказа. О ком этот рассказ?
Дети читают рассказ по предложению, объясняют смысл прочитанного предложения и отвечают на вопросы:
- Сколько лет Игорю? Что купила ему мама? Зачем мама купила Игорю эти вещи? Когда Игорь пойдет в школу? Кем станет Игорь? Прочитайте слово по половинкам букв. (Школьник.) Кого называют школьником? Почему в середине слова «школьник» пишется мягкий знак?
Звенит веселый звонок.
Закончен четвертый урок.
Мальвина подводит итог.
- Что обозначает буква Ь? Где в слове может стоять буква Ь? Назовите слова с Ь в середине.
Занавес опускается
Кукольная школа закрывается.
Мальвина с вами прощается:
- Вы правильно отвечали,
Хорошие знания показали.
Оценку «5» всем ставлю я.
До свидания, друзья.
Дети получают отметку ЗАНЯТИЕ № 128
Тема: разделительный мягкий знак (Ь).
Цель: познакомить с ролью мягкого знака как разделительного; научить читать слова с разделительным мягким знаком, развивать мышление.
Оборудование: индивидуальные карточки для выборочного чтения слов, карточки для фронтального чтения, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У детей на карточках написано по одному слову:
борьба стрельба
килька сельдь
пальма ольха
пальто гольфы
колокольчик_ тюльпан
серьги кольцо
- Прочитайте слова, обозначающие одежду, рыб, деревья, цветы, украшения, виды спорта.
2. Знакомство с разделительным мягким знаком.
- Доскажите словечко.
Папа, мама, брат, сестра
Вместе - дружная ... (семья)
- Составим слово семья из букв разрезной азбуки. Какие буквы набрали для составления второго слога? Прочитайте, что у вас получилось?
Если дети составили слог МЯ, логопед обращает внимание на слитное чтение букв М и Я. А в слоге МЬЯ они не сливаются, произносятся отдельно.
- В слоге МЬЯ между буквой М и буквой Я ставится особый знак - разделительный Ь. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак. Буква разделительный ь обозначает мягкость согласного звука [мь] и не дает сливаться согласной букве с гласной Я. Когда произносишь слова с разделительным мягким знаком, то словно взбираешься на горку, а потом съезжаешь с нее:
Дети открывают альбом (с. 28), читают «слоги-человечки».
3. Чтение слогов с разделительным мягким знаком.
- Жила-была семья. У родителей был мальчик. Звали его Илья. Илья был умным мальчиком. В пять лет он уже научился читать.
Каждое лето Илья отдыхал у бабушки и дедушки в деревне Марьино. И этим летом папа повез Илью в Марьино. Сели они в электричку и поехали.
В дороге они не скучали,
В игру со словами играли.
Илья слоги читал,
А папа до слова их добавлял.
И вы эти слоги прочтите
И с каждым слогом слово назовите.
4. Чтение слов.
- Деревня Марьино красивая - кругом лес, поля и речка недалеко. Бабушка и дедушка хозяйством занимались. Была у них корова, коза, собака и кот. Илья им помогал.
Илья очень любил маму и папу. Чтобы родители не беспокоились, он написал им письмо.
Логопед читает письмо. Дети дополняют чтение логопеда, читая хором выделенные слова, которые написаны на карточках.
«Мои дорогие мама и папа!
Я живу хорошо. У меня появились новые: кот Барсик и собака Тузик! Мы живем как одна . По утрам в деревне поют. Мы просыпаемся и чай с и ».
Потом к Илье подошла бабушка. Она увидела, чем занимается внук, и решила ему помочь.
«у меня было не очень. Сейчас лучше. Парное молоко. Хорошо, что есть запасы малинового варенья в».
Бабушка устала и пошла спать. Дописывать письмо пришлось дедушке.
«На днях мой Тузик линять начал. Но уже обрастает шелковистой. Думаю, на выставке за красоту его наградят . Осталось мне только купить новоедля полного
До».
5. Чтение предложений.
- Однажды Илья помогал бабушке доить корову. Он очень устал с непривычки и сказал бабушке: «Лучше бы ты купила себе корову маленькую. Есть такие специальные коровы - козы называются». «Почему?» - спросила бабушка. А почему, вы узнаете, прочитав предложение.
Дети читают в книге первое предложение.
Затосковал Тузик. Задумал дедушка его - охотничью собаку - отправить на выставку и решил завить ему шерсть. А почему не коту? Прочитайте следующее предложение.
Постригли и завили Тузика под пуделя, но после этого он еще больше загрустил.
6. Самостоятельное чтение.
- Тогда Илья решил уговорить дедушку не мучить Тузика и вместо выставки взять его на охоту. Дедушка подумал и согласился. Обрадовался Тузик и побежал за дедушкой в лес. В этот раз на охоте он старался пуще прежнего и нашел много разных следов. Прочитайте, чьи следы нашел Тузик в лесу и проведите дорожки от слов к соответствующим картинкам.
Дети работают самостоятельно.
5. Звуко-буквенный анализ.
а) Решение кроссворда.
Дети с помощью картинок решают кроссворд.
Приближалась осень. Деревья стояли голые.
Листья с деревьев опали.
б) «Математическая грамота».
Быстро промчалось лето. Однажды в домик бабушки и дедушки пришел гость. Решите первый пример, и вы узнаете, кто это был. (Почтальон.)
Почтальон принес телеграмму, в которой говорилось, что скоро за Ильей приедут родители. Когда именно они приедут, вы узнаете, решив второй пример. (Осенью.)
8. Итог занятия.
- Наступила осень. Папа и мама приехали в деревню и забрали Илью домой. Вся семья вместе и душа на месте. Почему так говорят? Что обозначает и показывает разделительный мягкий знак в слове семья? ЗАНЯТИЕ № 129
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |