Главная страница
qrcode

Дети с моторной алалией


Скачать 25.31 Kb.
НазваниеДети с моторной алалией
Дата21.05.2020
Размер25.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция7 (1).docx
ТипДокументы
#69432
Каталог

Тема 7 «Система логопедической работы по устранению моторной алалии:основные направления работы».

Дети с моторной алалией воспитываются и обучаются в логопедических

группах дошкольных образовательных организаций в соответствии

с принятыми в стране нормативно-регулирующими документами.

Занятия с ними проводятся в индивидуальной, подгрупповой и

групповой формах в соответствии с программой дошкольных образовательных

учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями

речи (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Лагутина

А. В., 2008). Программа строится на основе ряда принципов.

Ведущим является патогенетический принцип, определяющий зависимость

стратегии и тактики коррекционно-воспитательной работы

от механизма нарушения при алалии.

Важным является принцип учета нормального онтогенеза речи, основных

закономерностей усвоения языка, последовательности формирования

грамматических форм и конструкций, необходимых для

создания ключевых звеньев начального речевого общения при алалии.

Принцип системного подхода отражает единство и целостность языка

как системы, что предусматривает взаимосвязанное формирование

фонетических, фонематических и лексико-грамматических компонентов

речи при алалии.

Деятельностный принцип усвоения языка показывает отношения

между фактами действительности, различными ситуациями посредством

языка.

В настоящее время, несмотря на разнообразие подходов к диагностике

и коррекции алалии, наиболее распространенным в системе образования

является психолингвистический подход. В рамках этого подхода

разработаны различные системы логопедического воздействия на

структуру нарушения при алалии (Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская,

В. А. Ковшиков, В. К. Воробьева, Е. Ф. Соботович, Н. С. Жукова и др.).

При моторной алалии основной задачей первоначальных этапов

логопедического воздействия является создание стимулов, пусковых

механизмов, которые должны обеспечить развитие речи детей и усвоение

ими языковой системы, преодоление не только речевых, но и

неречевых нарушений.

Первые слова у безречевого ребенка появляются на высоте эмоционального

напряжения, которое возникает в игровой ситуации, через

обращенное проговаривание за логопедом.

Б. М. Гриншпун (1975) рекомендует изначально формировать грамматическую

систему как основу речевой коммуникации, называя три

начальных этапа логопедической работы при моторной алалии.

Первый этап — однословная фраза (предложение), формируется

минимальный коммуникативно значимый отрезок речи, слово в

единстве номинативной и предикативной функций. Такие однословные

фразы составляют из слов, которые необходимы для выражения

предикативности, т. е. из слов, обозначающих действия (Сядь! Встань!

Дай! Стой! Иди! — иду и т. п.).

Второй этап — предложение из двух слов. Усложняется синтаксическая

структура предложений за счет включения второстепенных

членов — имен существительных в формах косвенных падежей. Центром

таких двусловных предложений является глагол в форме 1-го лица

настоящего времени или в побудительной форме. Формируются две

модели предложений: с винительным падежом единственного числа

(несу куклу) и предложным падежом с предлогом «на» (сижу на стуле).

Эти модели являются наиболее частотными для глагольных сочетаний.

Третий этап — предложение из двух главных членов: подлежащего

и сказуемого, когда высказываются суждения о действиях какого-то

лица или о состоянии предмета (мяч упал и т. д.). Эта работа проводится

на основе наблюдений ребенка над действиями окружающих лиц

(товарищей по группе или родителей), а затем на основе дидактического

материала: игрушек, картинок и т. д. Осуществляется работа по

дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду — идет), а также

форм именительного и косвенных падежей. Так вырабатываются первые

грамматические обобщения и противопоставления. Морфологические

элементы (окончания слов) произносятся утрированно, с подчеркнутой

интонацией и произношением.

Обращается внимание на произношение слов.

Ковшиков В. А. (1985, 2001, 2006) [5] предложил иную систему преодоления

моторной алалии. Он считает, что у детей с экспрессивной

(моторной) алалией нельзя вырабатывать изолированные языковые

204

единицы, а нужно с самых первых занятий формировать у них язык

как целостное образование. Для этого используется концентрическая

система организации материала, где каждый этап включает постепенно

усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической,

синтаксической, морфологической, фонематической). Например, при

тяжелой степени недоразвития языковой системы отрабатывается вся

совокупность языковых единиц и их форм.

В лексической подсистеме:

— некоторые общеупотребительные глаголы (идти, сидеть, бежать,

есть, пить, мыть, петь и др.), их спряжение;

— местоимения (я, ты, он, она; мой, его, ее; этот, тот);

— наречия (тут, там);

— частицы (вот, да, нет);

— существительные собственные и нарицательные (Вова, Петя,

Галя, ..., мама, папа, тетя, дядя, баба, нога, губы, дети, вода, муха и др.).

В синтаксической подсистеме:

— простые односоставные (преимущественно глагольные) и двусоставные

повествовательные предложения (Иду. Идет. Иди!; Дай! На!;

Хочу. Не хочу.; Вова, дай! Петя, сиди!; Хочу пить (есть); Я иду (мою,

несу, даю...); Он идет (моет, несет, дает...); Мяч мой (его, ее) и т. д.).

В морфологической подсистеме:

— формы глаголов настоящего времени 1-го и 3-го лица ед. числа

изъявительного наклонения и 2-го лица ед. числа повелительного наклонения;

— исходные формы местоимений и существительных.

В фонематической подсистеме:

— простые в артикуляторном отношении звуки;

— универсальная конструкция слога «согласный—гласный» (СГ) и

некоторые другие конструкции (СГС, ГСГ);

— слова односложные и двусложные.

Окончания по возможности произносятся ребенком правильно

сначала имитативно (подражательно), потом самостоятельно.

Позднее отрабатываются более сложные языковые единицы, их

формы и правила функционирования в процессе порождения речи.

Организующим фактором всей работы выступает предложение, а в

предложении — предикат как центр предложения. На более продвинутом

этапе работы основное место принадлежит связному тексту.

В итоге ребенок должен научиться самостоятельно открывать сложные

закономерности языка и использовать язык в деятельности.

205

Практически во всех исследованиях отмечается, что важнейшим

направлением начальных этапов работы над речью при моторной алалии

является формирование предикации.

Используются упражнения, направленные на уточнение, усвоение

и осознание предикативных единиц, ввод их в предложение и связную

речь. Эта деятельность направлена на постепенное развертывание

внутренней программы высказывания и обеспечивает переход к

опорным словам моделируемого предложения, способствует формированию

предикации. Она ориентирует детей на учет морфологических

и словообразовательных характеристик слов, необходимость определения

места номинативных и предикативных единиц в структуре

предложения.

Е. Ф. Соботович (1981, 2003) [14] предложила поэтапное формирование

операций, на основе которых ребенок овладевает анализом

языковых явлений и практически усваивает основные закономерности

языка. Эти знания дают толчок для спонтанного развития экспрессивной

речи.

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1) формирование расчлененного восприятия предметной и речевой

ситуации и элементарного словаря;

2) формирование операций, подготавливающих вычленение морфологических

и фонетических элементов языка;

3) развитие операций, направленных на овладение структурой

предложения и его грамматическим оформлением;

4) актуализация морфем, конструирование словоформ и синтаксических

конструкций в экспрессивной речи ребенка.

Работа осуществляется в процессе специально организованной деятельности

ребенка при восприятии устной речи, при отборе языковых

единиц и реализующих их движений для собственного высказывания,

при формировании осознанного языкового и речевого анализа,

в процессе чтения. Успешность овладения названными структурами

достигается многократным повторением действий ребенка на ограниченном

и повторяющемся лексическом и грамматическом материале.

Другая система коррекционного воздействия основана на предваряющем

формировании неречевых функций и процессов при некотором

(а иногда и значительном) опережении их развития в сравнении

с речью. В. К. Воробьева [2] рекомендует следующий план работы с

детьми с моторной алалией.

1. Развитие психологической (сенсорно-перцептивной) базы речи,

целью которой является формирование внимания, памяти, мышления,

восприятия как психологической основы речи.
2. Развитие понимания речи, целью которой является преодоление

импрессивного аграмматизма и формирование пассивного и активного

словаря. В процессе игровых заданий расширяется круг значений

предметов, действий, признаков.

3. Формирование собственной экспрессивной речи:

а) усвоение слоговой и морфемной структуры слова. Основным

приемом при образовании новых слов является сравнение значений

слов, практическое наблюдение и осознание зависимости изменения

лексических значений от грамматических;

б) развитие связной речи: формирование навыков и умений устной

связной речи и обучение письменным видам речи (чтение, письмо),

формирование ориентировки в смысловой цельности, сравнение

смысловых и лингвистических характеристик текста.

Выделяется три взаимосвязанных этапа становления навыка связного

высказывания: 1 — «стихийное» формирование связной речи,

2 — формирование учебных действий анализа с введением правил построения

текста, 3 — формирование связного сообщения на основе

применения изученных правил.

Коррекционная работа с детьми, имеющими моторную алалию,

осуществляется при сотрудничестве невролога, психолога, логопеда,

воспитателей, учителей, специалистов по логоритмике и лечебной

(адаптивной) физкультуре. Широко используется арттерапия всех

видов: куклотерапия, сказкотерапия, песочная и акватерапия, изотерапия

(рисование, лепка), музыко- и танцетерапия, кинезитерапия

(лечение системой движений, включающей логоритмику и работу над

мелкой моторикой пальцев рук). Все используемые педагогические

технологии направлены на формирование и активизацию общения.

Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени

выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых

и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, личностных

характеристик ребенка. При длительной систематической

логопедической работе у детей формируется самостоятельная речь в

объеме, позволяющем обучаться в общеобразовательной или специальной

школе для детей с нарушениями речи в инклюзивных условиях,

социально адаптироваться.

Медико-педагогическое воздействие осуществляется с ранних этапов жизни ребенка.

Прогноз при моторной алалии определяется с учетом комплекса

факторов. Он лучше, если у ребенка неязыковые расстройства выражены

не грубо, есть потребность в речи, имеются предикативные

слова, развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения,

микро социальная среда благоприятна.
перейти в каталог файлов


связь с админом