Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

детствопресс


Названиедетствопресс
АнкорAgranovich Z E Sbornik domashnikh zadaniy v pomosch logopedam i roditelyam dlya preodolenia lexiko-grammaticheskogo nedorazvi.
Дата23.09.2017
Размер0.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAgranovich_Z_E_Sbornik_domashnikh_zadaniy_v_pomosch_logopedam_i_
ТипДокументы
#18201
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

З.Е.Агранович

Сборник домашних заданий

в помощь логопедам

и родителям для преодоления

лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВОПРЕСС»

2003

Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.— 128 с.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей.

Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР.

Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

От автора

В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т. е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР. Дидактический материал также может быть использован воспитателями логопедических групп ДОУ компенсирующего вида и воспитателями массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи.

Примерное тематическое планирование работы

в подготовительной логопедической группе ДОУ

(ОНР, ФФНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом. 4-я неделя — «Осенняя ярмарка. Сад-огород» (овощи, фрукты, ягоды).

Октябрь

1-я неделя — «Откуда хлеб пришел?»

2-я неделя — «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы»

3-я неделя — «Дом. Мебель»

4-я неделя — «Лиственные деревья. Грибы»

Ноябрь

1-я неделя — «Домашние животные»

2-я неделя — «Перелетные птицы»

3-я неделя — «Звери наших лесов»

4-я неделя — «Осень» (обобщение).

Декабрь

1-я неделя — «Библиотека»

2-я неделя — «Зимующие птицы»

3-я неделя — «Хвойные деревья»

4-я неделя — «Новый год»

Январь

1-я неделя — зимние каникулы.

2-я неделя — «Зимние забавы»

3-я неделя — «Наш город. Моя улица»

4-я неделя — «Как звери зимуют» (дикие животные зимой).

Февраль

1-я неделя — «Игрушки. Русская народная игрушка»

2-я неделя — «Транспорт. Правила дорожного движения»

3-я неделя — «День защитника Отечества. Военные профессии»

4-я неделя — «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя — «Почта. Профессии»

2-я неделя — «8 Марта. Женские профессии»

3-я неделя — «Животные холодных стран»

4-я неделя — «Животные жарких стран»

Апрель

1-я неделя — «Перелетные птицы»

2-я неделя — «День космонавтики»

3-я неделя — «Школа. Школьные принадлежности»

4-я неделя — «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение).

Май

1-я неделя — «День Победы»

2-я неделя — «Сад, парк, луг. Лес — наше богатство»

3-я неделя — «Насекомые»

4-я неделя — «Весна (обобщение). Времена года»

Примерное планирование работы в старшей логопедической группе ДОУ (ОНР)

Сентябрь

1, 2, 3-я недели — обследование ребенка специалистом.

4-я неделя — «Детский сад»

Октябрь

1-я неделя «Овощи»

2-я неделя «Фрукты»

3-я неделя «Сад-огород. Ягоды»

4-я неделя «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь

1-я неделя «Домашние птицы»

2-я неделя «Перелетные птицы»

3-я неделя «Игрушки»

4-я неделя «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

Декабрь

1-я неделя «Зимующие птицы»

2-я неделя «Зимние забавы»

3-я неделя «Хвойные деревья»

4-я неделя «Новый год»

Январь

1-я неделя зимние каникулы.

2-я неделя «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье»

3-я неделя «Домашние животные»

4-я неделя «Дикие животные наших лесов»

Февраль

1-я неделя «Наша пища. Труд повара. Посуда»

2-я неделя «Транспорт»

3-я неделя «День защитника Отечества»

4-я неделя «Зима» (обобщение).

Март

1-я неделя «Ранняя весна»

2-я неделя «Мамин праздник. Женские профессии»

3-я неделя «Моя семья»

4-я неделя «Перелетные птицы»

Апрель

1-я неделя «Наш город. Дом»

2-я неделя «Мебель»

3-я неделя «Рыбы»

4-я неделя «Комнатные растения»

Май

1-я неделя «День Победы»

2-я неделя «Весна. Растения луга и сада»

3-я неделя «Насекомые»

4-я неделя «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной»

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Тема «Детский сад» (4-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;

совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;

рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;

выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.

Задание 3. Выучить стихотворение:

Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).
Октябрь

Тема «Овощи»

(1-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь,

капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них

готовят (суп, салат, винегрет...);

- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:


  • Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице.

(Морковь)


  • Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко.

Что это?

(Репка)


  • Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)


  • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она.

(Редис)


  • Голова на ножке, в голове — горошки.

(Горох)

  • Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?

(Огурец)

  • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.

(Капуста)

  • Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • огурец — огурчик, помидор — помидорчик...


Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):

  • огурец — огурцы, помидор — помидоры...


Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

  • Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

  • Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..

(Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

  • Что это? Где растет?

  • Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

  • Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

  • Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...

  • Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...

Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

(овощи - морковь, огурец, репа; геом. фигуры – круг, треугольник, овал)
Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями

рук вверх и вниз.
Морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к

себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение палацев, имитирующих посыпание

солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание палацев рук в кулаки.

Задание 11. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

(В. Коркин)
Задание 12. Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку

и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка

и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?
Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.


Тема «ФРУКТЫ»

(2-я неделя)
Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

- обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

- по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Отгадать загадки.

  • Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко,

а откусишь — сладко.

(Яблоко)

  • На сучках висят шары, посинели от жары.

(Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

  • яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....


Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

  • яблоко — яблочко, лимон — ... , банан — ... , апельсин — ....


Задание 6. Подобрать родственные слова:

  • яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

  • вишня — вишенка, вишневый;

  • смородина — смородинка, смородиновый;

  • лимон — лимончик, лимонный.

Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

  • лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое;

  • лимон желтый, а яблоко красное.

Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

  • Что это?

  • Где растет?

  • Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

  • Каков на вкус?

  • Что из него готовят?


Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна одно, два две):

  • одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;

  • один лимон, два лимона ... пять лимонов;

  • одна слива, две сливы ... пять слив.

Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных):

  • сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное;

  • сок из груши — ... , варенье из груши — ...;

  • сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:

  • яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....

Задание 12. Отгадать описательную загадку.

  • Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.

(Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху»

(используются натуральные фрукты).

Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Тема «Сад-огород. Ягоды»

(3-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

- рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

- дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»;

- в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

  • Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(Ягода)

  • В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?

(Калина)

  • Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет.

(Красная и черная смородина)

  • На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки — собираем огоньки.

(Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус? Что из нее готовят?
Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):

  • сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...;

  • варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ... .


Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

  • Клубника, смородина, черника, вишня.

(Черника растет в лесу.)

  • Клюква, малина, клубника, брусника.

(Малина растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

  • Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

  • Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

  • Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.


Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?»

Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.
Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте.
Задание 10. Ответить на вопросы.

  • Про какой овощ можно сказать «твердый»?

  • Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

  • Про какую ягоду можно сказать «кислая»?


Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) — ...; клубника (какая?) — ...; помидор (какой?) - ....
Задание 12. Пересчитать предметы — овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):

первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ....
Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей