С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: Fayl__70__Avtomatizatsia_zvuka_Zh_v_predlozheni...ppt, Дизартрия.pptx.pptx, Мой_букварь.pptx.pptx, Брежнева Е., Брежнев Н. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по разви, Testy_dlya_detey_3-kh_let_1_chast.pdf, N_Sozonova_Grammatika_dlya_doshkolnikov_Dlya_detey_4-6_let.pdf, Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбо и ещё 29 файл(а). Показать все связанные файлы З.Е.Агранович
Сборник домашних заданий
в помощь логопедам
и родителям для преодоления
лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВОПРЕСС»
2003
Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.— 128 с.
В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.
Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.
Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.
От автора
В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.
Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т. е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.
Примерное тематическое планирование работы
в подготовительной логопедической группе ДОУ
(ОНР, ФФНР)
Сентябрь
1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом. 4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).
Октябрь
1-я неделя — «Откуда хлеб пришел?»
2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»
3-я неделя — «Дом. Мебель»
4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»
Ноябрь
1-я неделя — «Домашние животные»
2-я неделя — «Перелетные птицы»
3-я неделя — «Звери наших лесов»
4-я неделя — «Осень» (обобщение).
Декабрь
1-я неделя — «Библиотека»
2-я неделя — «Зимующие птицы»
3-я неделя — «Хвойные деревья»
4-я неделя — «Новый год»
Январь
1-я неделя — зимние каникулы.
2-я неделя — «Зимние забавы»
3-я неделя — «Наш город. Моя улица»
4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).
Февраль
1-я неделя — «Игрушки. Русская народная игрушка»
2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»
3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»
4-я неделя — «Зима» (обобщение).
Март
1-я неделя — «Почта. Профессии»
2-я неделя — «8 Марта. Женские профессии»
3-я неделя — «Животные холодных стран»
4-я неделя — «Животные жарких стран»
Апрель
1-я неделя — «Перелетные птицы»
2-я неделя — «День космонавтики»
3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»
4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).
Май
1-я неделя — «День Победы»
2-я неделя — «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»
3-я неделя — «Насекомые»
4-я неделя — «Весна (обобщение). Времена года»
Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)
Сентябрь
1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.
4-я неделя — «Детский сад»
Октябрь
1-я неделя «Овощи»
2-я неделя «Фрукты»
3-я неделя «Сад-огород. Ягоды»
4-я неделя «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Ноябрь
1-я неделя «Домашние птицы»
2-я неделя «Перелетные птицы»
3-я неделя «Игрушки»
4-я неделя «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»
Декабрь
1-я неделя «Зимующие птицы»
2-я неделя «Зимние забавы»
3-я неделя «Хвойные деревья»
4-я неделя «Новый год»
Январь
1-я неделя зимние каникулы.
2-я неделя «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»
3-я неделя «Домашние животные»
4-я неделя «Дикие животные наших лесов»
Февраль
1-я неделя «Наша пища. Труд повара. Посуда»
2-я неделя «Транспорт»
3-я неделя «День защитника Отечества»
4-я неделя «Зима» (обобщение).
Март
1-я неделя «Ранняя весна»
2-я неделя «Мамин праздник. Женские профессии»
3-я неделя «Моя семья»
4-я неделя «Перелетные птицы»
Апрель
1-я неделя «Наш город. Дом»
2-я неделя «Мебель»
3-я неделя «Рыбы»
4-я неделя «Комнатные растения»
Май
1-я неделя «День Победы»
2-я неделя «Весна. Растения луга и сада»
3-я неделя «Насекомые»
4-я неделя «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
Тема «Детский сад» (4-я неделя) Задание 1. Родителям рекомендуется:
объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;
совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;
рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;
выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.
Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.
Задание 3. Выучить стихотворение:
Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.
Паровоз, пароход дожидаются ребят.
Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков). Октябрь
Тема «Овощи»
(1-я неделя) Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь,
капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них
готовят (суп, салат, винегрет...);
- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей. Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице.
(Морковь)
Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко.
Что это?
(Репка)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)
Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она.
(Редис)
Голова на ножке, в голове — горошки.
(Горох)
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
(Огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.
(Капуста)
Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук) Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):
огурец — огурцы, помидор — помидоры...
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..
(Огурцы) Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это? Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус? Что из него готовят?
Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...
Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...
Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
(овощи - морковь, огурец, репа; геом. фигуры – круг, треугольник, овал) Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты». Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями
рук вверх и вниз. Морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к
себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение палацев, имитирующих посыпание
солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание палацев рук в кулаки.
Задание 11. Прослушать стихотворение. Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин) Задание 12. Прослушать стихотворение. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку
и свеклу, ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка
и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Вопрос. Из чего хозяйка варила суп? Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.
Тема «ФРУКТЫ»
(2-я неделя) Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
- обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
- по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко,
а откусишь — сладко.
(Яблоко)
На сучках висят шары, посинели от жары.
(Слива)
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):
яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
яблоко — яблочко, лимон — ... , банан — ... , апельсин — ....
Задание 6. Подобрать родственные слова:
яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;
вишня — вишенка, вишневый;
смородина — смородинка, смородиновый;
лимон — лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое;
лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два — две):
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;
один лимон, два лимона ... пять лимонов;
одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных):
сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;
сок из груши — ... , варенье из груши — ...;
сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:
яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....
Задание 12. Отгадать описательную загадку.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.
(Яблоко)
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху»
(используются натуральные фрукты).
Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.
Тема «Сад-огород. Ягоды»
(3-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);
- рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;
- дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»;
- в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают. Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.
(Ягода)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?
(Калина)
Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет.
(Красная и черная смородина)
На припеке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки — собираем огоньки.
(Земляника)
Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какова на вкус? Что из нее готовят? Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):
сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...;
варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).
Клубника, смородина, черника, вишня.
(Черника — растет в лесу.)
Клюква, малина, клубника, брусника.
(Малина — растет на кусте.)
Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах. Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.
Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.
Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?»
Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают. Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте. Задание 10. Ответить на вопросы.
Про какой овощ можно сказать «твердый»?
Про какой фрукт можно сказать «сочный»?
Про какую ягоду можно сказать «кислая»?
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) — ...; клубника (какая?) — ...; помидор (какой?) - .... Задание 12. Пересчитать предметы — овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):
первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка .... Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |