Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Папюс - Методическое руководство по практической магии. Деревенской магии


НазваниеДеревенской магии
АнкорПапюс - Методическое руководство по практической магии.pdf
Дата15.03.2017
Размер7.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPapyus_-_Metodicheskoe_rukovodstvo_po_prakticheskoy_magii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#12318
страница3 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Человек воли Человек воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чувственные и интеллектуальные, а при посредстве взгляда, слова или движения — на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы
чем г, Подобно машинисту, который, находясь на локомотиве, смотрит тона манометр, показывающий ему состояние пара в котле, тона расстилающийся передним путь, скрывающий, может быть, опасности, которых надо избегнуть, и сообразно этому управляет машиной подобно ему. человек воли, бессмертный человек, опираясь на человека машину, управляет им, будучи осведомлен внешними чувствами о достоянии окружающего мира, и самочувствием — о состоянии онанизма, имея кроме того в своем распоряжении нервную силу. позволяющую ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения.
Он борется с природой, как с равным себе, истребляет леса, которыми она покрывает землю, и строит на их местах прекрасные города, где бесчисленные изобретения — действия его воображения на волю — делают жизнь более приятной, но и более опасной для слабых. Человек воли — пионер, как материального, таки идейного мира, изобретатель, основатель городов, смелый исследователь или провозвестник вечной истины. Если понадобится, он всегда сумеет воздержаться, пострадать или умереть, потому что повелевает своим организмом, а не подчинен ему. Он господина не раб его.
Теперь понятна разница между Пифагором или Ньютоном и импульсивным, человеком. Для профана и тот, и другой — люди, между тем как действительно заслуживают этого имени лишь первые.
Повторим вкратце содержание этой главы
ь I
Öåíòðû äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî Три отделения, три этажа, три типа, и каждый из них распадается натри подразделения.
В низу анатомически
— живот, физиологически
— фабрика материи, психологически
— область чувств и инстинктов.
В середине анатомически — грудь, физиологически — фабрика жизни и психологически — область ощущений и страстей.
Наверху: анатомически — голова (нижняя, задняя часть мозга и спинной мозг, ее продолжение, физиологически — фабрика нервной силы и психологически — область интеллекта и пассивного вдохновения.
Над этими тремя центрами властвует, совершенно охватывая их (как ангел в мистических легендах покрывает крыльями охраняемого им человека, анатомически мозг, со своими слугами — пятью чувствами и органами выражения
— входами и выходами всего циркулирующего в психике физиологически
— высшие мозговые центры психологически — область воли и активного разума.
(В отношении подробностей смотри схему психологического строения человека
чем г, Сфинкс Сфинкс есть полный пантакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной сфинксом Эдипу, было слово «человек».
У сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов, изображенные на пьедестале у большей части египетских сфинксов крылья, или заменяющие их символы, помещены по сторонам головы.
Формула, выражающая этот великий символ, гласит знать, сметь, хотеть, молчать В рассмотрении его форм находится ключ к познанию состава человека и побуждений, им руководящих.
Бык — означает флегматическую натуру, работу и материальное тело.
Л е в — сангвиническую натуру, смелость и жизнь.
О ре л — меланхолическую натуру, интуицию и нервную силу.
Наконец, ангел — вне человеческого совершенства означает холерическую натуру, волю и разум.
Французский художники спиритуалист Jean
Dellville нарисовал по нашим указаниям эту аналитическую фигуру сфинкса таким образом.
Ноги члены живота) человеческого существа схватывают быка (владеют им
ь Руки грудные члены) держат льва за гриву головы.
Наконец, головные члены — челюсти, удерживают орла за цепь, охватывающую его шею.
Крылья ангела — воля
— со своей стороны окружают всю эту группу, обнимая все животные побуждения, составляющие бессознательную часть человека.
Это символическое изображение цели, достигаемой магом
чем г, Отношения человека воли к импульсивному существу Мы уже неоднократно говорили о мгновенной остановке начатого движения, производимой действием воли на импульсивные центры. Рассмотрим теперь это явление в подробностях.
Всякий раз, когда внешнее впечатление достигает инстинктивного центра нормально бодрствующего человека, одновременно являются соответственное ощущение и рефлективное движение. Здесь возможны различные случаи.
Если человек принадлежит к одному из низших психических состояний, то, восприняв ощущение, не препятствует импульсивной части действовать, иона удовлетворяет своим животным побуждениям, причем субъект пассивно воспринимает новые ощущения от действия импульсивного существа.
В этом случае, центр сознательных восприятий действовал лишь как зеркало, отражая впечатления и записывая их никакой активной реакции со стороны высших центров не происходило.
Но если человек привык перерабатывать получаемые впечатления, то он не удовлетворится пассивным их восприятием, и сейчас же подвергнет их критической оценке.
М ы ш лени е состоит в умственной обработке идеи, порожденной восприятием. Тут приходят в действие те способности, неодинаково развитые у различных людей, которые превращают идею в мысль, а мысль — в суждение.
Смотря потому, следуют ли размышления за восприятием, или нет, получаются совершенно различные результаты, вследствие чего упражнение враз мышлении является необходимой подготовкой кр аз в и т и ю воли, и размышление, в явлениях восприятия, точно соответствует развитию воли в явлениях активного действия.
Ранее мы рассмотрели, как реагирует на внешние восприятия грубо импульсивный человек посмотрим теперь, как поступает в данном случае среднеразвитый человек.
Сознательное существо, как мы видели, отправляет три главные функции) оно чувствует — воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами
ь I
2) оно подвергает эти идеи особой обработке — обсуждению) результатом чего является действие, производимое сознательным человеком, над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь то и действует воля.
Итак, ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть ив ближайшие высшие центры — в сферу чувства, тогда происходят два новых явления:
а) рефлективный импульс (эмоция, направленный к органам выражения и имеющий страстный характер, б) специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, сего характером наслаждений или страдания, но еще и чувство, сего характером любви или ненависти.
Но этим еще не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, ион от себя производит еще два новых явления:
в) рефлективное действие интеллектуального характера — влечение, г) специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как суждение сего характером истины или заблуждения Таким образом, ощущение, воспринятое человеком, с достаточно развитыми центрами сознания, представляется ему последовательно в трех направлениях в виде наслаждения или страдания, в виде любви, или ненависти и, наконец, в виде истины или заблуждения, соответственно чему являются три рефлекса потребность, страсть ив лечение, каждый из которых со своей стороны может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.
Человек приближается к источнику данного ощущения или удаляется от него, смотря потому, было ли ощущение приятно (наслаждение, любовь, истина, или неприятно (боль, ненависть, заблуждение. Не надо забывать, что пока речь идет лишь о первом движении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо подобно тому, как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу, человек воли по существу свободен
чем г, Главное действие сознательного существа на все три импульсивные центра заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжкие психические расстройства.
Рассмотрим же подробнее, в чем заключается это равновесие.
Вы наверно видели в цирке, как эквилибрист пользуется при своих упражнениях балансирным шестом. Этот шест он держит горизонтально перед собою и, слегка вынося его тов правую, тов левую сторону, по надобности, легко удерживает равновесие, стоя на канате или проволоке. Шест этот совершенно пассивен, в течение большей части времени, и его единственное назначение — составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и стремящимся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.
Человеческая психика также подвергается нередко действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия.
Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону Он выносит влево свой балансирный шести равновесие восстанавливается. В этом случае, эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе и, таким образом, приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.
В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).
В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое — живой организм.
Это то равновесие и определяет своею устойчивостью то, что мы называем здоровьем, как физическим, таки психическим.
Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления инстинкты, чувства, мысли
ь Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл средний анимический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием — рассудок наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет — разум.
Эти три проявления разумности здравый смысл, рассудок и разум, являются результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и интересные психологические явления.
Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь, какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных психологических элементов.
Действие внешнего мира на духи духана мир совершается не непосредственно, точно также, как кучер не сам непосредственно везет карету.
Органы чувств — открытые внешним впечатлениям — соответствуют материи (экипажу дух — изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмом — нервная сила, аналогична лошади.
Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным телом, как в воздействиях духана материю, таки материи на дух
чем г, Нервная сила Рассмотрев вкратце психические функции различных частей человеческого существа, мы узнаем, насколько важную роль играют в них физиологические силы.
Как мы видели, нервная сила является необходимым орудием, посредством которого наш дух может активно влиять на организма следовательно на внешний мир. Мы уже видели, при каких условиях вырабатывается нервная сила живым организмом теперь мы рассмотрим, как дух пользуется этой силой.
К роме физического тела, в состав человеческого существа входит нечто оживляющее и приводящее его в движение это астральное тело, действующее почти исключительно поза конуре ф л е к сов, то есть органическая раздражимость является причиной почти всех движений импульсивного характера, не исключая иду- шевных.
Например, при поступлении пищи в желудок, прикосновение ее к слизистой оболочке, устилающей внутренность желудка, — вызывает нервный рефлекс, в силу которого соответственные железы начинают выделять желудочный сок. Подобным же образом действуют и импульсивные психические центры как только какое либо внешнее впечатление их достигает, они автоматически приходят в действие, перерабатывают впечатление в идею, которую и передают высшим центрам.
Рассмотрим же теперь, каким образом ощущение, воспринятое органом чувств, передается психическому центру.
Из органов чувств исходит в момент восприятия ощущение, как учат современные физиологи, — особого рода колебательное движение, которое передается нервному флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания психические центры приходят в действие, благодаря чему соответственные идеи получают возможность проявиться.
В нашем примере, колебание передается нервным флюидам с периферии организма к психическому центру, этот последний приходит в действие и заставляет тот же нервный флюид передать соответствующие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии) — соответственным мускулам, чем определяется их сокращение
ь Итак, один и тот же флюид (так как в организме не имеется другого нервного флюида) передает импульсы по обоим направлениям, в зависимости оттого, на котором конце нервного проводника импульс возникает.
Но не одно только внешнее впечатление может привести в действие импульсивный психический центр, тоже самое осуществляется и влиянием воли.
Благодаря запасу нервного флюида, который всегда имеется в распоряжении духа, находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам воздействовать на соответственный психический центр и остановить любое рефлективное движение.
Следовательно, импульсивное существо, во всех своих трех проявлениях, поставлено между физическим телом и духом, оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как оттого, таки от другого, отдавая предпочтение сильнейшему. Вот почему человек, отвыкающий постепенно воздействовать волей на импульсивные центры, тем самым приучает их повиноваться исключительно внешним побуждениями скоро становится рабом своего физического тела, вместо того, чтобы быть его господином.
Как было сказано ранее, нервная сила есть колеблющаяся среда, передающая всевозможные импульсы. Отметив это, рассмотрим механизм действия духана тело.
В нормальном состоянии дух настолько владеет (через посредство нервной силы) импульсивными психическими центрами, что они не могут действовать противно его воле, но как только в распоряжении духане оказывается должного количества нервной силы. импульсивные центры выходят из повиновения и начинают преувеличенно реагировать на малейшее восприятие. В этом случае причина переданного высшим центрам ощущения лежит в значительной степени внутри организма, и порожденная имиде я нес о ответствует на этот разв не ш ней действительности. Таков механизм появления галлюцинации Мы видим, что причина этого патологического явления заключается не в болезненном состоянии духа, который, будучи божественной природы, никогда не бывает болен, а в недостаточном количестве нервной силы, нужной духу для управления психикой, что заставляет нас взглянуть на явления галлюцинации с совсем новой точки зрения. Опасность галлюцинаций состоит в том, что они ведут человека к ложным суждениям. Вот почему нервное истощение считается опасной болезнью.
Все вышесказанное ничуть не мешает духу получать ощущения, чувства и суждения от импульсивных центров, им самим приводимых в действие, ив этом
чем г, случае дух наверное не ошибется в истинной причине получаемых ощущений.
В распоряжении духа обыкновенно находится количество нервной силы не только достаточное для удержания в повиновении низших центров, но имеется еще и некоторый запас ее, которым он может воспользоваться для работы воображения.
Воображение — есть способность воли создавать идеи, посредством вибраций нервной силы, направленных в импульсивные центры, и группировать, так или иначе, эти идеи действием специальной способности сознательного духа. Воображение есть роскошь, быстро исчезающая при малейшем переутомлении, то есть как только нервный флюид не будет вырабатываться в избытке, нужном для образования запасов.
Мы дали лишь беглый очерк оккультной Психологии, на основательное изложение которой понадобилось бы много томов.
Те из читателей, которые пожелают приобрести более обстоятельные сведения поданному предмету, найдут ценное указание в предисловии к труду
Фабра д’Оливе Социальное положение человека (Fabre d’Olivet — «Etat social de l’homme») ив «Тимее» — Платона.
Итак, ключ к пониманию явлений психической жизни, а в особенности ее расстройства, лежит не столько в исследовании строения организма, сколько в изучении нервного флюида и его проявлений, ибо лишь через посредство нервного флюида, человеческий дух получает сведения от органов чувств и приводит в движение волю.
По существу, дух человеческий ограничивается одною способностью мыслить способности же чувствовать и управлять организмом суть дополнительные свойства, обусловленные пребыванием духа в материальном мире план Природы).
Опишем несколько явлений, которые покажут, что происходит, когда импульсивное существо начинает действовать помимо сознания.
Нормальный сон В состоянии бодрствования, дух человеческий имеет в своем распоряжении некоторое количество нервного флюида и, смотря потому, хорошо или худо пользуется этим запасом, он является разумным или бессмысленным человеком инстинктивный центр, добродетельным или порочным (анимический центр, ученым или невеждой (интеллектуальный центр
ь Всякое действие, носящее название умственной работы принятие решения и т. п, требует активного вмешательства воли лишь вначале.
Этот начальный толчок приводит в действие импульсивный и психический центры, продолжающие автоматически раз начатую работу, причем на долю воли остается лишь общее руководство этими автоматами, что совершается путем медленного выделения нервного флюида.
Потраченный на производство такой работы запас нервного флюида истощается, и дух постепенно теряет власть над телом. В это время члены становятся неподвижными, человек теряет способность стоять, глаза закрываются, органы чувств перестают действовать — наступает нормальный сон.
Таким образом, нормальный соня в ля е т с я следствием постепенного уменьшения количества нервного флюида, чем нарушается связь духа сор га низ м ом, выражающаяся потерей чувствительности и ослаблением воли Вовремя сна астральное тело — план и строитель тела физического возмещает все потери, происшедшие в сознательных центрах, и пополняет запасы нервной силы.
Когда эти запасы достигнут известного размера, восстанавливается сообщение духа с организмом, проявляющееся пробуждением спящего.
Этот процесс подробно описан Шарделем в его Физиологической Психологии Все сказанное относительно духа, приложимо в полной мере и к импульсам психического существа, что позволяет нам сказать вообще нормальный сон обусловливается недостатком нервного флюида вор- га низ м е Мы увидим далее, что алкоголь и кофе могут отсрочить наступление нормального сна, хотя и с опасностью сильной реакции впоследствии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей